Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Камикадзе Калашников


19 марта 2019 года Черкасов Сергей, Военно-промышленный курьер


Рупор американской олигархии «Вашингтон пост» разразился статьей о российском беспилотнике-камикадзе от концерна «Калашников», представленном в Абу-Даби. Издание пророчит российскому KYB удивительно яркое будущее. Рожденный в недрах ижевских цехов, он призван совершить революцию в военном деле, как раньше это сделал автомат Калашникова.

Отечественные СМИ послушно перепечатали за иностранным мастодонтом мессидж о прорыве и супердостижении, не утруждаясь рефлексией на предмет того, а что, собственно, такого революционного в новом детище Калашникова, коль скоро «Вашингтон пост» об этом тревожится. Не от восторга же, в самом деле, враги пишут о достижениях российской военной мысли.

Сравнение с автоматом Калашникова – очень серьезное заявление. Ведь KYB не то что не первый в своем роде, а разработка, задержавшаяся лет на десять.

Снаряд, который всегда может

Израильский самонаводящийся противорадиолокационный самолет-снаряд Harpy, для примера, поднялся в воздух еще в 1989 году.

Идея проста: запускаем беспилотник, начиненный взрывчаткой. Он летает какое-то время в районе вероятной цели, занимается разведкой, оглядывает местность. Как только цель себя обнаружила или возникла иная необходимость, отдаем команду на атаку и беспилотник, словно камикадзе, бросается в вертикальное пике.

“Гениальные в своей простоте, практичные решения – одна из фишек нашей цивилизации”

Казалось бы, еще совсем недавно беспилотники были чудом военной мысли, иконой прогресса и отличительной чертой современной армии. Когда это они успели стать расходным материалом? И не дороговато ли так разбрасываться беспилотниками?

Есть такая примечательная история… В 1942 году во время штурма Севастополя немцы применяли свою сверхпушку – толстую «Дору» весом 1300 тонн, плевавшуюся снарядами калибра 807 миллиметров. Она должна была уничтожить советские форты бронебашенных батарей номера 30 и 35. Разрушения, оставляемые семитонными бетонобойными болванками «Доры», были чудовищны, но она так и не смогла заставить замолчать громогласный хор наших батарей, потому как мазала безобразно.

Именно поэтому высокоточное оружие эффективнее классического – оно, конечно, дороже, зато попадает.

Английская «Огненная тень»

Британцы свой барражирующий боеприпас начали разрабатывать в 90-е. Fire Shadow, по-русски «Огненная тень», запускается с направляющих, как у наших реактивных систем залповой стрельбы. Беспилотник разгоняется реактивным двигателем, который затем отстреливается, и дальше аппарат летит уже на экономичном винтовом. Со скоростью 150–300 километров в час он устремляется к цели, где может на высоте добрых четырех километров барражировать, высматривая и выслеживая в течение шести часов свою добычу и передавая данные оператору. Для поражения противника «Огненная тень» имеет заряд взрывчатки 200 килограммов – серьезный аргумент в мужском споре.

Из-за узких складывающихся крыльев аэродинамика беспилотника посредственная, что явно сказывается на времени пребывания в воздухе. И он довольно крупный: длина – около четырех метров.

Британцы свои дроны-камикадзе разрабатывают долго и с упоением, оттого на них уже потрачено 207 миллионов британских фунтов, но о принятии на вооружение информации нет. Для понимания масштабов: мы за эти же деньги построим 15 Ми-28Н «Ночной охотник».

Карманный вариант

Израильский IAI Harop тоже запускается при помощи стартового реактивного двигателя, но в отличие от британской «Тени» имеет нормальные крылья и хорошую аэродинамику. Пусковая установка контейнерного типа с четырьмя ячейками на колесном шасси. При том же времени полета шесть часов у него меньшая скорость – 185 километров в час, более скромные габариты и боевая часть – 22 килограмма при общем весе 135 килограммов.

Harop умеет заходить на цель под разными углами, вычислять вражеские РЛС, действовать самостоятельно или управляться оператором. Не получив приказа на атаку, он может вернуться на аэродром и приземлиться, то есть мы имеем гибрид многоразового разведчика с функцией камикадзе.

Harop успел повоевать и был принят на вооружение пятью странами.

Еще одна разработка израильтян – Hero-400EC прошла через полное переосмысление прошлого опыта. Этот БЛА имеет только винтовой электрический двигатель, запускается с катапульты, которую буксирует обычный легковой автомобиль. При весе 40 килограммов беспилотник по плечу одному солдату, если придется переносить. Боевая часть облегчилась до 10 килограммов, радиус действия сократился до 150 километров. Зато продолжительность полета стала меньше лишь на треть и составляет четыре часа. Но самое кардинальное изменение – внедрение X-образного оперения. Как заявляют израильтяне, благодаря расположению крыльев дрон показывает хорошую маневренность во всех плоскостях. Как с таким оперением беспилотник может возвращаться на аэродром, сложно представить. Видимо, от этой функции пришлось отказаться. У Hero-400EC есть младшие братья, как две капли воды похожие на него, только меньше. Например, Hero-30 имеет дальность действия 40 километров, боеголовку один килограмм и держится в воздухе только полчаса. Зато при весе три кило его можно таскать разве что не в кармане.

Американский Killer-Bee («Пчела-убийца») отличается впечатляющим временем пребывания в воздухе – 15 часов. Бензиновый двигатель держит крейсерскую скорость 85 километров в час. Полезная нагрузка – 13,5 килограмма, большая часть которой приходится на взрывчатку. Максимальная взлетная масса – 63 килограмма, запуск происходит с пневматической катапульты.

Еще один американский дрон-«камикадзе» – Switchblade («Выкидной нож») запускается из тубуса, похожего на миномет. Винтовой электродвигатель держит БЛА в воздухе всего 20–40 минут, скорость – до 60 километров в час. Радиус действия «Выкидного ножа» – около 30 километров. Вес боеголовки – один килограмм («Общедоступное высокоточное»), точь-в-точь как у израильского конкурента.

Конечно, это далеко не все модели барражирующих боеприпасов, но наиболее яркие. Ведущую роль в их разработке играют израильтяне и американцы.

Но США не в состоянии производить технологичную и дешевую военную продукцию. Перед их конструкторскими бюро такая задача не ставится. Поэтому передовые американские разработки в основном по карману лишь бюджету США. Другое дело – израильтяне, у них сейчас самый широкий выбор барражирующих боеприпасов, которыми интересуются многие страны.

А теперь взглянем на то, что предлагает концерн «Калашников».

Дубина народной войны

KYB запускается посредством компактной катапульты. Винтовой двигатель держит его в воздухе в течение 30 минут, разрешая солидную скорость – 80–130 километров в час. О массе беспилотника не сообщалось, но можно предположить 15–20 килограммов. Боевая часть озвучена – три килограмма.

В прессе пишут, что этого достаточно, чтобы в пикировании поражать основные танки в слабо защищенную верхнюю полусферу. Скорее всего так и есть, если учесть, что ПТРК «Джавелин» метит в ту же поверхность меньшим количеством взрывчатого вещества. Выбор боевой части в три килограмма вообще выглядит оптимальным. Этого хватит если не уничтожить, то по крайней мере вывести из строя любую наземную технику, поразить неукрепленный штаб, достать противника в укрытии.

Возвращать KYB разработчики не собираются, то есть это одноразовый беспилотник. Поднялся в воздух, разведал обстановку, выследил цель – нанес удар. Никаких многочасовых барражирований. Концерн решил не пытаться наделить боеприпас функцией полноценного разведчика.

При этом у беспилотника довольно неплохая скорость для своих габаритов, что тоже на самом деле важно. Ввиду того что его невозможно запустить заранее, время подлета к цели имеет критическое значение.

Скорость вообще слабое место в концепции барражирующих боеприпасов, потому как они в отличие от настоящих снарядов летят уж очень медленно. Весь расчет на то, что маленькая и тихая цель не будет обнаружена или ее заметят слишком поздно, чтобы сбить. Если же барражирующий боеприпас, например «Огненная тень», размерами сопоставим с крылатой ракетой «Томагавк», но при этом движется в три – пять раз медленнее, рассчитывать на эффективность не стоит. Тут и «Шилка» с успехом тряхнет стариной.

Так что ставка на малые размеры KYB вполне оправданна.

Итак, барражирующий боеприпас от Калашникова выглядит перспективным и довольно удачным, но где же революция? В тактико-технических характеристиках она не обнаруживается.

Революция, судя по всему, в стоимости.

Представители концерна «Калашников» сообщают, что это будет самый дешевый беспилотник-камикадзе по соотношению цена-возможности, намного превосходящий израильские предложения. В «Вашингтон пост» такому утверждению сразу поверили.

Ведь и АК произвел переворот в военном ремесле не только потому, что обладает высокой боевой эффективностью и легендарной безотказностью, но и потому, что он технологичен, а значит, дешев и быстро осваивается новобранцем.

Анатолий Вассерман справедливо говорил, что автоматы Калашникова «дали возможность очень многим государствам отстреляться от тех, кто не хотел давать им свободу». В этом роль АК – «дубины народной войны», «и именно эта дубина не раз сокрушала самых разнобезобразных любителей пограбить чужие земли».

Появление аналогичного оружия в области беспилотных технологий, традиционно считающихся прерогативой высокотехнологичных и дорогих армий мира, – серьезный повод для беспокойства тех, кто привык поправлять свои дела грабежом других народов. И «Вашингтон пост» это беспокойство глубинного американского государства выражает.

В принципе сомневаться в том, что наши разработчики могут создать технологичный беспилотник, который при массовом производстве покажет очень хорошую цену, не приходится. Гениальные в своей простоте, практичные решения – одна из фишек нашей цивилизации.

Опять же концерн «Калашников» вовремя выходит на рынок со своим барражирующим боеприпасом – оптические датчики продаются по бросовым ценам, дешевеют тепловизионные сенсоры, появляются новые аккумуляторы, уменьшается стоимость материалов планера и боевой части. Очень многое из этого сейчас производится внутри страны. А опыт зарубежных разработок помогает определить оптимальные параметры дрона-камикадзе.

У догоняющего есть известные преимущества, знаете ли.

Однако удастся ли ижевскому беспилотнику совершить революцию, которую ему пророчат, или он окажется лишь хорошей попыткой, определит только время. Если учесть, что наш камикадзе прошел все проверки и готов к производству, – самое ближайшее.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer