Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Малыми усилиями. Япония вступает в клуб "авианосных держав"


7 марта 2019 года Александр Мосесов, ТАСС


"Это все находится в пределах минимально необходимой самообороны", — заявил 30 января премьер-министр Синдзо Абэ, комментируя планы переоснащения вертолетоносца "Идзумо" в авианосец. Эти планы предусмотрены в новой программе укрепления обороны Японии, принятой в декабре.

"Авианосные державы"

К марту 2019 года авианосцами обладало лишь десять стран: Бразилия, Великобритания, Индия, Испания, Италия, Китай, Россия, США, Таиланд и Франция. При этом авианосцами собственной разработки может похвастаться далеко не каждое из этих государств.

Так, китайский авианосец "Ляонин" — бывший советский "Варяг", индийский "Викрамадитья" — глубоко модернизированный "Адмирал Горшков", тайский "Чакри Нарубет" был сконструирован испанской фирмой Bazan (ныне — Navantia), а бразильский "Сан-Паулу" — бывший французский "Фош".

Больше всего авианосцев у США — 11 единиц. По два — у Китая и Италии. Остальные страны имеют в своем распоряжении по одному авианосцу. Известно также, что Великобритания и Индия в скором времени введут в строй еще по одному кораблю такого типа.

В августе 2018-го начальник управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал, что в РФ уже ведутся работы над созданием ядерной энергетической установки для авианосца нового поколения и проектом такого корабля.

"Хюга" и "Идзумо"

У Морских сил самообороны Японии авианосцев нет, но есть четыре вертолетоносца. Точнее — эскадренные миноносцы-вертолетоносцы типа "Хюга" и "Идзумо".

Два вертолетоносца типа "Хюга" — "Хюга" и "Исэ" — были спущены на воду в 2009 и 2011 годах соответственно. Еще два (типа "Идзумо" — "Идзумо" и "Кага") — в 2015 и 2017 годах.

От своих более современных собратьев "Хюга" отличаются меньшими водоизмещением, габаритами и мощностью двигателей. И если на борту вертолетоносца типа "Идзумо" можно разместить до 28 летательных аппаратов, то на "Хюга" — только 18.

Сейчас ни один из четырех вертолетоносцев не годен для размещения истребителей. Однако после работ по укреплению палубы с применением жаропрочных материалов, способных выдержать нагревание от двигателей самолетов с вертикальной посадкой, и установки трамплинов для взлета с палубы более крупные "Идзумо" смогут де-факто превратиться в авианосцы.

"Имеющуюся у нас технику нужно использовать многофункционально", — заявлял министр обороны страны Такэси Ивая, комментируя сообщения о переоснащении "Идзумо". Однако еще год назад оборонное ведомство страны подобные сообщения в СМИ опровергало.

План B

Американский F-35 производства компании Lockheed Martin до недавнего времени оставался единственным в мире стоящим на вооружении истребителем-бомбардировщиком пятого поколения. Лишь в 2017 году к F-35 присоединился китайский J-20.

Самая дорогая модификация этого истребителя-бомбардировщика — F-35B. Предназначена она в первую очередь для нужд ВМФ и отличается возможностью короткого взлета и вертикальной посадки, что имеет огромное значение для Токио, учитывая малые габариты "Идзумо" (относительно полноценных авианосцев, таких как российский "Адмирал Кузнецов" или американский USS Gerald R. Ford).

На вооружении Сил самообороны Японии уже стоят самолеты F-35А. Еще пять лет назад Токио заказал 42 таких истребителя-бомбардировщика на сумму $10 млрд. При этом лишь четыре из них были собраны в США. Остальные собираются по лицензии в Японии компанией Mitsubishi Heavy Industries.

В феврале 2018-го СМИ сообщили о планах Токио приобрести по крайней мере 20 дополнительных истребителей к уже заказанным 42. А в ноябре ВВС Японии развернули десять таких самолетов на базе Мисава (север острова Хонсю).

Что касается F-35B, в мае того же года правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) приняла решение добиваться их закупки у США. А 29 ноября агентство Kyodo сообщило, что правительство планирует закупить около 20 таких самолетов.

Смена курса

В 1947 году, через два года после поражения Японской империи во Второй мировой войне, в стране появилась новая конституция. Девятая статья этого документа гласит, что Япония "никогда впредь не будет создавать" ни средств войны, ни каких-либо вооруженных сил. Силы самообороны Японии хоть и являются вооруженными силами де-факто, но де-юре это часть полиции.

При этом в последние годы региональные СМИ нередко писали о возрождении в Японии "духа милитаризма". Так, премьер-министр Синдзо Абэ несколько раз направлял ритуальные подношения синтоистскому храму Ясукуни в Токио, в котором хранятся списки с именами всех японцев, погибших на полях сражений с середины XIX века. Любое упоминание храма, не говоря о его посещении официальными лицами Японии, воспринимается в Китае и Южной Корее как оправдание японской агрессии во Второй мировой войне.

Расходы на оборону Японии в бюджете на 2018 финансовый год оказались рекордными ($45,7 млрд). А в декабре 2017-го бывший министр обороны Ицунори Онодэра заявлял о важности пересмотра "подхода к оснащению боевой техникой исходя из появления новых угроз".

Появление на таком фоне авианосца на вооружении Сил самообороны Японии и истребителей-бомбардировщиков пятого поколения с возможностью вертикальной посадки не будет позитивно воспринято соседями по региону, такими как Китай и КНДР.

Особая причина для недовольства появится у Пекина. Как писала газета The Japan Times, F-35B можно будет разместить на самом западном острове Японии — Йонагуни. А он, в свою очередь, находится всего в 150 км от подконтрольных Токио, но оспариваемых Пекином островов Сенкаку (Дяоюйдао).

"Мы настоятельно призываем Японию придерживаться политики "эксклюзивной обороны", оставаться приверженной пути мирного развития, действовать осторожно в области военной безопасности и делать больше для укрепления взаимного доверия между региональными странами и содействия миру и стабильности в регионе, а не наоборот", — отреагировал представитель МИД КНР Хуа Чунинг в декабре 2017-го на сообщения о возможном размещении F-35B на "Идзумо".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer