Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушная среда запрашивает особые тренировки организма


1 апреля 2019 года Леонид Хайремдинов, Красная звезда


В системе высшего образования Министерства обороны находятся более тридцати вузов, готовящих кадры для всех видов Вооружённых Сил и родов войск (сил). Кафедрам физической подготовки в каждом из учебных заведений определены специальные задачи, соответствующие сферам обучения курсантов или слушателей. Лётные профессии объективно считаются одними из самых сложных видов трудовой деятельности человека. Требуемый уровень выполнения задач по предназначению военного специалиста подразумевает наличие высокого уровня профессионально важных качеств, который напрямую зависит от уровня развития физических качеств. Побывав в филиале Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в городе Челябинске, ваш автор убедился в том, что каждая воинская специальность требует особых подходов к физической подготовке.

Мой собеседник – временно исполняющий обязанности начальника кафедры физической подготовки филиала кандидат педагогических наук подполковник Тимофей Иванов.

– Безусловно, физическая подготовка лётных экипажей и, например, подводников или танкистов имеет свои особенности, – объясняет он. – Скажем, развитие силы, быстроты и ловкости у личного состава надводных кораблей и подводных лодок, как и у курсантов вузов ВМФ (на мой взгляд, основные физические качества, необходимые для специалистов данного рода деятельности), направлено на овладение навыками ограниченного передвижения по кораблю, действий на воде и под водой, устойчивости организма к укачиванию, а также поддержание высокой работоспособности в длительных походах и продолжительную операторскую деятельность, связанную с гиподинамией. Напомню, что это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

– Что касается Сухопутных войск, то основной акцент делается на развитие общей выносливости и ловкости, – продолжает подполковник Иванов, – воспитание сплочённости и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических и психических нагрузок.

А как же обстоит дело в Воздушно-космических силах, в частности у лётного состава?

– В этом плане физическая подготовка штурманов лётных экипажей основывается на отличительных аспектах, – акцентирует внимание руководитель кафедры. – Для начала идёт чёткое разделение по курсам обучения – так, курсанты младших курсов (1-й и 2-й) совершенствуют общие и специальные физические качества, а начиная с 3-го следует дифференциация в зависимости от профиля обучения.

Так, для истребительной и фронтовой бомбардировочной авиации основа физической подготовки заключается в силовых и координационных способностях. Для дальней, морской, военно-транспортной авиации – в вестибулярной устойчивости, силовой выносливости и также координационных способностях.

По словам собеседника, силовая выносливость для лётного состава оперативно-тактической авиации базируется на повышении выносливости мышц ног, брюшного пресса, спины и шеи. Для экипажей ДА и ВТА, где нередки длинные и сверхдлинные перелёты, крайне важно развитие мышц-разгибателей. А для вертолётчиков – развитие мышц ног, сгибателей и разгибателей туловища и шеи.

– Следует подчеркнуть, что физическая подготовка лётчиков и штурманов направлена как на противодействие неблагоприятным условиям полёта, в первую очередь перегрузкам, возникающим вследствие высокой скорости летательных аппаратов, так и на закалку организма, без которой может возникнуть риск срыва выполнения поставленных задач, в том числе и боевых, – поясняет подполковник Тимофей Иванов, добавляя, что недостаточный уровень тренированности экипажа приводит к преждевременному физическому и нервно-психическому переутомлению, а если на это наложить гиподинамический режим, в котором приходится находиться в кабине, то возрастает угроза сердечно-сосудистых заболеваний.

– Что может произойти дальше, к сожалению, хорошо известно. Врачебно-лётная комиссия списывает лётчика или штурмана, и это наносит кадровый ущерб нашему государству, – констатирует руководитель кафедры. – Ни для кого же не секрет, что подготовить представителей лётных специальностей обходится намного дороже, чем коллег из других видов и родов войск.

Физическая подготовка лётчиков и штурманов направлена как  на противодействие неблагоприятным условиям полёта, так и на закалку организма

Заместитель начальника филиала полковник Андрей ГАВРИКОВ (слева) и врио начальника кафедры физической подготовки подполковник Тимофей ИВАНОВ (справа) награждают победителей стартов «Папа, мама, я – спортивная семья!».

По его мнению, любой полёт – это комплексная проверка состояния лётного экипажа, к которой он обязан быть всегда готовым. «Большие перегрузки, значительные скорости и высоты, солнечная радиация, частая смена обстановки – всё это требует не только крепкого здоровья, но и способности самостоятельно и быстро принимать правильные решения», – замечает подполковник Иванов, уточняя, что лётчикам и штурманам рекомендуется регулярно заниматься на специальных снарядах и тренажёрах для выработки сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам полёта, тренировки вестибулярного аппарата, распределения и переключения внимания, а также совершенствования двигательной активности, оперативной памяти и мышления.

Отметим, что в качестве элементов специальной физической подготовки лётного состава, к которому относятся и штурманы, выступают занятия по гимнастике и атлетической подготовке (в том числе на специальных тренировочных снарядах: обороты на лопинге в двух плоскостях, стационарных гимнастических колёсах, прыжки и комбинации на батуте), плаванию, лыжной подготовке, лёгкой атлетике, преодолению препятствий, рукопашному бою, спортивные и подвижные игры, в которых психофизиологическая активность близка к операторской функции штурмана, выраженной в умениях быстро анализировать смену ситуаций, принимать решения и так же быстро их реализовывать.

Всё это вместе с регулярными занятиями общефизической подготовкой способствует повышению уровня функционального состояния, воспитывает смелость, настойчивость, решительность и упорство, обеспечивает психологическую готовность и надёжность к действиям в экстремальных условиях, помогает совершенствовать механизмы адаптации к выживанию в неблагоприятных условиях местности после вынужденного покидания самолёта.

Кстати, механизм катапультирования на многих военных самолётах таков, что первым его покидает штурман. Статистически это повышает его шансы на выживание. Однако в каждом конкретном случае определяющим фактором, помимо обстоятельств, становится уровень физической тренированности как штурмана, так и лётчика.

Учебно-материальная база кафедры физической подготовки филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Челябинске позволяет в полном объёме выполнять задачи, определённые практической программой обучения «Физическая подготовка» будущих штурманов и офицеров боевого управления. Последние осваивают нелётную специальность, но для этой категории курсантов особенности физической подготовки во многом схожи с обучением курсантов-штурманов (и те и другие будут заниматься операторской деятельностью), за исключением тренировок, связанных с преодолением неблагоприятных факторов полёта. В то же время функционирование в группе руководства полётами и на командных пунктах сопряжено с высокими психофизиологическими нагрузками, а это, в свою очередь, делает методики, внедрённые в программы для курсантов-штурманов, применимыми и для их товарищей по учебному заведению.
В филиале представлены как капитальные, так и плоскостные спортивные сооружения. Для занятий открыт физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальными площадками для подвижных игр, тренажёрной базой, залами для армейского рукопашного боя и единоборств.
Филиал участвует в спартакиадах вузов Министерства обороны и Воздушно-космических сил, где спортивная команда учебного заведения достигает высоких результатов. Так, в прошлом году на чемпионате ВКС по волейболу челябинцы впервые в своей истории играли в финале турнира, взяв верх в полуфинале над чемпионами 2018 года – Военной академией ВКО имени Г.К. Жукова (Тверь). Правда, в решающем матче удача была на стороне команды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (Санкт-Петербург). А не так давно в феврале в Мирном (Архангельская область) коллектив вуза замкнул тройку призёров в чемпионате ВКС по армейскому рукопашному бою, уступив лишь признанным лидерам – непосредственно команде Военно-воздушной академии (Воронеж) и ВА ВКО.

– Соперничать с такими гигантами непросто, – признаёт подполковник Тимофей Иванов. – Объективная причина заключается в том, что у нас немалое количество абитуриентов признаются негодными по результатам ВЛК и профессионального отбора. Скажем, брадикардия (замедление пульса менее 60 ударов в минуту) распространена среди спортсменов призывного возраста и рассматривается как обычное явление в спортивной среде, а для военной медицины – патология, и в наш вуз с таким диагнозом не поступить.

Есть немало травмоопасных видов спорта, в том числе армейский рукопашный бой. Лётному составу такие виды спорта не рекомендованы, поэтому основной упор в них мы делаем на второй факультет – по подготовке офицеров боевого управления. Хотя есть и достойные спортсмены с факультета подготовки штурманов. В академиях не столь жёсткие критерии отбора, позволяющие поступать значительно большему количеству хорошо подготовленных спортсменов-абитуриентов, в связи с чем они ритмично развивают немалое количество олимпийских и военно-прикладных видов спорта.

Тем не менее, по словам руководителя кафедры, на отдельных соревнованиях спортсменам филиала всё же удаётся опережать команды уважаемых академий, как, например, было в прошлом году на спартакиадах вузов Минобороны по гиревому спорту и гандболу. Успешны были челябинцы в 2018 году и в самбо, где заняли 6-е место, что стало вторым результатом среди всех вузов ВКС после Военно-воздушной академии.




комментарии (0):







Материалы рубрики

Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"
Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом
Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку



Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца
Виталий Чугин
ТАСС
Расследование крушения Boeing на Украине. Надежда остается лишь на суд
Александр Тихонов
Красная звезда
Су-57 будет превосходить всех
Алексей Рамм Богдан Степовой
Известия
"Сухие" крымские: полуостров защитят новейшие истребители
Арина Раксина
ТАСС
Boeing нашел покупателя для 737 MAX. Первого после двух авиакатастроф
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково поставят на рельсы
Иван Якунин
КоммерсантЪ
Трагичный полет SSJ 100 воспроизведут в небе и на тренажере
Ксения Чемоданова
360
Скорая помощь в полете и дозаправка в воздухе. На что способна отечественная авиация
Мария Кокорева
РБК
Российские авиакомпании получили рекордный убыток
Ольга Шерункова
Газета.ru
Наши в Ле Бурже: русская амфибия долетела до Парижа
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
Шагающие авианосцы
Андрей Синицын
Военно-промышленный курьер
Як-141, сбитый перестройкой
Виктор Друшляков
Военно-промышленный курьер
Будущая "вертикалка" уже летает
Тимур Латыпов, Елена Колебакина-Усманова, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
Не прошло и 22 лет: "Ансат" возвращается в Ле-Бурже
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Охотник на аллигаторе: в России унифицируют боевые вертолеты
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Первых в истории Сахалинской области юных пилотов выпустила самолетная секция ЦТВС
Андрей Станавов
РИА Новости
Ход “Жнецом”: чем угрожает России переброска ударных дронов США в Польшу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
К делу «Трансаэро» приобщили бухгалтера
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Налет на добавленную стоимость
Николай Проценко
ИА EADaily
Мирзиёев на взлетной полосе: узбекская авиация освоит российский опыт
Анастасия Николаева
Интерфакс
Завершенное дело

Русская служба BBC
Росавиация может "приземлить" самолеты российских авиакомпаний. Что случилось?
Мария Трубина
Взгляд
Украина не сможет запретить России летать на «Русланах»
Дмитрий Шестоперов
КоммерсантЪ
AliExpress загрузит самолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Морской часовой: «Камовы» возьмут под охрану атомные подлодки
Иван Апулеев
Газета.ru
Белая пуля: в Калифорнии заметили секретный самолет
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Взлетная полоса длиною в суд
Анастасия Николаева
Интерфакс
В соответствии со стандартами

Lenta.ru
Синдром истребителя
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Боевые дроны в Минске
Андрей Калий
Красная звезда
Полётные задания выполнены достойно
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Немая сцена на взлетной полосе
Николай Сергеев, Юлия Гарипова, Сергей Петунин
КоммерсантЪ
У пилотов катастрофа с дипломами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Готовность к серийному выпуску

Русская служба BBC
25 млн чемоданов ежегодно: почему авиакомпании по-прежнему теряют наш багаж?
Денис Соловых
ТАСС
За двумя зайцами. Придется ли Турции выбирать между С-400 и F-35?
Яков Лысенко
Газета.ru
Ждать еще долго: что не так с выдачей багажа в «Шереметьеве»
Сергей Гуцалюк
Журнал "АвиаСоюз"
Дальневосточный «Авиалифт»

Газета.ru
Последний гвоздь в крышку гроба? В Boeing 737 нашли брак
Александр Пинчук
Красная звезда
Небо раскрасил «Авиамикс»
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Льготы не столь отдаленные
Иван Апулеев
Газета.ru
«Лишь бы обвинить русских»: в Малайзии требуют правды о MH-17

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer