Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Александр Хинштейн: "В Саров мышь не проскочит, а дрон пролетит. Что делать охране?"


7 марта 2019 года Ольга Вандышева, БИЗНЕС Online


«Невозможно в местах скопления граждан проехать на мотоцикле, машине, велосипеде или самокате. Но закон не дает полномочий сотрудникам той же Росгвардии что-либо делать с беспилотными суднами», — заявляет депутат Госдумы Александр Хинштейн. Накануне в Москве прошел круглый стол по законопроекту, который позволит силовикам сбивать штатские беспилотники. Журналист «БИЗНЕС Online» выслушала автора и силовиков, уверяющих, что дроны Навального тут ни при чем, а «держимордовскими мерами» и не пахнет.

«САМЫЙ НЕГАТИВНЫЙ ПРИМЕР — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА»

Не прошло и полгода, как Александр Хинштейн в результате довыборов вновь получил депутатский мандат, а в стенах Госдумы уже вызрел законопроект в интересах его бывшего шефа, Виктора Золотова, и других силовиков. Экс-советник директора Росгвардии, занявший в нижней палате парламента уже привычную должность зампреда комитета по безопасности, стал одним из авторов документа, позволяющего правоохранителям сбивать гражданские беспилотные аппараты. Об этой инициативе уже сообщали СМИ, в том числе «БИЗНЕС Online», но в «Парламентской газете» был организован специальный круглый стол, за которым собрались Хинштейн со товарищи. Что ж, пиар законопроекту в преддверии его первого чтения лишним не будет.

Как признался Александр Евсеевич, над документом работали не только депутаты, но и представители заинтересованных силовых ведомств. За новый законопроект ратовали представители «тяжелой артиллерии»: начальник управления организации использования воздушного пространства Росавиации Сергей Мартыненко, начальник отдела авиации и беспилотных летательных аппаратов ГУ МЧС по Москве Вячеслав Алешин и некто Дмитрий Громов, загадочно представленный как «эксперт силовых структур». Все они старательно убеждали журналистов, что никакие новые запреты, репрессии, ограничения, санкции или «держимордные меры» к владельцам дронов применяться не будут, как и к общеизвестным борцам с коррупцией. Что характерно, фамилия Алексея Навального, чья команда очень активно использует квадрокоптеры для расследований ФБК, не прозвучала ни разу.

Чтобы ни у кого из присутствующих не возникло никаких сомнений, Хинштейн сразу же сгустил краски, заявив, что на фоне бурного развития беспилотной авиации растет и угроза безопасности гражданам, обществу и государству в целом. «Самый негативный пример — это возможность для организации террористического акта, когда беспилотник в состоянии проносить взрывчатые вещества», — пытался припугнуть журналистов депутат, сообщив, что с 2016 года количество нарушений с использованием беспилотников увеличилось вдвое.

Судя по статистике, которую позднее привел Мартыненко, динамика еще круче. По данным представителя Росавиации, в 2016 году было обеспечено 16 695 полетов беспилотников, в 2017-м — 32 962 полета, а в 2018-м — 52 531 полет. При этом в 2016-м зафиксировано 40 нарушений, в 2017-м — 74, в 2018-м — 120. Отталкиваясь от этих цифр, Мартыненко заявил, что Росавиация поддерживает принятие законопроекта, о котором подробно рассказал бывший журналист Хинштейн. 

«В ЧАСТИ БЕСПИЛОТНЫХ СУДОВ НИКАКИХ ПОЛНОМОЧИЙ У ФСБ НЕТ»

В качестве свежего примера Хинштейн напомнил, что территории народных гуляний — таких как наступившая Масленица — контролируют войска национальной гвардии. «Невозможно в местах скопления граждан проехать на мотоцикле, машине, велосипеде или самокате. Это все понимают, и никакого отторжения не вызывает. В то же время закон не дает полномочий сотрудникам той же Росгвардии, которая в данном случае обеспечивает безопасность на этих мероприятиях, что-либо делать с появляющимися там же беспилотными суднами. Они не могут их посадить, не могут ограничить и не могут, в конце концов, сбить», — сетовал автор законопроекта.

При этом Хинштейн многозначительно умолчал, например, про то, как та же Росгвардия будет регулировать беспилотники, скажем, на митингах протеста. Вместо этого он то и дело погружался в беспроигрышную тему возможных терактов. «То же самое касается полномочий ФСБ в зоне проведения контртеррористической операции», — продолжил депутат, добавив, что и для этих зон устанавливается конкретный регламент, ограничивающий передвижение транспорта и граждан. «Чтобы постороннее лицо, любое транспортное средство могло спокойно двигаться по зоне проведения КТО, оно должно иметь соответствующее разрешение руководителя КТО. В части беспилотных судов опять же никаких полномочий у ФСБ нет, — констатировал Хинштейн. — И возникает правовая коллизия, когда, с одной стороны, мы говорим о необходимости эффективно обеспечить безопасность проведение массовых мероприятий, обеспечить безопасность и сохранность зоны выполнения оперативных служебно-боевых задач, но в то же время конкретного инструментария в руках правоохранителей сегодня нет».

Собственно, поэтому и планируется внести изменения в четыре отраслевых закона, в которых прописаны полномочия ФСО, ФСБ, Росгвардии и МВД. Сотрудники этих структур получат право пресекать полеты квадрокоптеров в запрещенных зонах, обеспечивать их принудительную посадку, а при необходимости, как уже говорилось, сбивать. Как будут устанавливаться особые зоны, отдельно пропишут в законе.

Для пущей убедительности Хинштейн добавил, что подобная практика не является сугубо российской. Дескать, с данной проблемой сталкиваются многие страны. Например, в США после ряда инцидентов с декабря 2014 года запрещены полеты беспилотников над всей территорией Нью-Йорка. Депутат напомнил, что и над Москвой любые полеты строго регламентированы. (Хинштейн тут мягко выразился. Легально запустить над столицей частный дрон практически невозможно — настолько строгие правила здесь введены).

«Наш законопроект не направлен на создание каких-либо дополнительных новых ограничений, мы не вводим никаких новых запретов. Мы упорядочиваем то, что существует по факту, и даем нашим правоохранителям реальный инструментарий для того, чтобы выполнять поставленные перед ними задачи в рамках их полномочий. Никаких новых репрессивных, жестких санкций, шагов данный законопроект не предусматривает», — обнадежил Хинштейн. Его незамедлительно поддержал все тот же Мартыненко, добавивший, что законопроект будет касаться только незаконных полетов. Ремарка была явно лишней: согласитесь, будет странно, если силовики примутся сбивать дроны с официальным разрешением на запуск.

«СЕРЬЕЗНО НАТАСКАННАЯ ПТИЦА МОЖЕТ СБИВАТЬ ДРОН»

Между тем «силовик» Громов затронул нюансы, связанные с  дискуссией, которая развернулась вокруг законопроекта в «разных пабликах». «Любая запретительная мера вызывает протестную реакцию. Зачастую неосмысленную. За этим сразу же видятся нашумевшие расследования. Дескать, таким образом силовикам позволяют запрещать расследования в отношении коррупционеров и прочее. Не буду сейчас называть, все и так понимают, о чем я говорю. Пишут о том, что будут вводиться дополнительные держимордовские меры», — коснулся скользкой темы Громов. После этого он перешел на личности. «Возмущаются те, кто дрон в глаза не видел и в руках не держал. А в число жертв, среди которых они могут оказаться в результате террористического акта, себя почему-то не ставят», — рассудил Громов и без всякого перехода рассказал о том, что сегодня в мире существует четыре способа сбить гражданский дрон.

Первый способ — через подавление радиосигнала, второй — с помощью сети, которую выстреливают с земли, третий — с помощью «собрата», боевого беспилотника, и четвертый — самый неожиданный. «Есть метод с использования птиц, орлов. Серьезно натасканная птица, которая может сбивать дрон и приземляться с ним», — удивил журналистов эксперт. При этом он заметил, что спецслужбам будет трудно сбивать беспилотники, так как отслеживание и «отлов» дронов — весьма специфический навык. А у нас сегодня недостаточно специалистов, способных грамотно «высокопилотажно» управлять беспилотным аппаратом, констатировал Громов, сославшись на свой спецназовский опыт.

Представитель МЧС по долгу службы обратил внимание на ситуации, связанные с несанкционированным применением дронов СМИ. «Когда в Москве случается любое резонансное происшествие, чрезвычайное происшествие, либо крупный пожар, либо обрушение, не дай Бог зданий, к сожалению, уже через 10–15 минут на месте появляется неопознанный беспилотник и начинает снимать „жареные кадры“», — констатировал Алешин. В качестве примера он вспомнил пожар торгового центра «Персей» в апреле 2018 года, при ликвидации которого пострадали сотрудники МЧС. Их нужно было срочно доставить на вертолетах в больницу. Но на той же территории работал беспилотник, и хорошо, что пилоты вертолета вовремя его заметили, избежав столкновения. 

«ЧТО ТАКОЕ 3 КИЛОГРАММА ТРОТИЛА? ПО ФАКТУ ЭТО СЛОЖЕННОЕ ЗДАНИЕ СРЕДНЕГО РАЗМЕРА»

Затем слово вновь взял Хинштейн, который напомнил, что, согласно Воздушному кодексу, беспилотники весом от 250 г до 30 кг подлежат государственному учету. Тот же кодекс устанавливает ограничения над пролетами в запретных зонах. Они могут устанавливаться над национальными парками, государственными заповедниками, памятниками архитектуры, ключевыми промышленными комплексами, на полигонах и проч. «Правила есть, а запрета нет», — вновь переживал Хинштейн, ссылаясь на то, что над закрытыми городами типа Сарова или Снежинска запрещено летать даже гражданским самолетам. Но обычный дрон росгвардейцы принудительно посадить не могут.

«Стоит в том же самом Сарове воинская часть… На территорию Сарова даже мышь не проскочит. А беспилотник пролетит. Что делать бойцам, которые стоят на охране этого закрытого объекта? Применять оружие? А кто будет нести ответственность за последствия? Завтра собственник беспилотника подаст в суд и потребует заплатить ему моральный и материальный ущерб на сумму в 10 миллионов рублей. Кто будет выплачивать? Наш законопроект решает и эту задачу. Если нарушитель будет сбит, уничтожен, то ответственность будет точно такая же, как во всех остальных подобных случаях», — проинформировал Хинштейн. То есть если спецназ при задержании преступника взламывает дверь в квартире, то платить за сломанную дверь бойцам не придется.

И уже в который раз Хинштейн вспомнил о том, что дроны могут использоваться для диверсионных и террористических актов. По его словам, нет никаких гарантий, что завтра наполненный взрывчаткой 3-килограммовый дрон не будет направлен на марширующих людей, пришедших на парад. «Я никого сейчас, упаси Господь, не пугаю, страшных картин не рисую. Но я говорю о той реальности, которая теоретически может произойти. Как действовать в рамках этой реальности сотрудникам полиции, Росгвардии, военнослужащим? Какие полномочия у них есть? С точки зрения действующего законодательства никаких. Получается абсурд. Получается, что… у государства нет возможности реализовать права для того, чтобы защитить свою безопасность и безопасность своих граждан», — резюмировал Хинштейн.

«Что такое 3 килограмма тротила? По факту, это „сложенное“ здание среднего размера», — вторил ему Громов. Еще он добавил, что с помощью дронов все чаще закидывают наркотики в «зоны»: число преступлений, связанных с доставкой запрещенных веществ на территории исправительных учреждений, выросло за последнее время в 12,5 раза. Правда, эксперт не уточнил, сколько лет вошло в это «последнее время».

В контртеррористический угар вновь вклинился Алешин, разумно заметивший, что беспилотник способен причинить как минимальный, так и весьма существенный ущерб. Например, дрон может упасть на дорогой автомобиль ценой 5 млн рублей и выше. «А если, не дай Бог, упадет на человека? Помимо Административного кодекса, есть и уголовная статья 171», — сообщил представитель МЧС. Он напомнил, что в случае, если использование беспилотника привело, даже по неосторожности, к тяжкому вреду здоровью или к смерти человека, то для владельца дрона предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Но это уже совсем другая история.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer