Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На каком топливе будет летать авиация XXI века


11 марта 2019 года Игорь Затямин, Независимая газета


В авиационном сообществе нарастают споры и вопросы на тему, связанную с ухудшением результатов экономической деятельности авиакомпаний России. Актуальность темы объясняется постоянным ростом цены на авиационный керосин, которая достигла в 2018 году критической величины. По итогам девяти месяцев, несмотря на увеличение количества авиарейсов, а также принимаемые правительством меры налогового администрирования и субсидирования авиаперевозок, в результате роста на 43% расходов на горюче-смазочные материалы (ГСМ), российские авиакомпании понесли убытки на 19 млрд руб. (по материалам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта России (АЭВТ)).

По прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), к 2040 году цены на авиатопливо могут вырасти на 100%. При этом вместе с основным фактором роста стоимости авиаперевозок нарастают риски, связанные с качеством авиатоплива и увеличением выбросов двуокиси углерода в атмосферу.
 
В декабре 2017 года на заседании госсовета по вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов президент РФ подтвердил большое значение внедрения газотопливной технологии на транспорте, подчеркнув, что газомоторное топливо (ГМТ) более экологичное, дешевое и для России с ее запасами газа очень перспективное. Он подчеркнул, что внутри страны ГМТ будет создавать конкурентные преимущества с большим экономическим эффектом, и призвал глав регионов поддержать развитие рынка газомоторного топлива. Больше того, 25 декабря 2017 года он утвердил поручение (Пр-2699) по итогам совещания о развитии проектов производства сжиженного природного газа. Необходимость перевода транспорта на ГМТ президент России подтвердил в ежегодном Послании в феврале 2019 года. Таким образом, перевод различных видов отечественных транспортных средств, включая авиационный, на газомоторное топливо определен как стратегическая задача для России.
 
В России поиском решений по альтернативным видам топлива еще в советское время занимались авиаконструкторы Туполев, Тищенко, Кузнецов, Изотов и др. Технические решения, проведенные экспериментальные и испытательные полеты воздушных судов (ВС) подтвердили возможность, высокую эффективность и безопасность использования различных видов сжиженных газов в качестве авиационного газомоторного топлива (ГМТ).
 
Речь идет о нескольких типах построенных в конце прошлого века экспериментальных ВС, самолете Ту-155 с двигателем НК-88, работавшем на жидком метане (СПГ) и вертолете Ми-8ТГ с двигателем ТВ2-117ТГ работавшем на пропан-бутановом топливе (АСКТ). Оба прошли программу испытательных полетов. В 90-е годы на МАКСе был продемонстрирован полет опытно-промышленного экземпляра вертолета Ми-8ТГ, оба двигателя которого работали на керосине, АСКТ или их смеси.
 
Остается загадкой, почему мы не используем полученный ранее опыт, а также богатство, подаренное природой, в виде огромных запасов дешевого природного и нефтяного попутного газа. Не пользоваться данным преимуществом по меньшей мере недальновидно.
 
Смысл идеи – создание двухтопливных ВС, использующих традиционное и ГМ топливо, – реален, прост и очень эффективен с экономической точки зрения, и ее осуществление не вызывает сложных технических решений. Она опирается только на российскую технологию и может быть реализована в относительно короткие сроки.
 
Технология позволяет заливать в баки как штатное, так и газомоторное топливо, смешивать их в любых пропорциях. Причем конструкция газотурбинных и поршневых двигателей не вызывает серьезных изменений. Доработки требует только система подачи топлива и топливная автоматика. На газомоторное топливо – АСКТ (авиационное сконденсированное топливо) – разработаны и согласованы ТУ39-1547-91, а технология его производства и себестоимость не отличается от автомобильного пропана.
 
По своей сути проект является прорывным и решает одновременно несколько проблем.
 
Во-первых, снижает стоимость летного часа с учетом того, что цена АСКТ составляет около 20 тыс. руб. за тонну,  а керосина – 50–80 тыс. руб. за тонну, то есть ГМТ в 2–4 раза дешевле.
 
Во-вторых, сырьем для ГМТ является попутный нефтяной и «жирный» природный газ, часть которого, особенно на промыслах, расположенных в Заполярье, Арктике и на Дальнем Востоке, сжигается в факелах из-за сложности транспортировки и отсутствия возможностей по утилизации на месте добычи. В этих регионах авиация является доминирующим, часто единственным транспортным средством, а керосин и бензин приходится доставлять туда из промышленно развитых регионов, увеличивая их цену.
 
В-третьих, по физическим свойствам АСКТ имеет ряд неоспоримых преимуществ. Оно идеально подходит для климата с экстремально низкими температурами (до минус 60 градусов Цельсия), легко и безопасно смешивается с керосином, очищая от нагара компоненты проточной части авиадвигателя, способствуя увеличению его ресурса, облегчает пуск двигателя при отрицательных температурах, обладает более высокой теплотворной способностью и более низкой пожароопасностью.
 
В-четвертых, ГМТ является более экологичным в отличие от традиционных видов топлива, вырабатываемых из нефти, так как в своем составе не содержит серы и свободной воды и при разливе испаряется, не загрязняя почву.
 
Еще раз следует подчеркнуть, что решающим преимуществом АСКТ является стоимость, она в 2–4 раза меньше стоимости керосина и в 4–6 раз меньше стоимости биотоплива (предлагаемого зарубежными компаниями). Технология не требует создания новых ВС, а модернизация ВС и двигателя технически проста и может быть выполнена на любом авиаремонтном предприятии во время регламентных или ремонтных работ. Заправка ВС АСКТ почти не отличается от обычной заправки керосином на ТЗК. Для развития региональной авиации, которая сможет получить модернизированные вертолеты Ми-8ТГ и самолеты Ан-2 в ближайшие пять лет при внедрении данной технологии, это может быть спасением. Это сможет облегчить эксплуатационные затраты авиакомпаний и уменьшить расходы госбюджета на субсидирование авиаперевозок.
 
На Западе также ведутся разработки различных видов биотоплива и уже выполнен семичасовой коммерческий полет на самолете Boeing-787 авиакомпании Etihad Airways из Абу-Даби в Амстердам на смеси биотоплива и керосина (50х50). Однако известные в настоящее время биотоплива минимум в 3 раза дороже керосина, и для их производства необходимо создать заводы и вырастить сырье. На Международном экономическом форуме, недавно прошедшем в Давосе, был предложен новый вид биотоплива на основе масла, остающегося от коммерческого пищевого производства, из отходов «Макдоналдса», КFС и иных фастфудов. К общим недостаткам биотоплива относят отсутствие массового производства, особенности физических свойств и цену, превышающую цену керосина, добавляется сложность организации сбора отходов, что потребует дополнительных затрат.
 
Ситуация, создавшаяся в гражданской авиации России, внимательно изучалась экспертами Совета Федерации РФ. В 2017 году первый заместитель председателя комитета по бюджету и финансовым рынкам Сергей Иванов инициировал работу по поиску решений, направленных на поддержку региональных авиакомпаний. Работа проводилась совместно со Счетной палатой РФ и Росавиацией. В 2018 году были направлены письма в Минпромторг и Минэнерго РФ за подписью сенатора Андрея Епишина с целью обратить внимание на недопущение дискриминационных решений в отношении технологического развития авиационного транспорта. В январе 2019 года состоялось заседание Комитета по бюджету и финансовым рынкам под председательством сенатора Сергея Рябухина с обсуждением инновационной программы «Внедрение и использование газомоторного топлива на авиационном транспорте».
 
Комитет рассмотрел вопросы включения авиатранспорта в проект госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» (подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива»). А также готовность науки и промышленности к модернизации основных типов авиадвигателей и ВС российского производства, эксплуатируемых в ГА, с целью перевода их на ГМТ. Особое внимание СФ привлекло то обстоятельство, что в 2005 году в ходе реализации госпрограммы развития гражданской авиации до 2015 года, содержащей создание серийного Ми-8ТГ (на АСКТ), работы были прекращены с формулировкой «ввиду неперспективности».
 
К работе комитета были привлечены представители ведущих КБ, разработчиков авиадвигателей ОДК, «АК им. С.В. Ильюшина», «Туполев», «МВЗ им. М.Л. Миля», Росавиации и научные эксперты, которые подтвердили актуальность и перспективность использования ГМТ в авиации. В результате были направлены обращения в Минэнерго, Минтранс, Минэкономразвития и Минпромторг РФ, в которых подчеркнута необходимость корректировки госпрограммы и важность внедрения ГМТ на авиатранспорте, а разработчикам авиатехники (ПАО «ОДК», «АК им. С.В. Ильюшина», «МВЗ им. М.Л. Миля», ПАО «Туполев», Московский АРЗ (МАРЗ)) – предложения провести оценку затрат на доработку самолетов Ил-112/114, Ту-136 с двигателями ТВ7-117СТ, Ан-2 с двигателем АШ-62ИР и вертолета Ми-8/17 с двигателями ТВ3-117/ВК-2500 в двухтопливный вариант. В осуществлении инновационной программы принимает участие подразделение «Арктические транспортные системы и технологии» Российского университета транспорта (МИИТ). Ранее заинтересованность в производстве ГМТ (АСКТ) подтвердила компания ПАО «СИБУР».
 
Представители комитета по бюджету и финансовым рынкам СФ считают, что внедрение программы перевода ВС на ГМТ давно могло бы сэкономить государственные средства, значительно снизить стоимость авиаперевозок, увеличить транспортную доступность населения и бизнеса арктических, северных и дальневосточных регионов, диверсифицировать топливные возможности наших авиакомпаний и стать предметом выгодного экспорта газотопливной авиатехники. Более того, при стоящих перед Россией амбиционных планах по освоению Арктики внедрение ГМТ и технологии использования его на авиационном транспорте будет практически вне конкуренции ввиду явных преимуществ.
 
Главным механизмом стимулирования развития сектора ГМТ авиации должна стать государственная поддержка и льготы для авиакомпаний на закупку таких воздушных судов по аналогии с автомобильным транспортом.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer