Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиастроительная оборонка – курсом на гражданский сектор


4 марта 2019 года Юрий Авдеев, Красная звезда


Правительственная делегация во главе с вице-премьером России по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрием Борисовым посетила с рабочим визитом авиастроительные предприятия Сибири. В ходе инспекционной поездки проконтролирован ход выполнения государственного оборонного заказа на 2019 год и прошли совещания по вопросам диверсификации оборонных предприятий.

Пятое поколение в серийном производстве

В ходе посещения в Комсомольске-на-Амуре авиазавода имени Ю.А. Гагарина вице-премьер ознакомился с ходом выполнения гособоронзаказа.

Как сообщил журналистам директор авиазавода, Минобороны получило по контракту все модернизированные истребители Су-27СМ3. Работа по этой долгосрочной программе стартовала в начале 2000-х годов. На сегодняшний день доработанными машинами в новом облике оснащены полностью два полка. В прошлом году был выполнен завершающий контракт на поставку десяти машин.

В ходе проведения модернизации заменено до 80 процентов оборудования, которое было установлено на авиакомплексы в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Произведённое обновление оборудования и систем существенно расширило возможности самолётов новой модификации.

В текущем году авиапредприятие особое внимание уделяет ГОЗ о поставках многоцелевого авиакомплекса пятого поколения. Реализация проекта вышла на новый этап. В ходе форума «Армия-2018» замминистра обороны Алексей Криворучко и президент ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Юрий Слюсарь подписали контракт о закупке для Минобороны первой партии серийных машин.

– Если говорить о программе Су-57, то мы находимся сегодня на этапе изготовления первых серийных образцов. Мы в 2018 году завершили изготовление и поставку партии опытных образцов. В работе у нас сегодня по действующему контракту с Министерством обороны две машины со сроками поставки первого самолёта в 2019 году, второго – в 2020 году, – рассказал Александр Пекарш. – Уверен, что мы с этой задачей справимся и первый серийный самолёт в этом году будет поставлен.

Первая партия машин пятого поколения будет выпускаться в серийном облике, но с двигателями предыдущего поколения. Двигатель «второго этапа» (изделие 30), который обеспечит Су-57 сверхзвуковую крейсерскую скорость, приступил к лётным испытаниям в декабре 2017 года. Ожидается, что программа его испытаний завершится через пять лет, а с 2023 года начнутся серийные поставки самолётов с новыми двигателями.

Гражданский производственный сегмент предприятия – сборка авиалайнера Sukhoi Superjet 100. Однако в плане диверсификации производства на первом плане совещания стояли вопросы, связанные с участием предприятия в программе производства среднемагистрального самолёта МС-21.

– Мы находимся на этапе вхождения в эту программу, сегодня мы сотрудничаем с Иркутским авиационным заводом. Основной объём по этой теме завязан на «АэроКомпозит», который является изготовителем отъёмной части крыла МС-21. Для них мы начинаем изготавливать и поставлять детали, – сказал директор.

Сибирские вертолётостроители

В рамках программы инспекционной проверки Улан-Удэнского авиационного завода вице-премьер осмотрел участки: лазерного раскроя, высокоскоростной обработки, обработки деталей из магниевых сплавов. В цехе агрегатной сборки вертолётов – площадку под производство лёгкого вертолёта Ка-226, который изготавливается в рамках контракта с Индией. В цехе окончательной сборки продукции Юрию Борисову продемонстрировали новый вертолёт Ми-171А2.

Говоря о перспективах Ми-171А2, Юрий Борисов отметил, что на мировом рынке интерес к этой новинке возрастает. В качестве новых потенциальных заказчиков он назвал Китай, Индонезию, Таиланд. Потенциал этого сегмента рынка на начальном этапе составляет около 300 млн долларов США. Интерес к улан-удэнской «ласточке» не случаен. Новая машина по сравнению с базовой моделью имеет около 180 изменений, в том числе по винтомоторной группе, несущей системе, кабине экипажа, а также различному оборудованию и системам.

Зампред Правительства России провёл совещание по вопросам развития предприятия, выполнения государственного оборонного заказа и реализации перспективных проектов: по созданию модификаций вертолёта Ми-8 под потребности нефтегазового комплекса, а также реализации проекта по серийному производству легкомоторного самолёта ТВС-2ДТС «Байкал».

Открывая совещание, Юрий Борисов отметил, что авиапредприятие увеличивает объёмы производства гражданской продукции. В 2018 году завод выпустил около 60 вертолётов, из них 30 – в гражданском исполнении.

– Улан-Удэнский авиазавод всегда работал очень дисциплинированно. Я не помню случая, чтобы они сорвали госзаказ Министерства обороны, в основном стоял вопрос о досрочной поставке. На ближайшее время они насытили своими моделями Министерство обороны. У завода откроется второе дыхание с новыми моделями, потому что стоит вопрос освоения Арктики, для наших нефтяников нужна машина, которая будет удовлетворять требования, – заявил вице-премьер. – Проект производства самолёта ТВС-2ДТС состоится, если он будет по всем параметрам конкурентоспособным. Это абсолютное требование сегодняшнего времени. Если это удастся сделать, я думаю, что нужно будет просто-напросто ещё на стадии разработки этого проекта заключить контракты с потенциальными производителями, чтобы иметь гарантированную нагрузку завода. Вот над этим будем работать.

Иркутский кластер

При посещении с рабочим визитом Иркутского авиационного завода вице-премьер более подробно изучил тематику, связанную с производством МС-21. В ходе посещения предприятия Юрию Борисову доложили о подготовке третьего опытного самолёта МС-21-300 к началу лётных испытаний. В настоящее время на нём идут работы по установке интерьера пассажирского салона.

«Россия не может и не будет без авиации. Вот это точно. Это ключевая отрасль для российской экономики»

Зампред правительства ознакомился с производством среднемагистральных МС-21-300 по серийным технологиям и перспективами развития производственной базы завода.

Необходимо напомнить, что не так давно Соединённые Штаты, а по их указке и Япония, ввели санкции в отношении АО «АэроКомпозит». В результате этого была прекращена поставка компонентов производства американской Hexcel и японской Toray Industries, из которых изготавливали удлинённое композитное крыло. Оно даёт одно из его конкурентных преимуществ: повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus.

Сроки реализации проекта были сдвинуты на один год. Западные эксперты поспешили заявить, что де-факто проект МС-21 провален. Вот только их прогнозам, как и ожиданиям правительства США об устранении конкурента на мировом авиарынке, не суждено сбыться.

По словам отечественных специалистов, фирма «АэроКомпозит» провела детальный лабораторный анализ композитных материалов российских производителей. Затем была выбрана продукция, наиболее близкая по своим характеристикам к материалам западных поставщиков. Изготовленные опытные образцы уже прошли испытания. Полученные первые результаты свидетельствуют: замена материала не ухудшит характеристик самолёта.

Ещё один так называемый троянский конь в программе МС-21 – это двигателестроительная фирма Pratt & Whitney, которая на примере проектов Ту-204 и Ми-38 показала свою чрезмерную политизированность в ущерб интересам российских партнёров.

– Мы не отказываемся от партнёрства с Pratt & Whitney, не будем никакие меры предпринимать, чтобы это партнёрство ухудшить, – заявил Юрий Борисов относительно вопроса двигателей самолёта МС-21-300.

При этом было отмечено, что Россия при определённых обстоятельствах готова перейти на
отечественные двигатели. В ходе визита было объявлено, что на первом серийном МС-21-300 будут установлены российские ПД-14. Ранее заявлялось, что его первый полёт запланирован на второй квартал 2019 года.

– Хочу подтвердить, что мы планы свои менять не будем: задача стоит завершить сертификацию в 2020 году, а с 2021 года выйти на серийное производство при всех тех сложностях, которые вам известны, – сказал Юрий Борисов. – Существующие производственные мощности и смонтированное оборудование, я думаю, к рубежу 2022 года вполне будут способны осуществлять выпуск 72 самолётов.

Кроме всего прочего, в ходе визита вице-премьер немало внимания уделил и военной тематике завода. Здесь уместно напомнить, что, по данным вышедшего в декабре 2018 года доклада Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ) о положении военного производства и экспорта в мире, российские оборонные компании заняли вторую позицию после США по итогам 2017 года.

Доля России в общем объёме топ-100 производителей оружия составила в 2017 году 9,5 процента. По сравнению с 2016 годом продажи главных российских компаний выросли на 8,5 процента – до 37,7 млрд долларов США.

Иркутское авиапредприятие реализует программу, в ходе которой модернизированный Су-30СМ будет унифицирован с авиакомплексом Су-35 по бортовому оборудованию и вооружению, что снизит его себестоимость и даст самолёту вторую жизнь, об этом заявил Юрий Борисов. По его оценке, появление глубоко модернизированной версии Су-30СМ может открыть новую нишу для России в Индии в области военно-технического сотрудничества. Стимулом для индийских партнёров станет ещё одна существенная деталь проекта. По сообщениям экспертов, в ходе модернизации Су-30СМ получат также двигатели АЛ-41Ф-1С, устанавливаемые на Су-35.

Предисловие как послесловие

Перед рабочей поездкой по авиазаводам Сибири и Дальнего Востока заместитель председателя правительства Юрий Борисов выступил с лекцией в Московском авиационном институте, а потом ответил на вопросы студентов и преподавателей.

Им была дана весьма критическая оценка конца 1990-х – начала 2000-х годов, когда сегмент производства гражданской авиатехники стараниями отдельных горе-руководителей у нас в стране де-факто был разрушен и произошёл перекос кадровых ресурсов в сторону управленцев, которые отдали российский рынок на откуп западным компаниям. Вице-премьер считает, что надо устранять такие перекосы, а в приоритете должны быть рабочие кадры и продвижение на рынке отечественной продукции.

– Должна быть агрессивная государственная политика по вымыванию западных образцов гражданской авиатехники и доминированию российской техники, – заявил Юрий Борисов. – Вплоть до прямого субсидирования ценовой разницы.

Как показали внешнеполитические события, западные политики, в том числе и в Соединённых Штатах, моментально скатываются к политике санкционного давления по отношению к тем, кто побеждает их компании в рыночной борьбе, особенно в авиационной нише.

– Мы должны быть конкурентоспособны. В этом плане нужно агрессивнее двигаться вперёд. Кто не успеет, тот останется на обочине дороги. Россия не может и не будет без авиации. Вот это точно. Это ключевая отрасль для российской экономики.




комментарии (0):







Материалы рубрики

Черкасов Сергей
Военно-промышленный курьер
Камикадзе Калашников
Алексей Афонский
Lenta.ru
Денежная петля
Юлия Насулина
РИА Новости
Родные погибших в авиакатастрофе в Ростове продолжают тяжбу с Flydubai
Илья Крамник
Известия
Почти пятое поколение: зачем Египту понадобились Су-35
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт на истребители

РИА Новости
Немецкие эксперты назвали две возможные причины катастрофы Boeing в Эфиопии
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Су-35 укрепят египетскую силу. Каир осваивается в клубе крупнейших покупателей российского оружия

Business FM
С небес на землю. Полеты Boeing 737 MAX приостановлены по всему миру



Светлана Баева
РИА Новости
Пилоты рассказали, чем опасны неадекватные пассажиры
Ксения Чемоданова, Ксения Чернухина
360TV
Кошелек или жизнь. Сколько денег потеряют компании из‐за отказа от Boeing 737 Max

Национальная служба новостей (НСН)
Эксперт спрогнозировал подорожание авиабилетов на 15-20%

Sputnik
До особого распоряжения: Россия прекратила полеты сомнительных "боингов"
Ольга Самофалова
Взгляд
Авиационный мир сумел поставить американцев на колени
Инна Сидоркова, Наталья Галимова
РБК
Россия и Китай договорились об условиях создания тяжелого вертолета
Андрей Борисов
Lenta.ru
Не прощай их, Юра
Антон Ширяев
Lenta.ru
Крутое пике
Юлия Гарднер
Российская газета
Экономное небо
Татьяна Шадрина
Российская газета
Boeing 737 идет на стоянку
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
На Пулково махнули крылом. "Победа" отказалась от международных рейсов из Петербурга
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
СКР проявился в сфере джетов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Джет лег: какие схемы могла использовать авиамафия в Домодедово

Интерфакс
Большинство стран мира запретили летать на Boeing 737 MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Присоединились к ограничению
Роман Барский
Наука и техника
Boeing 737 MAX 8 – «слишком сложный, чтобы летать»?

РИА Новости
Все больше стран запрещают полеты Boeing 737 MAX 8
Ольга Самофалова
Взгляд
Boeing может не пережить новую авиакатастрофу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Строителя Восточного арестовали за хищения у ВТБ. Генпрокуратура просит выдать беглого заемщика из Чехии
Денис Передельский, Татьяна Шадрина
Российская газета
Забыли правила
Игорь Затямин
Независимая газета
На каком топливе будет летать авиация XXI века

Forbes
«Тревога в авиационной отрасли»: компании приостанавливают эксплуатацию Boeing 737 Max 8
Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Трое россиян погибли в катастрофе Boeing в Африке
Игорь Дунаевский
Российская газета
Ведал, что творил
Диана Чабанова
Business FM
Катастрофа в Эфиопии: опасно ли летать на Boeing 737 MAX 8?
Валентина Гаврикова
РБК
Delta попробует спасти авиакомпанию Alitalia. Пора избавляться от акций?
Юрий Дарымов
Журнал "АвиаСоюз"
Авиационный английский
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром для туристов
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиабилеты дорожают над Пакистаном
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
По прозвищу «Суперкрокодил»: армия начала модернизацию вертолетов
Ольга Вандышева
БИЗНЕС Online
Александр Хинштейн: "В Саров мышь не проскочит, а дрон пролетит. Что делать охране?"
Александр Мосесов
ТАСС
Малыми усилиями. Япония вступает в клуб "авианосных держав"

Радио 1
Далеко ли улетит подмосковный «Слон»?
Алексей Нечаев
Взгляд
Эксперт рассказал о запчастях к военной технике, ставших причиной коррупционного скандала на Украине

Business FM
Без детей в тележках, шариков и попрошаек: «Шереметьево» хочет ужесточить правила поведения в аэропортах
Инна Сидоркова
РБК
Кабмин оценил расходы на замену "черного крыла" МС-21 из-за санкций
Роман Барский
Наука и техника
F-35 «догоняет» Су-57? Новый адаптивный двигатель для американского истребителя
Владимир Сосницкий, Юлия Козак
Красная звезда
Лётный позывной – «Маэстро»
Ольга Самофалова
Взгляд
Чем американцев так напугал МС-21
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Керосин выкачал прибыль из «Аэрофлота»
Константин Геращенко
Военно-промышленный курьер
Билет на бомбер
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ Санкт-Петербург
Пулково зашло на вторую очередь

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer