Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности


5 февраля 2019 года Алексей Рамм, Известия


В субботу, 2 февраля, Соединенные Штаты официально приостановили свое участие в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В качестве ответной меры президент России Владимир Путин принял предложение военных о начале научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по новым системам вооружения. Речь идет о сухопутной версии крылатой ракеты «Калибр» и гиперзвуковой ракете наземного базирования. Подробности — в материале «Известий».

Итак, важнейший договор, определявший мировую стабильность и безопасность, фактически перестал существовать. Формально Соединенные Штаты готовы возобновить свое участие в ДРСМД, но лишь при условии, что Россия уничтожит запрещенные ракеты и демонтирует их производственные линии. Эти требования абсолютно невыполнимы: как можно уничтожить то, чего нет?

На фоне развала ДРСМД и взаимных обвинений сторон был упущен один важный аспект. Нужны ли России ракеты с дальностью полета в несколько тысяч километров? Какие важные задачи стоят перед этими системами вооружения, если, по мнению Вашингтона, Москва с готовностью пошла на нарушение договора ради их создания и принятия на вооружение?

Американские доводы

За последнее время американские военные эксперты неоднократно публиковали статьи, где обосновывали, почему российским военным крайне необходимы крылатые ракеты средней и меньшей дальности. Например, Майкл Коффман на портале warontherocks.com «В тени ракет: Что значит отказ от ДРСМД» (Under the missilesshadow: What does the passing of the INF treaty-mean?) вполне резонно считает, что почти за 30 лет с момента окончания холодной войны США и их союзники по НАТО накопили достаточно обширный арсенал дальнобойных и высокоточных средств поражения. Это не только крылатые ракеты морского базирования Tomahawk, но и целое семейство авиационных систем. К примеру, крылатые ракеты воздушного базирования AGM-158, корректируемые бомбы семейства SDB и JDAM.

В случае военного конфликта в Европе России придется как-то компенсировать это преимущество. В составе российского Военно-морского флота есть корабли и подводные лодки — носители крылатых ракет. Но их недостаточно, чтобы конкурировать с ВМС США и НАТО. В то же время строительство и содержание кораблей и субмарин обходится России весьма дорого.

По мнению американских экспертов, в случае конфликта в Европе российские Воздушно-космические силы будут в аутсайдерах. По количеству бортов они серьезно проигрывают США и НАТО.

Поэтому в сложившейся ситуации у России остается единственный выход — создавать дальнобойные крылатые ракеты наземного базирования. И сделать их главной целью аэродромы НАТО и США, а также ряд других стратегических объектов. Одна ракетная бригада запускает столько же КР, сколько шесть фрегатов или корветов. При этом по стоимости наземное соединение гораздо дешевле кораблей и подводных лодок.

Учитывая географическое положение России, ракетные бригады обладают уникальными мобильными возможностями. С помощью железнодорожного транспорта их можно перевозить из европейской части страны в Сибирь, Забайкалье и на Дальний Восток. И обратно. А значит, в любой момент бригады можно сконцентрировать для внезапного удара.

Гладко на бумаге

На первый взгляд, доводы американских экспертов выглядят убедительно. В 1980-е годы крылатые ракеты создавались в первую очередь для ударов по аэродромам и позициям ПВО. В Ираке, Югославии и Афганистане КР доказали свою высокую эффективность. Недаром в российских ВКС есть дивизионы зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь». Их задача — как раз защищать позиции ПВО, аэродромы и другие объекты от удара крылатых ракет.

В апреле 2017 года два американских эсминца нанесли удар по сирийской авиабазе Эш-Шайрат. По объекту было выпущено 60 крылатых ракет Tomahawk. Правда, одна упала в море сразу после старта.

Споры об эффективности того удара продолжаются до сих пор. Пентагон утверждает, что уничтожил на авиабазе не менее 20 самолетов. Российская и сирийская стороны говорят о шести машинах, находившихся не в летном состоянии.

Но одно несомненно. 59 крылатых ракет не смогли полностью вывести аэродром из строя и уничтожить все находившиеся там машины. Спустя сутки сирийские ударные Су-22 начали полеты с Эш-Шайрат. А через месяц авиабаза функционировала в нормальном режиме.

За один залп российская ракетная бригада может выпустить не более 50 ракет. С учетом противодействия ПВО до цели долетит гораздо меньше. То есть для гарантированного поражения аэродрома НАТО потребуется два, а то и три полных залпа ракетной бригады. Всего в ВС РФ чуть более десяти ракетных бригад. А значит, каждая должна будет уничтожить несколько целей.

Но ракеты не берутся из воздуха. Для их перевозки нужны десятки специальных транспортных машин, а также подразделения, занимающиеся их ремонтом и обслуживанием. Получается, что только для одного ракетного удара бригаде потребуется несколько сотен крылатых ракет. То есть ракетные бригады нужно будет превращать в ракетные дивизии и даже армии. А для этого потребуются весьма ощутимые финансовые вложения.

Ракетные армии-дивизии станут «белыми слонами». Из-за большого боекомплекта они утратят свою маневренность. Их развертывание будет сложно скрыть от разведки вероятного противника. А значит, для их прикрытия надо будет развернуть значительные силы ПВО.

Между тем в ближайшее время начнется создание наземной версии крылатой ракеты «Калибр». Какие задачи будут решать эти изделия? Сухопутные «Калибры» легко смогут поражать стационарные и малоподвижные цели: пункты управления, мосты, склады, узлы связи и т.д. Для уничтожения таких целей не требуется большего количества ракет.

«Кинжальный» ответ

Парадоксально, но получается, что развертывание Россией многочисленных наземных ракет малой и средней дальности было бы больше выгодно Соединенным Штатам. Развитием таких систем вооружения российские военные не смогли бы преодолеть преимущество США и НАТО в дальнобойных высокоточных средствах поражения. Но как решить эту сложную задачу?

Российские военные уже давно нашли ответ. Им стал гиперзвуковой ракетный комплекс Х-47М2 «Кинжал». С учетом его дальности под его удар попадает практически вся инфраструктура США и НАТО в Европе. Двух-трех ракет хватит для того, чтобы нанести серьезнейшие повреждения аэродрому и «выбить» находящуюся там авиацию. При этом гиперзвуковая ракета «Кинжала» практически неуязвима для средств противовоздушной обороны.

Конечно, Х-47М2 с учетом переоборудования под него самолета-носителя — недешевое удовольствие. Но всё же его стоимость, скорее всего, на порядок меньше, чем производство сотен крылатых ракет средней дальности.

После того как будет разработана гиперзвуковая ракета наземного базирования, планы по созданию которой одобрил президент России, российские военные получат еще более универсальный инструмент, чем «Кинжал». Для наземных систем вооружения не понадобятся дорогостоящие самолеты-носители, привязанные к аэродромам.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer