← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Выбор настоящих "стратегов"


14 мая 2019 года Иван Сафронов, Александра Джорджевич, КоммерсантЪ


Минобороны может закупить дополнительную партию стратегических ракетоносцев Ту-160М2. Об этом Владимир Путин заявил при посещении Казанского авиастроительного завода. Это позволит обеспечить загрузку предприятия на ближайшие годы, а также приступить к обновлению парка дальней авиации. По данным “Ъ”, ставка на приобретение больших партий Ту-160М2 может привести к тому, что военные начнут покупать перспективный авиационный комплекс дальней авиации в меньших объемах.

О том, что Минобороны может увеличить число закупаемых стратегических ракетоносцев Ту-160М2, Владимир Путин заявил на встрече с рабочими Казанского авиазавода (КАЗ) имени Горбунова (филиал ПАО «Туполев»; входит в Объединенную авиастроительную корпорацию). Он пояснил, что Ту-160 становится фактически «совсем новой машиной с огромными, нужными для Минобороны возможностями», и напомнил, что в начале 2018 года военные уже законтрактовали первую партию Ту-160М2 в количестве десяти машин. В лазерном цеху президенту показали этапы производства центральной самолетной балки стратегического бомбардировщика Ту-160М2.

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик, который был разработан в КБ Туполева в 1970–1980-х годах. Он предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в глубоком тылу противника. Максимальная масса боевой нагрузки — 45 тонн. В 2018 году на КАЗе президенту представили достроенный из советских заделов Ту-160, который должен стать прообразом нового варианта «стратега» Ту-160М2.

У Минобороны и «Туполева» есть несколько контрактов, предусматривающих как модернизацию состоящих на вооружении Ту-160 до варианта Ту-160М, так и производство десяти новых «стратегов» в модификации Ту-160М2. Последнее соглашение стоимостью свыше 160 млрд руб. (крупнейший авиационный контракт в современной истории) было подписано в январе 2018 года в присутствии Владимира Путина и загрузило мощности КАЗа как минимум до 2027 года. Военные, в свою очередь, рассчитывали получить машины, способные нести боевое дежурство на протяжении пятидесяти и более лет, взамен ракетоносцев еще советских времен. Их основные преимущества — возможность применения нового типа высокоточного оружия (например, крылатых ракет Х-101 или разрабатываемых ракет большой дальности Х-БД), а также установка на самолеты новых двигателей НК-32 (серии 02), увеличивающих дальность полета Ту-160М2 почти на 1 тыс. км. По словам министра обороны Сергея Шойгу, первый серийный бомбардировщик должен поступить в войска в 2021 году, а к 2023 году КАЗ, как сообщал “Ъ” 31 января, должен поставить в войска уже четыре Ту-160М2. Всего потребность военных оценивалась в 50 самолетов.

У «Туполева» есть и другой, не менее важный «стратегический» проект — разработка перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА, «изделие 80»). Ранее сообщалось, что он призван заменить всю линейку стратегических бомбардировщиков (Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3). Сейчас КАЗ приступил к созданию опытных образцов ПАК ДА (их количество не раскрывается), а выкатку первого из них планируется осуществить в 2021–2022 годах. Военные исходили ранее из того, что первый полет ПАК ДА совершит в 2025–2026 годах, а серийное производство начнется в 2028–2029 годах. Эти работы будут продолжены, а сроки остаются прежними, говорит топ-менеджер одного из предприятий авиационной промышленности, правда, в свете планов Минобороны по массированному приобретению Ту-160М2 закупки ПАК ДА едва ли будут большими. «По всей видимости, они сконцентрируются на том, чтобы выжать из имеющихся машин весь потенциал, а ПАК ДА останется как задел на будущее»,— полагает он. Собеседник “Ъ” отмечает, что такую идеологию активно продвигал экс-замминистра обороны, а ныне вице-премьер по ОПК Юрий Борисов в вопросах закупок истребительной авиации, при нем ставка была сделана на активную эксплуатацию Су-35С, а закупки новейшего Су-57 «сдвинулись вправо».

Вчера в Казани Владимир Путин открыл серию совещаний по вопросам развития ОПК. Сегодня, как ожидается, он посетит Государственный летно-испытательный центр Минобороны в Астрахани.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2019/5/14/30347/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.