Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


У главных «воздушных ворот» Отечества надёжные стражи


27 мая 2019 года Олег Грозный, Красная звезда


Свой профессиональный праздник пограничники встречают на боевом посту. 28 мая – день пограничника. Их оружие – уверенность и бдительность. Можно ли законно пересечь границу, минуя пограничника? Как «узнать» в толпе потенциального нарушителя? Что необходимо сделать пассажиру, чтобы не «тормознуться» в самый последний момент перед вылетом за пределы страны? Какими особыми качествами должен обладать кандидат для службы на самом передовом рубеже обеспечения безопасности государства? Накануне Дня пограничника корреспондент «Красной звезды» встретился с начальником отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево полковником Сергеем Логвиновым, который рассказал, как устроен и функционирует этот сложный пограничный механизм.

Нам есть чем гордиться

– Отряд пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево с 1932 года обеспечивает безопасность главных «воздушных ворот» не только столицы, но и государства в целом, – рассказал начальник отряда и предложил начать знакомство с вверенным ему подразделением в музее.

Первое, на что обращаешь внимание, входя в помещение, – Боевое Знамя с орденом Красной Звезды.

– Наш отряд – единственная воинская часть погранконтроля, имеющая Боевое Знамя и награждённая столь значимой государственной наградой, – с гордостью пояснил Сергей Михайлович. – Так что нынешнему поколению стражей границы есть чем гордиться и чему соответствовать.

Как пояснил полковник Логвинов, если в начале функционирования контрольно-пропускного пункта «Москва» пограничный контроль осуществлялся лишь на двух международных авиалиниях Москва – Берлин и Москва – Стокгольм и пассажиров были единицы, то сегодня пассажиропоток несопоставимо вырос. В прошлом году границу в Шереметьеве пересекли свыше 20 млн человек и более 187 тысяч транспортных средств. С начала текущего года количество убывающих за рубеж и прибывающих в страну уже составило около 7 миллионов.

По объёму пассажирских перевозок аэропорт Шереметьево всегда занимал лидирующие позиции. Но июнь и июль 2018 года для пограничников выдался особенно жарким, в прямом и переносном смысле этого слова. В этот период был зафиксирован своеобразный рекорд посещаемости России иностранцами, прибывшими на чемпионат мира по футболу. Только в качестве участников и гостей спортивного мероприятия проследовало около полумиллиона человек. И это помимо обычно большой для этого времени года нагрузки на аэропорт и работающих в нём сотрудников.

Обо всём этом рассказывается в экспозициях уникального музейного образования. Комментируя представленные экспонаты, отражающие этапы развития пограничной воинской части, её командир поведал, что в послужном списке отряда успешное решение целого ряда важных и ответственных задач. Например, был предотвращён незаконный вывоз из страны сотен килограммов золота, платины, десятков тысяч бриллиантов, большое количество изделий, представляющих историческую и культурную ценность, множества единиц огнестрельного оружия.

Пожалуй, только здесь можно увидеть стенды с образцами различных документов, в том числе поддельных, что даёт возможность использовать эти экспонаты как учебное пособие для молодых сотрудников. Живой интерес вызывает коллекция даташтампов – основного «оружия» контролёра. Кстати, эти устройства для проставления отметок о пересечении государственной границы являются персональными. Чтобы стать его обладателем, начинающий сотрудник должен пройти серьёзное обучение и сдать трудный экзамен. Только после этого за ним закрепляется даташтамп, предоставляющий владельцу право пропуска граждан через государственную границу, а вместе с ним накладывающий и высочайшую персональную ответственность за принятые решения. Ещё много чего интересного имеется в этой скрытой от посторонних глаз комнате, побывать в которой – большая удача.

В пограничной практике имеются даже случаи, претендующие на сценарии детективных фильмов

Три минуты на истину

– Каждые сутки в международном аэропорту Шереметьево назначается до 400 пограничных нарядов, обеспечивающих функционирование около 300 кабин паспортного контроля, – продолжил рассказ полковник Логвинов, когда мы отправились непосредственно на места несения службы. – Пожалуй, основным и наиболее знакомым всем, кто хоть раз пересекал границу, а также одним из самых ответственных является пограничный наряд по проверке документов. Проще говоря, это страж у дверей нашего дома, защищающий его обитателей от проникновения нежелательных элементов, – объяснил Сергей Михайлович.

Кроме того, как рассказал начальник отряда, ещё назначаются наряды для осуществления контроля воздушных судов загранследования, работающие непосредственно в районе взлётно-посадочных полос. Их задача – свести к нулю попытки проникновения на территорию России с использованием технологических отсеков и полостей самолётов, путём укрытия в перевозимом багаже или грузе. Поскольку территория аэропорта по площади сопоставима с небольшим городом, также осуществляется дистанционный контроль с использованием средств видеонаблюдения.

На естественный в данном случае вопрос об иногда появляющихся заявлениях пассажиров об очередях на границе полковник Логвинов пояснил, что в соответствии с нормативными требованиями контролёру для оформления пассажира отводится не более трёх минут, которые являются оптимальным временем для определения действительности документа и его принадлежности владельцу.

– Мы делаем всё от нас зависящее, чтобы максимально уменьшить время нахождения пассажира перед условной линией границы, – пояснил Сергей Михайлович. – Для этого у каждой кабины установлено видеонаблюдение, а у дежурной службы в режиме реального времени отражается практически вся обстановка в залах пограничного контроля, а также действия каждого контролёра. Так что если возникает ситуация, связанная, например, с одновременным прибытием нескольких рейсов из-за границы и появлением очередей, туда незамедлительно направляются дополнительные силы.

Подойдя к одной из открытых кабин, мы не обнаружили в ней контролёра. Ситуацию разъяснил сотрудник погранслужбы, находившийся в зале вылета.

– В настоящее время на стадии опытных испытаний проходят практическую проверку бесконтактные кабины паспортного контроля. В них процедуры оформления производятся без участия контролёра, с помощью технических средств. Пограничник вмешивается в процесс лишь при выявлении автоматикой несоответствия заложенным алгоритмам, – пояснил офицер.
Естественно, у пассажира на руках должен быть биометрический загранпаспорт.

– Если рассматривать международный, в частности европейский, опыт в пограничной сфере, то расширение областей применения технических средств и совершенствование применяемых технологий в современных условиях крайне необходимо, однако полностью отказаться от участия человека ещё никому не удалось, – дополнил начальник отряда пограничного контроля рассказ подчинённого.

В ходе беседы мы не затронули ещё один животрепещущий вопрос. Не секрет, что пограничников иной раз винят в том, что они не выпускают некоторых пассажиров с билетами на руках за пределы страны, в силу чего возникают конфликтные ситуации. На этот счёт начальник отряда пояснил, что не пограничники авторы этих непопулярных мер.

Служба в отряде пограничного контроля сопряжена с высочайшим уровнем ответственности за поддержание безопасности государства и его граждан

– Мы руководствуемся исключительно решениями судов, которые ограничивают отдельным гражданам право на выезд из Российской Федерации, как правило, при наличии финансовых задолженностей. Поэтому, прежде чем планировать зарубежную поездку, рекомендуется осуществить мониторинг своих задолженностей с использованием официальных сайтов соответствующих ведомств, дабы избежать подобных ситуаций непосредственно в кабине пограничного контроля и не винить в своих бедах людей в зелёных фуражках, – настоятельно порекомендовал хорошо знающий суть проблемы пограничный руководитель.

Монах с подвохом

Конечно, рассказ о действиях пограничников в воздушной гавани был бы неполным без конкретных примеров предотвращения нарушений и выявления злоумышленников, пытающихся незаконно проникнуть в Россию или покинуть нашу страну. Как рассказали сопровождающие, на участке ответственности отряда нередки попытки следования через государственную границу лиц по поддельным, чужим или подложным документам. В 2018 году задержано 55 граждан, пытавшихся проскочить подобным образом.

В пограничной практике имеются даже случаи, претендующие на сценарии детективных фильмов. Например, из Бангладеш прилетела группа людей в одеяниях буддистских монахов. Однако российским контролёрам намётанным глазом удалось разглядеть, что это не духовные лица, а обычные нелегальные мигранты. Проверили цели поездки – они оказались ложными. В результате «ряженых» в этот же день отправили обратно.

В активе подчинённых полковника Логвинова есть даже случай спасения 40 соколов-балабанов, когда удалось вскрыть преступный канал, по которому браконьеры пытались переправлять живой груз в ближневосточные страны, где краснокнижные пернатые пользуются огромным спросом.

А одна из дерзких попыток обмануть стражей границы произошла буквально накануне встречи. Внимание пограничников привлекли мужчина и женщина – представители одной из стран Африканского континента в ярких и экстравагантных нарядах, которые предъявили паспорта Королевства Нидерландов и Королевства Бельгии. Паспорта оказались настоящими, но вид и поведение этих гостей вызывали сомнение в принадлежности документов предъявителям. В ходе опроса пара в использовании чужих документов не признавалась, вела себя надменно и уверенно. Назревала конфликтная ситуация международного уровня. Однако выдержка, хладнокровие и многолетний опыт «зелёных фуражек» всё же позволили установить истину. Оказалось, парочка прибыла в нашу страну ещё в прошлом году во время чемпионата мира по футболу, когда использовался упрощённый порядок въезда. Чем «болельщики» занимались всё это время, сейчас выясняется. А чтобы покинуть Россию, «поклонники» мундиаля вызвали на подмогу своих земляков, кстати, очень похожих внешне. Забрав у них действительные документы и одежду, махинаторы с деловым видом направились к кабине паспортного контроля. Сотрудники погранслужбы не стали раскрывать свои методы работы, но вся четвёрка нарушителей была задержана и в скором времени предстанет перед правосудием.

Кстати, как проинформировали пограничники, наши соотечественники тоже иной раз допускают нарушения и оказываются невыездными. К числу наиболее характерных случаев относятся: отсутствие нотариально оформленного согласия законных представителей на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за её пределы, технические ошибки в документах, попытки пересечения границы по паспортам с истекшим сроком действия и другие. В большинстве случаев эти нарушения не носят умышленного характера и зачастую связаны с невнимательностью и банальной спешкой в период подготовки к убытию за пределы нашей страны.

Главное – любить Родину. Остальному научим

В завершение увлекательной экскурсии, ознакомившись с современными технологиями пограничного контроля и людьми, стоящими на страже нашей безопасности, поинтересовался, каким основным требованиям должен соответствовать кандидат на службу в подразделения пограничного контроля пограничных органов, в частности в отряд пограничного контроля в аэропорту Шереметьево.

– Служба в отряде пограничного контроля сопряжена с высочайшим уровнем ответственности за поддержание безопасности государства и его граждан, – ответил полковник Логвинов. – Поэтому каждый сотрудник должен отвечать высокому уровню требований, предъявляемым к его интеллектуальным и нравственным качествам, физической выносливости и психологической устойчивости. Однако главным для нас является большое личное желание будущего пограничника активно и самоотверженно участвовать в надёжной защите рубежей Родины. Так что мы ждём новых кандидатов, в том числе и девушек, которых, кстати, у нас достаточное количество, и практически все они с честью выполняют свои должностные обязанности, – с удовлетворением добавил собеседник.

Пользуясь случаем, накануне профессионального праздника Сергей Михайлович выразил слова признательности в адрес большого и слаженного коллектива отряда. Особо полковник Логвинов отметил уважаемых ветеранов, обеспечивающих преемственность пограничных традиций. Отдельные слова благодарности нынешний командир адресовал своим предшественникам на этом посту: генерал-лейтенантам Михаилу Шкуруку и Александру Шайкину, генерал-майорам Владимиру Крысанову и Николаю Низовцеву, полковникам Александру Крылову и Сергею Балакину, которые оставили о себе добрую память и продолжают являться примером образцового служения Отечеству.

Конечно, далеко не всё было показано хозяевами в ходе экскурсии. Не будем забывать, что здесь обеспечивается безопасность страны, следовательно многое надёжно скрыто от посторонних глаз. Но и то, что довелось увидеть и услышать, впечатляет. Современный пункт пропуска – сложный механизм, насыщенный новейшим оборудованием. Но самый важный секрет, который всё же удалось узнать, – здесь служат преданные делу люди, для которых главная цель – обеспечение безопасности государства на самом его переднем крае, проходящем в сердце России.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры



Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer