Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности


5 февраля 2019 года Алексей Рамм, Известия


В субботу, 2 февраля, Соединенные Штаты официально приостановили свое участие в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В качестве ответной меры президент России Владимир Путин принял предложение военных о начале научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по новым системам вооружения. Речь идет о сухопутной версии крылатой ракеты «Калибр» и гиперзвуковой ракете наземного базирования. Подробности — в материале «Известий».

Итак, важнейший договор, определявший мировую стабильность и безопасность, фактически перестал существовать. Формально Соединенные Штаты готовы возобновить свое участие в ДРСМД, но лишь при условии, что Россия уничтожит запрещенные ракеты и демонтирует их производственные линии. Эти требования абсолютно невыполнимы: как можно уничтожить то, чего нет?

На фоне развала ДРСМД и взаимных обвинений сторон был упущен один важный аспект. Нужны ли России ракеты с дальностью полета в несколько тысяч километров? Какие важные задачи стоят перед этими системами вооружения, если, по мнению Вашингтона, Москва с готовностью пошла на нарушение договора ради их создания и принятия на вооружение?

Американские доводы

За последнее время американские военные эксперты неоднократно публиковали статьи, где обосновывали, почему российским военным крайне необходимы крылатые ракеты средней и меньшей дальности. Например, Майкл Коффман на портале warontherocks.com «В тени ракет: Что значит отказ от ДРСМД» (Under the missilesshadow: What does the passing of the INF treaty-mean?) вполне резонно считает, что почти за 30 лет с момента окончания холодной войны США и их союзники по НАТО накопили достаточно обширный арсенал дальнобойных и высокоточных средств поражения. Это не только крылатые ракеты морского базирования Tomahawk, но и целое семейство авиационных систем. К примеру, крылатые ракеты воздушного базирования AGM-158, корректируемые бомбы семейства SDB и JDAM.

В случае военного конфликта в Европе России придется как-то компенсировать это преимущество. В составе российского Военно-морского флота есть корабли и подводные лодки — носители крылатых ракет. Но их недостаточно, чтобы конкурировать с ВМС США и НАТО. В то же время строительство и содержание кораблей и субмарин обходится России весьма дорого.

По мнению американских экспертов, в случае конфликта в Европе российские Воздушно-космические силы будут в аутсайдерах. По количеству бортов они серьезно проигрывают США и НАТО.

Поэтому в сложившейся ситуации у России остается единственный выход — создавать дальнобойные крылатые ракеты наземного базирования. И сделать их главной целью аэродромы НАТО и США, а также ряд других стратегических объектов. Одна ракетная бригада запускает столько же КР, сколько шесть фрегатов или корветов. При этом по стоимости наземное соединение гораздо дешевле кораблей и подводных лодок.

Учитывая географическое положение России, ракетные бригады обладают уникальными мобильными возможностями. С помощью железнодорожного транспорта их можно перевозить из европейской части страны в Сибирь, Забайкалье и на Дальний Восток. И обратно. А значит, в любой момент бригады можно сконцентрировать для внезапного удара.

Гладко на бумаге

На первый взгляд, доводы американских экспертов выглядят убедительно. В 1980-е годы крылатые ракеты создавались в первую очередь для ударов по аэродромам и позициям ПВО. В Ираке, Югославии и Афганистане КР доказали свою высокую эффективность. Недаром в российских ВКС есть дивизионы зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь». Их задача — как раз защищать позиции ПВО, аэродромы и другие объекты от удара крылатых ракет.

В апреле 2017 года два американских эсминца нанесли удар по сирийской авиабазе Эш-Шайрат. По объекту было выпущено 60 крылатых ракет Tomahawk. Правда, одна упала в море сразу после старта.

Споры об эффективности того удара продолжаются до сих пор. Пентагон утверждает, что уничтожил на авиабазе не менее 20 самолетов. Российская и сирийская стороны говорят о шести машинах, находившихся не в летном состоянии.

Но одно несомненно. 59 крылатых ракет не смогли полностью вывести аэродром из строя и уничтожить все находившиеся там машины. Спустя сутки сирийские ударные Су-22 начали полеты с Эш-Шайрат. А через месяц авиабаза функционировала в нормальном режиме.

За один залп российская ракетная бригада может выпустить не более 50 ракет. С учетом противодействия ПВО до цели долетит гораздо меньше. То есть для гарантированного поражения аэродрома НАТО потребуется два, а то и три полных залпа ракетной бригады. Всего в ВС РФ чуть более десяти ракетных бригад. А значит, каждая должна будет уничтожить несколько целей.

Но ракеты не берутся из воздуха. Для их перевозки нужны десятки специальных транспортных машин, а также подразделения, занимающиеся их ремонтом и обслуживанием. Получается, что только для одного ракетного удара бригаде потребуется несколько сотен крылатых ракет. То есть ракетные бригады нужно будет превращать в ракетные дивизии и даже армии. А для этого потребуются весьма ощутимые финансовые вложения.

Ракетные армии-дивизии станут «белыми слонами». Из-за большого боекомплекта они утратят свою маневренность. Их развертывание будет сложно скрыть от разведки вероятного противника. А значит, для их прикрытия надо будет развернуть значительные силы ПВО.

Между тем в ближайшее время начнется создание наземной версии крылатой ракеты «Калибр». Какие задачи будут решать эти изделия? Сухопутные «Калибры» легко смогут поражать стационарные и малоподвижные цели: пункты управления, мосты, склады, узлы связи и т.д. Для уничтожения таких целей не требуется большего количества ракет.

«Кинжальный» ответ

Парадоксально, но получается, что развертывание Россией многочисленных наземных ракет малой и средней дальности было бы больше выгодно Соединенным Штатам. Развитием таких систем вооружения российские военные не смогли бы преодолеть преимущество США и НАТО в дальнобойных высокоточных средствах поражения. Но как решить эту сложную задачу?

Российские военные уже давно нашли ответ. Им стал гиперзвуковой ракетный комплекс Х-47М2 «Кинжал». С учетом его дальности под его удар попадает практически вся инфраструктура США и НАТО в Европе. Двух-трех ракет хватит для того, чтобы нанести серьезнейшие повреждения аэродрому и «выбить» находящуюся там авиацию. При этом гиперзвуковая ракета «Кинжала» практически неуязвима для средств противовоздушной обороны.

Конечно, Х-47М2 с учетом переоборудования под него самолета-носителя — недешевое удовольствие. Но всё же его стоимость, скорее всего, на порядок меньше, чем производство сотен крылатых ракет средней дальности.

После того как будет разработана гиперзвуковая ракета наземного базирования, планы по созданию которой одобрил президент России, российские военные получат еще более универсальный инструмент, чем «Кинжал». Для наземных систем вооружения не понадобятся дорогостоящие самолеты-носители, привязанные к аэродромам.




комментарии (0):






Материалы рубрики

Сергей Самарин
Известия
Вид сверху: ВКС России нуждаются в обновлении парка «летающих радаров»
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Почему самый большой самолет больше не нужен. Даже в самой большой стране
Первин Мамед-заде
ТАСС
Курс на Касабланку. Марокко укрепляет статус важного авиатранспортного узла Африки
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
В третий раз на те же «МиГи»
Мария Бухарова, Алексей Петров
Известия
Отменный курс: снегопады оставили пассажиров «Аэрофлота» дома
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сверхзвуковой, пассажирский
Александр Рассохин
КоммерсантЪ
Сверхзвуковые пассажирские самолеты ускорили высшим указом
Валерия Комарова, Петр Канаев, Мария Кокорева
РБК
Лебедев создаст VIP-авиакомпанию с совладельцем Внуково, ВЭБом и ОАК



Сергей Бабкин
Российская газета
В операционную по воздуху
Мария Кокорева, Алина Фадеева, Валерия Комарова
РБК
Правительство решило не компенсировать авиакомпаниям рост цен на керосин
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Utair собирает аргументы для кредиторов
А. Фадеева, В. Комарова, Т. Дзядко, П. Канаев
РБК
Акимов и Козак обсудят механизм ограничения роста цен на авиатопливо
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Мария Кокорева, Евгения Маляренко
РБК
В правительстве назвали варианты вывода Utair из кризиса
Андрей Загорский
КоммерсантЪ-FM
Льготные условия ускользают от авиакомпаний
Вера Кюппер
Наука и техника
ХХI век: эра электросамолетов и реактивных электродвигателей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Государство оплатит укорачивание SSJ. Но для МС-21 в бюджете пока средств не нашли
Мария Кокорева, Екатерина Литова, Валерия Комарова
РБК
На совещании в Минтрансе UTair не представила новую финансовую модель
Ксения Чемоданова
360TV
«Аэродромные службы работают отвратительно». Почему самолет в аэропорту Домодедово врезался в столб
Роман Азанов
ТАСС
"Небо как соты. И там очень мало места". Как авиадиспетчеры разводят самолеты
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госбанки поставят на крыло. ОАК рассчитывает привлечь их в свои гражданские проекты
Иван Сафронов, Всеволод Инютин
КоммерсантЪ
А вместо сердца пламенный министр. Владимир Пучков перешел на работу в авиастроение
Алексей Рамм
Известия
Спорная солянка: нужны ли России крылатые ракеты средней дальности

РИА Новости
В "Роскосмосе" заявили, что госкорпорация выходит из кризиса
Фокеева Людмила
Военно-промышленный курьер
Микроны – в миллионы
Алексей Рамм Алексей Козаченко
Известия
Северная Миграция: в Арктике будет создан истребительный авиаполк
Максим Рубченко
РИА Новости
Утомленные рынком: авиакомпании опять требуют повышения цен на билеты
Ольга Коленцова
Известия
Сверхпроводник на борту: в России создали мощный электрический авиадвигатель
Наталья Ионова
Forbes
Битва на равных: зачем «Аэрофлот» судится с недовольными клиентами
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Россия продала Армении истребители как себе. Четыре Су-30СМ ушли покупателю по внутрироссийским ценам
Антон Лавров
Известия
Не все "Панцири" по зубам
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин встал поперек двигателей. Перевозчики вынуждены чаще их ремонтировать

ТАСС
Пассажиропоток аэропортов РФ в 2018 году поставил рекорд за историю гражданской авиации
Александра Джорджевич, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Военной авиации обещано скорейшее исправление
Наталья Козлова
Российская газета
Посадка себе дороже
Юрий Гаврилов
Российская газета
По команде - "Перехват"
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
От бинта: армия начнет закупать медицинские вертолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Полчаса до полюса: скоростные истребители взяли Арктику под контроль
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Смирно"! Для оборонщиков и градозащитников: 5 интриг визита Сергея Шойгу в Казань
Полина Гриценко
Известия
Пальцем в небо: граница в аэропортах станет электронной
Роман Шимаев, Анна Лушникова
RT
Приближался к госгранице: российский истребитель Су-27 перехватил самолёт-разведчик США в небе над Балтикой
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Авиакеросин подешевел без последствий
Николай Проценко
Взгляд
Почему цены на авиабилеты должны неизбежно расти
Анатолий Цыганок
Независимое военное обозрение
Пассажиров встретят снарядами и ракетами
Марина Мазина
РБК
Бум авиаперелетов в действии: акции United Technologies резко подорожали
Ольга Коленцова
Известия
Бери больше, лети дальше: новый конвертоплан может преодолеть 300 км
Валерия Комарова, Петр Канаев
РБК
Минтранс запросил больше 200 млрд руб. на региональные аэропорты
Валерия Комарова
РБК
Авиакомпании не смогли переложить рост стоимости топлива на пассажиров
Максим Казанин
Военно-промышленный курьер
"Длинный меч" замахнется на Корею и Японию
Владимир Картошин
Военно-промышленный курьер
Истребители, легкие на подъем
Алексей Рамм, Александр Круглов
Известия
Снежный взгляд: новый радар закрыл Арктику от атак с воздуха

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer