Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Замена на левом фланге: Ил-112В совершил первый полет


31 апреля 2019 года Илья Крамник, Известия


30 марта 2019 года в Воронеже состоялся первый полет новейшего российского военно-транспортного самолета Ил-112В. Самолет, на создание которого ушло почти 20 лет, должен заменить в составе ВВС России устаревший морально и физически Ан-26. «Известия» разбирались в его перспективах.

Длинная дорога
 
История Ил-112В началась на рубеже 1990–2000-х годов, когда было принято решение о необходимости разработки нового легкого военно-транспортного самолета, который отличался бы в первую очередь увеличенными размерами грузовой кабины, позволяющими перевозку легких грузовых автомобилей и перспективных бронемашин типа «Тигр». Ан-26, как и имеющий лучшие летные характеристики за счет более мощных двигателей Ан-32, такими возможностями не обладал.
 
При этом сами по себе турбовинтовые машины в этом классе рассматривались скорее как уходящий вид: еще в начале 1990-х годов предполагалось, что в перспективе Ан-26 и его модификации в составе ВВС заменят турбореактивный Ан-72, но распад СССР заставил искать самостоятельное техническое решение.
 
В 2004 году будущий Ил-112В выиграл конкурс проектов, где его соперниками были разработки КБ «МиГ», Туполева и Мясищева. Самолет был включен в гособоронзаказ, и предполагалось, что новый самолет полетит уже в 2006 году, а в 2008-м пойдет в серию. Эти сроки были очевидно нереальны, как в силу недостаточного, несмотря на включение в ГОЗ, финансирования, так и из-за нехватки опыта КБ «Ил» в теме легких военно-транспортных самолетов. Производить новый самолет с самого начала предполагалось в Воронеже.
 
Более реалистично выглядел период 2011–2012 годов, однако в 2011-м Минобороны решает прекратить финансирование проекта, предложив разработчику сделать опытную машину за собственный счет.
Кроме того, в этот период в качестве перспективы рассматривается вариант закупки военно-транспортного самолета Ан-140Т на базе пассажирского Ан-140, производство которого было налажено в России.
 
События 2014 года, впрочем, поставили окончательный крест на всех проектах украинского происхождения, заставив вернуть Ил-112 в число приоритетных проектов. Здесь необходимо учесть, что еще в 2010 году руководство ВВС предполагало, что самолеты Ан-26 должны быть окончательно списаны до конца следующего десятилетия — то есть до конца 2020 года. В 2015 году было объявлено, что Ил-112 начнет поступать в войска в 2019-м, первый полет ожидали двумя годами ранее — в 2017-м.
 
Вес и двигатель
 
Разработка не была беспроблемной: в процессе сборки опытной машины обнаружился перевес конструкции. Головной боли добавил и двигатель: ТВ7-117СТ взлетной мощностью до 3000 л.с. был явно недостаточен для машины данных габаритов, ограничивая ее максимальный взлетный вес, полезную нагрузку и взлетно-посадочные характеристики. Однако рассматривавшийся в начале 2000-х годов в качестве перспективного двигатель ВК-3500 — мощностью в 3500 л.с. с перспективой форсирования до 4000–4200 л.с. — так и не был создан.
 
ТВ7-117, исходно создававшийся для пассажирского самолета Ил-114 с мощностью в 2500 л.с., был в итоге форсирован до 3000 л.с., а так же имеет и «чрезвычайный» режим форсирования до 3600 л.с., однако надежность силовой установки при таком использовании ставится под серьезное сомнение.
 
Здесь нужно отметить, что прекращение разработки двигателя ВК-3500 серьезно ударило не только по проекту Ил-112: этот двигатель ждали и вертолетостроители, которым он подошел бы для использования на перспективном Ми-38 заметно лучше, чем тот же ТВ7-117 в вертолетном варианте ТВ7-117В.
 
В силу различных проблем первый полет самолета снова пришлось неоднократно переносить, сдвинув в итоге на 2019 год, и неготовность двигателя, за который отвечали Объединенная двигательная корпорация (ОДК) и головной разработчик в лице завода имени Климова, была одной из главных причин.
 
Ожидание серии
 
Испытания самолета должны завершиться в начале 2020-х годов, и стоит предположить, что первые серийные машины появятся в войсках ближе к 2025 году. Независимо от того, не будет ли к этому времени создан более мощный двигатель, новый легкий транспортник очень нужен: отнюдь не все задачи перевозок грузов до 5 т целесообразно решать вертолетами, имеющими заметно большую цену летного часа и меньшую дальность полета.
 
Наличие такой машины позволит существенно разнообразить и предложение российской авиатехники на экспорт: пока что в сегменте легких и средних транспортников присутствуют из бывшего СССР только украинские разработчики, что не удивительно, учитывая киевскую дислокацию КБ Антонова и наличие в Запорожье одного из мощнейших в СССР авиамоторных производств.
 
Потребности ВВС России в новом транспортнике оцениваются от 50–60 единиц (минимальное число) до 120–150 (оптимальное), еще примерно 30–40 машин могут быть востребованы морской авиацией ВМФ России, и еще несколько десятков — другими силовыми и гражданскими государственными структурами. В общей сложности внутрироссийский рынок без учета возможных коммерческих вариантов самолета оценивается примерно в 150 единиц, что позволяет говорить о перспективе производства на Воронежском авиастроительном объединении примерно на 7–10 лет вперед.
 
Что дальше?
 
Для российской промышленности Ил-112 значим больше, чем может показаться. Во-первых, при всех детских болезнях, это перспективный современный самолет, который в следующие 20–30 лет неизбежно станет основой для различных новых модификаций, от специальных до коммерческих. Во-вторых, его создание является необходимой ступенью для КБ «Ил» в преддверии реализации более крупного и сложного проекта Ил-276, который не менее востребован в Вооруженных силах России. В третьих, этот самолет играет важную роль в обеспечении военных возможностей на ближайшие десятилетия: в условиях растущей вероятности локальных конфликтов близ границ России легкий транспортник становится жизненно необходим.
 
Надежды на экспорт Ил-112В, разумеется, тоже стоит учитывать. Однако прежде всего самолет должен состояться внутри страны — откладывать замену Ан-26, самым молодым из которых уже исполнилось 33 года, дальше просто невозможно.



комментарии (0):










Материалы рубрики

Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку



Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики
Юрий Когалов
Российская газета
Самописцы доставят в Москву
Евгений Гайва
Российская газета
В аэропорты возвращаются курилки
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса
Надежда Краснушкина
КоммерсантЪ
Вернемся к нашим квазарам. Как космос в 2019 году стал обыкновенным предпринимательством
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Отделка с правосудием
Игорь Дунаевский
Российская газета
Падение Меленберга
Антон Лавров
Известия
Неуправляемый полет: что погубило Су-57 в Хабаровском крае
Юрий Гаврилов
Российская газета
Ракета против дрона
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Кишинева пошел по рукам
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Полеты загоняют в Бермудский треугольник
Ульяна Смирнова
РБК
8 необычных услуг авиакомпаний, о которых вы даже не мечтали
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Импортозамещение в Superjet-100 принципиально изменит его летную концепцию
Евгений Гайва
Российская газета
На взлет без налога
Михаил Котов
Известия
Кандидаты на вылет: когда станет обыденным космический туризм

Газета.ru
15 миллиардов за отечественное: SuperJet русифицируют
Михаил Ходаренок
Газета.ru
"Удар ногой в дверь": Вашингтон похоронил ДРСМД
Наталья Башлыкова
Известия
Летать не вредно: Минтранс призывают поддержать авиацию малых городов
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" привязали к плоскому тарифу

ТАСС
Эксперт: регионам Дальнего Востока нужно уходить от шоковых цен на внутренних авиарейсах
Александр Воробьев
Ведомости
На легендарный "кукурузник" начали устанавливать американские двигатели

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer