Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


АН-124 «Руслан» против Локхид C-5 «Гэлэкси»: США бьют числом


19 апреля 2019 года Максим Кисляков, Медиагруппа "Звезда"


В конце марта западные СМИ накрыла истерика - в венесуэльском аэропорту Майкетия приземлились гиганты «Руслан» под российскими ливреями. Военно-транспортные самолёты привезли военных специалистов и 35 тонн груза.

Известный своими агрессивными заявлениями сенатор США Марк Рубио прямо заявил - визит самолётов «представляет угрозу для национальной безопасности США». Затопал ногами и американский госсекретарь Майкл Помпео - в интернет полетел его истеричный твит: «Два коррумпированных режима (России и Венесуэлы - прим. ред.) едины в подавлении свободы и разбазаривании средств».

При этом политик умолчал о том, что после прилёта месяцем ранее американских тяжёлых транспортников Galaxy колумбийскую Кукуту наводнили военные США.

Керосина в огонь подливает и президент США Трамп - он не скрывает агрессивных намерений в отношении Венесуэлы. Более того, Дональд Трамп неоднократно заявлял, что Вашингтон рассматривает военное вторжение - как один из приоритетных вариантов решения политического кризиса в стране.

Это значит, случись война, первым полем боя вероятного противостояния станет небо. И пока истребители, штурмовики и бомберы будут расчехлять свои орудия и крепить к пилонам ракеты, за дело возьмутся извозчики войны - военно-транспортная авиация. Это будет фактически очным противостоянием русского богатыря «Руслана» и американского ковбоя Lockheed C-5 Galaxy.

Гонка размеров и рекордов

Американский Lockheed C-5 Galaxy сошёл с конвейера в конце 60-х. Эксперты уверены - широкофюзеляжный транспортник США скоропостижно зачали как ответ советскому Ан-22 «Антей». Тогда, в 1965 году, инженеры-авиаторы антоновского КБ фактически взорвали расстановку сил в военно-транспортной авиации - 50 тонн полезного груза, неприхотливость к взлёту и посадке с любых ВПП. Ответ американцев в металле мир увидел в 1968 году. С тех пор Lockheed C-5 Galaxy самый крупный военно-транспортный самолёт США. К 1982 году корпорация Lockheed сумела наклепать больше сотни крылатых грузовиков «Гэлэкси». Однако новый советский воздушный извозчик всё того же антоновского КБ перечеркнул временное лидерство американцев.

Ан-124 «Руслан» впервые «пощупал» небо в конце 1982 года. Машина,  получившая натовское прозвище «Кондор», мгновенно всполошила «ястребов» Пентагона.

Едва первый «Руслан» оторвался колёсами от взлётки, он принялся переписывать один за другим мировые рекорды: по грузоподъёмности, высоте и дальности полёта. Однажды советский богатырь умудрился поднять на 10 километров 171 тонну и пролететь с ним больше 20 тысяч километров.

Lockheed C-5  в сторонке стоять не стал и тоже ввязался в гонку рекордов. В 89-м «Гэлэкси» разом десантировал 4 танка и 73 парашютиста общей массой в 86 тонн. Больше пока не сбрасывал никто. Наверное, поэтому основной воздушный извозчик армии США - Lockheed C-5 Galaxy.

Равенство форм и объёмов

В советское время Ан-124 «Руслан» выпускался сразу на двух предприятиях – в Киеве и на Ульяновском авиазаводе. После 1994-го производство и модернизация воздушного тяжеловеса почти полностью переместилось в Россию. Русский богатырь Ан-124 «Руслан» создан по классической схеме - высоко расположенные крылья с легкой стрелкой и четырьмя турбореактивными двигателями. Lockheed С-5 Galaxy независимо от модификации всё та же «классика» небесных грузовиков: высокоплан с Т-образным оперением, свободнонесущее с развитой механизацией крыло, фюзеляж - полумонокок.

Ан-124 «Руслан» - двухпалубник. На верхней палубе расположена кабина экипажа и жилой отсек для персонала, на нижней - грузовой отсек. Объём грузовой палубы - больше тысячи квадратных метров. Этого достаточно, чтобы разместить 400 парашютистов или 800 обычных бойцов.

Грузовой отсек «Гэлэкси» тоже немаленький: длина - 37 метра, диаметр - почти шесть метров. Однако тащит американец гораздо меньше своего оппонента - 122 тонны груза на «Галактике» последней модели против 150 тонн у модифицированного «Руслана».

Грузы, людей и военную технику в чрево русского богатыря можно загружать двумя способами: по классике через заднюю откидывающуюся аппарель, и через приподнимающуюся носовую часть. Впрочем, такой же «фишкой» обладает и его конкурент «Гэлэкси». 

Одинаково в обеих тяжеловесах-грузовиках реализован и гидравлический механизм шасси. Благодаря ему и «Руслан», и «Гэлэкси» способен как бы приседать, что упрощает погрузку негабаритных грузов. Да и сами шасси самолетов-конкурентов сконструированы таким образом, что легко выдерживают взлёт и посадку с необорудованных и грунтовых аэродромов.

По внешним данным Ан-124 «Руслан» и Lockheed C-5 Galaxy сопоставимы. Но решающий фактор для воздушного извозчика  - грузоподъёмность и дальность - остаётся за Ан-124 «Руслан». А вот дальше русский богатырь начинает серьёзно уступать своему «звёздно-полосатому» конкуренту.

Скорость в обмен на дальность и массу

Под крыльями Lockheed C-5 Galaxy четыре турбореактивных двигателя семейства CF6 от General Electric. Их тяги хватает, чтобы 170-тонного американца ускорить до максимальных 920 километров в час. С ним C-5 Galaxy забирается на высоту до 10 километров и способен преодолеть расстояние в 10 тысяч километров.

В наших «Русланах» устанавливался модернизированный недавно двуконтурник Д-18Т от «Мотор Сич». Запорожский турбореактивный двигатель уступает в скорости C-5 Galaxy - четыре мотора ускоряют российский летающий грузовик до 865 км в час. При этом Д-18Т поднимает «Руслан» на полтора километра выше американца - потолок доходит до 11.600 метров. В целом двухконтурник из Запорожья легче, тише и экономичней воздушного грузовика из США. Дальность доходит до 14 километров.

Однако шторм в отношениях между Украиной и Россией после 2014-го перечеркнул всё. Теперь «Русланы» под российскими ливреями уже не могут рассчитывать на новую версию запорожских моторов. Да что там новые - уже изрядно изношенные ещё советской эксплуатацией запорожские моторы лишились необходимых запчастей - «Мотор Сич» перекрыл любые поставки, вплоть до шурупов и клёпки.

Сейчас российские инженеры спешно ищут замену. Пока решено обойтись мотором, который разрабатывали для дальников-стратегов Ту-160 - двигателем НК-32. Впрочем, и с его поставками пока не все слава богу - не хватает технологических мощностей и денег.

И такая «туманная муть» приносит минус балл «Руслану».

Запоздалая «цифра» на русском борту

С электронными «мозгами» «Руслана» тоже не всё в порядке. Первые русские богатыри поднялись в небо ещё в советскую эпоху. Тогда господствовали аналоговые системы.

Однако вскоре пришла «цифра», и Запад спешно стал переводить свою технику на авионику нового поколения. Турбулентность 90-х в России такой возможности нам не дала - мы продолжали летать на аналоговом «мозге».

Сил и рук подобраться к переоснащению «Русланов» на новые цифровые образцы смогли найти лишь в 2002 году. Тогда сразу два вида программного обеспечения смогли «вшить» в «Руслан» - немецкие Teamcenter и NX.

Электронную начинку с берегов Рейна отличает высокая надёжность, возможность приёма информации по различным интерфейсам, гибкая программная архитектура. Единственный «жирный» минус - этот софт и периферия произведены в стране-союзнице по НАТО.

Обезопасить наши воздушные грузовики-исполины от шпионских «троянов» или внезапных отказов взялись наши IT-специалисты. Сейчас спешно идёт разработка полностью российского софта.

В США таких проблем не было и нет. В 1998 Пентагон начал глобальную модернизацию всех самолетов C-5 Galaxy. Первым на стол инженеров легла авионика. И воздушные грузовики США получили улучшенные системы связи, новые ЖК-дисплеи, улучшенное аэронавигационное оборудование. Всего более 70 усовершенствований и изменений.

Для мира и войны

Оба самолёта - уже состоявшиеся ветераны. С конца 60-х Lockheed C-5 Galaxy стал основным армейским извозчиком США. Благодаря американцу, «ястребы» Вашингтона смогли подпитывать пожар военных конфликтов и войн новой техникой и бойцами. Отличный пример - операция «Щит пустыни» в 1990 году. Тогда вереница С-5 Galaxy образовала самый большой в мире «воздушный мост». Вместе с подключившимися позже самолетами Starlifter они смогли натаскать 513 тонн грузов и полмиллиона американских «штыков».

Впрочем, однажды североамериканский жандарм бросил свои «Гэлэкси» не на войну, а ради спасения людей. В декабре 1988-го четыре транспортника  доставили в пострадавшую от страшного землетрясения Армению 400 тонн гуманитарных грузов.

Ан-124 «Руслан» гораздо больше своего американского конкурента трудился на мир. Огромные карьерные самосвалы, турбины для электростанций, вагоны метро и даже космические аппараты - всё это номенклатура перевезённых грузов русским авиаисполином.

Услугами «Руслана» пользовался даже сам Майкл Джексон - в 1993-м король поп-музыки привёз в Москву для своего выступления 310 тонн декораций, аудио и видеоаппаратуры и личных вещей.

Впрочем, СССР и чуть позже Россия видели в «Руслане» всё-таки авиагрузовик в погонах. Ан-124 перевозил огромное количество военной техники и боеприпасов тогдашним союзникам: Вьетнаму, Египту, Ираку, Анголе, Кубе и другим. Отметился «Руслан» на войне в Афганистане и на Северном Кавказе.

Отличились крылатые богатыри и в Сирии, установив новый рекорд перевозок - за четыре месяца 2015-го пять «Русланов» доставили на авиабазу Хмеймим зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф», пять многоцелевых вертолётов Ми-8АМТШ-В «Терминатор», 16 ударных вертолётов Ми-24, четыре Ми-35М.

Мутное будущее русского богатыря

Итак. По тактико-техническим наш Ан-124 «Руслан» чуть лучше американского конкурента. Да, Lockheed C-5 Galaxy быстрее русского крылатого богатыря. Зато уступает по двум другим важным параметрам: грузоподъёмности и дальности. Поэтому можно смело было бы отдать победу в нашем «бумажном» противостоянии российскому авиагрузовику. Если бы не одно весомое «но» - политика. Из-за осложнившихся взаимоотношений с Украиной. «Антонов», как предприятие-разработчик «Русланов», вставил свою палку в наше колесо - запретил нам не только собирать Ан-124, но даже вносить любые изменения в конструкцию. В противном случае модернизированный в России «Руслан» не сможет полноценно летать - его лишат номера и не пустят за рубеж.

Тем временем США с 2014 года запустили новую итерацию своего воздушного исполина-грузовика от Lockheed - C-5М Super Galaxy. Вместе с кичливой приставкой самолёт получил обновленную авионику, чуть добавил в скорости и дальности. Североамериканец уже не выглядит отстающим. И таких «Super Galaxy» в распоряжении Пентагона уже 31 самолёт. Всего США может поднять в воздух 60 Lockheed C-5 Galaxy.

Все, что есть в России - 36 «Русланов». Половина из них - уже доноры. Пока идёт тяжба с украинской стороной, их «потрошат», чтобы продлить жизнь другим «Русланам». И всё это мгновенно ставит наш Ан-124 «Руслан» в явного аутсайдера.

Впрочем, руководство страны эту ситуацию обещает переломить - к 2024 году планируется возобновить полный цикл производства сверхтяжёлого российского авиатранспортника. Но это вряд ли будет тот самый «Руслан», а значит - это совсем другая история. 



комментарии (0):








Материалы рубрики

Эльнар Байназаров
Известия
Стреляная Гиза: взрыв в Египте не повлияет на открытие рейсов
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Это им не задавали. Почему пилоты сгоревшего в Шереметьево «Суперджета» могли не справиться с управлением
Николай Протопопов
РИА Новости
Наперегонки с "Раптором": хватит ли России трех полков Су-57
Богдан Степовой, Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Для истребителей Су-57 создают особые военные подразделения
Илья Крамник
Известия
Полтриллиона за господство в воздухе: сколько стоит партия Су-57
Ольга Коленцова
Известия
Союз композитов: мощность двигателей для авиации повышена в два раза
Мария Кокорева
РБК
«Аэрофлот» разошелся с производителем SSJ 100 в цене запчастей и ремонта
Павел Котляр
Газета.ru
«Чертова система»: как Boeing обманул пилотов



Никита Щуренков
КоммерсантЪ
Бургеры duty free
Сергей Титов
КоммерсантЪ
«ЮТэйр» улетела к лету на север
Валентина Гаврикова
РБК
Китайские авиакомпании подадут в суд на Boeing. Чем это грозит
Наталья Пономарева
Интерфакс
Цена драки
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Ошибки экипажа
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Президент подал военным "Сухого"
Илья Крамник
Известия
Бульдозером по авиапрому: что будет делать Анатолий Сердюков
Герман Костринский
КоммерсантЪ
SSJ 100 отказали в репутации
Ангелина Мильченко
Газета.ru
Президентский кортеж: Су-57 сопроводили Путина
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт в силе
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Аудит довел до эмиграции
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
SSJ торопился к земле
Наталья Козлова
Российская газета
Цена смерти в полете
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Выбор настоящих "стратегов"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Из-под Utair выбивают землю. Компания может выйти из UTG и аэропорта Сургута
Михаил Барабанов
Взгляд
Главный урок катастрофы "Суперджета"
Анастасия Николаева
Интерфакс
За безопасность полетов
Николай Протопопов
РИА Новости
Дело в трубе. Как самолеты и ракеты обретают форму
Т. Латыпов, А. Кузнецов, А. Лучников, А. Андреев
Бизнес
«Они постоят у ворот и уедут»: Александр Гомзин «заперся» в обнимку с «Альтаиром»
А. Волобуев, Р. Крецул, А. Рамм, И. Цырулева
Известия
Неверный код: почему пилот Superjet не подал сигнал бедствия
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа в штатном режиме
Игорь Надеждин
Lenta.ru
Огненный след

ТАСС
Компания ILS выходит на рынок космического туризма в США
А. Рамм, Р. Крецул, А. Волобуев, И. Цырулева
Известия
Черная полоса: появилась новая версия катастрофы в Шереметьево
А. Галанина, М. Недюк, П. Панов, А. Григорьев
Известия
Экстренный выход: Минтрансу предложили изменить правила эвакуации
Е. Гайва, Н. Козлова, И. Невинная, Н. Ячменникова
Российская газета
Черные ящики рейса SU1492
Валерия Мишина, Александр Черных, Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Тень траура
Дмитрий Серков, Тимофей Дзядко
РБК
Следствие сочло ошибкой экипажа SSJ включенные двигатели и открытое окно

Газета.ru
Жесткая посадка: пожар в российском авиапроме
С. Машкин, Н. Сергеев, А. Соковнин, О.Рубникович, И. Сафронов
КоммерсантЪ
Разбор посадки
Александр Плеханов
Популярная механика
Детеныш «кукурузника»: почему провалился Ан-3
Александр Александров
КоммерсантЪ
Имущество «дочки» МиГа оценят в апелляционном порядке
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Причины трагедии
Дмитрий Федюшко, Роман Азанов
ТАСС
"Ил" расправляет крылья. Каковы его перспективы на мировом рынке авиатехники
Иван Сафронов, Герман Костринский, Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Superjet сгорел при посадке
Сергей Фадеичев
Взгляд
Главные проблемы «Суперджета» вовсе не в качестве
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Молниеносный пожар. Как за полчаса полет Суперджета «Аэрофлота» превратился в катастрофу
Мария Кокорева
РБК
Минфин предложил просившим денег на топливо авиакомпаниям урезать флот
Антон Благовещенский, Юлия Кривошапко, Екатерина Ясакова
Российская газета
Шеф, взлетай!
Георгий Мосалов, Анна Лушникова
RT
«Компания получает стабильную прибыль»: глава «ЮТэйр» опроверг данные о рисках прекращения полётов из-за долгов
Александр Ермаков
Известия
Открывая американское небо: что может новый российский авиаразведчик
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Прометей» готов к огню: Ключевые элементы С-500 прошли финальные испытания

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer