Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты


5 февраля 2019 года Максим Рубченко, РИА Новости


По данным Росавиации, в минувшем году отечественные авиакомпании установили рекорд — перевезли более 116 миллионов пассажиров. Имеющийся парк самолетов и наземная инфраструктура позволяют обеспечивать в предстоящие пять лет среднегодовой прирост пассажирских перевозок в шесть-восемь процентов. Однако повышение тарифов неизбежно снизит спрос. Почему авиабилеты все-таки подорожают — в материале РИА Новости.

В небе стало тесно
 
Число авиапассажиров за год увеличилось на 10,6%, но занятость пассажирских кресел — лишь на 0,6%, с 83,2% до 83,8%. Такая диспропорция указывает на избыток самолетов в парках авиакомпаний.
 
Для пассажиров это хорошо — не позволяет перевозчикам задирать цены на билеты. По информации Росстата, за год тарифы на пассажирские авиаперевозки выросли на 4,4% при общей инфляции в 4,3%. Причем в основном за счет подорожания в сезон отпусков: в мае тарифы прибавили 2,4%, в июне — 5,5%, в декабре — 4,4%. И все это в значительной степени компенсировалось снижением цен в сентябре (на 4,1%), октябре (3,4%) и январе (два процента).
 
Но что хорошо для потребителя, то плохо для продавца, поскольку расходы авиакомпаний увеличились значительно сильнее доходов. В итоге, как в начале декабря сообщил президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун, российские авиаперевозчики закончили год с совокупным убытком около 38 миллиардов рублей.
 
Ценовые ножницы
 
Главная причина — цены на горючее. По подсчетам АЭВТ, за год топливо подорожало на 31%, и соответствующие расходы авиакомпаний (с учетом увеличения числа рейсов) выросли на 43%, то есть почти на 80 миллиардов рублей.
 
Растут и другие расходы авиакомпаний. В первую очередь — аэропортовые сборы. Как отмечается в докладе АЭВТ, условия договоров на использование инфраструктуры аэропортов основную массу обязательств возлагают на авиаперевозчиков. Некоторые аэропорты даже включают в контракты с авиакомпаниями "инвестиционную составляющую", то есть собственные расходы на капитальное строительство.
 
По сути, сегодня в авиаперевозках рентабельность перекачивается от перевозчиков к службам обеспечения, а все убытки, наоборот, перекладывают на авиакомпании. "В итоге в отрасли возник явный дисбаланс: у предприятий, обеспечивающих перевозки (аэропорты, аэронавигация и другие), даже в период экономического спада высокая рентабельность, а авиакомпании продолжают генерировать убытки", — констатирует глава АЭВТ Владимир Тасун.
 
Хотя, по данным экспертов, в цене авиабилета расходы на керосин сейчас составляют около 25%, а стоимость услуг аэропортов и аэронавигационного обслуживания — около 40%, перевозчики не могут переложить увеличивающиеся издержки на потребителя. Ведь на фоне избытка самолетов первая авиакомпания, решившаяся объявить о существенном повышении цен на билеты, моментально лишится клиентов — все перебегут к конкурентам.
 
Сокращать издержки авиаперевозчикам некуда — они уже и так экономят на всем. Пассажиры ощущают это даже на регулярных рейсах — более бюджетным стало питание, ужесточились правила провоза багажа.
 
Авиакомпании обратились за помощью к властям. Правительство даже сделало шаг навстречу — Минтранс рекомендовал выделить перевозчикам 22,5 миллиарда рублей в качестве компенсации резкого подорожания авиатоплива. Кроме того, предлагали увеличить возврат топливных акцизов бюджета авиакомпаний. Но эти инициативы застряли в Белом доме на стадии обсуждения.
 
Слабое звено
 
Поэтому авиаперевозчики решили сами подправить конъюнктуру рынка. На этой неделе в распоряжение СМИ попало письмо гендиректора авиакомпании "Победа" Андрея Калмыкова, в котором он просит руководителей Росавиации обратить внимание на финансовые проблемы компании Utair.
 
В декабре Utair объявила дефолт по облигациям и практически не имеет шансов расплатиться с кредиторами в обозримой перспективе: долг перед банками превышает 56 миллиардов рублей, в то время как прибыль за 2017 год — всего 2,4 миллиарда.
 
Калмыков уверен: недостаточность финансовых ресурсов у этой авиакомпании представляет угрозу для безопасности полетов, создает высокие риски внезапной остановки деятельности и, как следствие, массового нарушения прав пассажиров.
 
Эксперты расценили письмо гендиректора "Победы" (которая, напомним, принадлежит "Аэрофлоту") как попытку выдавить с рынка одну из ведущих авиакомпаний — Utair сегодня четвертая в списке крупнейших перевозчиков после "Аэрофлота", S7 и "Уральских авиалиний".
 
К тому же ютейровцы регулярно "портили рынок", придумывая все новые сниженные тарифы на авиабилеты. Так, в декабре компания запустила тариф "Минимум", дающий право на провоз только пяти килограммов ручной клади с билетом стоимостью всего 900 рублей на рейсах протяженностью до 1500 километров.
 
По мнению аналитиков, уход Utair с рынка сильно облегчил бы жизнь другим игрокам, позволив повысить цены на билеты, как это произошло в 2015-м, когда обанкротилась "Трансаэро". Все крупнейшие игроки, воспользовавшись возникшим дефицитом самолетов, сразу повысили тарифы. По итогам 2016 года "Аэрофлот", S7, "Уральские авиалинии", а также Utair показали рекордную прибыль и потратили ее на закупку новых самолетов, заложив основу для сегодняшнего кризиса.
 
В целом на российском рынке авиаперевозок вырисовывается достаточно специфическая модель развития: банкротится крупная авиакомпания, конкуренты разбирают ее долю рынка, и это оказывается очередным "глотком воздуха" для отрасли. А через два-три года возникает новый переизбыток предложения.
 
Все это очень скоро приведет к ситуации, сложившейся сегодня в банковской сфере, где рынок, по сути, контролируют две государственные компании. Не говоря уже о том, что каждое новое сжатие рынка неизбежно будет сопровождаться скачком цен на авиабилеты.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer