Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолет в светлое будущее


20 марта 2019 года Волгин Владимир, Военно-промышленный курьер


Результаты ОАК в 2018 году надо рассматривать прежде всего по главному показателю – количеству выпущенных самолетов, ведь для этой цели корпорация и была создана.

Результаты ОАК в 2018 году надо рассматривать прежде всего по главному показателю – количеству выпущенных самолетов, ведь для этой цели корпорация и была создана.

За точку отсчета следует принять официальное выступление Юрия Слюсаря на авиасалоне AeroIndia, проходившем два года назад в Бангалоре. Там главой ОАК были названы конкретные цифры планируемого выпуска российских самолетов, а именно: 2017 год – 152 единицы, 2018-й – 194, 2019-й – 203.

Так вот, в 2018-м все заводы ОАК выпустили 115 воздушных судов – 80 боевых и учебно-боевых, 35 гражданских, транспортных и специального назначения, из которых третья часть предназначена на экспорт. Это заметно меньше выпуска двух предыдущих годов и в полтора раза ниже обещанного. Попробуем понять, почему не были выполнены заявленные планы.

“Ожидается увеличение выпуска самолетов в России. Прежде всего за счет значительного роста производства авиатехники марки Ил”

ОАК была официально сформирована в 2006 году. К тому времени все прекрасно понимали: чтобы сделать количественный и качественный рывок вперед, нужно консолидировать активы российской авиационной промышленности, что и было осуществлено. В корпорацию вошли все авиационные КБ и серийные заводы, за исключением Смоленского и Самарского, а также Саратовского, который не пережил смутные 90-е и прекратил существование.

Все годы деятельности ОАК не прекращаются многочисленные споры относительно непрерывно происходящего переформатирования ее структуры. В принципе все изменения являются сугубо внутренним делом самой госкорпорации, главное, чтобы от них был конкретный результат. В конце концов стране нужны не реформы, а самолеты – их по-прежнему выпускается до смешного мало, особенно гражданского класса. Пока парк российских перевозчиков состоит преимущественно из авиалайнеров западного производства, даже условно отечественных «Суперджетов» кот наплакал.

Огорчает, что в 2018-м ОАК выпустила пассажирских и транспортных самолетов меньше, чем даже годом ранее. Есть смысл сравнить наши достижения с успехами конкурентов. Американская корпорация «Боинг» и европейская «Эрбас» ушли далеко вперед и в количественном, и в качественном отношении. Первый в прошлом году произвел только коммерческих самолетов 741 единицу. «Эрбас» чуть отстал – 713 машин. И что значат на их фоне наши 35 выпущенных гражданских самолетов?

Так что о конкуренции с грандами в ближайшие годы речи не идет. Если на кого-то равняться, то на производителей второго уровня, среди которых бразильский «Эмбраер» и канадский «Бомбардье». Каждый из них ежегодно отгружает заказчикам по сотне гражданских самолетов. Отсюда задача номер один на ближайшие годы – достичь, а затем превзойти этот рубеж.

От Ан до Як

«Антонов». Хотя КБ имени Антонова и находится в другом государстве, отношение и к нашей авиации, и к авиационной промышленности имеет самое прямое. Украина отказалась сотрудничать с Россией по военным вопросам, а у нас основу парка военно-транспортной авиации составляют самолеты именно марки Ан. Это и гиганты Ан-124 «Руслан», и легкие труженики Ан-26 и Ан-32. Чтобы они не оказались без надзора, заниматься сервисом и продлением их ресурса теперь будут в России. По контракту с Минобороны РФ в Воронеже в 2018 году построили последние три Ан-148, после чего выпуск самолетов украинской разработки у нас полностью прекращен.

«Бериев». Основная продукция ТАНТК – самолеты специального назначения. Это летающие радары, которые проходят в Таганроге модернизацию в вариант А-50У. Это их собратья нового поколения А-100, которые пока еще испытываются. Также здесь ведутся работы по индийскому контракту на пару новых А-50И. Возобновлены прерванные в постсоветское время испытания лазерной установки воздушного базирования А-60.

Однако главным прорывом бериевской фирмы можно считать выход на серийное производство самолета-амфибии Бе-200. Из-за многочисленных объективных трудностей это событие произошло с опозданием, но появилась надежда, что теперь все пойдет по плану. В прошлом году были построены три Бе-200 по заказу МЧС, заключены первые экспортные контракты на поставку подобных машин в Китай, Чили и даже в США. Верится, что появятся и другие заказчики.

«Ильюшин». Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина, вне всякого сомнения, – центр транспортного авиастроения России. На него возлагаются большие надежды. В то же время именно здесь наблюдаются самое значительное невыполнение планов строительства самолетов и хроническое отставание от графика. Например, в Воронеже так и не удалось поднять в небо легкий транспортник Ил-112В, начало летных испытаний перенесено на следующий год. Также с двухлетним отставанием от плана совершил первый полет предсерийный заправщик Ил-78М-90А. До сих пор не обеспечена массовая сборка Ил-76МД-90А (а это 12–18 самолетов ежегодно) на Ульяновском авиазаводе. Между тем Минобороны анонсировало планы преобразования бригады ВДВ в дивизию с местом дислокации в Ульяновске, и под это запланировано развертывание полка новых транспортных самолетов. Но с нынешними темпами выпуска Ил-76МД-90А процесс рискует растянуться на десятки лет.

Помимо этого, у ильюшинцев есть еще и сопровождение производства Ил-114-300 в Луховицах. Удивляют затянутые сроки: начало серийного производства запланировано аж на 2022–2023 годы.

К новым темам также можно приплюсовать начало постройки на Воронежском заводе обновленного дальнемагистрального Ил-96-400М. В ближайших планах – проектирование среднего транспортного самолета Ил-276, а чуть позднее – и сверхтяжелого Ил-106.

Кроме того, правительством принято решение передать АК имени С. В. Ильюшина функции по сопровождению самолетов марки Ан. Дело в том, что АНТК имени Антонова поддерживает только российские гражданские самолеты. Что же касается их военно-транспортных собратьев, то здесь по известным причинам украинская фирма-разработчик отказывается заниматься продлением их летной годности.

Налицо явная перегруженность производственными темами всех подразделений ильюшинского куста. Планов громадье, потенциал огромен, но движение медленное и с перебоями – видно, что сил и ресурсов сразу на все проекты не хватает. Возможно, имеет смысл перераспределить нагрузку между другими структурами ОАК. Ведь сейчас существует острая потребность в новых транспортных самолетах и в России, и за границей, которую нужно закрывать уже в ближайшее время – рынок ждать не будет.

«Микоян-Гуревич» («МиГ»). РСК «МиГ» до недавнего времени находилась в тяжелом финансовом состоянии. Держаться на плаву и выживать помогали скудные экспортные заказы при полном отсутствии интереса к продукции фирмы, главным образом к истребителю МиГ-29, со стороны государства.

Новым руководством «МиГа» были сделаны правильные выводы, что без обновления модельного ряда надеяться на стабильный спрос не приходится. Как только прошла модернизация МиГ-29, сразу появились желающие его приобрести. Был подписан крупный контракт с Индией на коренную модернизацию ранее поставленных самолетов, а чуть позже и на две партии новых МиГ-29К для индийских авианосцев. Началось выполнение сделки с Египтом на полсотни МиГ-29СМ.

Заинтересовалось продукцией и российское Минобороны. Были заказаны партии МиГ-29СМТ и МиГ-29К, на подходе новый МиГ-35, который наверняка найдет своих заказчиков. Помимо этого, активно модернизируются истребители-перехватчики МиГ-31БМ, несущие охрану дальних рубежей страны. И уже началось проектирование нового ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата), который пойдет в серию после 2025 года.

Чтобы диверсифицировать производство РСК «МиГ» и загрузить производственные мощности, было принято решение поручить фирме выпуск очень востребованного пассажирского самолета Ил-114-300. К его созданию подключатся все миговские производственные площадки: в Нижнем Новгороде, Калязине, Москве с конечной сборкой в Луховицах.

«Сухой». Предприятия, серийно производящие продукцию этой марки, наиболее благополучно пережили лихие 90-е. Отсутствие государственного заказа восполнили крупные покупатели со стороны, прежде всего Китай и Индия. В эти страны массово поставлялись истребители Су-27/Су-30. Счет шел на десятки, а затем и сотни машин. В настоящий момент авиазаводы в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре наиболее оснащенные в техническом плане. Сегодня они плюс Новосибирский авиазавод, выпускающий показавшие себя в Сирии настоящими бойцами Су-34, продолжают поставки техники как для Минобороны России, так и за рубеж.

В Комсомольске-на-Амуре начинается производство первой партии новейших истребителей пятого поколения Су-57, а в Иркутске разворачивается сборка пассажирского лайнера МС-21, призванного стать основной рабочей лошадкой отечественной гражданской авиации.

«Туполев». Легендарное конструкторское бюро имени Андрея Туполева – наиболее пострадавшая от либеральных реформ структура ОАК. Все самолеты этого КБ, которые продолжают выпускаться штучно, были разработаны еще в советское время. Это касается как стратегического бомбардировщика Ту-160, так и пассажирского Ту-204. Последний, к примеру, совершил свой первый полет еще в далеком 1989 году. На сегодня в Ульяновске собрали заключительные экземпляры самолета в представительских версиях, после чего их производство прекратится. В Казани, очевидно, продолжат штучную сборку Ту-214 различного предназначения для госзаказчиков (СЛО «Россия», Минобороны).

В 90-е предпринимались попытки создать что-то новое для гражданской авиации, даже был облетан региональный лайнер Ту-334, но заинтересовать им никого не удалось. Мало того, руководство ОАК, склонное к лоббированию «Суперджета», поставило крест и на Ту-334, и на других туполевских разработках – Ту-324 и Ту-414. Если бы не те пагубные решения, Казанский авиазавод не пришлось бы в авральном режиме реанимировать для строительства новых стратегов Ту-160. Да и в стране летало бы больше отечественных гражданских самолетов. Но радует факт, что ПАО «Туполев» постепенно оживает и готовится к серийному выпуску как модернизированного Ту-160М2, так и прорывного ПАК ДА.

«Яковлев». Из самолетов этого конструкторского бюро сейчас серийно производятся только учебно-боевые Як-130. Самолет настолько хорош, что массово закупается как для военных нужд России, так и инозаказчиками. Его уже приобрели Алжир, Бангладеш, Беларусь, Мьянма, Лаос. Ранее документацию на конструкцию планера этого УБС приобрела Италия и теперь производит самолеты-близнецы как для своих вооруженных сил, так и на внешний рынок – в Польшу, Сингапур, Израиль.

На подходе новый учебно-тренировочный самолет первоначальной подготовки летчиков Як-152, который сейчас завершает цикл испытаний. Скоро начнется его массовое производство, причем таких самолетов нужно достаточно много и не только для внутреннего потребления. Думается, зарубежные заказчики по достоинству оценят новый самолет и не заставят себя долго ждать с его приобретением. Известно: в Госпрограмму вооружения включена разработка нового самолета вертикального взлета и велика вероятность, что именно яковлевское КБ, ранее выпускавшее такого рода машины, изрядную часть ресурсов тратит на данный проект.

Кроме того, ОКБ имени Яковлева приложило руку к созданию пассажирского «Суперджета». Специалисты утверждают, что самолет получился не самым плохим, хотя и не столь выдающимся по своим характеристикам. Время покажет, как себя зарекомендует еще одно детище яковлевцев – пассажирский МС-21.

И три тенденции в помощь

Главная тенденция российского самолетостроения последних лет – постепенное сокращение поставок авиатехники по гособоронзаказу. Пик поставок пришелся на 2015 год, когда в войска были переданы 92 боевые и учебно-боевые машины, тогда как в прошлом году – лишь 50 самолетов. Не сможет серьезно повлиять на объем поставок по ГОЗ возобновление выпуска на Казанском авиазаводе новых сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160М2, их производство явно будет штучным.

30 боевых машин отправились в 2018 году на экспорт. И это, пожалуй, вторая устойчивая тенденция. Можно с уверенностью сказать, что по 2020 год поставки за рубеж российских военных самолетов будут составлять 25–35 единиц. Повышение интереса к российским самолетам обеспечили успехи наших ВКС в Сирии, что признают даже политические противники.

Третьей тенденцией в среднесрочной перспективе должен стать заметный рост производства гражданской продукции, причем произойдет это за счет значительных объемов выпуска самолетов для местных авиалиний и транспортников, в которых сейчас отдельные авиакомпании и государство в целом испытывают значительный голод. Через несколько лет их количество сравняется с числом производимых самолетов военного назначения, а затем и превысит его.

Несмотря на все трудности, уже в ближайшей перспективе – к середине 2020-х можно ожидать постепенного увеличения выпуска самолетов в России. Прежде всего за счет значительного роста производства авиатехники марки Ил. Пойдут в серию легкие транспортники Ил-112В, увеличится выпуск Ил-76МД-90А и летающих танкеров Ил-78М-90А. Возродится на новой основе производство региональных Ил-114-300, которые раньше выпускались в Ташкенте.

В Иркутске обещают наладить выпуск МС-21 в количестве до 70 штук в год. Даже если осилим хотя бы половину от обещанного, уже будет крупный успех. А ведь иркутяне нацелились делать в массовом количестве еще и легкие учебные Як-152.

Будет производиться новая техника и в интересах военных: истребители, бомбардировщики, самолеты специального назначения, включая новинки. Не за горами массовое производство беспилотных летательных аппаратов, за которыми будущее.

Стоит напомнить, что самолеты в нашей стране выпускаются не только предприятиями ОАК. Например, Смоленский авиазавод планирует выпуск перспективного УТС СР-10, которым заинтересовались в Минобороны. Сибиряки усиленно работают над цельнокомпозитным бипланом ТВС-2ДТС для местных авиалиний, а более вместительный Л-410, который ранее собирали в Чехии, в модернизированном варианте планируют производить также у нас.

Как результат уже после 2025 года можно говорить о достижении рубежа в 200 самолетов, а с 2030-го должен покориться рубеж в 300 единиц.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer