Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты


5 февраля 2019 года Максим Рубченко, РИА Новости


По данным Росавиации, в минувшем году отечественные авиакомпании установили рекорд — перевезли более 116 миллионов пассажиров. Имеющийся парк самолетов и наземная инфраструктура позволяют обеспечивать в предстоящие пять лет среднегодовой прирост пассажирских перевозок в шесть-восемь процентов. Однако повышение тарифов неизбежно снизит спрос. Почему авиабилеты все-таки подорожают — в материале РИА Новости.

В небе стало тесно
 
Число авиапассажиров за год увеличилось на 10,6%, но занятость пассажирских кресел — лишь на 0,6%, с 83,2% до 83,8%. Такая диспропорция указывает на избыток самолетов в парках авиакомпаний.
 
Для пассажиров это хорошо — не позволяет перевозчикам задирать цены на билеты. По информации Росстата, за год тарифы на пассажирские авиаперевозки выросли на 4,4% при общей инфляции в 4,3%. Причем в основном за счет подорожания в сезон отпусков: в мае тарифы прибавили 2,4%, в июне — 5,5%, в декабре — 4,4%. И все это в значительной степени компенсировалось снижением цен в сентябре (на 4,1%), октябре (3,4%) и январе (два процента).
 
Но что хорошо для потребителя, то плохо для продавца, поскольку расходы авиакомпаний увеличились значительно сильнее доходов. В итоге, как в начале декабря сообщил президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун, российские авиаперевозчики закончили год с совокупным убытком около 38 миллиардов рублей.
 
Ценовые ножницы
 
Главная причина — цены на горючее. По подсчетам АЭВТ, за год топливо подорожало на 31%, и соответствующие расходы авиакомпаний (с учетом увеличения числа рейсов) выросли на 43%, то есть почти на 80 миллиардов рублей.
 
Растут и другие расходы авиакомпаний. В первую очередь — аэропортовые сборы. Как отмечается в докладе АЭВТ, условия договоров на использование инфраструктуры аэропортов основную массу обязательств возлагают на авиаперевозчиков. Некоторые аэропорты даже включают в контракты с авиакомпаниями "инвестиционную составляющую", то есть собственные расходы на капитальное строительство.
 
По сути, сегодня в авиаперевозках рентабельность перекачивается от перевозчиков к службам обеспечения, а все убытки, наоборот, перекладывают на авиакомпании. "В итоге в отрасли возник явный дисбаланс: у предприятий, обеспечивающих перевозки (аэропорты, аэронавигация и другие), даже в период экономического спада высокая рентабельность, а авиакомпании продолжают генерировать убытки", — констатирует глава АЭВТ Владимир Тасун.
 
Хотя, по данным экспертов, в цене авиабилета расходы на керосин сейчас составляют около 25%, а стоимость услуг аэропортов и аэронавигационного обслуживания — около 40%, перевозчики не могут переложить увеличивающиеся издержки на потребителя. Ведь на фоне избытка самолетов первая авиакомпания, решившаяся объявить о существенном повышении цен на билеты, моментально лишится клиентов — все перебегут к конкурентам.
 
Сокращать издержки авиаперевозчикам некуда — они уже и так экономят на всем. Пассажиры ощущают это даже на регулярных рейсах — более бюджетным стало питание, ужесточились правила провоза багажа.
 
Авиакомпании обратились за помощью к властям. Правительство даже сделало шаг навстречу — Минтранс рекомендовал выделить перевозчикам 22,5 миллиарда рублей в качестве компенсации резкого подорожания авиатоплива. Кроме того, предлагали увеличить возврат топливных акцизов бюджета авиакомпаний. Но эти инициативы застряли в Белом доме на стадии обсуждения.
 
Слабое звено
 
Поэтому авиаперевозчики решили сами подправить конъюнктуру рынка. На этой неделе в распоряжение СМИ попало письмо гендиректора авиакомпании "Победа" Андрея Калмыкова, в котором он просит руководителей Росавиации обратить внимание на финансовые проблемы компании Utair.
 
В декабре Utair объявила дефолт по облигациям и практически не имеет шансов расплатиться с кредиторами в обозримой перспективе: долг перед банками превышает 56 миллиардов рублей, в то время как прибыль за 2017 год — всего 2,4 миллиарда.
 
Калмыков уверен: недостаточность финансовых ресурсов у этой авиакомпании представляет угрозу для безопасности полетов, создает высокие риски внезапной остановки деятельности и, как следствие, массового нарушения прав пассажиров.
 
Эксперты расценили письмо гендиректора "Победы" (которая, напомним, принадлежит "Аэрофлоту") как попытку выдавить с рынка одну из ведущих авиакомпаний — Utair сегодня четвертая в списке крупнейших перевозчиков после "Аэрофлота", S7 и "Уральских авиалиний".
 
К тому же ютейровцы регулярно "портили рынок", придумывая все новые сниженные тарифы на авиабилеты. Так, в декабре компания запустила тариф "Минимум", дающий право на провоз только пяти килограммов ручной клади с билетом стоимостью всего 900 рублей на рейсах протяженностью до 1500 километров.
 
По мнению аналитиков, уход Utair с рынка сильно облегчил бы жизнь другим игрокам, позволив повысить цены на билеты, как это произошло в 2015-м, когда обанкротилась "Трансаэро". Все крупнейшие игроки, воспользовавшись возникшим дефицитом самолетов, сразу повысили тарифы. По итогам 2016 года "Аэрофлот", S7, "Уральские авиалинии", а также Utair показали рекордную прибыль и потратили ее на закупку новых самолетов, заложив основу для сегодняшнего кризиса.
 
В целом на российском рынке авиаперевозок вырисовывается достаточно специфическая модель развития: банкротится крупная авиакомпания, конкуренты разбирают ее долю рынка, и это оказывается очередным "глотком воздуха" для отрасли. А через два-три года возникает новый переизбыток предложения.
 
Все это очень скоро приведет к ситуации, сложившейся сегодня в банковской сфере, где рынок, по сути, контролируют две государственные компании. Не говоря уже о том, что каждое новое сжатие рынка неизбежно будет сопровождаться скачком цен на авиабилеты.



комментарии (0):








Материалы рубрики

Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Война моторов в XXI веке
Ольга Коленцова
Известия
Заглянуть за фюзеляж: дефекты на лайнере после полета найдет робот
Андрей Сафронов
РБК
В США нашли еще одну проблемную модель Boeing. Это Dreamliner.

Газета.ru
«Никогда в него не сяду»: как собирали Dreamliner
Максим Кисляков
Медиагруппа "Звезда"
АН-124 «Руслан» против Локхид C-5 «Гэлэкси»: США бьют числом
Сергей Шумилин
Наука и техника
Человек и самолет – личный Ан-74ТК-300Д Муамара Каддафи Источник контента: https://naukatehnika.com/an-74tk-300d-muamara-kaddafi.html naukatehnika.com
Владимир Максимов
Наука и техника
Зачем аэропортам биометрия?
Герман Костринский, Ольга Никитина, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Олег Дерипаска отцепляет крылья



Игнат Шестаков
Известия
Небо общего назначения: почему малая авиация спасет страну от коллапса
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Росавиация защитилась на миллиард

Газета.ru
Беда не приходит одна: что не так с Boeing 737 MAX
Герман Костринский, Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Лучшее — враг короткого. Создание укороченного SSJ 75 отложено на неопределенный срок
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты зажимают в зонах. Возобновляется спор вокруг защитных территорий
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-35 налетел на подводные камни
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Проблема ДРЛО – залить «глаза»
Сергей Черкасов
Военно-промышленный курьер
Кто против Ил-112В
Александр Ермаков
Известия
Белый слон: на что способен самолет с самым длинным крылом в мире
Николай Протопопов
РИА Новости
Веер ракет: сможет ли новая система ПВО отпугнуть от России авиацию НАТО
Андрей Жвирблис
BFM
«Ошибка 2000» наконец дала о себе знать. Возможно, опять пострадает Boeing
Шамиль Хайруллин
Красная звезда
Бомбардировщики попали в радиоэлектронный переплёт
Владимир Кузьмин
Российская газета
Билет без налога
Павел Панов
Известия
Пролетая над Москвой: региональным авиаперевозчикам обнулят НДС
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Анкаре надоели комплексы Вашингтона
Илья Крамник
Известия
Предполетные ожидания: когда Су-57 заступят на боевое дежурство
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бе-200 не дадут утонуть
Кристина Бочарникова
Интерфакс
"Арктика" для Арктики
Валентина Гаврикова
РБК
Авиакомпании отменили сотни рейсов на "Боингах" 737. Куда пойдут акции
Александра Качалова
Интерфакс
Дроны в деле

Газета.ru
Новые разработки: сколько украли в Роскосмосе и Ростехе
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
США окрыляют Тайвань
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Поколение Крыма: Новейшие истребители Су-57 отправят на южные рубежи
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Superjet взлетят за счет производителя
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Ил-112В: из прошлого – в будущее
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Долгая дорога в небо
Юрий Авдеев
Красная звезда
Новый «Ильюша-работяга» прибыл в войска
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Воздушный робот для Малайзии
Александр Волобуев, Николай Хренков
Известия
Билеты на бочку: цены на авиаперевозки продолжают рост, несмотря на снижение стоимости керосина
Анна Пушкарская
КоммерсантЪ
России задали вопросы о сбитом "Боинге"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Производитель SSJ 100 запасся двигателями в убыток

Газета.ru
«Все по инструкции»: почему не спасли эфиопский Boeing
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
«Премьер» на Дне Победы: над Москвой пролетит самолет А-100
Илья Крамник
Известия
Что делать с авианосцем: «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй
Ирина Алкснис
РИА Новости
Российские С-400 очищают небо Турции от американских истребителей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Росавиация приземлила подержанные самолеты
А. Иванов, А. Скудаева, Т. Ткачева, Е. Шулепова
Российская газета
Взлет разрешен
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
S7 пересматривает перспективы
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Летающему такси нашли технологические барьеры
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Авианосец одним Махом: истребители наведут гиперзвуковые ракеты
Александр Волобуев
Известия
Капитан бизнеса: как повлияет на авиаотрасль гибель Наталии Филевой
Сергей Машкин, Константин Воронов, Елена Морозова
КоммерсантЪ
Обломки сложились в плоский штопор

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer