Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Чемодан без ручки» в небе Заполярья


25 марта 2019 года Петр Камнев, Военно-промышленный курьер


Снятый в 1983 году фильм «Торпедоносцы» имел огромный успех. Режиссер Семен Аранович, сам служивший в военно-морской авиации Северного флота СССР, правдиво показал боевую работу и быт заполярного гарнизона. В фильме снимался бомбардировщик Ил-4, собранный с бору по сосенке из останков техники того времени.

Восстановим историческую справедливость: в 1942 году в морскую авиацию Северного флота СССР поступили английские бомбардировщики H.Р.52 Hampden Mk1. И сюжетом картины Арановича стал боевой эпизод с участием именно этого самолета. В январе 1943-го два «Хэмпдена» засекли караван немецких судов, капитана Андрея Баштыркова подбили при заходе в атаку, но экипаж перед гибелью успел сбросить торпеду на транспорт.

Как английские самолеты оказались в Советском Союзе? Пилоты королевских ВВС прилетели в Заполярье для участия в операции «Оратор». После трагедии каравана PQ-17 лорды адмиралтейства решили отомстить гитлеровскому флоту. Задача перед экипажами «Хэмпденов» стояла достаточно сложная – нанести удар по немецкому линкору «Тирпиц». Сделать это можно было только с аэродромов в Заполярье.

“Из-за высокой кабины и широкого треугольного крыла с прямой передней кромкой острословы прозвали самолет «балалайкой»”

В сентябре 1942-го с авиабазы «Самбург» на Шетландских островах стартовали 32 бомбардировщика 144 и 455-й австралийских эскадрилий. Взяли курс на Кандалакшу. Перелет был опасным, поскольку топлива едва хватало, чтобы дотянуть до места назначения. К тому же вдоль трассы дежурили немецкие истребители.

Три «Хэмпдена» были сбиты немецкими истребителями в небе Финляндии. Два разбились в Швеции. Один потерял ориентировку и вынужденно сел в Финляндии. Еще три машины были по разным причинам потеряны уже на советской территории. В итоге долетели 23. Их разместили на аэродромах Грязная Губа, Лахта, Новая Земля и Ваенга. Крейсер «Тускалуза» доставил английских техников и боезапас для «Хэмпденов» – американские торпеды Mark XI. Правда, союзники ими так и не воспользовались.

Единственный боевой вылет англичане совершили 14 сентября – разведка сообщила о выходе «Тирпица» в море, и все 23 бомбера подняли на поиск. Но обнаружить линкор не удалось. Много позже выяснилось, что он выходил на плановые испытания и довольно скоро вернулся к причалу в Нарвике. С тем и завершилась операция «Оратор».

Английские летчики должны были вернуться на острова, но лететь обратно на своих «Хэмпденах» не собирались. Что делать с самолетами? Торпедоносцы передали в состав 3-й эскадрильи 24-го минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота. Однако техникам пришлось серьезно поработать: англичане оставляли бомберы без прицелов, фотокамер и приборов, считавшихся секретными. Забрали с собой и американские торпеды. Однако бортовое оборудование довольно быстро восстановили, створки бомболюков переделали под наши торпеды 45-36АН, поскольку они были на полметра длиннее. Усилили вооружение: спарки пулеметов «Виккерс» сменили на отечественный крупнокалиберный авиационный УБТ.

Английские бомберы стали более приспособленными к боевой работе на Крайнем Севере, но все же сильно уступали ДБ-3Ф, прославленному самолету АДД. Они проигрывали в дальности полета, имели худшую маневренность. Из-за высокой кабины и широкого треугольного крыла с прямой передней кромкой красноармейские острословы прозвали самолет «балалайкой». Кстати, на родине, в Англии, H.P.52 именовался «чемоданом без ручки».

Конечно, были у «Хэмпденов» и плюсы. Советские авиаторы отмечали хороший обзор и отличную механизацию крыла, оснащенного предкрылками почти по всей длине, что позволяло взлетать с ВПП длиной до 550 метров.

И все же летчики садились за британские штурвалы не от хорошей жизни. Поэтому на счету английских бомберов не слишком много побед. В декабре 1942-го был торпедирован немецкий транспорт в районе Тана-фьорда. В январе 1943-го экипажи капитанов Киселева и Баштыркова атаковали конвой у побережья Норвегии. «Хэмпден» Баштыркова загорелся, но летчик не отвернул его с боевого курса до сброса торпеды. Пилоту и штурману Гаврилову присвоили звание Героя Советского Союза. Через три месяца экипаж капитана Киселева уничтожил транспорт «Леезе» и был сбит. Летчик и штурман погибли.

Английские бомбардировщики закончили свою службу в 24-м МТАП в 1943 году. 4 июля пара «Хэмпденов», три Ил-4 и два Ил-2 атаковали немецкий конвой. Торпедоносцы потопили один транспорт и серьезно повредили два корабля, но при возвращении на аэродром оба H.P.52 были сбиты немецкими истребителями. К счастью, экипажи удалось спасти. После этого «англичан» списали с военной службы в Советском Союзе.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer