Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Boeing 737 MAX 8 – «слишком сложный, чтобы летать»?


13 марта 2019 года Роман Барский, Наука и техника


Компания Boeing отправила технических специалистов в Эфиопию, для выяснения причин катастрофы, произошедшей 10 марта 2019 года при крушении самолета Boeing 737 MAX 8. Этим занимается также Бюро по расследованию авиационных происшествий в Эфиопии и Национальный совет по безопасности на транспорте США, поскольку самолет американский. Этот совет уже разбирал причины крушения индонезийского "Боинга" той же модели, который разбился в октябре 2018 года индонезийского лоукостера Lion Air.

Характер полета Boeing 737 MAX 8 «Эфиопских авиалиний» был похож на поведение индонезийского лайнера перед крушением. Самолет часто менял высоту и скорость.  

«Данные из сети Flightradar24 ADS-B показывают, что вертикальная скорость была нестабильной после взлета», - сообщила шведская организация по отслеживанию рейсов в своем твиттере.  
Рейс покинул аэропорт Боле в Аддис-Абебе в 8.38 утра по местному времени, а через несколько минут в 8.44 утра потерял связь с диспетчерской вышкой.  

Мнение экспертов  

Джо Островер, главный редактор издания The Air Current  

«Система увеличения характеристик маневрирования опускала нос самолета даже тогда, когда он не терял тяги. Пилоты пытались выправить положение, но автоматика более 20 раз не давала этого сделать. Эта система появилась на Boeing 737 в результате перекомпоновки элементов крыла. Впервые ее применили именно в линейке 737 MAX. Система увеличения характеристик  маневрирования Boeing 737 выпускается уже 40 лет, он стал самым массовым самолетом компании. В новой серии MAX компания нашла способ добиться значительной экономии топлива – на 14%. Для этого конструкторы передвинули вперед новые двигатели, а система увеличения характеристик маневрирования должна была компенсировать появление дополнительной подъемной силы, которая возникает в некоторых режимах полета, фактически нос самолета стал задираться вверх, а хвостовые стабилизаторы опускать его вниз автоматически».  

Виктор Заболотский, президент Федерации любителей авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР  

«Нужно выяснять и выявлять все это в процессе летных испытаний. И вообще-то говоря, летные испытания – они всего-навсего подтверждают те выводы, которые сделали специалисты: инженеры, конструкторы и прочие. Они просто подтверждают, что это безопасно. Но если уж нарываешься на это, то тогда действительно тут целая проблема, значит надо решать, надо выходить из положения, решать, как выйти из этой ситуации.  

Были такие случаи. Я знаю, что мои товарищи были на Ту-154, когда был увод стабилизатора, и пришлось очень энергично действовать, и фирме даже немножко пришлось скрывать эту ситуацию. Потому что если бы остановили Ту-154, то остановили бы тогда полстраны по перевозкам. Любая компания пытается выйти из положения с наименьшими потерями. Представляете, какое огромное количество самолетов, во-первых, выпущено. Во-вторых, помимо того, что выпущено, заявки большущие на эти самолеты. Ну и теперь надо выйти из положения как? Надо дать какие-то рекомендации, если это конструктивный недостаток.  

Ведь сейчас все самолеты практически с электро-дистанционным управлением работают: сидит пилот, который управляет, правда, штурвал на «Боингах», но все равно он как джойстик, он управляет опосредованно, через компьютер. Человек практически включен в этот контур автоматического управления, он является основным звеном, которое управляет этим самолетом. А компьютер, который установлен на машине, держит весь этот полет в каких-то определенных рамках, он не позволяет выйти на большие углы атаки, он не позволяет вроде бы допустить большое снижение или большую перегрузку. Он просто не даст этого сделать. Но в то же время если где-то закралась ошибка в алгоритме управления, то тут будет все наоборот, потому что в данном случае любая ошибка в программном обеспечении может только усугубить эту ситуацию».  

Как авария самолета в Эфиопии может сказаться на компании Boeing  

Акции компании Boeing 11 марта упали на 10% – это сильнейший обвал со времен терактов 11 сентября. На фоне новостей из Эфиопии под угрозой оказались договоры на производство пяти тысяч самолетов новой серии 737 MAX 8.  

737 MAX 8 – самый быстро продающийся самолет компании. Представленный в августе 2011 года, он обещал экономию топлива в 14% и быстро привлек покупателей, собрав более пяти тысяч предзаказов. Лишь менее тысячи из них – так называемые "твердые заказы", то есть те, которые нельзя отменить.  

«Boeing не смог своевременно обеспечить безопасное и надежное решение. Чем дольше это тянется, тем больше шансов, что Boeing будет терять заказы», – прокомментировал ситуацию агентству Bloomberg Нил Хенсфорд, глава австралийской консалтинговой компании Strategic Aviation Solutions.  

О пересмотре заказов новых Boeing уже заявила Малайзия – страна собиралась приобрести 25 самолетов по цене $120 млн за штуку. Даже потеря одного из 90 покупателей может сильно ударить по бизнесу компании Boeing. Что еще хуже, это может вызвать эффект домино и дальнейшие отказы.      

Приостановить эксплуатацию лайнеров  

«После трагического происшествия рейса ET302 эфиопских авиалиний с участием Boeing 737 Max 8 Агентство по авиационной безопасности Европейского союза делает все возможное, чтобы обеспечить безопасность пассажиров», - говорится в сообщении агентства.  

Агентство издало «директиву о летной годности», приостановив все полеты 737 Max 8 и 737 Max 9 - еще одной модели в серии - в Европе. Он также приостановил все коммерческие рейсы операторов третьих стран «в, внутри или за пределами ЕС» обеих моделей. Агентство заявило, что оно также предложило свою помощь следователям.

Ранее во вторник Управление гражданской авиации Великобритании заявило: «В интересах безопасности полетов и защиты населения» все самолеты Boeing 737 MAX были отстранены от полетов в воздушном пространстве страны.  

Следователи из Эфиопии и США ищут информацию о катастрофе с помощью восстановленного цифрового регистратора полетных данных и диктофона кабины, и неясно, сколько времени займет этот процесс.  

О своем решении приостановить эксплуатацию этих лайнеров уже объявили, в частности, в Бразилии, Аргентине, Китае, Сингапуре и Южной Корее. Германия, Франция, Австрия, Великобритания и Малайзия закрывают воздушное пространство для этого самолета. Россия до сих пор ждет разъяснений от регулятора США.   

Ответ Boeing  

Несмотря на растущую обеспокоенность по поводу безопасности самолета, Boeing выглядел стоически, выражая уверенность в его продукте.  

«Безопасность - это приоритет номер один для Boeing, и мы полностью уверены в безопасности 737 MAX», - говорится в заявлении Boeing. «Мы понимаем, что регулирующие органы и клиенты приняли решения, которые они считают наиболее подходящими для своих внутренних рынков. Мы будем продолжать взаимодействовать с ними, чтобы гарантировать, что они располагают информацией, необходимой для уверенности в управлении своих парков. Федеральное авиационное управление США в настоящее время не требует каких-либо дальнейших действий, и, основываясь на имеющейся информации, у нас нет никаких оснований для выпуска новых инструкций для операторов».  

Трамп нашел самолеты слишком сложными  

Президент США Дональд Трамп раскритиковал современные самолеты, за то, что те стали слишком сложными в управлении. По его словам, высокий уровень сложности только увеличивает опасность при эксплуатации.  

«Самолеты становятся слишком сложными для того, чтобы на них летать. Пилоты больше не нужны, а нужны компьютерные ученые из Массачусетского технологического института. Не знаю, как вы, но я не хочу, чтобы Альберт Эйнштейн был моим пилотом. Я хочу, чтобы профессиональные летчики могли легко и быстро брать в свои руки контроль над самолетом» , — написал Трамп в Twitter.  

Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс позже уточнила заявление президента, сказав Fox News: «Мы знаем, что многие люди в отрасли начали высказывать опасения по поводу количества технологий, которые отнимают контроль из рук пилота».      

«Пассажиры в конечном итоге проголосуют ногами»  

Доцент Лоуренс Ло, директор Центра по управлению, институтам и организациям в Школе бизнеса Национального университета Сингапура, сказал: «Хотя справедливо позволить расследованию идти своим чередом, мы должны быть более консервативными с точки зрения безопасности пассажиров, что имеет первостепенное значение.  

Даже если не будет регламентирующих мер, пассажиры в конечном итоге проголосуют ногами и уйдут со всех рейсов Boeing 737 Max, если не будут уверены в безопасности самолета».  

Все это на руку конкурентам компании. Изначально 737 MAX 8 задумывался как ответ на A320 neo европейского Airbus – он взлетел гораздо раньше "Боинга", в сентябре 2014 года. A320 neo проигрывал американскому аналогу по числу заказов, но теперь, после двух аварий главного соперника, он имеет все шансы занять место новых "Боингов".  

Кроме того, в вечном противостоянии Boeing и Airbus появился и третий игрок – китайский Comac C919. Его впервые представили в 2015 году, а первый полет самолет совершил в мае 2017-го. Пока существует лишь три таких самолета, но производители говорят, что получили заказы на более чем пятьсот экземпляров. Главное преимущество китайской модели – цена: Comac C919 стоит около $50 млн.    

Неутешительные итоги  

Впереди еще много споров, расследование, обвинения  и опять поиск виновных. Пассажиров не вернуть. Boeing 737 MAX 8 - рабочая лошадка для ближних перевозок, широко эксплуатируемый в мире реактивный лайнер.  

Последовательные инциденты, при которых самолет - возможный виновник, встречаются гораздо реже, чем обычная ошибка пилота, механическая неисправность, погода, война и терроризм. По крайней мере, в современную эпоху это связано с тем, что производители могут использовать многолетний опыт и наработка. Подвергая самолет тщательным проверкам, чтобы полностью обезопасить полет и пассажиров.  

И если технологии и недоработки корпорации Boeing, окажутся причиной нынешней беды, то компания делает гигантский шаг назад, теряя доверие, которое так сложно и дорого снова будет заработать.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Кристина Бочарникова
Интерфакс
Частный космос

Naked Science
Транспорт легче воздуха: в "Ростехе" рассказали о развитии дирижаблестроения
Анастасия Николаева
Интерфакс
В "ручном управлении"
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Юрий Борисов хочет серию без срывов
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский, арбитражная группа
КоммерсантЪ
К «Трансаэро» накопились личные вопросы
Роман Бирюлин
Красная звезда
Есть у лётчика мечта – высота
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
«Россия» жонглирует багажом
Иван Апулеев
Газета.ru
«У Москвы есть амбиции»: в США оценили гиперзвуковой «Кинжал»



Герман Костринский
КоммерсантЪ
Red Wings пострадала за SSJ 100. Росавиация заблокировала ей поставки канадских A220-300
Максим Рубченко
РИА Новости
Восстание машины. Почему Boeing 737 MAX убивает людей
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Наглотаться пыли: «Ночной суперохотник» обкатают жарой и песком
Алексей Козаченко
Известия
Изображая жертву: пилотов подготовят в дуэльных боях
Иван Синергиев, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Интернет очистят от околокосмического мусора. По заявлению Дмитрия Рогозина возбуждено уголовное дело о клевете
Елизавета Королева
Газета.ru
Тайна раскрыта: о чем говорили пилоты разбившегося Boeing

ТАСС
Безбагажные тарифы "Аэрофлота" позволят получить премиум-услуги за меньшие деньги
Елизавета Королева
Газета.ru
Смертельная посадка: у пассажирского самолета загорелся двигатель

Газета.ru
Шанс для Airbus? Кому выгодно падение Boeing
Волгин Владимир
Военно-промышленный курьер
Самолет в светлое будущее
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиация катастроф
Черкасов Сергей
Военно-промышленный курьер
Камикадзе Калашников
Алексей Афонский
Lenta.ru
Денежная петля
Юлия Насулина
РИА Новости
Родные погибших в авиакатастрофе в Ростове продолжают тяжбу с Flydubai
Илья Крамник
Известия
Почти пятое поколение: зачем Египту понадобились Су-35
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт на истребители

РИА Новости
Немецкие эксперты назвали две возможные причины катастрофы Boeing в Эфиопии
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Су-35 укрепят египетскую силу. Каир осваивается в клубе крупнейших покупателей российского оружия

Business FM
С небес на землю. Полеты Boeing 737 MAX приостановлены по всему миру
Светлана Баева
РИА Новости
Пилоты рассказали, чем опасны неадекватные пассажиры
Ксения Чемоданова, Ксения Чернухина
360TV
Кошелек или жизнь. Сколько денег потеряют компании из‐за отказа от Boeing 737 Max

Национальная служба новостей (НСН)
Эксперт спрогнозировал подорожание авиабилетов на 15-20%

Sputnik
До особого распоряжения: Россия прекратила полеты сомнительных "боингов"
Ольга Самофалова
Взгляд
Авиационный мир сумел поставить американцев на колени
Инна Сидоркова, Наталья Галимова
РБК
Россия и Китай договорились об условиях создания тяжелого вертолета
Антон Ширяев
Lenta.ru
Крутое пике
Юлия Гарднер
Российская газета
Экономное небо
Татьяна Шадрина
Российская газета
Boeing 737 идет на стоянку
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
На Пулково махнули крылом. "Победа" отказалась от международных рейсов из Петербурга
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
СКР проявился в сфере джетов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Джет лег: какие схемы могла использовать авиамафия в Домодедово

Интерфакс
Большинство стран мира запретили летать на Boeing 737 MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Присоединились к ограничению
Роман Барский
Наука и техника
Boeing 737 MAX 8 – «слишком сложный, чтобы летать»?

РИА Новости
Все больше стран запрещают полеты Boeing 737 MAX 8
Ольга Самофалова
Взгляд
Boeing может не пережить новую авиакатастрофу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Строителя Восточного арестовали за хищения у ВТБ. Генпрокуратура просит выдать беглого заемщика из Чехии
Денис Передельский, Татьяна Шадрина
Российская газета
Забыли правила
Игорь Затямин
Независимая газета
На каком топливе будет летать авиация XXI века

Forbes
«Тревога в авиационной отрасли»: компании приостанавливают эксплуатацию Boeing 737 Max 8
Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Трое россиян погибли в катастрофе Boeing в Африке
Игорь Дунаевский
Российская газета
Ведал, что творил

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer