Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Малыми усилиями. Япония вступает в клуб "авианосных держав"


7 марта 2019 года Александр Мосесов, ТАСС


"Это все находится в пределах минимально необходимой самообороны", — заявил 30 января премьер-министр Синдзо Абэ, комментируя планы переоснащения вертолетоносца "Идзумо" в авианосец. Эти планы предусмотрены в новой программе укрепления обороны Японии, принятой в декабре.

"Авианосные державы"

К марту 2019 года авианосцами обладало лишь десять стран: Бразилия, Великобритания, Индия, Испания, Италия, Китай, Россия, США, Таиланд и Франция. При этом авианосцами собственной разработки может похвастаться далеко не каждое из этих государств.

Так, китайский авианосец "Ляонин" — бывший советский "Варяг", индийский "Викрамадитья" — глубоко модернизированный "Адмирал Горшков", тайский "Чакри Нарубет" был сконструирован испанской фирмой Bazan (ныне — Navantia), а бразильский "Сан-Паулу" — бывший французский "Фош".

Больше всего авианосцев у США — 11 единиц. По два — у Китая и Италии. Остальные страны имеют в своем распоряжении по одному авианосцу. Известно также, что Великобритания и Индия в скором времени введут в строй еще по одному кораблю такого типа.

В августе 2018-го начальник управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал, что в РФ уже ведутся работы над созданием ядерной энергетической установки для авианосца нового поколения и проектом такого корабля.

"Хюга" и "Идзумо"

У Морских сил самообороны Японии авианосцев нет, но есть четыре вертолетоносца. Точнее — эскадренные миноносцы-вертолетоносцы типа "Хюга" и "Идзумо".

Два вертолетоносца типа "Хюга" — "Хюга" и "Исэ" — были спущены на воду в 2009 и 2011 годах соответственно. Еще два (типа "Идзумо" — "Идзумо" и "Кага") — в 2015 и 2017 годах.

От своих более современных собратьев "Хюга" отличаются меньшими водоизмещением, габаритами и мощностью двигателей. И если на борту вертолетоносца типа "Идзумо" можно разместить до 28 летательных аппаратов, то на "Хюга" — только 18.

Сейчас ни один из четырех вертолетоносцев не годен для размещения истребителей. Однако после работ по укреплению палубы с применением жаропрочных материалов, способных выдержать нагревание от двигателей самолетов с вертикальной посадкой, и установки трамплинов для взлета с палубы более крупные "Идзумо" смогут де-факто превратиться в авианосцы.

"Имеющуюся у нас технику нужно использовать многофункционально", — заявлял министр обороны страны Такэси Ивая, комментируя сообщения о переоснащении "Идзумо". Однако еще год назад оборонное ведомство страны подобные сообщения в СМИ опровергало.

План B

Американский F-35 производства компании Lockheed Martin до недавнего времени оставался единственным в мире стоящим на вооружении истребителем-бомбардировщиком пятого поколения. Лишь в 2017 году к F-35 присоединился китайский J-20.

Самая дорогая модификация этого истребителя-бомбардировщика — F-35B. Предназначена она в первую очередь для нужд ВМФ и отличается возможностью короткого взлета и вертикальной посадки, что имеет огромное значение для Токио, учитывая малые габариты "Идзумо" (относительно полноценных авианосцев, таких как российский "Адмирал Кузнецов" или американский USS Gerald R. Ford).

На вооружении Сил самообороны Японии уже стоят самолеты F-35А. Еще пять лет назад Токио заказал 42 таких истребителя-бомбардировщика на сумму $10 млрд. При этом лишь четыре из них были собраны в США. Остальные собираются по лицензии в Японии компанией Mitsubishi Heavy Industries.

В феврале 2018-го СМИ сообщили о планах Токио приобрести по крайней мере 20 дополнительных истребителей к уже заказанным 42. А в ноябре ВВС Японии развернули десять таких самолетов на базе Мисава (север острова Хонсю).

Что касается F-35B, в мае того же года правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) приняла решение добиваться их закупки у США. А 29 ноября агентство Kyodo сообщило, что правительство планирует закупить около 20 таких самолетов.

Смена курса

В 1947 году, через два года после поражения Японской империи во Второй мировой войне, в стране появилась новая конституция. Девятая статья этого документа гласит, что Япония "никогда впредь не будет создавать" ни средств войны, ни каких-либо вооруженных сил. Силы самообороны Японии хоть и являются вооруженными силами де-факто, но де-юре это часть полиции.

При этом в последние годы региональные СМИ нередко писали о возрождении в Японии "духа милитаризма". Так, премьер-министр Синдзо Абэ несколько раз направлял ритуальные подношения синтоистскому храму Ясукуни в Токио, в котором хранятся списки с именами всех японцев, погибших на полях сражений с середины XIX века. Любое упоминание храма, не говоря о его посещении официальными лицами Японии, воспринимается в Китае и Южной Корее как оправдание японской агрессии во Второй мировой войне.

Расходы на оборону Японии в бюджете на 2018 финансовый год оказались рекордными ($45,7 млрд). А в декабре 2017-го бывший министр обороны Ицунори Онодэра заявлял о важности пересмотра "подхода к оснащению боевой техникой исходя из появления новых угроз".

Появление на таком фоне авианосца на вооружении Сил самообороны Японии и истребителей-бомбардировщиков пятого поколения с возможностью вертикальной посадки не будет позитивно воспринято соседями по региону, такими как Китай и КНДР.

Особая причина для недовольства появится у Пекина. Как писала газета The Japan Times, F-35B можно будет разместить на самом западном острове Японии — Йонагуни. А он, в свою очередь, находится всего в 150 км от подконтрольных Токио, но оспариваемых Пекином островов Сенкаку (Дяоюйдао).

"Мы настоятельно призываем Японию придерживаться политики "эксклюзивной обороны", оставаться приверженной пути мирного развития, действовать осторожно в области военной безопасности и делать больше для укрепления взаимного доверия между региональными странами и содействия миру и стабильности в регионе, а не наоборот", — отреагировал представитель МИД КНР Хуа Чунинг в декабре 2017-го на сообщения о возможном размещении F-35B на "Идзумо".




комментарии (0):








Материалы рубрики

Илья Крамник
Известия
Будущее морских ракетоносцев: Ту-22М или Су-34
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
Как казанский МВЕН и Путин подтолкнули «Ростех» заняться малой авиацией
Ольга Кудрина
КоммерсантЪ
Размахнись, крыло
Татьяна Пичугина
РИА Новости
Как в России делают суперлегкие детали для самолетов и ракет
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Жуковский грезит о транзите
Алексей Сивашенков
Forbes
Крылатый внедорожник. Какие самолеты придут на смену Ту-134

BFM
Россиян ждет взлет цен на авиабилеты?

Газета.ru
Не взлетели: SSJ-100 как зеркало российской экономики



Эльнар Байназаров
Известия
Стреляная Гиза: взрыв в Египте не повлияет на открытие рейсов
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Это им не задавали. Почему пилоты сгоревшего в Шереметьево «Суперджета» могли не справиться с управлением
Николай Протопопов
РИА Новости
Наперегонки с "Раптором": хватит ли России трех полков Су-57
Богдан Степовой, Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Для истребителей Су-57 создают особые военные подразделения
Илья Крамник
Известия
Полтриллиона за господство в воздухе: сколько стоит партия Су-57
Ольга Коленцова
Известия
Союз композитов: мощность двигателей для авиации повышена в два раза
Мария Кокорева
РБК
«Аэрофлот» разошелся с производителем SSJ 100 в цене запчастей и ремонта
Павел Котляр
Газета.ru
«Чертова система»: как Boeing обманул пилотов
Никита Щуренков
КоммерсантЪ
Бургеры duty free
Сергей Титов
КоммерсантЪ
«ЮТэйр» улетела к лету на север
Валентина Гаврикова
РБК
Китайские авиакомпании подадут в суд на Boeing. Чем это грозит
Наталья Пономарева
Интерфакс
Цена драки
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Ошибки экипажа
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Президент подал военным "Сухого"
Илья Крамник
Известия
Бульдозером по авиапрому: что будет делать Анатолий Сердюков
Герман Костринский
КоммерсантЪ
SSJ 100 отказали в репутации
Ангелина Мильченко
Газета.ru
Президентский кортеж: Су-57 сопроводили Путина
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт в силе
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Аудит довел до эмиграции
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
SSJ торопился к земле
Наталья Козлова
Российская газета
Цена смерти в полете
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Выбор настоящих "стратегов"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Из-под Utair выбивают землю. Компания может выйти из UTG и аэропорта Сургута
Михаил Барабанов
Взгляд
Главный урок катастрофы "Суперджета"
Анастасия Николаева
Интерфакс
За безопасность полетов
Николай Протопопов
РИА Новости
Дело в трубе. Как самолеты и ракеты обретают форму
Т. Латыпов, А. Кузнецов, А. Лучников, А. Андреев
Бизнес
«Они постоят у ворот и уедут»: Александр Гомзин «заперся» в обнимку с «Альтаиром»
А. Волобуев, Р. Крецул, А. Рамм, И. Цырулева
Известия
Неверный код: почему пилот Superjet не подал сигнал бедствия
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа в штатном режиме
Игорь Надеждин
Lenta.ru
Огненный след

ТАСС
Компания ILS выходит на рынок космического туризма в США
А. Рамм, Р. Крецул, А. Волобуев, И. Цырулева
Известия
Черная полоса: появилась новая версия катастрофы в Шереметьево
А. Галанина, М. Недюк, П. Панов, А. Григорьев
Известия
Экстренный выход: Минтрансу предложили изменить правила эвакуации
Е. Гайва, Н. Козлова, И. Невинная, Н. Ячменникова
Российская газета
Черные ящики рейса SU1492
Валерия Мишина, Александр Черных, Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Тень траура
Дмитрий Серков, Тимофей Дзядко
РБК
Следствие сочло ошибкой экипажа SSJ включенные двигатели и открытое окно

Газета.ru
Жесткая посадка: пожар в российском авиапроме
С. Машкин, Н. Сергеев, А. Соковнин, О.Рубникович, И. Сафронов
КоммерсантЪ
Разбор посадки
Александр Плеханов
Популярная механика
Детеныш «кукурузника»: почему провалился Ан-3
Александр Александров
КоммерсантЪ
Имущество «дочки» МиГа оценят в апелляционном порядке
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Причины трагедии
Дмитрий Федюшко, Роман Азанов
ТАСС
"Ил" расправляет крылья. Каковы его перспективы на мировом рынке авиатехники

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer