Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Человек и самолет – личный Ан-74ТК-300Д Муамара Каддафи Источник контента: https://naukatehnika.com/an-74tk-300d-muamara-kaddafi.html naukatehnika.com


19 апреля 2019 года Сергей Шумилин, Наука и техника


В Одессе уже несколько месяцев восстанавливают уникальный самолет Ан-74ТК-300Д, на котором летал ливийский диктатор Муаммар Каддафи.

Самолет Ан-74ТК-300Д предназначался для перелетов первых лиц и был построен всего в трех экземплярах. Первый такой «представительский» VIP авиалайнер был построен на Харьковском авиационном заводе (ХГАПП) в 2003 году и отправлен в украинский президентский авиаотряд (регистрационный номер UR-AWB). Второй Ан-74ТК-300Д был заказан Ливией – Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией (борт 5A-CAA). Третий самолет поставили в Лаос, где он потерпел крушение 17 мая 2014 года. Таким образом, сейчас действующих Ан-74ТК-300Д осталось всего два (UR-AWB и 5A-CAA). Еще три машины находятся на харьковском заводе в законсервированном состоянии. 

Ан-74ТК-300Д появился в результате глубокой модернизации базовой модели Ан-74ТК-300 (пассажирский самолет с грузовой рампой), буква “Д” в индексе  означает – деловой. На этой машине двигатели, которые на Ан-72/74 для обеспечения укороченной дистанции взлета и посадки размещались в центроплане (за это получил прозвище «чебурашка), опустили под крыло, установив их на пилонах. Благодаря этому машина стала менее шумной и более экономичной. VIP модификация получила  эксклюзивный интерьер: шикарные кресла; дорогие сорта шпона, украшающего элементы интерьера; источники дневного света были вмонтированы в двухуровневый потолок, при этом верхний уровень образовывал замкнутый свод с потолочными панелями, а нижний с мириадами огоньков создавал эффект звездного неба. По уровням шума и выбросам вредных веществ в атмосферу самолёт полностью отвечает современным требованиям ІСАО.

Ливийцы заинтересовались Ан-74ТК-300Д еще в апреле 2005-го года, когда в Триполи прибыла украинская делегация на президентском самолете. По поручению Каддафи прибывший Ан-74ТК-300Д осмотрел ливийский премьер — генеральный секретарь Высшего народного комитета Аль-Багдади Али аль-Махмуди, после чего было дано принципиальное добро на покупку самолета. Однако переговоры о заключении контракта шли тяжело и застопорились, когда заказчик узнал, что авиазавод сможет достроить требуемый борт только через год. На этом этапе подключился Секретариат президента Украины и специально для Каддафи харьковский завод изменил очередность выпуска самолетов, поставив ливийский заказ на первое место.

До подписания контракта Муаммар Каддафи еще раз лично осмотрел Ан-74 в ходе неофициального визита в Каир. Здесь Президент Египта Хосни Мубарак показал своему ливийскому коллеге новинку - недавно поставленный из Украины Ан-74Т-200А. Очевидно Каддафи машина понравилась, и Ливия сделала предоплату, правда по условиям контракта покупатель потребовал отправить ему «залоговый» самолет, который будет летать по заданиям заказчика до тех пор, пока не будет поставлен новый борт. Им стал известный по многим международным выставкам Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038) с лучшим заводским экипажем (командир воздушного судна А. Доброродный). 24 апреля 2006 года при заходе на посадку в столице Чада – Нджамене самолет разбился, все члены экипажа погибли.

Результатом этой катастрофы стала в том числе, и приостановка выполнения ливийского контракта, до получения соответствующей компенсации. Требование о выполнении приостановленной поставки озвучил сам Каддафи во время официального визита в Киев 4-6 ноября 2008 года. Он каким-то образом убедил тогдашнего премьер-министра Украины Ю. Тимошенко, которая распорядилась достроить борт и передать его ливийской стороне.

Уже 21 ноября 2008 года предназначенный для поставки в Ливию новый административный самолет Ан-74ТК-300Д (№22-03) впервые поднялся в воздух с аэродрома ХГАПП. Пилотировал машину ведущий летчик-испытатель АНТК им. О.К. Антонова А. Круц. Самолет оснащался двигателями Д-36 серии 4А и усовершенствованным навигационным комплексом на базе аппаратуры спутниковой навигации украинского производства (в программе создания навигационного комплекса Ан-74ТК-300Д участвовали НИИ «Буран», ГП «Оризон-Навигация», УкрНИИРА, ОАО «Авиаконтроль»). 23 апреля 2009 года новенький Ан-74ТК-300Д был уже в Триполи.

В феврале 2011 года, во время операции международных сил против ливийского диктатора, самолет был поврежден осколками бомб, но уже к лету его отремонтировали.  

20 октября 2011 года полковник Каддафи был убит, а на территории Ливии образовалось несколько разных правительств, воюющих друг с другом. Генеральный Секретарь Высшего Народного Комитета Ливии, Аль-Багдади Али аль-Махмуди, первым осматривавший Ан-74ТК-300Д, во время битвы за Триполи, 23 августа 2011 года, бежал в Тунис, но в июне 2012 года был экстрадирован обратно в Ливию, где в июле 2015 года был приговорен к смертной казни.

В настоящее время Ан-74ТК-300Д  (5A-CAA) используется Правительством национального согласия. За десять лет эксплуатации самолет сменил несколько ливрей (окрасок) и обслуживался на харьковском заводе. Однако сейчас ХГАПП переживает сложное время, поэтому бывший Ан-74ТК-300Д Каддафи оказался на ремонте в Одессе.     

Лётно-технические характеристики Ан-74ТК-300Д 

Длина: 28,07 м
Высота: 8,65 м
Размах крыла: 31,89 м
Масса пустого: 19.500 кг
Максимальная взлетная масса: 37.500 кг
Максимальная скорость: 750 км/ч
Крейсерская скорость: 600-740 км/ч
Практическая дальность: 2.700 км
Перегоночная дальность:5.300 км
Практический потолок: 10.100 м
разбега: 1.300 м
Длина пробега: 700 м
Число пассажиров: до 52
Полезная нагрузка в грузовом варианте: max 10 тонн
Практическая дальность с 24 пассажирами: 4500 км
Практический потолок: 10.100 м
Разработчик: ГП "Антонов"
Производитель: ХГАПП (Украина)



комментарии (0):







Материалы рубрики

Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Щит и винт: Калининград защитит новый вертолетный полк
Руслан Мельников
Российская газета
Российский МиГ-35 против F-35 США: СМИ сравнили два истребителя Цитировать в комментарии Сообщить об опечатке
Татьяна Дмитракова
Российская газета
Охота в Охотск
Александр Уткин
Военно-промышленный курьер
Су-15ТМ идет на таран
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Двигатель ПД-14 сделает гражданскую авиацию РФ недосягаемой для санкций США
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Владимир Дергачев
РБК
Треть россиян после катастрофы SSJ захотели летать на западных самолетах
Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?
Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить



Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли
Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной
Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков
Наталья Пономарева
Интерфакс
Разбился на полпути
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс просчитает грузинское небо
Наталья Пономарева
Интерфакс
Минимальное наказание
Александр Волобуев
Известия
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Анна Старицкая
360
Самолеты в простое. Как катастрофы 737 MAX ударили по Boeing
Эльнар Байназаров, Дмитрий Лару, Ирэна Шекоян
Известия
Год горы не видать: полеты в Грузию не возобновят до конца 2019-го
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденные меры
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"
Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer