Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушная среда запрашивает особые тренировки организма


1 апреля 2019 года Леонид Хайремдинов, Красная звезда


В системе высшего образования Министерства обороны находятся более тридцати вузов, готовящих кадры для всех видов Вооружённых Сил и родов войск (сил). Кафедрам физической подготовки в каждом из учебных заведений определены специальные задачи, соответствующие сферам обучения курсантов или слушателей. Лётные профессии объективно считаются одними из самых сложных видов трудовой деятельности человека. Требуемый уровень выполнения задач по предназначению военного специалиста подразумевает наличие высокого уровня профессионально важных качеств, который напрямую зависит от уровня развития физических качеств. Побывав в филиале Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в городе Челябинске, ваш автор убедился в том, что каждая воинская специальность требует особых подходов к физической подготовке.

Мой собеседник – временно исполняющий обязанности начальника кафедры физической подготовки филиала кандидат педагогических наук подполковник Тимофей Иванов.

– Безусловно, физическая подготовка лётных экипажей и, например, подводников или танкистов имеет свои особенности, – объясняет он. – Скажем, развитие силы, быстроты и ловкости у личного состава надводных кораблей и подводных лодок, как и у курсантов вузов ВМФ (на мой взгляд, основные физические качества, необходимые для специалистов данного рода деятельности), направлено на овладение навыками ограниченного передвижения по кораблю, действий на воде и под водой, устойчивости организма к укачиванию, а также поддержание высокой работоспособности в длительных походах и продолжительную операторскую деятельность, связанную с гиподинамией. Напомню, что это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

– Что касается Сухопутных войск, то основной акцент делается на развитие общей выносливости и ловкости, – продолжает подполковник Иванов, – воспитание сплочённости и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических и психических нагрузок.

А как же обстоит дело в Воздушно-космических силах, в частности у лётного состава?

– В этом плане физическая подготовка штурманов лётных экипажей основывается на отличительных аспектах, – акцентирует внимание руководитель кафедры. – Для начала идёт чёткое разделение по курсам обучения – так, курсанты младших курсов (1-й и 2-й) совершенствуют общие и специальные физические качества, а начиная с 3-го следует дифференциация в зависимости от профиля обучения.

Так, для истребительной и фронтовой бомбардировочной авиации основа физической подготовки заключается в силовых и координационных способностях. Для дальней, морской, военно-транспортной авиации – в вестибулярной устойчивости, силовой выносливости и также координационных способностях.

По словам собеседника, силовая выносливость для лётного состава оперативно-тактической авиации базируется на повышении выносливости мышц ног, брюшного пресса, спины и шеи. Для экипажей ДА и ВТА, где нередки длинные и сверхдлинные перелёты, крайне важно развитие мышц-разгибателей. А для вертолётчиков – развитие мышц ног, сгибателей и разгибателей туловища и шеи.

– Следует подчеркнуть, что физическая подготовка лётчиков и штурманов направлена как на противодействие неблагоприятным условиям полёта, в первую очередь перегрузкам, возникающим вследствие высокой скорости летательных аппаратов, так и на закалку организма, без которой может возникнуть риск срыва выполнения поставленных задач, в том числе и боевых, – поясняет подполковник Тимофей Иванов, добавляя, что недостаточный уровень тренированности экипажа приводит к преждевременному физическому и нервно-психическому переутомлению, а если на это наложить гиподинамический режим, в котором приходится находиться в кабине, то возрастает угроза сердечно-сосудистых заболеваний.

– Что может произойти дальше, к сожалению, хорошо известно. Врачебно-лётная комиссия списывает лётчика или штурмана, и это наносит кадровый ущерб нашему государству, – констатирует руководитель кафедры. – Ни для кого же не секрет, что подготовить представителей лётных специальностей обходится намного дороже, чем коллег из других видов и родов войск.

Физическая подготовка лётчиков и штурманов направлена как  на противодействие неблагоприятным условиям полёта, так и на закалку организма

Заместитель начальника филиала полковник Андрей ГАВРИКОВ (слева) и врио начальника кафедры физической подготовки подполковник Тимофей ИВАНОВ (справа) награждают победителей стартов «Папа, мама, я – спортивная семья!».

По его мнению, любой полёт – это комплексная проверка состояния лётного экипажа, к которой он обязан быть всегда готовым. «Большие перегрузки, значительные скорости и высоты, солнечная радиация, частая смена обстановки – всё это требует не только крепкого здоровья, но и способности самостоятельно и быстро принимать правильные решения», – замечает подполковник Иванов, уточняя, что лётчикам и штурманам рекомендуется регулярно заниматься на специальных снарядах и тренажёрах для выработки сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам полёта, тренировки вестибулярного аппарата, распределения и переключения внимания, а также совершенствования двигательной активности, оперативной памяти и мышления.

Отметим, что в качестве элементов специальной физической подготовки лётного состава, к которому относятся и штурманы, выступают занятия по гимнастике и атлетической подготовке (в том числе на специальных тренировочных снарядах: обороты на лопинге в двух плоскостях, стационарных гимнастических колёсах, прыжки и комбинации на батуте), плаванию, лыжной подготовке, лёгкой атлетике, преодолению препятствий, рукопашному бою, спортивные и подвижные игры, в которых психофизиологическая активность близка к операторской функции штурмана, выраженной в умениях быстро анализировать смену ситуаций, принимать решения и так же быстро их реализовывать.

Всё это вместе с регулярными занятиями общефизической подготовкой способствует повышению уровня функционального состояния, воспитывает смелость, настойчивость, решительность и упорство, обеспечивает психологическую готовность и надёжность к действиям в экстремальных условиях, помогает совершенствовать механизмы адаптации к выживанию в неблагоприятных условиях местности после вынужденного покидания самолёта.

Кстати, механизм катапультирования на многих военных самолётах таков, что первым его покидает штурман. Статистически это повышает его шансы на выживание. Однако в каждом конкретном случае определяющим фактором, помимо обстоятельств, становится уровень физической тренированности как штурмана, так и лётчика.

Учебно-материальная база кафедры физической подготовки филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Челябинске позволяет в полном объёме выполнять задачи, определённые практической программой обучения «Физическая подготовка» будущих штурманов и офицеров боевого управления. Последние осваивают нелётную специальность, но для этой категории курсантов особенности физической подготовки во многом схожи с обучением курсантов-штурманов (и те и другие будут заниматься операторской деятельностью), за исключением тренировок, связанных с преодолением неблагоприятных факторов полёта. В то же время функционирование в группе руководства полётами и на командных пунктах сопряжено с высокими психофизиологическими нагрузками, а это, в свою очередь, делает методики, внедрённые в программы для курсантов-штурманов, применимыми и для их товарищей по учебному заведению.
В филиале представлены как капитальные, так и плоскостные спортивные сооружения. Для занятий открыт физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальными площадками для подвижных игр, тренажёрной базой, залами для армейского рукопашного боя и единоборств.
Филиал участвует в спартакиадах вузов Министерства обороны и Воздушно-космических сил, где спортивная команда учебного заведения достигает высоких результатов. Так, в прошлом году на чемпионате ВКС по волейболу челябинцы впервые в своей истории играли в финале турнира, взяв верх в полуфинале над чемпионами 2018 года – Военной академией ВКО имени Г.К. Жукова (Тверь). Правда, в решающем матче удача была на стороне команды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (Санкт-Петербург). А не так давно в феврале в Мирном (Архангельская область) коллектив вуза замкнул тройку призёров в чемпионате ВКС по армейскому рукопашному бою, уступив лишь признанным лидерам – непосредственно команде Военно-воздушной академии (Воронеж) и ВА ВКО.

– Соперничать с такими гигантами непросто, – признаёт подполковник Тимофей Иванов. – Объективная причина заключается в том, что у нас немалое количество абитуриентов признаются негодными по результатам ВЛК и профессионального отбора. Скажем, брадикардия (замедление пульса менее 60 ударов в минуту) распространена среди спортсменов призывного возраста и рассматривается как обычное явление в спортивной среде, а для военной медицины – патология, и в наш вуз с таким диагнозом не поступить.

Есть немало травмоопасных видов спорта, в том числе армейский рукопашный бой. Лётному составу такие виды спорта не рекомендованы, поэтому основной упор в них мы делаем на второй факультет – по подготовке офицеров боевого управления. Хотя есть и достойные спортсмены с факультета подготовки штурманов. В академиях не столь жёсткие критерии отбора, позволяющие поступать значительно большему количеству хорошо подготовленных спортсменов-абитуриентов, в связи с чем они ритмично развивают немалое количество олимпийских и военно-прикладных видов спорта.

Тем не менее, по словам руководителя кафедры, на отдельных соревнованиях спортсменам филиала всё же удаётся опережать команды уважаемых академий, как, например, было в прошлом году на спартакиадах вузов Минобороны по гиревому спорту и гандболу. Успешны были челябинцы в 2018 году и в самбо, где заняли 6-е место, что стало вторым результатом среди всех вузов ВКС после Военно-воздушной академии.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Росавиация защитилась на миллиард

Газета.ru
Беда не приходит одна: что не так с Boeing 737 MAX
Герман Костринский, Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Лучшее — враг короткого. Создание укороченного SSJ 75 отложено на неопределенный срок
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты зажимают в зонах. Возобновляется спор вокруг защитных территорий
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-35 налетел на подводные камни
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Проблема ДРЛО – залить «глаза»
Сергей Черкасов
Военно-промышленный курьер
Кто против Ил-112В
Александр Ермаков
Известия
Белый слон: на что способен самолет с самым длинным крылом в мире



Николай Протопопов
РИА Новости
Веер ракет: сможет ли новая система ПВО отпугнуть от России авиацию НАТО
Андрей Жвирблис
BFM
«Ошибка 2000» наконец дала о себе знать. Возможно, опять пострадает Boeing
Шамиль Хайруллин
Красная звезда
Бомбардировщики попали в радиоэлектронный переплёт
Владимир Кузьмин
Российская газета
Билет без налога
Павел Панов
Известия
Пролетая над Москвой: региональным авиаперевозчикам обнулят НДС
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Анкаре надоели комплексы Вашингтона
Илья Крамник
Известия
Предполетные ожидания: когда Су-57 заступят на боевое дежурство
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бе-200 не дадут утонуть
Кристина Бочарникова
Интерфакс
"Арктика" для Арктики
Валентина Гаврикова
РБК
Авиакомпании отменили сотни рейсов на "Боингах" 737. Куда пойдут акции
Александра Качалова
Интерфакс
Дроны в деле

Газета.ru
Новые разработки: сколько украли в Роскосмосе и Ростехе
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
США окрыляют Тайвань
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Поколение Крыма: Новейшие истребители Су-57 отправят на южные рубежи
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Superjet взлетят за счет производителя
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Ил-112В: из прошлого – в будущее
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Долгая дорога в небо
Юрий Авдеев
Красная звезда
Новый «Ильюша-работяга» прибыл в войска
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Воздушный робот для Малайзии
Александр Волобуев, Николай Хренков
Известия
Билеты на бочку: цены на авиаперевозки продолжают рост, несмотря на снижение стоимости керосина
Анна Пушкарская
КоммерсантЪ
России задали вопросы о сбитом "Боинге"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Производитель SSJ 100 запасся двигателями в убыток

Газета.ru
«Все по инструкции»: почему не спасли эфиопский Boeing
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
«Премьер» на Дне Победы: над Москвой пролетит самолет А-100
Илья Крамник
Известия
Что делать с авианосцем: «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй
Ирина Алкснис
РИА Новости
Российские С-400 очищают небо Турции от американских истребителей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Росавиация приземлила подержанные самолеты
А. Иванов, А. Скудаева, Т. Ткачева, Е. Шулепова
Российская газета
Взлет разрешен
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
S7 пересматривает перспективы
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Летающему такси нашли технологические барьеры
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Авианосец одним Махом: истребители наведут гиперзвуковые ракеты
Александр Волобуев
Известия
Капитан бизнеса: как повлияет на авиаотрасль гибель Наталии Филевой
Сергей Машкин, Константин Воронов, Елена Морозова
КоммерсантЪ
Обломки сложились в плоский штопор
Мария Трубина
Взгляд
Гибель Натальи Филевой назвали огромной утратой для России
Илья Крамник
Известия
Замена на левом фланге: Ил-112В совершил первый полет

Русская служба BBC
"Осиротели многие". Кем была Наталия Филева для S7 и ее знакомых

ТАСС
"Наталия Филева определила в России развитие частных авиакомпаний"
Глеба Силко
КоммерсантЪ-FM
Немецкие власти изучат детали катастрофы Epic LT
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Полет. Падение. Пожар

ТАСС
Случаи гибели известных бизнесменов в авиакатастрофах
Леонид Хайремдинов
Красная звезда
Воздушная среда запрашивает особые тренировки организма
Герман Костринский, Анастасия Веденеева, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Руслайн" готовится пересесть на SSJ 100

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer