Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Человек и самолет – личный Ан-74ТК-300Д Муамара Каддафи Источник контента: https://naukatehnika.com/an-74tk-300d-muamara-kaddafi.html naukatehnika.com


19 апреля 2019 года Сергей Шумилин, Наука и техника


В Одессе уже несколько месяцев восстанавливают уникальный самолет Ан-74ТК-300Д, на котором летал ливийский диктатор Муаммар Каддафи.

Самолет Ан-74ТК-300Д предназначался для перелетов первых лиц и был построен всего в трех экземплярах. Первый такой «представительский» VIP авиалайнер был построен на Харьковском авиационном заводе (ХГАПП) в 2003 году и отправлен в украинский президентский авиаотряд (регистрационный номер UR-AWB). Второй Ан-74ТК-300Д был заказан Ливией – Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией (борт 5A-CAA). Третий самолет поставили в Лаос, где он потерпел крушение 17 мая 2014 года. Таким образом, сейчас действующих Ан-74ТК-300Д осталось всего два (UR-AWB и 5A-CAA). Еще три машины находятся на харьковском заводе в законсервированном состоянии. 

Ан-74ТК-300Д появился в результате глубокой модернизации базовой модели Ан-74ТК-300 (пассажирский самолет с грузовой рампой), буква “Д” в индексе  означает – деловой. На этой машине двигатели, которые на Ан-72/74 для обеспечения укороченной дистанции взлета и посадки размещались в центроплане (за это получил прозвище «чебурашка), опустили под крыло, установив их на пилонах. Благодаря этому машина стала менее шумной и более экономичной. VIP модификация получила  эксклюзивный интерьер: шикарные кресла; дорогие сорта шпона, украшающего элементы интерьера; источники дневного света были вмонтированы в двухуровневый потолок, при этом верхний уровень образовывал замкнутый свод с потолочными панелями, а нижний с мириадами огоньков создавал эффект звездного неба. По уровням шума и выбросам вредных веществ в атмосферу самолёт полностью отвечает современным требованиям ІСАО.

Ливийцы заинтересовались Ан-74ТК-300Д еще в апреле 2005-го года, когда в Триполи прибыла украинская делегация на президентском самолете. По поручению Каддафи прибывший Ан-74ТК-300Д осмотрел ливийский премьер — генеральный секретарь Высшего народного комитета Аль-Багдади Али аль-Махмуди, после чего было дано принципиальное добро на покупку самолета. Однако переговоры о заключении контракта шли тяжело и застопорились, когда заказчик узнал, что авиазавод сможет достроить требуемый борт только через год. На этом этапе подключился Секретариат президента Украины и специально для Каддафи харьковский завод изменил очередность выпуска самолетов, поставив ливийский заказ на первое место.

До подписания контракта Муаммар Каддафи еще раз лично осмотрел Ан-74 в ходе неофициального визита в Каир. Здесь Президент Египта Хосни Мубарак показал своему ливийскому коллеге новинку - недавно поставленный из Украины Ан-74Т-200А. Очевидно Каддафи машина понравилась, и Ливия сделала предоплату, правда по условиям контракта покупатель потребовал отправить ему «залоговый» самолет, который будет летать по заданиям заказчика до тех пор, пока не будет поставлен новый борт. Им стал известный по многим международным выставкам Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038) с лучшим заводским экипажем (командир воздушного судна А. Доброродный). 24 апреля 2006 года при заходе на посадку в столице Чада – Нджамене самолет разбился, все члены экипажа погибли.

Результатом этой катастрофы стала в том числе, и приостановка выполнения ливийского контракта, до получения соответствующей компенсации. Требование о выполнении приостановленной поставки озвучил сам Каддафи во время официального визита в Киев 4-6 ноября 2008 года. Он каким-то образом убедил тогдашнего премьер-министра Украины Ю. Тимошенко, которая распорядилась достроить борт и передать его ливийской стороне.

Уже 21 ноября 2008 года предназначенный для поставки в Ливию новый административный самолет Ан-74ТК-300Д (№22-03) впервые поднялся в воздух с аэродрома ХГАПП. Пилотировал машину ведущий летчик-испытатель АНТК им. О.К. Антонова А. Круц. Самолет оснащался двигателями Д-36 серии 4А и усовершенствованным навигационным комплексом на базе аппаратуры спутниковой навигации украинского производства (в программе создания навигационного комплекса Ан-74ТК-300Д участвовали НИИ «Буран», ГП «Оризон-Навигация», УкрНИИРА, ОАО «Авиаконтроль»). 23 апреля 2009 года новенький Ан-74ТК-300Д был уже в Триполи.

В феврале 2011 года, во время операции международных сил против ливийского диктатора, самолет был поврежден осколками бомб, но уже к лету его отремонтировали.  

20 октября 2011 года полковник Каддафи был убит, а на территории Ливии образовалось несколько разных правительств, воюющих друг с другом. Генеральный Секретарь Высшего Народного Комитета Ливии, Аль-Багдади Али аль-Махмуди, первым осматривавший Ан-74ТК-300Д, во время битвы за Триполи, 23 августа 2011 года, бежал в Тунис, но в июне 2012 года был экстрадирован обратно в Ливию, где в июле 2015 года был приговорен к смертной казни.

В настоящее время Ан-74ТК-300Д  (5A-CAA) используется Правительством национального согласия. За десять лет эксплуатации самолет сменил несколько ливрей (окрасок) и обслуживался на харьковском заводе. Однако сейчас ХГАПП переживает сложное время, поэтому бывший Ан-74ТК-300Д Каддафи оказался на ремонте в Одессе.     

Лётно-технические характеристики Ан-74ТК-300Д 

Длина: 28,07 м
Высота: 8,65 м
Размах крыла: 31,89 м
Масса пустого: 19.500 кг
Максимальная взлетная масса: 37.500 кг
Максимальная скорость: 750 км/ч
Крейсерская скорость: 600-740 км/ч
Практическая дальность: 2.700 км
Перегоночная дальность:5.300 км
Практический потолок: 10.100 м
разбега: 1.300 м
Длина пробега: 700 м
Число пассажиров: до 52
Полезная нагрузка в грузовом варианте: max 10 тонн
Практическая дальность с 24 пассажирами: 4500 км
Практический потолок: 10.100 м
Разработчик: ГП "Антонов"
Производитель: ХГАПП (Украина)



комментарии (0):








Материалы рубрики

Эльнар Байназаров
Известия
Стреляная Гиза: взрыв в Египте не повлияет на открытие рейсов
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Это им не задавали. Почему пилоты сгоревшего в Шереметьево «Суперджета» могли не справиться с управлением
Николай Протопопов
РИА Новости
Наперегонки с "Раптором": хватит ли России трех полков Су-57
Богдан Степовой, Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Для истребителей Су-57 создают особые военные подразделения
Илья Крамник
Известия
Полтриллиона за господство в воздухе: сколько стоит партия Су-57
Ольга Коленцова
Известия
Союз композитов: мощность двигателей для авиации повышена в два раза
Мария Кокорева
РБК
«Аэрофлот» разошелся с производителем SSJ 100 в цене запчастей и ремонта
Павел Котляр
Газета.ru
«Чертова система»: как Boeing обманул пилотов



Никита Щуренков
КоммерсантЪ
Бургеры duty free
Сергей Титов
КоммерсантЪ
«ЮТэйр» улетела к лету на север
Валентина Гаврикова
РБК
Китайские авиакомпании подадут в суд на Boeing. Чем это грозит
Наталья Пономарева
Интерфакс
Цена драки
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Ошибки экипажа
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Президент подал военным "Сухого"
Илья Крамник
Известия
Бульдозером по авиапрому: что будет делать Анатолий Сердюков
Герман Костринский
КоммерсантЪ
SSJ 100 отказали в репутации
Ангелина Мильченко
Газета.ru
Президентский кортеж: Су-57 сопроводили Путина
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт в силе
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Аудит довел до эмиграции
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
SSJ торопился к земле
Наталья Козлова
Российская газета
Цена смерти в полете
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Выбор настоящих "стратегов"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Из-под Utair выбивают землю. Компания может выйти из UTG и аэропорта Сургута
Михаил Барабанов
Взгляд
Главный урок катастрофы "Суперджета"
Анастасия Николаева
Интерфакс
За безопасность полетов
Николай Протопопов
РИА Новости
Дело в трубе. Как самолеты и ракеты обретают форму
Т. Латыпов, А. Кузнецов, А. Лучников, А. Андреев
Бизнес
«Они постоят у ворот и уедут»: Александр Гомзин «заперся» в обнимку с «Альтаиром»
А. Волобуев, Р. Крецул, А. Рамм, И. Цырулева
Известия
Неверный код: почему пилот Superjet не подал сигнал бедствия
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа в штатном режиме
Игорь Надеждин
Lenta.ru
Огненный след

ТАСС
Компания ILS выходит на рынок космического туризма в США
А. Рамм, Р. Крецул, А. Волобуев, И. Цырулева
Известия
Черная полоса: появилась новая версия катастрофы в Шереметьево
А. Галанина, М. Недюк, П. Панов, А. Григорьев
Известия
Экстренный выход: Минтрансу предложили изменить правила эвакуации
Е. Гайва, Н. Козлова, И. Невинная, Н. Ячменникова
Российская газета
Черные ящики рейса SU1492
Валерия Мишина, Александр Черных, Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Тень траура
Дмитрий Серков, Тимофей Дзядко
РБК
Следствие сочло ошибкой экипажа SSJ включенные двигатели и открытое окно

Газета.ru
Жесткая посадка: пожар в российском авиапроме
С. Машкин, Н. Сергеев, А. Соковнин, О.Рубникович, И. Сафронов
КоммерсантЪ
Разбор посадки
Александр Плеханов
Популярная механика
Детеныш «кукурузника»: почему провалился Ан-3
Александр Александров
КоммерсантЪ
Имущество «дочки» МиГа оценят в апелляционном порядке
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Причины трагедии
Дмитрий Федюшко, Роман Азанов
ТАСС
"Ил" расправляет крылья. Каковы его перспективы на мировом рынке авиатехники
Иван Сафронов, Герман Костринский, Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Superjet сгорел при посадке
Сергей Фадеичев
Взгляд
Главные проблемы «Суперджета» вовсе не в качестве
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Молниеносный пожар. Как за полчаса полет Суперджета «Аэрофлота» превратился в катастрофу
Мария Кокорева
РБК
Минфин предложил просившим денег на топливо авиакомпаниям урезать флот
Антон Благовещенский, Юлия Кривошапко, Екатерина Ясакова
Российская газета
Шеф, взлетай!
Георгий Мосалов, Анна Лушникова
RT
«Компания получает стабильную прибыль»: глава «ЮТэйр» опроверг данные о рисках прекращения полётов из-за долгов
Александр Ермаков
Известия
Открывая американское небо: что может новый российский авиаразведчик
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Прометей» готов к огню: Ключевые элементы С-500 прошли финальные испытания

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer