Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушная среда запрашивает особые тренировки организма


1 апреля 2019 года Леонид Хайремдинов, Красная звезда


В системе высшего образования Министерства обороны находятся более тридцати вузов, готовящих кадры для всех видов Вооружённых Сил и родов войск (сил). Кафедрам физической подготовки в каждом из учебных заведений определены специальные задачи, соответствующие сферам обучения курсантов или слушателей. Лётные профессии объективно считаются одними из самых сложных видов трудовой деятельности человека. Требуемый уровень выполнения задач по предназначению военного специалиста подразумевает наличие высокого уровня профессионально важных качеств, который напрямую зависит от уровня развития физических качеств. Побывав в филиале Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в городе Челябинске, ваш автор убедился в том, что каждая воинская специальность требует особых подходов к физической подготовке.

Мой собеседник – временно исполняющий обязанности начальника кафедры физической подготовки филиала кандидат педагогических наук подполковник Тимофей Иванов.

– Безусловно, физическая подготовка лётных экипажей и, например, подводников или танкистов имеет свои особенности, – объясняет он. – Скажем, развитие силы, быстроты и ловкости у личного состава надводных кораблей и подводных лодок, как и у курсантов вузов ВМФ (на мой взгляд, основные физические качества, необходимые для специалистов данного рода деятельности), направлено на овладение навыками ограниченного передвижения по кораблю, действий на воде и под водой, устойчивости организма к укачиванию, а также поддержание высокой работоспособности в длительных походах и продолжительную операторскую деятельность, связанную с гиподинамией. Напомню, что это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

– Что касается Сухопутных войск, то основной акцент делается на развитие общей выносливости и ловкости, – продолжает подполковник Иванов, – воспитание сплочённости и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических и психических нагрузок.

А как же обстоит дело в Воздушно-космических силах, в частности у лётного состава?

– В этом плане физическая подготовка штурманов лётных экипажей основывается на отличительных аспектах, – акцентирует внимание руководитель кафедры. – Для начала идёт чёткое разделение по курсам обучения – так, курсанты младших курсов (1-й и 2-й) совершенствуют общие и специальные физические качества, а начиная с 3-го следует дифференциация в зависимости от профиля обучения.

Так, для истребительной и фронтовой бомбардировочной авиации основа физической подготовки заключается в силовых и координационных способностях. Для дальней, морской, военно-транспортной авиации – в вестибулярной устойчивости, силовой выносливости и также координационных способностях.

По словам собеседника, силовая выносливость для лётного состава оперативно-тактической авиации базируется на повышении выносливости мышц ног, брюшного пресса, спины и шеи. Для экипажей ДА и ВТА, где нередки длинные и сверхдлинные перелёты, крайне важно развитие мышц-разгибателей. А для вертолётчиков – развитие мышц ног, сгибателей и разгибателей туловища и шеи.

– Следует подчеркнуть, что физическая подготовка лётчиков и штурманов направлена как на противодействие неблагоприятным условиям полёта, в первую очередь перегрузкам, возникающим вследствие высокой скорости летательных аппаратов, так и на закалку организма, без которой может возникнуть риск срыва выполнения поставленных задач, в том числе и боевых, – поясняет подполковник Тимофей Иванов, добавляя, что недостаточный уровень тренированности экипажа приводит к преждевременному физическому и нервно-психическому переутомлению, а если на это наложить гиподинамический режим, в котором приходится находиться в кабине, то возрастает угроза сердечно-сосудистых заболеваний.

– Что может произойти дальше, к сожалению, хорошо известно. Врачебно-лётная комиссия списывает лётчика или штурмана, и это наносит кадровый ущерб нашему государству, – констатирует руководитель кафедры. – Ни для кого же не секрет, что подготовить представителей лётных специальностей обходится намного дороже, чем коллег из других видов и родов войск.

Физическая подготовка лётчиков и штурманов направлена как  на противодействие неблагоприятным условиям полёта, так и на закалку организма

Заместитель начальника филиала полковник Андрей ГАВРИКОВ (слева) и врио начальника кафедры физической подготовки подполковник Тимофей ИВАНОВ (справа) награждают победителей стартов «Папа, мама, я – спортивная семья!».

По его мнению, любой полёт – это комплексная проверка состояния лётного экипажа, к которой он обязан быть всегда готовым. «Большие перегрузки, значительные скорости и высоты, солнечная радиация, частая смена обстановки – всё это требует не только крепкого здоровья, но и способности самостоятельно и быстро принимать правильные решения», – замечает подполковник Иванов, уточняя, что лётчикам и штурманам рекомендуется регулярно заниматься на специальных снарядах и тренажёрах для выработки сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам полёта, тренировки вестибулярного аппарата, распределения и переключения внимания, а также совершенствования двигательной активности, оперативной памяти и мышления.

Отметим, что в качестве элементов специальной физической подготовки лётного состава, к которому относятся и штурманы, выступают занятия по гимнастике и атлетической подготовке (в том числе на специальных тренировочных снарядах: обороты на лопинге в двух плоскостях, стационарных гимнастических колёсах, прыжки и комбинации на батуте), плаванию, лыжной подготовке, лёгкой атлетике, преодолению препятствий, рукопашному бою, спортивные и подвижные игры, в которых психофизиологическая активность близка к операторской функции штурмана, выраженной в умениях быстро анализировать смену ситуаций, принимать решения и так же быстро их реализовывать.

Всё это вместе с регулярными занятиями общефизической подготовкой способствует повышению уровня функционального состояния, воспитывает смелость, настойчивость, решительность и упорство, обеспечивает психологическую готовность и надёжность к действиям в экстремальных условиях, помогает совершенствовать механизмы адаптации к выживанию в неблагоприятных условиях местности после вынужденного покидания самолёта.

Кстати, механизм катапультирования на многих военных самолётах таков, что первым его покидает штурман. Статистически это повышает его шансы на выживание. Однако в каждом конкретном случае определяющим фактором, помимо обстоятельств, становится уровень физической тренированности как штурмана, так и лётчика.

Учебно-материальная база кафедры физической подготовки филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Челябинске позволяет в полном объёме выполнять задачи, определённые практической программой обучения «Физическая подготовка» будущих штурманов и офицеров боевого управления. Последние осваивают нелётную специальность, но для этой категории курсантов особенности физической подготовки во многом схожи с обучением курсантов-штурманов (и те и другие будут заниматься операторской деятельностью), за исключением тренировок, связанных с преодолением неблагоприятных факторов полёта. В то же время функционирование в группе руководства полётами и на командных пунктах сопряжено с высокими психофизиологическими нагрузками, а это, в свою очередь, делает методики, внедрённые в программы для курсантов-штурманов, применимыми и для их товарищей по учебному заведению.
В филиале представлены как капитальные, так и плоскостные спортивные сооружения. Для занятий открыт физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальными площадками для подвижных игр, тренажёрной базой, залами для армейского рукопашного боя и единоборств.
Филиал участвует в спартакиадах вузов Министерства обороны и Воздушно-космических сил, где спортивная команда учебного заведения достигает высоких результатов. Так, в прошлом году на чемпионате ВКС по волейболу челябинцы впервые в своей истории играли в финале турнира, взяв верх в полуфинале над чемпионами 2018 года – Военной академией ВКО имени Г.К. Жукова (Тверь). Правда, в решающем матче удача была на стороне команды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (Санкт-Петербург). А не так давно в феврале в Мирном (Архангельская область) коллектив вуза замкнул тройку призёров в чемпионате ВКС по армейскому рукопашному бою, уступив лишь признанным лидерам – непосредственно команде Военно-воздушной академии (Воронеж) и ВА ВКО.

– Соперничать с такими гигантами непросто, – признаёт подполковник Тимофей Иванов. – Объективная причина заключается в том, что у нас немалое количество абитуриентов признаются негодными по результатам ВЛК и профессионального отбора. Скажем, брадикардия (замедление пульса менее 60 ударов в минуту) распространена среди спортсменов призывного возраста и рассматривается как обычное явление в спортивной среде, а для военной медицины – патология, и в наш вуз с таким диагнозом не поступить.

Есть немало травмоопасных видов спорта, в том числе армейский рукопашный бой. Лётному составу такие виды спорта не рекомендованы, поэтому основной упор в них мы делаем на второй факультет – по подготовке офицеров боевого управления. Хотя есть и достойные спортсмены с факультета подготовки штурманов. В академиях не столь жёсткие критерии отбора, позволяющие поступать значительно большему количеству хорошо подготовленных спортсменов-абитуриентов, в связи с чем они ритмично развивают немалое количество олимпийских и военно-прикладных видов спорта.

Тем не менее, по словам руководителя кафедры, на отдельных соревнованиях спортсменам филиала всё же удаётся опережать команды уважаемых академий, как, например, было в прошлом году на спартакиадах вузов Минобороны по гиревому спорту и гандболу. Успешны были челябинцы в 2018 году и в самбо, где заняли 6-е место, что стало вторым результатом среди всех вузов ВКС после Военно-воздушной академии.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer