Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


F-35 налетел на подводные камни


16 апреля 2019 года Арсений Гришин, Военно-промышленный курьер


Исчезнувший над Японским морем истребитель F-35 вверг западных экспертов в глубокое уныние: если русские или китайцы первыми найдут и поднимут со дна обломки, на гегемонии США в воздушном пространстве можно ставить крест.

Скорбь понятна. Но во-первых, неясно, отчего пошли разговоры о гегемонии. Ее нет и в помине. А во-вторых, так ли интересен образец американского истребителя для русских или китайских конструкторов?

Помочь «ВПК» разобраться в этом согласился специалист, долгие годы связанный с разработкой боевых самолетов. По его словам, взяв в руки американский истребитель, наши конструкторы вряд ли переживут интеллектуальный шок. Что и каким образом в самолете работает, всем давно известно. Интерес могут вызвать разве что некоторые удачно спроектированные узлы и детали, да и то скорее культурой исполнения, нежели инженерными ноу-хау. И копировать самолет вряд ли кто захочет – к моменту, когда «клон» встанет на крыло, инженерная мысль уйдет далеко вперед и устаревшая машина никому не будет нужна.

Что взять с трофея

Да и культура производства, которой якобы недостает отечественным разработкам, тоже не столь однозначное понятие. Опытные машины вылизываются так, что залюбуешься, а огрехи чаще всего возникают при серийном производстве из-за низкой квалификации работников. Зато, как показал опыт Великой Отечественной, наши боевые машины успешно собирали школьники, а у немцев на заводах без рукастых спецов производство просто остановилось бы.

“За время проектирования и удовлетворения пожеланий заказчика самолеты солидно прибавили в весе”

В не столь давние времена самолет противника был весьма лакомой и полезной добычей. Скажем, с Ту-4, едва ли не до заклепки скопированного с американского В-29 в 1947 году, по сути началась новая эра отечественного авиационного производства. Вспомним и обратный пример, когда новейший МиГ-25П, ведомый летчиком Виктором Беленко, в сентябре 1976-го был угнан в Японию. Изначально он направлялся, насколько известно, на авиабазу «Мисава», откуда почти 43 года спустя ушел в свой последний полет F-35, однако сел на первый подвернувшийся гражданский аэродром Хакодате, выкатившись при посадке за полосу. Тогда американцы буквально под микроскопом целый месяц изучали секретную русскую машину. Наши потери – спецы из США зафиксировали тепловую «картинку» двигателей, что оказалось важным для создания головок самонаведения. Изучили локатор. Сперли блок системы «свой-чужой». Но были, как ни странно, и плюсы. Когда с самолета сняли секретность, его сразу стали активно покупать: 20 машин в Иран, 30 – в Сирию и так далее. Модернизировали электронное оборудование, и доработанная модификация МиГ-25ПД очень сильно отличалась от образца, изученного коварным врагом. Закрадывается крамольная мысль: не был ли угон изящным маркетинговым ходом?

Случится ли такое с американским «Лайтнингом»? Нет. Раньше действительно были секреты, за которые стоило сражаться, ныне компьютерное моделирование позволяет находить оптимальные проектные решения и не напрягать заданиями шпионов.

Неведомая война

Раз уж заговорили об F-35, стоит вспомнить и наш Су-57 как ответ американской военщине. Конструкторы в курсе, что оба самолета в самом начале проектных работ представлялись совсем другими машинами. Достаточно вспомнить, что в проекте Т-50 (ПАК ФА), из которого и вырос «пятьдесят седьмой», очень плотно прорабатывалась концепция варианта с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (УВВП). Да, американцы реализовали возможность в модификации F-35B, тогда как у нас эта проектная линия по неизвестным широкой общественности причинам развития не получила.

Американцы же с согласия Минобороны РФ взяли на F-35B ряд технических идей с Як-141, а также ознакомились с основными проблемами подобных машин. Но происходило это еще в середине 90-х, задолго до начала разработки ПАК ФА.

Тем не менее известно, что специалисты КБ Сухого сотрудничали с нашим единственным «вертикальным» КБ Яковлева в ходе создания аванпроекта Т-50 в модификации УВВП.

У «тридцать пятого» американца и русского «пятьдесят седьмого» во многом схожая судьба. Задумывались они как универсальные истребители, способные заменить и легкие, и тяжелые. Но оба за время проектирования и удовлетворения всех пожеланий заказчика солидно прибавили в весе. F-35 можно вообще смело относить к классу истребителей-бомбардировщиков, а Су-57 после оснащения штатным двигателем станет не средним истребителем, как предполагалось, а тяжелым.

“Двигатели с изменяемым вектором тяги позволят «сушкам» расправляться с американцами, как со стоячими мишенями”

Интересно рассмотреть базовые концепции боевого истребителя у них и у нас. Американцы уверены, что случись большая война, маневренных воздушных боев не будет – их сверхсовременная электроника позволит задолго до визуального контакта обнаружить вражеский самолет, а сверхумная ракета его благополучно уничтожит где-то там далеко-далеко. Маневренность не нужна, и потому у F-35 она никакая.

Наши же воздушные стратеги уверены, что все решит контактный воздушный бой и двигатели с изменяемым вектором тяги позволят «сушкам» расправляться с «американцами», как со стоячими мишенями. Но надо отдать должное нашим разработчикам и заказчикам – для дальнего воздушного боя Су-57 готов не хуже американского собрата.

При этом какой в действительности может оказаться большая война, никто не представляет и вряд ли угадает. Может, все бои прогрохочут в киберпространстве, никто никуда и не полетит.

Каждая сторона считает, что война пойдет по ее сценарию. Американцы уверены, что русские узнают об атаке, только получив в сопло ракету. Наши же видят в прогнозах обреченно держащихся за ручку управления американцев, безучастно наблюдающих за тем, как к ним заходит в хвост, сверкая на солнце пушками, русский истребитель. Смешно? А если серьезно: все знают – так не будет, но как – тоже не знает никто. Весь опыт применения боевой авиации последних десятилетий ограничивается локальными войнами, а это отнюдь не репрезентативно.

Рассуждая о гипотетической большой войне, вспомним: огромные потери боевая авиация несла не в воздушных схватках, а на земле, массированные удары по аэродромам стали непременным атрибутом боевых действий еще с 40-х годов и успешно повторяются по сей день. Впрочем, мы к этому еще вернемся.

Конечный результат обоих истребительных проектов особо не радует ни нас, ни американцев. США развернули серийное производство, хотя все понимают – машина сырая, ее еще не один год доводить. Две катастрофы этот вывод только подтверждают. Как следствие – зарубежные покупатели, первоначально столбившие F-35 сотнями, начинают серьезно сокращать заказы. Наши, понимая, что успешной замены Миг-29 и Су-35 не получилось, с серией тоже не спешат: технологии отработаны, понадобится много – сделаем, а пока повременим, вдруг придумается что получше. Параллельно отдельные новаторские узлы и агрегаты внедряются в ходе модернизации в современные истребители «4++». Окажется ли такой подход эффективным, неизвестно. Но рациональное зерно в этом есть, особенно с учетом скромного военного бюджета.

Самолет под кустом

Если включить бытовую логику, становится понятным: не Су-57, сколь великолепным он ни получился, нужен российским ВКС. Требуется универсальный истребитель УВВП. Нет авианосцев? Сделать несколько носителей для «вертикалок» куда быстрее и дешевле, чем строить классический авианосец. Север осваиваем? Тоже отличное место для приложения «вертикальных» сил – и возразить на это могут лишь те, кто зарабатывает на жизнь строительством бетонных ВПП на Крайнем Севере. В случае большой войны аэродромы окажутся в числе первых целей. Бомбите. Мы в кустах неподалеку стоим, как взлетим – мало не покажется. Сказать, что этого не понимают военные, нельзя: курирующий оборонпром вице-премьер Юрий Борисов регулярно, раз в год публично сообщает, что работы над перспективной «вертикалкой» ведутся. Но пока лишь, видимо, идут исследования на уровне ЦАГИ и профильных НИИ, до конкретного техзадания дело не дошло.

Скорее всего если ТЗ появится, объявят тендер, на котором все КБ откажутся в пользу яковлевцев. Дело в том, что машины вертикального взлета весьма специфические, и тем коллективам, которые подобной тематикой не занимались, будет затруднительно. Да и незачем, поскольку новые разработки – это риск, и если можно прожить на проектировании классических машин, то и незачем лезть на вертикальную стенку. Американцы, к слову, рассудили так же. При создании модификации УВВП F-35В разработку элементов вертикального взлета отдали английским фирмам, съевшим собаку на создании и доводке «Харриера».

Интересный момент. В США в ходе первого этапа конкурса несколько фирм предложили различные концепции вертикального взлета, в том числе и апробированную на наших Як-38 и Як-141 схему с использованием отдельных подъемных двигателей. Но военных это не устроило – зачем «балласт», который используется лишь короткое время, и вообще двигателей желательно иметь поменьше. В итоге победившая концепция от компании «Локхид Мартин» для осуществления вертикальных взлета-посадки предложила огромный вентилятор, запитанный через систему приводов от главного двигателя. И вместо компактных и легких подъемных реактивных двигателей самолет получил огромный, выступающий за габариты фюзеляжа вентилятор, который весит вместе со вспомогательными агрегатами раза в полтора больше. Как следствие – сверхзвуковой скорости F-35B достигает, но 1,6 М для истребителя пятого поколения выглядит все-таки несерьезно.

Наверное, есть плюс в том, что со своей «вертикалкой» наших разработчиков не стали торопить до тех пор, пока не появилась возможность проанализировать опыт американских конструкторов, располагающих бюджетами, не сравнимыми с нашими. Может, появится в России машина, которой мы сможем гордиться без скидок и оговорок.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие



Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer