← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Александр Хинштейн: "В Саров мышь не проскочит, а дрон пролетит. Что делать охране?"


7 марта 2019 года Ольга Вандышева, БИЗНЕС Online


«Невозможно в местах скопления граждан проехать на мотоцикле, машине, велосипеде или самокате. Но закон не дает полномочий сотрудникам той же Росгвардии что-либо делать с беспилотными суднами», — заявляет депутат Госдумы Александр Хинштейн. Накануне в Москве прошел круглый стол по законопроекту, который позволит силовикам сбивать штатские беспилотники. Журналист «БИЗНЕС Online» выслушала автора и силовиков, уверяющих, что дроны Навального тут ни при чем, а «держимордовскими мерами» и не пахнет.

«САМЫЙ НЕГАТИВНЫЙ ПРИМЕР — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА»

Не прошло и полгода, как Александр Хинштейн в результате довыборов вновь получил депутатский мандат, а в стенах Госдумы уже вызрел законопроект в интересах его бывшего шефа, Виктора Золотова, и других силовиков. Экс-советник директора Росгвардии, занявший в нижней палате парламента уже привычную должность зампреда комитета по безопасности, стал одним из авторов документа, позволяющего правоохранителям сбивать гражданские беспилотные аппараты. Об этой инициативе уже сообщали СМИ, в том числе «БИЗНЕС Online», но в «Парламентской газете» был организован специальный круглый стол, за которым собрались Хинштейн со товарищи. Что ж, пиар законопроекту в преддверии его первого чтения лишним не будет.

Как признался Александр Евсеевич, над документом работали не только депутаты, но и представители заинтересованных силовых ведомств. За новый законопроект ратовали представители «тяжелой артиллерии»: начальник управления организации использования воздушного пространства Росавиации Сергей Мартыненко, начальник отдела авиации и беспилотных летательных аппаратов ГУ МЧС по Москве Вячеслав Алешин и некто Дмитрий Громов, загадочно представленный как «эксперт силовых структур». Все они старательно убеждали журналистов, что никакие новые запреты, репрессии, ограничения, санкции или «держимордные меры» к владельцам дронов применяться не будут, как и к общеизвестным борцам с коррупцией. Что характерно, фамилия Алексея Навального, чья команда очень активно использует квадрокоптеры для расследований ФБК, не прозвучала ни разу.

Чтобы ни у кого из присутствующих не возникло никаких сомнений, Хинштейн сразу же сгустил краски, заявив, что на фоне бурного развития беспилотной авиации растет и угроза безопасности гражданам, обществу и государству в целом. «Самый негативный пример — это возможность для организации террористического акта, когда беспилотник в состоянии проносить взрывчатые вещества», — пытался припугнуть журналистов депутат, сообщив, что с 2016 года количество нарушений с использованием беспилотников увеличилось вдвое.

Судя по статистике, которую позднее привел Мартыненко, динамика еще круче. По данным представителя Росавиации, в 2016 году было обеспечено 16 695 полетов беспилотников, в 2017-м — 32 962 полета, а в 2018-м — 52 531 полет. При этом в 2016-м зафиксировано 40 нарушений, в 2017-м — 74, в 2018-м — 120. Отталкиваясь от этих цифр, Мартыненко заявил, что Росавиация поддерживает принятие законопроекта, о котором подробно рассказал бывший журналист Хинштейн. 

«В ЧАСТИ БЕСПИЛОТНЫХ СУДОВ НИКАКИХ ПОЛНОМОЧИЙ У ФСБ НЕТ»

В качестве свежего примера Хинштейн напомнил, что территории народных гуляний — таких как наступившая Масленица — контролируют войска национальной гвардии. «Невозможно в местах скопления граждан проехать на мотоцикле, машине, велосипеде или самокате. Это все понимают, и никакого отторжения не вызывает. В то же время закон не дает полномочий сотрудникам той же Росгвардии, которая в данном случае обеспечивает безопасность на этих мероприятиях, что-либо делать с появляющимися там же беспилотными суднами. Они не могут их посадить, не могут ограничить и не могут, в конце концов, сбить», — сетовал автор законопроекта.

При этом Хинштейн многозначительно умолчал, например, про то, как та же Росгвардия будет регулировать беспилотники, скажем, на митингах протеста. Вместо этого он то и дело погружался в беспроигрышную тему возможных терактов. «То же самое касается полномочий ФСБ в зоне проведения контртеррористической операции», — продолжил депутат, добавив, что и для этих зон устанавливается конкретный регламент, ограничивающий передвижение транспорта и граждан. «Чтобы постороннее лицо, любое транспортное средство могло спокойно двигаться по зоне проведения КТО, оно должно иметь соответствующее разрешение руководителя КТО. В части беспилотных судов опять же никаких полномочий у ФСБ нет, — констатировал Хинштейн. — И возникает правовая коллизия, когда, с одной стороны, мы говорим о необходимости эффективно обеспечить безопасность проведение массовых мероприятий, обеспечить безопасность и сохранность зоны выполнения оперативных служебно-боевых задач, но в то же время конкретного инструментария в руках правоохранителей сегодня нет».

Собственно, поэтому и планируется внести изменения в четыре отраслевых закона, в которых прописаны полномочия ФСО, ФСБ, Росгвардии и МВД. Сотрудники этих структур получат право пресекать полеты квадрокоптеров в запрещенных зонах, обеспечивать их принудительную посадку, а при необходимости, как уже говорилось, сбивать. Как будут устанавливаться особые зоны, отдельно пропишут в законе.

Для пущей убедительности Хинштейн добавил, что подобная практика не является сугубо российской. Дескать, с данной проблемой сталкиваются многие страны. Например, в США после ряда инцидентов с декабря 2014 года запрещены полеты беспилотников над всей территорией Нью-Йорка. Депутат напомнил, что и над Москвой любые полеты строго регламентированы. (Хинштейн тут мягко выразился. Легально запустить над столицей частный дрон практически невозможно — настолько строгие правила здесь введены).

«Наш законопроект не направлен на создание каких-либо дополнительных новых ограничений, мы не вводим никаких новых запретов. Мы упорядочиваем то, что существует по факту, и даем нашим правоохранителям реальный инструментарий для того, чтобы выполнять поставленные перед ними задачи в рамках их полномочий. Никаких новых репрессивных, жестких санкций, шагов данный законопроект не предусматривает», — обнадежил Хинштейн. Его незамедлительно поддержал все тот же Мартыненко, добавивший, что законопроект будет касаться только незаконных полетов. Ремарка была явно лишней: согласитесь, будет странно, если силовики примутся сбивать дроны с официальным разрешением на запуск.

«СЕРЬЕЗНО НАТАСКАННАЯ ПТИЦА МОЖЕТ СБИВАТЬ ДРОН»

Между тем «силовик» Громов затронул нюансы, связанные с  дискуссией, которая развернулась вокруг законопроекта в «разных пабликах». «Любая запретительная мера вызывает протестную реакцию. Зачастую неосмысленную. За этим сразу же видятся нашумевшие расследования. Дескать, таким образом силовикам позволяют запрещать расследования в отношении коррупционеров и прочее. Не буду сейчас называть, все и так понимают, о чем я говорю. Пишут о том, что будут вводиться дополнительные держимордовские меры», — коснулся скользкой темы Громов. После этого он перешел на личности. «Возмущаются те, кто дрон в глаза не видел и в руках не держал. А в число жертв, среди которых они могут оказаться в результате террористического акта, себя почему-то не ставят», — рассудил Громов и без всякого перехода рассказал о том, что сегодня в мире существует четыре способа сбить гражданский дрон.

Первый способ — через подавление радиосигнала, второй — с помощью сети, которую выстреливают с земли, третий — с помощью «собрата», боевого беспилотника, и четвертый — самый неожиданный. «Есть метод с использования птиц, орлов. Серьезно натасканная птица, которая может сбивать дрон и приземляться с ним», — удивил журналистов эксперт. При этом он заметил, что спецслужбам будет трудно сбивать беспилотники, так как отслеживание и «отлов» дронов — весьма специфический навык. А у нас сегодня недостаточно специалистов, способных грамотно «высокопилотажно» управлять беспилотным аппаратом, констатировал Громов, сославшись на свой спецназовский опыт.

Представитель МЧС по долгу службы обратил внимание на ситуации, связанные с несанкционированным применением дронов СМИ. «Когда в Москве случается любое резонансное происшествие, чрезвычайное происшествие, либо крупный пожар, либо обрушение, не дай Бог зданий, к сожалению, уже через 10–15 минут на месте появляется неопознанный беспилотник и начинает снимать „жареные кадры“», — констатировал Алешин. В качестве примера он вспомнил пожар торгового центра «Персей» в апреле 2018 года, при ликвидации которого пострадали сотрудники МЧС. Их нужно было срочно доставить на вертолетах в больницу. Но на той же территории работал беспилотник, и хорошо, что пилоты вертолета вовремя его заметили, избежав столкновения. 

«ЧТО ТАКОЕ 3 КИЛОГРАММА ТРОТИЛА? ПО ФАКТУ ЭТО СЛОЖЕННОЕ ЗДАНИЕ СРЕДНЕГО РАЗМЕРА»

Затем слово вновь взял Хинштейн, который напомнил, что, согласно Воздушному кодексу, беспилотники весом от 250 г до 30 кг подлежат государственному учету. Тот же кодекс устанавливает ограничения над пролетами в запретных зонах. Они могут устанавливаться над национальными парками, государственными заповедниками, памятниками архитектуры, ключевыми промышленными комплексами, на полигонах и проч. «Правила есть, а запрета нет», — вновь переживал Хинштейн, ссылаясь на то, что над закрытыми городами типа Сарова или Снежинска запрещено летать даже гражданским самолетам. Но обычный дрон росгвардейцы принудительно посадить не могут.

«Стоит в том же самом Сарове воинская часть… На территорию Сарова даже мышь не проскочит. А беспилотник пролетит. Что делать бойцам, которые стоят на охране этого закрытого объекта? Применять оружие? А кто будет нести ответственность за последствия? Завтра собственник беспилотника подаст в суд и потребует заплатить ему моральный и материальный ущерб на сумму в 10 миллионов рублей. Кто будет выплачивать? Наш законопроект решает и эту задачу. Если нарушитель будет сбит, уничтожен, то ответственность будет точно такая же, как во всех остальных подобных случаях», — проинформировал Хинштейн. То есть если спецназ при задержании преступника взламывает дверь в квартире, то платить за сломанную дверь бойцам не придется.

И уже в который раз Хинштейн вспомнил о том, что дроны могут использоваться для диверсионных и террористических актов. По его словам, нет никаких гарантий, что завтра наполненный взрывчаткой 3-килограммовый дрон не будет направлен на марширующих людей, пришедших на парад. «Я никого сейчас, упаси Господь, не пугаю, страшных картин не рисую. Но я говорю о той реальности, которая теоретически может произойти. Как действовать в рамках этой реальности сотрудникам полиции, Росгвардии, военнослужащим? Какие полномочия у них есть? С точки зрения действующего законодательства никаких. Получается абсурд. Получается, что… у государства нет возможности реализовать права для того, чтобы защитить свою безопасность и безопасность своих граждан», — резюмировал Хинштейн.

«Что такое 3 килограмма тротила? По факту, это „сложенное“ здание среднего размера», — вторил ему Громов. Еще он добавил, что с помощью дронов все чаще закидывают наркотики в «зоны»: число преступлений, связанных с доставкой запрещенных веществ на территории исправительных учреждений, выросло за последнее время в 12,5 раза. Правда, эксперт не уточнил, сколько лет вошло в это «последнее время».

В контртеррористический угар вновь вклинился Алешин, разумно заметивший, что беспилотник способен причинить как минимальный, так и весьма существенный ущерб. Например, дрон может упасть на дорогой автомобиль ценой 5 млн рублей и выше. «А если, не дай Бог, упадет на человека? Помимо Административного кодекса, есть и уголовная статья 171», — сообщил представитель МЧС. Он напомнил, что в случае, если использование беспилотника привело, даже по неосторожности, к тяжкому вреду здоровью или к смерти человека, то для владельца дрона предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Но это уже совсем другая история.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2019/3/7/30146/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.