Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


«Чемодан без ручки» в небе Заполярья


25 марта 2019 года Петр Камнев, Военно-промышленный курьер


Снятый в 1983 году фильм «Торпедоносцы» имел огромный успех. Режиссер Семен Аранович, сам служивший в военно-морской авиации Северного флота СССР, правдиво показал боевую работу и быт заполярного гарнизона. В фильме снимался бомбардировщик Ил-4, собранный с бору по сосенке из останков техники того времени.

Восстановим историческую справедливость: в 1942 году в морскую авиацию Северного флота СССР поступили английские бомбардировщики H.Р.52 Hampden Mk1. И сюжетом картины Арановича стал боевой эпизод с участием именно этого самолета. В январе 1943-го два «Хэмпдена» засекли караван немецких судов, капитана Андрея Баштыркова подбили при заходе в атаку, но экипаж перед гибелью успел сбросить торпеду на транспорт.

Как английские самолеты оказались в Советском Союзе? Пилоты королевских ВВС прилетели в Заполярье для участия в операции «Оратор». После трагедии каравана PQ-17 лорды адмиралтейства решили отомстить гитлеровскому флоту. Задача перед экипажами «Хэмпденов» стояла достаточно сложная – нанести удар по немецкому линкору «Тирпиц». Сделать это можно было только с аэродромов в Заполярье.

“Из-за высокой кабины и широкого треугольного крыла с прямой передней кромкой острословы прозвали самолет «балалайкой»”

В сентябре 1942-го с авиабазы «Самбург» на Шетландских островах стартовали 32 бомбардировщика 144 и 455-й австралийских эскадрилий. Взяли курс на Кандалакшу. Перелет был опасным, поскольку топлива едва хватало, чтобы дотянуть до места назначения. К тому же вдоль трассы дежурили немецкие истребители.

Три «Хэмпдена» были сбиты немецкими истребителями в небе Финляндии. Два разбились в Швеции. Один потерял ориентировку и вынужденно сел в Финляндии. Еще три машины были по разным причинам потеряны уже на советской территории. В итоге долетели 23. Их разместили на аэродромах Грязная Губа, Лахта, Новая Земля и Ваенга. Крейсер «Тускалуза» доставил английских техников и боезапас для «Хэмпденов» – американские торпеды Mark XI. Правда, союзники ими так и не воспользовались.

Единственный боевой вылет англичане совершили 14 сентября – разведка сообщила о выходе «Тирпица» в море, и все 23 бомбера подняли на поиск. Но обнаружить линкор не удалось. Много позже выяснилось, что он выходил на плановые испытания и довольно скоро вернулся к причалу в Нарвике. С тем и завершилась операция «Оратор».

Английские летчики должны были вернуться на острова, но лететь обратно на своих «Хэмпденах» не собирались. Что делать с самолетами? Торпедоносцы передали в состав 3-й эскадрильи 24-го минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота. Однако техникам пришлось серьезно поработать: англичане оставляли бомберы без прицелов, фотокамер и приборов, считавшихся секретными. Забрали с собой и американские торпеды. Однако бортовое оборудование довольно быстро восстановили, створки бомболюков переделали под наши торпеды 45-36АН, поскольку они были на полметра длиннее. Усилили вооружение: спарки пулеметов «Виккерс» сменили на отечественный крупнокалиберный авиационный УБТ.

Английские бомберы стали более приспособленными к боевой работе на Крайнем Севере, но все же сильно уступали ДБ-3Ф, прославленному самолету АДД. Они проигрывали в дальности полета, имели худшую маневренность. Из-за высокой кабины и широкого треугольного крыла с прямой передней кромкой красноармейские острословы прозвали самолет «балалайкой». Кстати, на родине, в Англии, H.P.52 именовался «чемоданом без ручки».

Конечно, были у «Хэмпденов» и плюсы. Советские авиаторы отмечали хороший обзор и отличную механизацию крыла, оснащенного предкрылками почти по всей длине, что позволяло взлетать с ВПП длиной до 550 метров.

И все же летчики садились за британские штурвалы не от хорошей жизни. Поэтому на счету английских бомберов не слишком много побед. В декабре 1942-го был торпедирован немецкий транспорт в районе Тана-фьорда. В январе 1943-го экипажи капитанов Киселева и Баштыркова атаковали конвой у побережья Норвегии. «Хэмпден» Баштыркова загорелся, но летчик не отвернул его с боевого курса до сброса торпеды. Пилоту и штурману Гаврилову присвоили звание Героя Советского Союза. Через три месяца экипаж капитана Киселева уничтожил транспорт «Леезе» и был сбит. Летчик и штурман погибли.

Английские бомбардировщики закончили свою службу в 24-м МТАП в 1943 году. 4 июля пара «Хэмпденов», три Ил-4 и два Ил-2 атаковали немецкий конвой. Торпедоносцы потопили один транспорт и серьезно повредили два корабля, но при возвращении на аэродром оба H.P.52 были сбиты немецкими истребителями. К счастью, экипажи удалось спасти. После этого «англичан» списали с военной службы в Советском Союзе.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Росавиация защитилась на миллиард

Газета.ru
Беда не приходит одна: что не так с Boeing 737 MAX
Герман Костринский, Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Лучшее — враг короткого. Создание укороченного SSJ 75 отложено на неопределенный срок
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты зажимают в зонах. Возобновляется спор вокруг защитных территорий
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-35 налетел на подводные камни
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Проблема ДРЛО – залить «глаза»
Сергей Черкасов
Военно-промышленный курьер
Кто против Ил-112В
Александр Ермаков
Известия
Белый слон: на что способен самолет с самым длинным крылом в мире



Николай Протопопов
РИА Новости
Веер ракет: сможет ли новая система ПВО отпугнуть от России авиацию НАТО
Андрей Жвирблис
BFM
«Ошибка 2000» наконец дала о себе знать. Возможно, опять пострадает Boeing
Шамиль Хайруллин
Красная звезда
Бомбардировщики попали в радиоэлектронный переплёт
Владимир Кузьмин
Российская газета
Билет без налога
Павел Панов
Известия
Пролетая над Москвой: региональным авиаперевозчикам обнулят НДС
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Анкаре надоели комплексы Вашингтона
Илья Крамник
Известия
Предполетные ожидания: когда Су-57 заступят на боевое дежурство
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бе-200 не дадут утонуть
Кристина Бочарникова
Интерфакс
"Арктика" для Арктики
Валентина Гаврикова
РБК
Авиакомпании отменили сотни рейсов на "Боингах" 737. Куда пойдут акции
Александра Качалова
Интерфакс
Дроны в деле

Газета.ru
Новые разработки: сколько украли в Роскосмосе и Ростехе
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
США окрыляют Тайвань
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Поколение Крыма: Новейшие истребители Су-57 отправят на южные рубежи
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Superjet взлетят за счет производителя
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Ил-112В: из прошлого – в будущее
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Долгая дорога в небо
Юрий Авдеев
Красная звезда
Новый «Ильюша-работяга» прибыл в войска
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Воздушный робот для Малайзии
Александр Волобуев, Николай Хренков
Известия
Билеты на бочку: цены на авиаперевозки продолжают рост, несмотря на снижение стоимости керосина
Анна Пушкарская
КоммерсантЪ
России задали вопросы о сбитом "Боинге"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Производитель SSJ 100 запасся двигателями в убыток

Газета.ru
«Все по инструкции»: почему не спасли эфиопский Boeing
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
«Премьер» на Дне Победы: над Москвой пролетит самолет А-100
Илья Крамник
Известия
Что делать с авианосцем: «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй
Ирина Алкснис
РИА Новости
Российские С-400 очищают небо Турции от американских истребителей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Росавиация приземлила подержанные самолеты
А. Иванов, А. Скудаева, Т. Ткачева, Е. Шулепова
Российская газета
Взлет разрешен
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
S7 пересматривает перспективы
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Летающему такси нашли технологические барьеры
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Авианосец одним Махом: истребители наведут гиперзвуковые ракеты
Александр Волобуев
Известия
Капитан бизнеса: как повлияет на авиаотрасль гибель Наталии Филевой
Сергей Машкин, Константин Воронов, Елена Морозова
КоммерсантЪ
Обломки сложились в плоский штопор
Мария Трубина
Взгляд
Гибель Натальи Филевой назвали огромной утратой для России
Илья Крамник
Известия
Замена на левом фланге: Ил-112В совершил первый полет

Русская служба BBC
"Осиротели многие". Кем была Наталия Филева для S7 и ее знакомых

ТАСС
"Наталия Филева определила в России развитие частных авиакомпаний"
Глеба Силко
КоммерсантЪ-FM
Немецкие власти изучат детали катастрофы Epic LT
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Полет. Падение. Пожар

ТАСС
Случаи гибели известных бизнесменов в авиакатастрофах
Леонид Хайремдинов
Красная звезда
Воздушная среда запрашивает особые тренировки организма
Герман Костринский, Анастасия Веденеева, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Руслайн" готовится пересесть на SSJ 100

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer