Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Человек и самолет – личный Ан-74ТК-300Д Муамара Каддафи Источник контента: https://naukatehnika.com/an-74tk-300d-muamara-kaddafi.html naukatehnika.com


19 апреля 2019 года Сергей Шумилин, Наука и техника


В Одессе уже несколько месяцев восстанавливают уникальный самолет Ан-74ТК-300Д, на котором летал ливийский диктатор Муаммар Каддафи.

Самолет Ан-74ТК-300Д предназначался для перелетов первых лиц и был построен всего в трех экземплярах. Первый такой «представительский» VIP авиалайнер был построен на Харьковском авиационном заводе (ХГАПП) в 2003 году и отправлен в украинский президентский авиаотряд (регистрационный номер UR-AWB). Второй Ан-74ТК-300Д был заказан Ливией – Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией (борт 5A-CAA). Третий самолет поставили в Лаос, где он потерпел крушение 17 мая 2014 года. Таким образом, сейчас действующих Ан-74ТК-300Д осталось всего два (UR-AWB и 5A-CAA). Еще три машины находятся на харьковском заводе в законсервированном состоянии. 

Ан-74ТК-300Д появился в результате глубокой модернизации базовой модели Ан-74ТК-300 (пассажирский самолет с грузовой рампой), буква “Д” в индексе  означает – деловой. На этой машине двигатели, которые на Ан-72/74 для обеспечения укороченной дистанции взлета и посадки размещались в центроплане (за это получил прозвище «чебурашка), опустили под крыло, установив их на пилонах. Благодаря этому машина стала менее шумной и более экономичной. VIP модификация получила  эксклюзивный интерьер: шикарные кресла; дорогие сорта шпона, украшающего элементы интерьера; источники дневного света были вмонтированы в двухуровневый потолок, при этом верхний уровень образовывал замкнутый свод с потолочными панелями, а нижний с мириадами огоньков создавал эффект звездного неба. По уровням шума и выбросам вредных веществ в атмосферу самолёт полностью отвечает современным требованиям ІСАО.

Ливийцы заинтересовались Ан-74ТК-300Д еще в апреле 2005-го года, когда в Триполи прибыла украинская делегация на президентском самолете. По поручению Каддафи прибывший Ан-74ТК-300Д осмотрел ливийский премьер — генеральный секретарь Высшего народного комитета Аль-Багдади Али аль-Махмуди, после чего было дано принципиальное добро на покупку самолета. Однако переговоры о заключении контракта шли тяжело и застопорились, когда заказчик узнал, что авиазавод сможет достроить требуемый борт только через год. На этом этапе подключился Секретариат президента Украины и специально для Каддафи харьковский завод изменил очередность выпуска самолетов, поставив ливийский заказ на первое место.

До подписания контракта Муаммар Каддафи еще раз лично осмотрел Ан-74 в ходе неофициального визита в Каир. Здесь Президент Египта Хосни Мубарак показал своему ливийскому коллеге новинку - недавно поставленный из Украины Ан-74Т-200А. Очевидно Каддафи машина понравилась, и Ливия сделала предоплату, правда по условиям контракта покупатель потребовал отправить ему «залоговый» самолет, который будет летать по заданиям заказчика до тех пор, пока не будет поставлен новый борт. Им стал известный по многим международным выставкам Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038) с лучшим заводским экипажем (командир воздушного судна А. Доброродный). 24 апреля 2006 года при заходе на посадку в столице Чада – Нджамене самолет разбился, все члены экипажа погибли.

Результатом этой катастрофы стала в том числе, и приостановка выполнения ливийского контракта, до получения соответствующей компенсации. Требование о выполнении приостановленной поставки озвучил сам Каддафи во время официального визита в Киев 4-6 ноября 2008 года. Он каким-то образом убедил тогдашнего премьер-министра Украины Ю. Тимошенко, которая распорядилась достроить борт и передать его ливийской стороне.

Уже 21 ноября 2008 года предназначенный для поставки в Ливию новый административный самолет Ан-74ТК-300Д (№22-03) впервые поднялся в воздух с аэродрома ХГАПП. Пилотировал машину ведущий летчик-испытатель АНТК им. О.К. Антонова А. Круц. Самолет оснащался двигателями Д-36 серии 4А и усовершенствованным навигационным комплексом на базе аппаратуры спутниковой навигации украинского производства (в программе создания навигационного комплекса Ан-74ТК-300Д участвовали НИИ «Буран», ГП «Оризон-Навигация», УкрНИИРА, ОАО «Авиаконтроль»). 23 апреля 2009 года новенький Ан-74ТК-300Д был уже в Триполи.

В феврале 2011 года, во время операции международных сил против ливийского диктатора, самолет был поврежден осколками бомб, но уже к лету его отремонтировали.  

20 октября 2011 года полковник Каддафи был убит, а на территории Ливии образовалось несколько разных правительств, воюющих друг с другом. Генеральный Секретарь Высшего Народного Комитета Ливии, Аль-Багдади Али аль-Махмуди, первым осматривавший Ан-74ТК-300Д, во время битвы за Триполи, 23 августа 2011 года, бежал в Тунис, но в июне 2012 года был экстрадирован обратно в Ливию, где в июле 2015 года был приговорен к смертной казни.

В настоящее время Ан-74ТК-300Д  (5A-CAA) используется Правительством национального согласия. За десять лет эксплуатации самолет сменил несколько ливрей (окрасок) и обслуживался на харьковском заводе. Однако сейчас ХГАПП переживает сложное время, поэтому бывший Ан-74ТК-300Д Каддафи оказался на ремонте в Одессе.     

Лётно-технические характеристики Ан-74ТК-300Д 

Длина: 28,07 м
Высота: 8,65 м
Размах крыла: 31,89 м
Масса пустого: 19.500 кг
Максимальная взлетная масса: 37.500 кг
Максимальная скорость: 750 км/ч
Крейсерская скорость: 600-740 км/ч
Практическая дальность: 2.700 км
Перегоночная дальность:5.300 км
Практический потолок: 10.100 м
разбега: 1.300 м
Длина пробега: 700 м
Число пассажиров: до 52
Полезная нагрузка в грузовом варианте: max 10 тонн
Практическая дальность с 24 пассажирами: 4500 км
Практический потолок: 10.100 м
Разработчик: ГП "Антонов"
Производитель: ХГАПП (Украина)



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer