Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности


5 февраля 2019 года Алексей Рамм, Известия


В субботу, 2 февраля, Соединенные Штаты официально приостановили свое участие в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В качестве ответной меры президент России Владимир Путин принял предложение военных о начале научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по новым системам вооружения. Речь идет о сухопутной версии крылатой ракеты «Калибр» и гиперзвуковой ракете наземного базирования. Подробности — в материале «Известий».

Итак, важнейший договор, определявший мировую стабильность и безопасность, фактически перестал существовать. Формально Соединенные Штаты готовы возобновить свое участие в ДРСМД, но лишь при условии, что Россия уничтожит запрещенные ракеты и демонтирует их производственные линии. Эти требования абсолютно невыполнимы: как можно уничтожить то, чего нет?

На фоне развала ДРСМД и взаимных обвинений сторон был упущен один важный аспект. Нужны ли России ракеты с дальностью полета в несколько тысяч километров? Какие важные задачи стоят перед этими системами вооружения, если, по мнению Вашингтона, Москва с готовностью пошла на нарушение договора ради их создания и принятия на вооружение?

Американские доводы

За последнее время американские военные эксперты неоднократно публиковали статьи, где обосновывали, почему российским военным крайне необходимы крылатые ракеты средней и меньшей дальности. Например, Майкл Коффман на портале warontherocks.com «В тени ракет: Что значит отказ от ДРСМД» (Under the missilesshadow: What does the passing of the INF treaty-mean?) вполне резонно считает, что почти за 30 лет с момента окончания холодной войны США и их союзники по НАТО накопили достаточно обширный арсенал дальнобойных и высокоточных средств поражения. Это не только крылатые ракеты морского базирования Tomahawk, но и целое семейство авиационных систем. К примеру, крылатые ракеты воздушного базирования AGM-158, корректируемые бомбы семейства SDB и JDAM.

В случае военного конфликта в Европе России придется как-то компенсировать это преимущество. В составе российского Военно-морского флота есть корабли и подводные лодки — носители крылатых ракет. Но их недостаточно, чтобы конкурировать с ВМС США и НАТО. В то же время строительство и содержание кораблей и субмарин обходится России весьма дорого.

По мнению американских экспертов, в случае конфликта в Европе российские Воздушно-космические силы будут в аутсайдерах. По количеству бортов они серьезно проигрывают США и НАТО.

Поэтому в сложившейся ситуации у России остается единственный выход — создавать дальнобойные крылатые ракеты наземного базирования. И сделать их главной целью аэродромы НАТО и США, а также ряд других стратегических объектов. Одна ракетная бригада запускает столько же КР, сколько шесть фрегатов или корветов. При этом по стоимости наземное соединение гораздо дешевле кораблей и подводных лодок.

Учитывая географическое положение России, ракетные бригады обладают уникальными мобильными возможностями. С помощью железнодорожного транспорта их можно перевозить из европейской части страны в Сибирь, Забайкалье и на Дальний Восток. И обратно. А значит, в любой момент бригады можно сконцентрировать для внезапного удара.

Гладко на бумаге

На первый взгляд, доводы американских экспертов выглядят убедительно. В 1980-е годы крылатые ракеты создавались в первую очередь для ударов по аэродромам и позициям ПВО. В Ираке, Югославии и Афганистане КР доказали свою высокую эффективность. Недаром в российских ВКС есть дивизионы зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь». Их задача — как раз защищать позиции ПВО, аэродромы и другие объекты от удара крылатых ракет.

В апреле 2017 года два американских эсминца нанесли удар по сирийской авиабазе Эш-Шайрат. По объекту было выпущено 60 крылатых ракет Tomahawk. Правда, одна упала в море сразу после старта.

Споры об эффективности того удара продолжаются до сих пор. Пентагон утверждает, что уничтожил на авиабазе не менее 20 самолетов. Российская и сирийская стороны говорят о шести машинах, находившихся не в летном состоянии.

Но одно несомненно. 59 крылатых ракет не смогли полностью вывести аэродром из строя и уничтожить все находившиеся там машины. Спустя сутки сирийские ударные Су-22 начали полеты с Эш-Шайрат. А через месяц авиабаза функционировала в нормальном режиме.

За один залп российская ракетная бригада может выпустить не более 50 ракет. С учетом противодействия ПВО до цели долетит гораздо меньше. То есть для гарантированного поражения аэродрома НАТО потребуется два, а то и три полных залпа ракетной бригады. Всего в ВС РФ чуть более десяти ракетных бригад. А значит, каждая должна будет уничтожить несколько целей.

Но ракеты не берутся из воздуха. Для их перевозки нужны десятки специальных транспортных машин, а также подразделения, занимающиеся их ремонтом и обслуживанием. Получается, что только для одного ракетного удара бригаде потребуется несколько сотен крылатых ракет. То есть ракетные бригады нужно будет превращать в ракетные дивизии и даже армии. А для этого потребуются весьма ощутимые финансовые вложения.

Ракетные армии-дивизии станут «белыми слонами». Из-за большого боекомплекта они утратят свою маневренность. Их развертывание будет сложно скрыть от разведки вероятного противника. А значит, для их прикрытия надо будет развернуть значительные силы ПВО.

Между тем в ближайшее время начнется создание наземной версии крылатой ракеты «Калибр». Какие задачи будут решать эти изделия? Сухопутные «Калибры» легко смогут поражать стационарные и малоподвижные цели: пункты управления, мосты, склады, узлы связи и т.д. Для уничтожения таких целей не требуется большего количества ракет.

«Кинжальный» ответ

Парадоксально, но получается, что развертывание Россией многочисленных наземных ракет малой и средней дальности было бы больше выгодно Соединенным Штатам. Развитием таких систем вооружения российские военные не смогли бы преодолеть преимущество США и НАТО в дальнобойных высокоточных средствах поражения. Но как решить эту сложную задачу?

Российские военные уже давно нашли ответ. Им стал гиперзвуковой ракетный комплекс Х-47М2 «Кинжал». С учетом его дальности под его удар попадает практически вся инфраструктура США и НАТО в Европе. Двух-трех ракет хватит для того, чтобы нанести серьезнейшие повреждения аэродрому и «выбить» находящуюся там авиацию. При этом гиперзвуковая ракета «Кинжала» практически неуязвима для средств противовоздушной обороны.

Конечно, Х-47М2 с учетом переоборудования под него самолета-носителя — недешевое удовольствие. Но всё же его стоимость, скорее всего, на порядок меньше, чем производство сотен крылатых ракет средней дальности.

После того как будет разработана гиперзвуковая ракета наземного базирования, планы по созданию которой одобрил президент России, российские военные получат еще более универсальный инструмент, чем «Кинжал». Для наземных систем вооружения не понадобятся дорогостоящие самолеты-носители, привязанные к аэродромам.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Вызывающая огонь: для авианаводчиков разработана новая боевая машина
Роман Барский
Наука и техника
О перспективах замены Ан-124 «Руслан». Насколько реален проект Ил-96-500Т?
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Авиабилеты пошли на взлет. Майские каникулы дорожают для путешественников
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Война моторов в XXI веке
Ольга Коленцова
Известия
Заглянуть за фюзеляж: дефекты на лайнере после полета найдет робот
Андрей Сафронов
РБК
В США нашли еще одну проблемную модель Boeing. Это Dreamliner.

Газета.ru
«Никогда в него не сяду»: как собирали Dreamliner
Максим Кисляков
Медиагруппа "Звезда"
АН-124 «Руслан» против Локхид C-5 «Гэлэкси»: США бьют числом



Сергей Шумилин
Наука и техника
Человек и самолет – личный Ан-74ТК-300Д Муамара Каддафи Источник контента: https://naukatehnika.com/an-74tk-300d-muamara-kaddafi.html naukatehnika.com
Владимир Максимов
Наука и техника
Зачем аэропортам биометрия?
Герман Костринский, Ольга Никитина, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Олег Дерипаска отцепляет крылья
Игнат Шестаков
Известия
Небо общего назначения: почему малая авиация спасет страну от коллапса
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Росавиация защитилась на миллиард

Газета.ru
Беда не приходит одна: что не так с Boeing 737 MAX
Герман Костринский, Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Лучшее — враг короткого. Создание укороченного SSJ 75 отложено на неопределенный срок
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты зажимают в зонах. Возобновляется спор вокруг защитных территорий
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-35 налетел на подводные камни
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Проблема ДРЛО – залить «глаза»
Сергей Черкасов
Военно-промышленный курьер
Кто против Ил-112В
Александр Ермаков
Известия
Белый слон: на что способен самолет с самым длинным крылом в мире
Николай Протопопов
РИА Новости
Веер ракет: сможет ли новая система ПВО отпугнуть от России авиацию НАТО
Андрей Жвирблис
BFM
«Ошибка 2000» наконец дала о себе знать. Возможно, опять пострадает Boeing
Шамиль Хайруллин
Красная звезда
Бомбардировщики попали в радиоэлектронный переплёт
Владимир Кузьмин
Российская газета
Билет без налога
Павел Панов
Известия
Пролетая над Москвой: региональным авиаперевозчикам обнулят НДС
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Анкаре надоели комплексы Вашингтона
Илья Крамник
Известия
Предполетные ожидания: когда Су-57 заступят на боевое дежурство
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бе-200 не дадут утонуть
Кристина Бочарникова
Интерфакс
"Арктика" для Арктики
Валентина Гаврикова
РБК
Авиакомпании отменили сотни рейсов на "Боингах" 737. Куда пойдут акции
Александра Качалова
Интерфакс
Дроны в деле

Газета.ru
Новые разработки: сколько украли в Роскосмосе и Ростехе
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
США окрыляют Тайвань
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Поколение Крыма: Новейшие истребители Су-57 отправят на южные рубежи
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Superjet взлетят за счет производителя
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Ил-112В: из прошлого – в будущее
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Долгая дорога в небо
Юрий Авдеев
Красная звезда
Новый «Ильюша-работяга» прибыл в войска
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Воздушный робот для Малайзии
Александр Волобуев, Николай Хренков
Известия
Билеты на бочку: цены на авиаперевозки продолжают рост, несмотря на снижение стоимости керосина
Анна Пушкарская
КоммерсантЪ
России задали вопросы о сбитом "Боинге"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Производитель SSJ 100 запасся двигателями в убыток

Газета.ru
«Все по инструкции»: почему не спасли эфиопский Boeing
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
«Премьер» на Дне Победы: над Москвой пролетит самолет А-100
Илья Крамник
Известия
Что делать с авианосцем: «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй
Ирина Алкснис
РИА Новости
Российские С-400 очищают небо Турции от американских истребителей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Росавиация приземлила подержанные самолеты
А. Иванов, А. Скудаева, Т. Ткачева, Е. Шулепова
Российская газета
Взлет разрешен
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
S7 пересматривает перспективы
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Летающему такси нашли технологические барьеры

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer