Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как казанский МВЕН и Путин подтолкнули «Ростех» заняться малой авиацией


23 мая 2019 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


Без преувеличения эпохальное событие произошло вчера в Иннополисе. Там дали символическое добро на строительство завода, где будут серийно делать самолеты малой авиации. Через три года неподалеку вырастут цеха, ангары, появится взлетно-посадочная полоса. Такого производства в стране не было со времен Советского Союза. На презентации побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

«…ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Нетривиальность мероприятия подчеркивал приезд на него могущественного генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова.

«Сегодня мы даем старт предприятию, которое в самое ближайшее время станет олицетворением передовых технологий в авиастроении и укрепит позиции России как авиастроительной державы», — заверил ведущий. Такое впору говорить о производстве какого-нибудь МС-21 или ПАК ДА, а тут на площадке перед университетом Иннополис стояла десятка легких Т-500. Что в них такого?

Машина создана казанским ООО «Фирма „МВЕН“» и изначально называлась МВ-500 (главный конструктор — Юрий Шипилов). Этот небольшой цельнокомпозитный моноплан был спроектирован и облетан еще в начале 2000-х, а вариант Т-500 в первый полет подняли осенью 2014 года. Это прежде всего самолет для обработки полей, и, отметим, в России до сих пор не было специализированного сельскохозяйственного самолета. В ряде работ авиация технологически предпочтительнее наземной техники — самолеты ничего не мнут, не ломают, что особенно важно на завершающих этапах созревания колосовых, когда использование наземной техники губит 5–10% урожая.

МВЕН пытался продвинуть машину с начала 2000-х. Главной проблемой стало получение сертификата типа: процедура сложна, дорога — словом, трудноподъемна для небольшой фирмы. Тем не менее МВЕН упорно шел к своей цели. Сколько бы это еще продолжалось, неизвестно, если бы не Владимир Путин, который дал наказ оборонщикам к 2030 году увеличить долю гражданской продукции до 50%, а раньше всех (к 2025-му) должен перестроиться «Ростех» — как законодатель мод в ОПК.

Оборонщики начали по всей стране искать проекты, которые можно пустить в дело (желательно готовые). Так и заприметили МВ-500. Ростеховский кластер «Вооружение», который в госкорпорации заведует композитными технологиями в лице ОНПП «Технология» им. Ромашина приложил все силы, чтобы «Росавиация» выдала казанцам сертификат типа на Т-500, то есть теперь он готов к коммерческому использованию. Плюс ОНПП делает для казанских самолетов лонжерон крыла и руль направления — это примерно 3% всей работы, утверждает источник «БИЗНЕС Online».

МВЕН на своих казанских площадях изготовил 10 самолетов. Их передадут лидерному эксплуатанту — башкортостанской авиакомпании «РусАвиа». Она в прошлом году подписала соответствующее соглашение с «дочкой» ОНПП — компанией «Аэропрактика», которая отныне является ответственной за проект. Сообщалось, что воздушные суда будут использоваться для выполнения авиационно-химических работ, в том числе в Татарстане.

НИКОЛАЙ НИКИФОРОВ КАК АВИАПРОМОУТЕР

Казанская площадка показалась «Ростеху» недостаточной для планируемого масштабного производства, и дело решили перенести в Иннополис. Интересно, что к проекту подключился экс-министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и давний апологет идеи Иннополиса Николай Никифоров. Напомним, в начале мая он участвовал в тематическом совещании с участием директора кластера «Вооружение» Сергея Абрамова, Минниханова, заместителя премьера-министра РТ — министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова.

Никифоров, как известно, уйдя в мае 2018 года с министерского поста, создал в Иннополисе две компании. Одна из них — ООО «Дигинавис», в качестве основного вида деятельности которого указана разработка программного обеспечения. Вчера бывший член правительства РФ сообщил  журналистам, что его компания, которая «специализируется на сквозных цифровых технологиях», владеет 37% в «Аэропрактике». Как говорит источник «БИЗНЕС Online», Никифоров среди прочего «станет своего рода промоутером проекта, будет раскручивать самолеты и подтягивать деньги».

Кстати, вчера Чемезов заявил, что в создание производства и аэродрома экспериментальной авиации при нем на первом этапе будет вложено примерно 2,5 млрд рублей. «Проект предусматривает достаточно большой объем инвестирования, — отметил он, — рассчитываем, что он будет реализован в рамках частно-государственного партнерства. Сейчас ведем переговоры с инвесторами, которые могли бы войти в этот проект. Пока не могу сказать о конкретных инвесторах. Сегодня финансируем за счет средств госкорпорации и частных инвесторов».

Любопытно, что на мероприятии был замечен олигарх Андрей Бокарев, основной капитал которого находится в активах «Трансмашхолдинга», «Уральской горно-металлургической компании», «Трансгрупп» и др. Впрочем, на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» он ответил, что не имеет отношения к иннополисовскому авиапроекту.

Добавим, что ранее площадку для производства Т-500 МВЕН намеревался создать в Державино, что в Лаишевском районе. Она была оптимальна не только потому, что у МВЕНа в этих краях есть аэродром, но и из-за того, что в Лаишево действует учебное заведение с авиатехническим уклоном — технико-экономический техникум. Но, получается, все переиграли. «Почему Иннополис? — говорил вчера Чемезов. — Это высокотехнологичное производство, и мы договорились с Рустамом Нургалиевичем, что именно здесь построим завод. Мы рассчитывали и на налоговые льготы — это важно для начинающего предприятия». Но вот, например, интересно, кто будет работать на новом предприятии. «Вопросы доставки людей будут отработаны», — заверил «БИЗНЕС Online» директор по развитию гражданской продукции ОНПП Михаил Удалов.

Любопытно, что вчера Минниханов подчеркнул: «Самое главное, сборочное производство и аэродромный комплекс находятся рядом с Иннополисом. Интеллектуальная часть дальнейшего развития проекта будет здесь. Мы целиком полностью по всем направлениям поддерживаем проект». Источники «БИЗНЕС Online» указывают, что до последнего была неопределенность, где развернут производство. Это могли сделать и в Калужской области, где находится ОНПП. Конечно, Татарстану не хотелось терять такой проект. «Нынешний договор носит не столько нормальный экономический, сколько политический характер», — отметил наш источник.

ШАГ К НОРМАЛЬНОЙ АВИАПИРАМИДЕ

К 2022 году возле Иннополиса (по другую сторону от трассы М7) на 313 га намерены возвести производственный и два сборочных корпуса, заводоуправление, малярный ангар, склад ГСМ, доводочный ангар, командно-диспетчерский пункт и взлетно-посадочную полосу длиной 1,5 километра.

Как сказал Чемезов, выпускать будут не только сельскохозяйственные, но и учебно-тренировочные машины и даже беспилотники, которые спроектируют на базе Т-500. Отметим, что серийного выпуска самолетов малой авиации в нашей стране не разворачивали с советских времен. И то, что о возобновлении былого вспомнили (весьма символично, что это произошло во время вхождения Объединенной авиастроительной корпорации в состав «Ростеха»), подтверждает концепции руководства МВЕН. Так, бывший генеральный директор компании и ее идеолог Виктор Ермоленко (сегодня фирмой руководит его сын Илья) отмечает: если мы хотим получить качественный сдвиг в области авиации, надо, чтобы в основании пирамиды авиационной отрасли было много людей — из компаний-проектировщиков, аэроклубов, небольших авиакомпаний, авиамодельных кружков, наконец. Раньше у нас была нормальная пирамида, а сейчас — перевернутая, острием вниз. Это ненормально, поэтому авиационную промышленность надо структурно перестроить. В частности, необходимо наращивать количество малых и средних предприятий, занимающихся проектированием и производством легких и средних самолетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer