Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Паралич доли: за гибель пассажиров Boeing хотят заплатить по минимуму


26 марта 2019 года Кирилл Сенин, Известия


Ограничиться минимальной компенсацией за гибель близких придется родственникам некоторых из тех, кто погиб при катастрофе Boeing 737 MAX 8 индонезийской Lion Air. Перевозчик смог убедить их согласиться на выплату отступного и отказаться от дальнейших возможных исков к авиакомпании или производителю. Впрочем, ни перевозчикам, ни самому авиастроительному гиганту полностью уйти от ответственности, в том числе финансовой, после новой трагедии — на этот раз в Африке — не удастся. В ситуации с бизнесом, которому трудно оставаться этичным, разбирались «Известия».

«Подпиши и получи»

Об успешной попытке индонезийской авиакомпании «оптимизировать» возможные выплаты после катастрофы, произошедшей в октябре 2018 года, сообщила американская The New York Times. По данным газеты, родственников погибших — на борту рейса, направлявшегося из Джакарты в Панклпинанг, находилось 189 человек, при крушении через 13 минут после взлета не выжил никто — пригласили на встречу и предложили подписать соглашение, по условиям которого им полагалась выплата в размере 1,3 млрд индонезийских рупий ($91,6 тыс.). «Однако эта сумма, хоть она и не может считаться недостаточной для бедных семей, которым надо оплачивать счета и отправлять детей в школу, примерно соответствовала минимуму, который в таких случаях гарантирован индонезийским законодательством», — отмечается в статье.

Помимо того что перевозчик рассчитывал обойтись малой кровью в удовлетворении финансовых претензий родственников погибших на борту Boeing 737 MAX 8, в условиях договора была еще одна крайне существенная уловка. Подписавшие форму отказывались от каких-либо дальнейших правовых претензий к Lion Air, ее страхователям и производителю.

В общей сложности список компаний, которые получали иммунитет от потенциальных исков, насчитывал несколько сот пунктов и был отпечатан на восьми страницах. Судя по копии документа, оказавшегося в распоряжении NYT, им также запрещалось разглашать условия самого соглашения об отступных.

Попытка «не переплатить» родственникам жертв авиакатастрофы была предпринята даже несмотря на то, что в индонезийском законе от 2011 года говорится, что при получении компенсаций, сумма которых определена правительством, семьи погибших не лишаются права на судебные иски против перевозчика или других организаций, которые могли быть причастны к аварии. «У наследников жертв также нет обязательств подписывать какие-либо требования, в том числе соглашения об освобождении от исполненных обязательств, — приводит газета слова Ахмада Судиро, декана юридического факультета в Университете Таруманагара в Джакарте. — Возможно, компания просто хитрит».

Родственники пассажиров и членов экипажа упавшего в Яванское море Boeing также рассказали, что на встречу с представителями авиакомпании им запретили приходить с адвокатом (даже несмотря на то, что соглашение такую возможность предусматривало) и, кроме того, запретили забирать документ с собой. Кто-то сообщил, что согласился подписать бумаги в том числе из-за не прекращавшегося давления со стороны авиакомпании.

Реакцию властей Индонезии на ситуацию можно назвать сдержанной: минтранс пока лишь направил Lion Air письмо с напоминанием, что перевозчик обязан следовать авиационным правилам. В ответ представители лоукостера уведомили профильное ведомство о своей готовности следовать законодательным нормам.

«Мы тоже жертвы»

Убедить отказаться от законных прав и претензий удалось не всех. Родственники более чем 20 погибших подали в США судебные иски к корпорации Boeing. Среди истцов — семья второго пилота лайнера Харвино. В направленном в суд ходатайстве они утверждают, что самолет «был неисправен и находился в состоянии, которое делало его неоправданно опасным для целевого использования».

Сестра погибшего летчика Винни Вуландари говорит, что семья подала иски к Boeing, а Lion Air отказалась выплатить его пенсию и нарушила устное соглашение оплатить учебу пилота. Кроме того, в авиакомпании отказываются от дальнейших контактов с родственниками Харвино, говорит она. «Они (топ-менеджеры перевозчика) заблокировали мой номер, — утверждает женщина. — Компания относится к нам просто ужасно. Мы тоже жертвы».

Многие истцы считают, что виновность авиапроизводителя несомненна. «Нет никаких вопросов в том, что Boeing несет ответственность за эти аварии, и единственное, что надо определить — это меру ее вины», — приводит The Los Angeles Times слова адвоката Стива Маркса из юридической фирмы Podhurst Orseck, которая представляет интересы семей 20 жертв катастрофы рейса Lion Air.

Иски к Boeing явно будут подаваться в Соединенных Штатах чаще, чем в Африке или Индонезии. Дело в том, что в США, исходя из прецедентов, выплата на каждого погибшего может составлять от $2 млн до $3 млн при том, что в Эфиопии компенсация может составить лишь порядка $200 тыс., отметил нью-йоркский адвокат Джастин Грин в беседе с Reuters.

Проблем всё больше

Говорить о выплате дополнительных компенсаций — от Boeing, индонезийской авиакомпании или других ответственных сторон — в любом случае можно будет более предметно лишь после того, как будут установлены причины катастрофы. Необходимость получить ответы на вопросы о том, что же пошло не так, стала еще более насущной после того, как в марте разбился еще один Boeing 737 MAX 8 — лайнер Ethiopian Airlines упал 10 марта вскоре после вылета из Аддис-Абебы. В этой трагедии погибли все 157 человек, находившихся на борту, среди них было трое россиян.

Понятно, что расследование авиационных катастроф — дело непростое и не быстрое. Однако уже сейчас в двух авариях просматриваются одинаковые обстоятельства. В частности, речь может идти о том, что при разработке программного обеспечения, которое используется в системе управления, были допущены просчеты, из-за которых самолет может перейти в пике. При этом в Boeing, как утверждают некоторые истцы, знали или по меньшей мере догадывались о существовании этого дефекта, однако не уведомили авиакомпании и не занялись решением проблемы.

Базирующийся в Чикаго авиагигант уже ведет активную работу по устранению возможных недостатков — и спасению собственной репутации, по которой две трагедии с самолетом одной и той же модели нанесли мощный удар. В частности, Boeing, по информации The Wall Street Journal, получила предварительное одобрение властей США на внесение обновления в ПО для модели 737 MAX, призванное устранить проблемы с управлением.

Разбираться авиастроителю предстоит и с еще одной неприятной ситуацией — хотя и не такого масштаба, как гибель двух лайнеров меньше чем за полгода. Газета The Washington Post выяснила, что за счет лоббистских кампаний и налаживания связей в Белом доме и на Капитолийском холме Boeing смогла провести через конгресс законы и подзаконные акты, которые значительно ограничивали регулирующие органы, в частности, Федеральное авиационное управление, в техническом контроле над ее самолетами. Только в 2018 году авиастроители потратили на лоббирование своих интересов в конгрессе, ФАУ и других федеральных службах не менее $15 млн, отмечает WP. На фоне двух катастроф подобные действия компании, даже если они осуществляются в рамках закона, вряд ли будут спокойно восприняты обществом и юристами.

Жесткая посадка

После второй катастрофы 737 MAX практически все страны мира запретили полеты самолетов этой модели, от их использования, во всяком случае, на время отказались ведущие и региональные перевозчики. Для авиакомпаний подобные меры необходимы для обеспечения безопасности перевозок, однако связанные с этим расходы выливаются в кругленькую сумму.

О том, чтобы переложить затраты из-за простоя на предполагаемого виновника, задумалась, в частности, Norwegian Air. На прошлой неделе авиакомпания объявила о том, что выставит Boeing счет за невыполненные рейсы — всего у нее 18 лайнеров 737 MAX при том, что общий флот насчитывает 160 машин. Boeing, впрочем, может избежать хотя бы этих расходов — авиационные страховки покрывают подобные случаи, рассказал в беседе с LAT Марк Домброфф, адвокат юрфирмы LeClairRyan, которая часто защищает интересы авиакомпаний.

Некоторые перевозчики решили и вовсе отказаться от 737 MAX. Среди них — национальная индонезийская авиакомпания Garuda Indonesia, которая решила выйти из контракта на поставку 50 таких лайнеров. По словам представителя перевозчика Ихсана Розана, «пассажиры Garuda утратили доверие и не хотят летать на (Boeing 737) MAX». Lion Air, по информации газеты The Jakarta Post, задумалась об отказе от использования бортов 747-400, которые производит американский гигант, — вместо них перевозчик, в истории которого — две фатальных авиакатастрофы, намерен получить европейские Airbus 330-900 Neo.

Окно возможностей

На фоне этих отказов глава российского Минпромторга Денис Мантуров заявил о том, что Москва ведет с Джакартой переговоры — пока предварительные — о поставках в Индонезию среднемагистральных МС-21. По словам министра, сейчас главные усилия сосредоточены на сертификации МС-21-300. «Сертификация по российским и европейским нормам и начало эксплуатации позволит уже, в свою очередь, активизировать продвижение самолета в Юго-Восточную Азию и другие регионы», — отметил Мантуров.

У нового российского среднемагистрального самолета наверняка будет непростой путь в небо, тем более — в зарубежное. Но эта конкуренция с европейскими и американскими аналогами выглядит борьбой. Как и любая коммерческая операция, эта борьба направлена на извлечение прибыли — за счет точности экономических расчетов и оригинальности конструкторских решений, исследований маркетологов и усилий дипломатов.

Контраст с хитрыми приемчиками перевозчиков и других причастных к трагедии сторон, которые стремятся явно неэтичными методами минимизировать свои расходы на компенсацию человеческой беды, получается разительный.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer