Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты


5 февраля 2019 года Максим Рубченко, РИА Новости


По данным Росавиации, в минувшем году отечественные авиакомпании установили рекорд — перевезли более 116 миллионов пассажиров. Имеющийся парк самолетов и наземная инфраструктура позволяют обеспечивать в предстоящие пять лет среднегодовой прирост пассажирских перевозок в шесть-восемь процентов. Однако повышение тарифов неизбежно снизит спрос. Почему авиабилеты все-таки подорожают — в материале РИА Новости.

В небе стало тесно
 
Число авиапассажиров за год увеличилось на 10,6%, но занятость пассажирских кресел — лишь на 0,6%, с 83,2% до 83,8%. Такая диспропорция указывает на избыток самолетов в парках авиакомпаний.
 
Для пассажиров это хорошо — не позволяет перевозчикам задирать цены на билеты. По информации Росстата, за год тарифы на пассажирские авиаперевозки выросли на 4,4% при общей инфляции в 4,3%. Причем в основном за счет подорожания в сезон отпусков: в мае тарифы прибавили 2,4%, в июне — 5,5%, в декабре — 4,4%. И все это в значительной степени компенсировалось снижением цен в сентябре (на 4,1%), октябре (3,4%) и январе (два процента).
 
Но что хорошо для потребителя, то плохо для продавца, поскольку расходы авиакомпаний увеличились значительно сильнее доходов. В итоге, как в начале декабря сообщил президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун, российские авиаперевозчики закончили год с совокупным убытком около 38 миллиардов рублей.
 
Ценовые ножницы
 
Главная причина — цены на горючее. По подсчетам АЭВТ, за год топливо подорожало на 31%, и соответствующие расходы авиакомпаний (с учетом увеличения числа рейсов) выросли на 43%, то есть почти на 80 миллиардов рублей.
 
Растут и другие расходы авиакомпаний. В первую очередь — аэропортовые сборы. Как отмечается в докладе АЭВТ, условия договоров на использование инфраструктуры аэропортов основную массу обязательств возлагают на авиаперевозчиков. Некоторые аэропорты даже включают в контракты с авиакомпаниями "инвестиционную составляющую", то есть собственные расходы на капитальное строительство.
 
По сути, сегодня в авиаперевозках рентабельность перекачивается от перевозчиков к службам обеспечения, а все убытки, наоборот, перекладывают на авиакомпании. "В итоге в отрасли возник явный дисбаланс: у предприятий, обеспечивающих перевозки (аэропорты, аэронавигация и другие), даже в период экономического спада высокая рентабельность, а авиакомпании продолжают генерировать убытки", — констатирует глава АЭВТ Владимир Тасун.
 
Хотя, по данным экспертов, в цене авиабилета расходы на керосин сейчас составляют около 25%, а стоимость услуг аэропортов и аэронавигационного обслуживания — около 40%, перевозчики не могут переложить увеличивающиеся издержки на потребителя. Ведь на фоне избытка самолетов первая авиакомпания, решившаяся объявить о существенном повышении цен на билеты, моментально лишится клиентов — все перебегут к конкурентам.
 
Сокращать издержки авиаперевозчикам некуда — они уже и так экономят на всем. Пассажиры ощущают это даже на регулярных рейсах — более бюджетным стало питание, ужесточились правила провоза багажа.
 
Авиакомпании обратились за помощью к властям. Правительство даже сделало шаг навстречу — Минтранс рекомендовал выделить перевозчикам 22,5 миллиарда рублей в качестве компенсации резкого подорожания авиатоплива. Кроме того, предлагали увеличить возврат топливных акцизов бюджета авиакомпаний. Но эти инициативы застряли в Белом доме на стадии обсуждения.
 
Слабое звено
 
Поэтому авиаперевозчики решили сами подправить конъюнктуру рынка. На этой неделе в распоряжение СМИ попало письмо гендиректора авиакомпании "Победа" Андрея Калмыкова, в котором он просит руководителей Росавиации обратить внимание на финансовые проблемы компании Utair.
 
В декабре Utair объявила дефолт по облигациям и практически не имеет шансов расплатиться с кредиторами в обозримой перспективе: долг перед банками превышает 56 миллиардов рублей, в то время как прибыль за 2017 год — всего 2,4 миллиарда.
 
Калмыков уверен: недостаточность финансовых ресурсов у этой авиакомпании представляет угрозу для безопасности полетов, создает высокие риски внезапной остановки деятельности и, как следствие, массового нарушения прав пассажиров.
 
Эксперты расценили письмо гендиректора "Победы" (которая, напомним, принадлежит "Аэрофлоту") как попытку выдавить с рынка одну из ведущих авиакомпаний — Utair сегодня четвертая в списке крупнейших перевозчиков после "Аэрофлота", S7 и "Уральских авиалиний".
 
К тому же ютейровцы регулярно "портили рынок", придумывая все новые сниженные тарифы на авиабилеты. Так, в декабре компания запустила тариф "Минимум", дающий право на провоз только пяти килограммов ручной клади с билетом стоимостью всего 900 рублей на рейсах протяженностью до 1500 километров.
 
По мнению аналитиков, уход Utair с рынка сильно облегчил бы жизнь другим игрокам, позволив повысить цены на билеты, как это произошло в 2015-м, когда обанкротилась "Трансаэро". Все крупнейшие игроки, воспользовавшись возникшим дефицитом самолетов, сразу повысили тарифы. По итогам 2016 года "Аэрофлот", S7, "Уральские авиалинии", а также Utair показали рекордную прибыль и потратили ее на закупку новых самолетов, заложив основу для сегодняшнего кризиса.
 
В целом на российском рынке авиаперевозок вырисовывается достаточно специфическая модель развития: банкротится крупная авиакомпания, конкуренты разбирают ее долю рынка, и это оказывается очередным "глотком воздуха" для отрасли. А через два-три года возникает новый переизбыток предложения.
 
Все это очень скоро приведет к ситуации, сложившейся сегодня в банковской сфере, где рынок, по сути, контролируют две государственные компании. Не говоря уже о том, что каждое новое сжатие рынка неизбежно будет сопровождаться скачком цен на авиабилеты.



комментарии (0):






Материалы рубрики

Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Каста» воздушных следопытов: в войсках появятся антидроные отряды
Сергей Стрельцов
Известия
Aero India 2019: что Россия может предложить для ОПК Индии
Юлия Сырова
КоммерсантЪ - Пермь
Примите этот Краснодар

ТАСС
Аэрокосмическая выставка Aero India - 2019 открывается в Бангалоре
Марина Мазина
РБК
Авиастроителей ОАК разделят на две компании. Что теперь будет с акциями
Мария Кокорева, Инна Сидоркова, Светлана Бурмистрова
РБК
Задержка рейса длиной в год: почему отложили серийное производство МС-21
Анастасия Николаева
Интерфакс
Задержка на год
Константин Сивков
Военно-промышленный курьер
Небесные бастионы



А. Рамм, А. Козаченко, Б. Степовой, К. Валентинов
Известия
ВДВ окрыляют: десантники получат собственную авиацию
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
«Крылатая пехота» становится мобильнее
Николай Новичков, Дмитрий Федюшко
Военно-промышленный курьер
IDEX 2019 говорит по-русски
Илья Крамник
Известия
Иллюзия возможностей: зачем нужен сверхзвуковой пассажирский самолет
Светлана Баева
РИА Новости
Ручная кладь в четыре сантиметра: авиакомпании вводят новые правила
Алексей Сивашенков
Forbes
Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе
Иван Ткачёв, Инна Сидоркова, Петр Канаев
РБК
Не поставленные в Китай ракеты С-400 оказались поводом для санкций США
Анна Юранец
Газета.ru
«Попали в шторм»: С-400 не добрались до Китая

Forbes
СМИ сообщили об отказе в Европе от российских Sukhoi Superjet 100
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиационные выбросы некому принять
Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК
Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer