Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бомбардировщики попали в радиоэлектронный переплёт


15 апреля 2019 года Шамиль Хайруллин, Красная звезда


По легенде этого учения, авиация «противника», в роли которой выступали самолёты Су-24СМ армии ВВС и ПВО Южного военного округа, поднялась в воздух с задачей нанесения условных ракетно-бомбовых ударов по корабельно-ударной группе (КУГ) в составе малого ракетного корабля (МРК) «Великий Устюг» и ракетного катера «Ступинец», осуществлявших задачи плавания в центральной части Каспийского моря. Однако на подлёте к рубежу открытия огня экипажи бомбардировщиков зафиксировали мощное помеховое воздействие на свою бортовую авионику…

Для «Великого Устюга» и «Ступинца» это был уже не первый в зимнем периоде выход в море на отработку задач по различным видам обороны. На этот раз при проверке вышестоящим штабом хода тренировки по ПВО основное внимание акцентировалось на подготовленность командиров боевых единиц, расчётов боевой части управления применять средства РЭБ по радиоэлектронной разведке воздушного и надводного «противника» и выведению из строя его навигационных систем.

Особенность этого учения заключалась и в том, что на кораблях в море вышли также представители инспекции по ВМФ от Центра подготовки руководящего состава соединений Минобороны РФ (Солнечногорск Московской области), являющегося правопреемником курсов «Выстрел»…

Необходимо отметить, что малый ракетный корабль «Великий Устюг» и ракетный катер «Ступинец» в плане морской выучки по вопросам борьбы с воздушным противником являются лучшими боевыми единицами КФл. При этом роль ведущего корабля в этом учении была отведена «Великому Устюгу». Это новейший корабль, построенный по стелс-технологии, то есть невидимым для радаров «противника», на вооружении которого находится высокоточный ракетный комплекс «Калибр». Экипаж МРК неоднократно участвовал в тренировках по РЭБ и ПВО во взаимодействии с центрами управления корабельных соединений, а также в различных КШУ с получением целеуказаний от загоризонтной РЛС «Подсолнух» на применение ракетного и артиллерийского вооружения.

В летнем периоде 2018 года «Великий Устюг» во время боевой службы в составе постоянной группировки кораблей ВМФ России в Средиземном море совместно с другим малым ракетным кораблём «Град Свияжск» Каспийской флотилии участвовал в учении по обнаружению неопознанных воздушных целей и отражению ударов условного воздушного «противника». Тогда боевые посты МРК обнаружили и классифицировали самые сложные воздушные цели, которые затем были уничтожены корабельными средствами ПВО.

Впрочем, прошлые заслуги отнюдь не гарантируют успех в последующих учениях и манёврах, поскольку каждая тренировка по радиоэлектронному противодействию никогда не бывает копией предыдущей. Несмотря на отличную выучку личного состава БЧ-7 и РТС, расчёта РЭБ, оснащённость корабля современными радиотехническими средствами, каждую тренировку по электронной разведке воздушного или надводного «противника» и противодействия ему можно сравнить с решением многоходовой шахматной задачи. Ведь самолёты, выступающие за «противника», сами имеют надёжную защиту от помех и при этом способны активно применять свои средства электронного подавления. Вот почему каждое учение по РЭБ и ПВО с имитацией «противника» своей (российской) боевой авиацией даже для хорошо подготовленного экипажа корабля «Великий Устюг» является нелёгким испытанием в борьбе за сохранение собственной боевой устойчивости.

Подразделения РЭБ на «Великом Устюге» и «Ступинце» успешно отработали действия по выводу из строя навигационных систем авиации условного противника

Правда, на этот раз неожиданностей не произошло. Радиолокационная разведка кораблей, работая на частотах определения воздушных целей (ОВЦ), взяла на сопровождение самолёты «противника», когда они ещё находились на значительном удалении от корабельной группы. Заблаговременное предупреждение кораблей о появлении авиации позволило экипажам в нормативные сроки привести в готовность к применению все технические средства РЭБ…

Да, в море корабельные комплексы электронной разведки и РЭБ первыми вступают в непосредственный контакт с «противником». И от своевременных и грамотных действий этих специалистов во многом зависят исход морского боя, успешность выполнения кораблём боевой задачи, да и сама судьба экипажа.

Подразделения РЭБ на «Великом Устюге» и «Ступинце» успешно отработали действия по выводу из строя навигационных систем авиации условного противника ещё на подлёте её к корабельной группе в море.

А расчёты ПВО смогли выполнить электронные пуски ракет из корабельных зенитных ракетных комплексов по воздушным целям на значительной дальности от места нахождения сил Каспийской флотилии. Самолёты вынуждены были уйти на свой аэродром.

Однако задача этого учения не ограничивалась только борьбой с авиацией. Корабельной группировке предстояло с помощью своих средств электронной разведки обнаружить также надводный корабль «противника», который вёл разведку в море и, предположительно, как раз и участвовал в наводке авиации на корабельную группу в составе «Великого Устюга» и «Ступинца»…

Забегая вперёд, скажем, что роль корабля «неприятеля» искусно исполнял ракетный корабль «Дагестан», имеющий мощные радиоэлектронные средства и защиту от РЭБ. Умело маневрируя и используя свои технические средства по созданию ложных электромагнитных полей, «Дагестан», работая за «противника», намеренно усложнил задачу для ведущей его поиск корабельной группы. Тем не менее после многочасовой электронной дуэли «Великий Устюг» в паре со «Ступинцем» смогли установить истинное местонахождение корабля-разведчика и отработать способы выведения из строя его радиоэлектронной техники.

– При отработке этой задачи в лучшую сторону были отмечены действия командира «Великого Устюга» капитана 3 ранга Максима Никифорова, – сказал начальник штаба бригады надводных кораблей КФл капитан 2 ранга Сергей Зотов. – И в целом корабельная группа в составе малого ракетного корабля и ракетного катера успешно справилась с задачей электронной борьбы с воздушным и надводным противником. Что, в свою очередь, положительно характеризует отношение к своим служебным обязанностям флагманского специалиста РТС соединения капитана 3 ранга Константина Михайлова.

Мнение начальника штаба бригады полностью совпало с результатами проверки инспекции «Выстрела», которая дала хорошую оценку действиям корабельной группы в составе «Великого Устюга» и «Ступинца» в море при отработке задач РЭБ и ПВО.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer