Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Минфин предложил просившим денег на топливо авиакомпаниям урезать флот


30 апреля 2019 года Мария Кокорева, РБК


Минфин предложил авиакомпаниям вместо компенсаций из-за подорожавшего керосина сократить флот. Это радикально расходится со стратегическими планами перевозчиков, в том числе «Аэрофлота», и курсом на развитие авиапроизводства.

Сокращение вместо компенсации

Минфин предложил авиакомпаниям для борьбы с демпингом на рынке авиаперевозок и падением операционной рентабельности сократить и унифицировать флот. Это предложение обсуждалось в рамках рабочей группы по стабилизации цен на авиатопливо, сформированной по поручению вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака, рассказал РБК один из участников заседания и подтвердил источник в крупной авиакомпании.

Рабочая группа была создана после того, как правительство отклонило предложение Минтранса компенсировать авиакомпаниям около половины дополнительных расходов из-за роста цен на авиакеросин — 22,5 млрд руб. «Тема закрыта. Компании должны изыскать способы сократить издержки внутри себя», — заявил тогда РБК источник, близкий к одному из участников совещания в правительстве. После этого Минфин предложил свои варианты сокращения издержек авиакомпаний — они были направлены в правительство 19 марта, рассказал один из собеседников РБК.

В Минфине подсчитали, что российские авиакомпании завершили 2018 год с общим убытком по операционной деятельности в размере около 50 млрд руб., а из них 43 млрд руб. пришлось на десять крупнейших перевозчиков. Основной причиной этого стал рост стоимости керосина: с третьего квартала 2017 года по четвертый квартал 2018 года он подорожал на 29%. На топливо приходится около трети затрат перевозчиков, признали в ведомстве. Затраты на владение парком воздушных судов составляют 20–25% расходов авиакомпаний.

Для решения проблемы Минфин предложил проработать сокращение и унификацию флота авиакомпаний, а также оптимизировать маршрутную сеть, чтобы не было избытка «провозных емкостей» (то есть избытка предложения на рынке) и ценового демпинга, применяемого перевозчиками для максимальной загрузки самолетов, рассказывают собеседники РБК.

Среди других рекомендаций ведомства — создание резервных фондов перевозчиков в валюте для хеджирования валютных рисков (снижение курса рубля относительно доллара в апреле и августе 2018 года вызвало рост стоимости владения воздушными судами, за которые авиакомпании обычно платят в валюте) и совершенствование контроля чистого долга и остатков денежных средств авиакомпании, которые Минтранс и Росавиация должны проводить ежемесячно. Этим ведомствам также предлагается контролировать и даже ограничивать темпы роста проблемных перевозчиков до начала продаж на летний сезон. В ближайшие пять лет Минфин предложил внедрить методики финансового контроля на основе отчетности МСФО и рейтингового подхода.

Представитель вице-премьера Акимова, курирующего транспорт, пока не ответил на вопросы РБК. Представитель Минтранса перенаправил вопросы РБК в Минфин. В пресс-службе последнего отказались от комментариев.

Речь должна идти не только и не столько о компенсации расходов на топливо, а о комплексе мер для повышения эффективности авиакомпаний, сказал РБК представитель Федеральной антимонопольной службы, которая также входит в рабочую группу по стабилизации цен. Рекомендации Минфина представитель службы комментировать не стал, но отметил, что ФАС предлагает развивать в Московском авиаузле биржевую торговлю авиакеросином, хеджировать риски колебания цен на топливо, совершенствовать управление расходами на лизинг зарубежных самолетов и расширять закупки отечественных воздушных судов на равных условиях с зарубежными покупателями.

Падение вместо наращивания

Перевозчики знакомы с предложениями Минфина, заявил РБК источник в крупной авиакомпании. «Не со всеми формулировками и предложенными мерами согласны», — уточнил собеседник. Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев.

РБК также направил запрос в S7 и Utair.

Стратегия «Аэрофлота» до 2023 года, которую компания представила в конце прошлого года, предполагает увеличение пассажиропотока почти в два раза (с 50,1 млн до 90–100 млн человек) и как раз увеличение флота. 24 апреля правительство разрешило «Аэрофлоту» закупить около 100 самолетов производства Airbus и Boeing, еще столько же российских Sukhoi Superjet перевозчик ожидает к 2026 году. Кроме того, вице-премьер Юрий Борисов 16 апреля заявил, что ведущая российская авиакомпания может увеличить заказ российских среднемагистральных МС-21 с 50 до 85 самолетов. Всего по состоянию на 1 апреля 2019 года в парке «Аэрофлота» было 255 самолетов.

О намерении нарастить флот на 10% сообщила в 2016 году и авиакомпания S7. Она планировала взять в лизинг 16 узкофюзеляжных Airbus А320 NEO, первый из них поступил в парк в 2017 году. Осенью 2018 года S7 Airlines получила первый среднемагистральный Boeing 737 MAX. Также о приобретении новых самолетов в 2019 году сообщили в пресс-службе «Уральских авиалиний»: там получили по два Airbus 321 и Boeing 737 800 MAX (последний сейчас не используется из-за глобальных проблем с автоматикой) и три Airbus A320 NEO.

Сокращение флота может привести к подорожанию билетов и, как следствие, к сокращению пассажиропотока, а также к уходу с рынка лоукостеров и компаний, работающих в сегменте дешевых перевозок, сказал РБК Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, в нее входят многие российские авиакомпании). При текущих ценах на авиабилеты избытка провозной емкости у авиакомпаний нет, отметил эксперт. «Останутся только дорогая емкость и дорогой пассажир, который сможет за нее платить. По пониманию Минфина, так выровняется рынок и авиакомпании сведут концы с концами. Добро пожаловать в 1990-е», — резюмировал он.

Требование подготовки отчетности по МСФО — в целом полезная инициатива, сказал РБК заместитель гендиректора аналитического агентства АКРА Александр Гущин. Авиакомпании возражают, что это приведет к значительным затратам, но отчеты по РСБУ менее информативны. В них, например, нет данных о расходах на аренду судов, указывает он. Гущин также считает, что поддержку отрасли может оказать и развитие хеджирования валютных рисков, которые возникают при лизинге иностранных судов.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Двигатель ПД-14 сделает гражданскую авиацию РФ недосягаемой для санкций США
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Владимир Дергачев
РБК
Треть россиян после катастрофы SSJ захотели летать на западных самолетах
Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?
Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент



Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли
Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной
Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков
Наталья Пономарева
Интерфакс
Разбился на полпути
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс просчитает грузинское небо
Наталья Пономарева
Интерфакс
Минимальное наказание
Александр Волобуев
Известия
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Анна Старицкая
360
Самолеты в простое. Как катастрофы 737 MAX ударили по Boeing
Эльнар Байназаров, Дмитрий Лару, Ирэна Шекоян
Известия
Год горы не видать: полеты в Грузию не возобновят до конца 2019-го
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденные меры
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"
Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом
Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer