Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Капитан бизнеса: как повлияет на авиаотрасль гибель Наталии Филевой


2 апреля 2019 года Александр Волобуев, Известия


Группа экспертов Международного авиационного комитета (МАК) 2 апреля начнет работу на месте крушения бизнес-джета Наталии Филевой в Германии. В настоящее время специалисты называют две предварительные версии катастрофы: неисправность самолета и ошибка пилотирования. Кроме того, аэропорт Эгельсбах, рядом с которым произошла трагедия, считается одним из самых опасных в Европе. Трагическая гибель совладелицы группы S7 может ударить по отрасли — опрошенные «Известиями» эксперты не видят в авиабизнесе такого же сильного и принципиального лоббиста. При этом на деятельности S7 уход Наталии Филевой, скорее всего, не отразится. Бизнес компании выстроен с расчетом на бесперебойную работу и напрямую предпринимательницей не управлялся.

Потеря для отрасли

31 марта в авиакатастрофе в районе немецкого Франкфурта-на-Майне погибла сооснователь S7 Airlines Наталия Филева. Бизнес-джет Epic-LT разбился на подлете к аэропорту Эгельсбах — самолет упал в нескольких километрах от аэродрома и сгорел.

Вместе с мужем Владиславом Филевым 55-летняя предпринимательница контролировала вторую по пассажиропотоку авиакомпанию страны. Как распределялись доли активов в S7 Group — никогда не афишировалось, но личное состояние бизнесвумен в 2018 году Forbes оценивал в $600 млн.

Наталия и Владислав Филевы выстроили надежный бизнес, который продолжит работать — сбоев в деятельности авиакомпании произойти не должно, предположил в беседе c «Известиями» директор научного центра ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд.

–– Подобрана серьезная команда. Помимо этого, супруг Наталии –– сильный менеджер. Поэтому потрясений для компании не предвидится, –– сказал он.

Операционной деятельности S7 ничего не угрожает, подтвердил в разговоре с «Известиями» и партнер московского офиса международной консалтинговой компании Arthur D. Little Александр Ованесов.

–– Операционный менеджмент продолжает работать, в этом смысле для S7 ничего не изменилось. Возможно, супругу Наталии Филевой придется активнее включиться в деятельность авиакомпании, –– отметил он.

Эксперт добавил, что для перевозчика это скорее стратегическая потеря: Наталия Филева активно работала по линии GR (связи с госорганами), а также была «очень ярким человеком» для всей авиаотрасли.

Сама предпринимательница на одном из форумов говорила, что уже не руководит компанией — это делает менеджмент. «Это иллюзия, что человек может всем руководить, –– это неправда. Если в своих людей верить, то они будут креативные», –– отмечала Наталия Филева.

— Она являлась носителем идеологии рынка в авиатранспорте, доказывая, что авиация может успешно развиваться без госсобственности и хронических убытков. Пример S7 говорит о том, что в этом бизнесе, даже в очень конкурентных и нередко неравных условиях, можно зарабатывать, –– сказал ведущий научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.

По его словам, ключевые вопросы и проблемы отрасли как на площадке РСПП, так и в целом в публичном поле во многом решались благодаря усилиям Наталии Филевой. Людей такой величины, как она, — настоящего капитана бизнеса — в России нет, это была яркая звезда, добавил эксперт.

— Авторитет Наталии Валерьевны, знания, умение находить поддержку и договариваться с чиновниками позволяли делать много полезного в целом для авиаотрасли, –– сказал «Известиям» Александр Фридлянд, лично знавший Наталию Филеву. –– До ее прихода в РСПП (руководила подкомиссией по авиаперевозкам. –– «Известия») каждая структура в авиаотрасли пыталась лоббировать только свои интересы.

История успеха Наталии Филевой — это история успеха ее семьи. В публикациях она часто упоминается вместе с супругом Владиславом, с которым в 1990-х они начали строить бизнес. Предпринимательница получила лицензию для работы в новосибирском филиале инвесткомпании «Еврофинансы», учредителем которой был друг Владислава. Благодаря этому предприятию в 1997 году в собственности супругов оказались самолеты небольшой авиакомпании, созданной на базе авиаотряда «Сибирь» аэропорта Толмачево. Авиаперевозчик был на грани банкротства, а Филевы погасили часть долгов, получив по бартеру воздушные суда. В 1998 году бизнесмены консолидировали более 50% акций авиакомпании. Для того чтобы получить контроль, по некоторым данным, супругам пришлось занять $20 млн.

Одним из вдохновителей будущих владельцев на приобретение контроля в авиакомпании называют нынешнего председателя «Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» (АЭВТ) Владимира Тасуна. Дозвониться до главы АЭВТ «Известиям» не удалось.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

S7 Airlines («Сибирь») — крупнейший в РФ частный авиаперевозчик. В 2018 году услугами авиакомпании воспользовались 11,6 млн человек, что почти на 17% больше, чем годом ранее. В его парке 96 воздушных судов: Airbus (56 лайнеров), Boeing (23) и Embraer (17). В конце прошлого года была образована «С7 Авиационно-космическая корпорация». В нее помимо авиакомпаний «Сибирь» и «Глобус» также входят порядка 15 разных юрлиц, специализирующихся на предоставлении авиауслуг, продаже авиабилетов и турпутевок. Среди активов Владислава и Наталии Филевых –– космодром Sea Launch («Морской старт»), который супруги купили у РКК «Энергия» за 6,3 млрд рублей. С него планировалось проводить коммерческие запуски.

Впоследствии Владислав Филев стал гендиректором авиакомпании, а Наталия возглавила совет директоров. Авиаперевозчик начал расширять маршрутную сеть, вторым базовым аэропортом стал Домодедово. В 2001 году Филевы выкупили обанкротившиеся «Внуковские авиалинии» –– самолеты пополнили парк «Cибири».

В 2005-м была зарегистрирована «Группа компаний С7», в которую впоследствии вошли все авиационные активы Филевых. А в 2005–2006 годах под руководством Наталии был проведен ребрендинг «Сибири» за $1 млн –– так появилась S7 Airlines. Позднее часть парка вывели в дочернюю авиакомпанию «Глобус».

По словам Александра Фридлянда из ГосНИИ ГА, управленческие функции в S7 были разделены следующим образом: на Наталии были «внешние» контакты, вопросы финансов; Владислав контролировал процессы операционной деятельности.

В 2008–2009 годах компания оказалась в кризисной ситуации, добавил он. В этот период владельцы S7 чуть не потеряли бизнес. Тогда долг перед кредиторами, основным из которых был Сбербанк, превысил 10 млрд рублей. В результате компании пришлось спешно перекредитоваться в Альфа-банке под личное поручительство основателей, заложив значительную часть активов. В этот период, по словам Фридлянда, Филевым пришлось кардинально менять модель бизнеса –– урезать издержки, сокращать флот, маршрутную сеть. В результате у них получилось то, что не удалось «Трансаэро», –– вместо агрессивного расширения сосредоточиться на устойчивости и прибыльности.

До 2013 года государству принадлежало 25,5% акций S7, Владислав Филев выкупил их за 1,13 млрд рублей. В 2015-м он пытался получить контроль над обанкротившейся впоследствии «Трансаэро», но позже отказался от этой идеи.

Факты и версии

По предварительным данным, в авиакатастрофе также погибли пилот Андрей Дикун и отец Наталии Валерий Карачев. Причины крушения выясняет международная комиссия. Сейчас рассматриваются несколько стандартных версий. По данным Германской службы безопасности полетов (ДФС), это технические неполадки и ошибка управления. Пилот осуществлял визуальный заход на посадку, это обычная практика.

В то же время ранее немецкий журнал Spiegel называл аэропорт Эгельсбах самым опасным в Европе именно из-за того, что там нет специальной курсо-глиссадной системы ILS, позволяющей сажать воздушные суда по приборам.

Представитель ДФС сказал ТАСС, что пилот мог потерять управление во время выполнения маневра поворота. Расследование затрудняет еще и отсутствие «черных ящиков» –– в таком типе самолетов их устанавливать не обязаны.

В расследовании катастрофы примут участие и российские авиавласти. В МАК сообщили, что получили уведомление об авиационном происшествии от Немецкого федерального бюро расследований авиационных происшествий и 2 апреля приступят к работе на месте.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Росавиация защитилась на миллиард

Газета.ru
Беда не приходит одна: что не так с Boeing 737 MAX
Герман Костринский, Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Лучшее — враг короткого. Создание укороченного SSJ 75 отложено на неопределенный срок
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты зажимают в зонах. Возобновляется спор вокруг защитных территорий
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-35 налетел на подводные камни
Павел Иванов
Военно-промышленный курьер
Проблема ДРЛО – залить «глаза»
Сергей Черкасов
Военно-промышленный курьер
Кто против Ил-112В
Александр Ермаков
Известия
Белый слон: на что способен самолет с самым длинным крылом в мире



Николай Протопопов
РИА Новости
Веер ракет: сможет ли новая система ПВО отпугнуть от России авиацию НАТО
Андрей Жвирблис
BFM
«Ошибка 2000» наконец дала о себе знать. Возможно, опять пострадает Boeing
Шамиль Хайруллин
Красная звезда
Бомбардировщики попали в радиоэлектронный переплёт
Владимир Кузьмин
Российская газета
Билет без налога
Павел Панов
Известия
Пролетая над Москвой: региональным авиаперевозчикам обнулят НДС
Иван Синергиев
КоммерсантЪ
Анкаре надоели комплексы Вашингтона
Илья Крамник
Известия
Предполетные ожидания: когда Су-57 заступят на боевое дежурство
Иван Сафронов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бе-200 не дадут утонуть
Кристина Бочарникова
Интерфакс
"Арктика" для Арктики
Валентина Гаврикова
РБК
Авиакомпании отменили сотни рейсов на "Боингах" 737. Куда пойдут акции
Александра Качалова
Интерфакс
Дроны в деле

Газета.ru
Новые разработки: сколько украли в Роскосмосе и Ростехе
Михаил Коростиков
КоммерсантЪ
США окрыляют Тайвань
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Поколение Крыма: Новейшие истребители Су-57 отправят на южные рубежи
Герман Костринский, Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Superjet взлетят за счет производителя
Николай Якубович
Независимое военное обозрение
Ил-112В: из прошлого – в будущее
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Долгая дорога в небо
Юрий Авдеев
Красная звезда
Новый «Ильюша-работяга» прибыл в войска
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Воздушный робот для Малайзии
Александр Волобуев, Николай Хренков
Известия
Билеты на бочку: цены на авиаперевозки продолжают рост, несмотря на снижение стоимости керосина
Анна Пушкарская
КоммерсантЪ
России задали вопросы о сбитом "Боинге"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Производитель SSJ 100 запасся двигателями в убыток

Газета.ru
«Все по инструкции»: почему не спасли эфиопский Boeing
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
«Премьер» на Дне Победы: над Москвой пролетит самолет А-100
Илья Крамник
Известия
Что делать с авианосцем: «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй
Ирина Алкснис
РИА Новости
Российские С-400 очищают небо Турции от американских истребителей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Росавиация приземлила подержанные самолеты
А. Иванов, А. Скудаева, Т. Ткачева, Е. Шулепова
Российская газета
Взлет разрешен
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
S7 пересматривает перспективы
Яна Рождественская
КоммерсантЪ
Летающему такси нашли технологические барьеры
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Авианосец одним Махом: истребители наведут гиперзвуковые ракеты
Александр Волобуев
Известия
Капитан бизнеса: как повлияет на авиаотрасль гибель Наталии Филевой
Сергей Машкин, Константин Воронов, Елена Морозова
КоммерсантЪ
Обломки сложились в плоский штопор
Мария Трубина
Взгляд
Гибель Натальи Филевой назвали огромной утратой для России
Илья Крамник
Известия
Замена на левом фланге: Ил-112В совершил первый полет

Русская служба BBC
"Осиротели многие". Кем была Наталия Филева для S7 и ее знакомых

ТАСС
"Наталия Филева определила в России развитие частных авиакомпаний"
Глеба Силко
КоммерсантЪ-FM
Немецкие власти изучат детали катастрофы Epic LT
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Полет. Падение. Пожар

ТАСС
Случаи гибели известных бизнесменов в авиакатастрофах
Леонид Хайремдинов
Красная звезда
Воздушная среда запрашивает особые тренировки организма
Герман Костринский, Анастасия Веденеева, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Руслайн" готовится пересесть на SSJ 100

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer