Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


У главных «воздушных ворот» Отечества надёжные стражи


27 мая 2019 года Олег Грозный, Красная звезда


Свой профессиональный праздник пограничники встречают на боевом посту. 28 мая – день пограничника. Их оружие – уверенность и бдительность. Можно ли законно пересечь границу, минуя пограничника? Как «узнать» в толпе потенциального нарушителя? Что необходимо сделать пассажиру, чтобы не «тормознуться» в самый последний момент перед вылетом за пределы страны? Какими особыми качествами должен обладать кандидат для службы на самом передовом рубеже обеспечения безопасности государства? Накануне Дня пограничника корреспондент «Красной звезды» встретился с начальником отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево полковником Сергеем Логвиновым, который рассказал, как устроен и функционирует этот сложный пограничный механизм.

Нам есть чем гордиться

– Отряд пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево с 1932 года обеспечивает безопасность главных «воздушных ворот» не только столицы, но и государства в целом, – рассказал начальник отряда и предложил начать знакомство с вверенным ему подразделением в музее.

Первое, на что обращаешь внимание, входя в помещение, – Боевое Знамя с орденом Красной Звезды.

– Наш отряд – единственная воинская часть погранконтроля, имеющая Боевое Знамя и награждённая столь значимой государственной наградой, – с гордостью пояснил Сергей Михайлович. – Так что нынешнему поколению стражей границы есть чем гордиться и чему соответствовать.

Как пояснил полковник Логвинов, если в начале функционирования контрольно-пропускного пункта «Москва» пограничный контроль осуществлялся лишь на двух международных авиалиниях Москва – Берлин и Москва – Стокгольм и пассажиров были единицы, то сегодня пассажиропоток несопоставимо вырос. В прошлом году границу в Шереметьеве пересекли свыше 20 млн человек и более 187 тысяч транспортных средств. С начала текущего года количество убывающих за рубеж и прибывающих в страну уже составило около 7 миллионов.

По объёму пассажирских перевозок аэропорт Шереметьево всегда занимал лидирующие позиции. Но июнь и июль 2018 года для пограничников выдался особенно жарким, в прямом и переносном смысле этого слова. В этот период был зафиксирован своеобразный рекорд посещаемости России иностранцами, прибывшими на чемпионат мира по футболу. Только в качестве участников и гостей спортивного мероприятия проследовало около полумиллиона человек. И это помимо обычно большой для этого времени года нагрузки на аэропорт и работающих в нём сотрудников.

Обо всём этом рассказывается в экспозициях уникального музейного образования. Комментируя представленные экспонаты, отражающие этапы развития пограничной воинской части, её командир поведал, что в послужном списке отряда успешное решение целого ряда важных и ответственных задач. Например, был предотвращён незаконный вывоз из страны сотен килограммов золота, платины, десятков тысяч бриллиантов, большое количество изделий, представляющих историческую и культурную ценность, множества единиц огнестрельного оружия.

Пожалуй, только здесь можно увидеть стенды с образцами различных документов, в том числе поддельных, что даёт возможность использовать эти экспонаты как учебное пособие для молодых сотрудников. Живой интерес вызывает коллекция даташтампов – основного «оружия» контролёра. Кстати, эти устройства для проставления отметок о пересечении государственной границы являются персональными. Чтобы стать его обладателем, начинающий сотрудник должен пройти серьёзное обучение и сдать трудный экзамен. Только после этого за ним закрепляется даташтамп, предоставляющий владельцу право пропуска граждан через государственную границу, а вместе с ним накладывающий и высочайшую персональную ответственность за принятые решения. Ещё много чего интересного имеется в этой скрытой от посторонних глаз комнате, побывать в которой – большая удача.

В пограничной практике имеются даже случаи, претендующие на сценарии детективных фильмов

Три минуты на истину

– Каждые сутки в международном аэропорту Шереметьево назначается до 400 пограничных нарядов, обеспечивающих функционирование около 300 кабин паспортного контроля, – продолжил рассказ полковник Логвинов, когда мы отправились непосредственно на места несения службы. – Пожалуй, основным и наиболее знакомым всем, кто хоть раз пересекал границу, а также одним из самых ответственных является пограничный наряд по проверке документов. Проще говоря, это страж у дверей нашего дома, защищающий его обитателей от проникновения нежелательных элементов, – объяснил Сергей Михайлович.

Кроме того, как рассказал начальник отряда, ещё назначаются наряды для осуществления контроля воздушных судов загранследования, работающие непосредственно в районе взлётно-посадочных полос. Их задача – свести к нулю попытки проникновения на территорию России с использованием технологических отсеков и полостей самолётов, путём укрытия в перевозимом багаже или грузе. Поскольку территория аэропорта по площади сопоставима с небольшим городом, также осуществляется дистанционный контроль с использованием средств видеонаблюдения.

На естественный в данном случае вопрос об иногда появляющихся заявлениях пассажиров об очередях на границе полковник Логвинов пояснил, что в соответствии с нормативными требованиями контролёру для оформления пассажира отводится не более трёх минут, которые являются оптимальным временем для определения действительности документа и его принадлежности владельцу.

– Мы делаем всё от нас зависящее, чтобы максимально уменьшить время нахождения пассажира перед условной линией границы, – пояснил Сергей Михайлович. – Для этого у каждой кабины установлено видеонаблюдение, а у дежурной службы в режиме реального времени отражается практически вся обстановка в залах пограничного контроля, а также действия каждого контролёра. Так что если возникает ситуация, связанная, например, с одновременным прибытием нескольких рейсов из-за границы и появлением очередей, туда незамедлительно направляются дополнительные силы.

Подойдя к одной из открытых кабин, мы не обнаружили в ней контролёра. Ситуацию разъяснил сотрудник погранслужбы, находившийся в зале вылета.

– В настоящее время на стадии опытных испытаний проходят практическую проверку бесконтактные кабины паспортного контроля. В них процедуры оформления производятся без участия контролёра, с помощью технических средств. Пограничник вмешивается в процесс лишь при выявлении автоматикой несоответствия заложенным алгоритмам, – пояснил офицер.
Естественно, у пассажира на руках должен быть биометрический загранпаспорт.

– Если рассматривать международный, в частности европейский, опыт в пограничной сфере, то расширение областей применения технических средств и совершенствование применяемых технологий в современных условиях крайне необходимо, однако полностью отказаться от участия человека ещё никому не удалось, – дополнил начальник отряда пограничного контроля рассказ подчинённого.

В ходе беседы мы не затронули ещё один животрепещущий вопрос. Не секрет, что пограничников иной раз винят в том, что они не выпускают некоторых пассажиров с билетами на руках за пределы страны, в силу чего возникают конфликтные ситуации. На этот счёт начальник отряда пояснил, что не пограничники авторы этих непопулярных мер.

Служба в отряде пограничного контроля сопряжена с высочайшим уровнем ответственности за поддержание безопасности государства и его граждан

– Мы руководствуемся исключительно решениями судов, которые ограничивают отдельным гражданам право на выезд из Российской Федерации, как правило, при наличии финансовых задолженностей. Поэтому, прежде чем планировать зарубежную поездку, рекомендуется осуществить мониторинг своих задолженностей с использованием официальных сайтов соответствующих ведомств, дабы избежать подобных ситуаций непосредственно в кабине пограничного контроля и не винить в своих бедах людей в зелёных фуражках, – настоятельно порекомендовал хорошо знающий суть проблемы пограничный руководитель.

Монах с подвохом

Конечно, рассказ о действиях пограничников в воздушной гавани был бы неполным без конкретных примеров предотвращения нарушений и выявления злоумышленников, пытающихся незаконно проникнуть в Россию или покинуть нашу страну. Как рассказали сопровождающие, на участке ответственности отряда нередки попытки следования через государственную границу лиц по поддельным, чужим или подложным документам. В 2018 году задержано 55 граждан, пытавшихся проскочить подобным образом.

В пограничной практике имеются даже случаи, претендующие на сценарии детективных фильмов. Например, из Бангладеш прилетела группа людей в одеяниях буддистских монахов. Однако российским контролёрам намётанным глазом удалось разглядеть, что это не духовные лица, а обычные нелегальные мигранты. Проверили цели поездки – они оказались ложными. В результате «ряженых» в этот же день отправили обратно.

В активе подчинённых полковника Логвинова есть даже случай спасения 40 соколов-балабанов, когда удалось вскрыть преступный канал, по которому браконьеры пытались переправлять живой груз в ближневосточные страны, где краснокнижные пернатые пользуются огромным спросом.

А одна из дерзких попыток обмануть стражей границы произошла буквально накануне встречи. Внимание пограничников привлекли мужчина и женщина – представители одной из стран Африканского континента в ярких и экстравагантных нарядах, которые предъявили паспорта Королевства Нидерландов и Королевства Бельгии. Паспорта оказались настоящими, но вид и поведение этих гостей вызывали сомнение в принадлежности документов предъявителям. В ходе опроса пара в использовании чужих документов не признавалась, вела себя надменно и уверенно. Назревала конфликтная ситуация международного уровня. Однако выдержка, хладнокровие и многолетний опыт «зелёных фуражек» всё же позволили установить истину. Оказалось, парочка прибыла в нашу страну ещё в прошлом году во время чемпионата мира по футболу, когда использовался упрощённый порядок въезда. Чем «болельщики» занимались всё это время, сейчас выясняется. А чтобы покинуть Россию, «поклонники» мундиаля вызвали на подмогу своих земляков, кстати, очень похожих внешне. Забрав у них действительные документы и одежду, махинаторы с деловым видом направились к кабине паспортного контроля. Сотрудники погранслужбы не стали раскрывать свои методы работы, но вся четвёрка нарушителей была задержана и в скором времени предстанет перед правосудием.

Кстати, как проинформировали пограничники, наши соотечественники тоже иной раз допускают нарушения и оказываются невыездными. К числу наиболее характерных случаев относятся: отсутствие нотариально оформленного согласия законных представителей на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за её пределы, технические ошибки в документах, попытки пересечения границы по паспортам с истекшим сроком действия и другие. В большинстве случаев эти нарушения не носят умышленного характера и зачастую связаны с невнимательностью и банальной спешкой в период подготовки к убытию за пределы нашей страны.

Главное – любить Родину. Остальному научим

В завершение увлекательной экскурсии, ознакомившись с современными технологиями пограничного контроля и людьми, стоящими на страже нашей безопасности, поинтересовался, каким основным требованиям должен соответствовать кандидат на службу в подразделения пограничного контроля пограничных органов, в частности в отряд пограничного контроля в аэропорту Шереметьево.

– Служба в отряде пограничного контроля сопряжена с высочайшим уровнем ответственности за поддержание безопасности государства и его граждан, – ответил полковник Логвинов. – Поэтому каждый сотрудник должен отвечать высокому уровню требований, предъявляемым к его интеллектуальным и нравственным качествам, физической выносливости и психологической устойчивости. Однако главным для нас является большое личное желание будущего пограничника активно и самоотверженно участвовать в надёжной защите рубежей Родины. Так что мы ждём новых кандидатов, в том числе и девушек, которых, кстати, у нас достаточное количество, и практически все они с честью выполняют свои должностные обязанности, – с удовлетворением добавил собеседник.

Пользуясь случаем, накануне профессионального праздника Сергей Михайлович выразил слова признательности в адрес большого и слаженного коллектива отряда. Особо полковник Логвинов отметил уважаемых ветеранов, обеспечивающих преемственность пограничных традиций. Отдельные слова благодарности нынешний командир адресовал своим предшественникам на этом посту: генерал-лейтенантам Михаилу Шкуруку и Александру Шайкину, генерал-майорам Владимиру Крысанову и Николаю Низовцеву, полковникам Александру Крылову и Сергею Балакину, которые оставили о себе добрую память и продолжают являться примером образцового служения Отечеству.

Конечно, далеко не всё было показано хозяевами в ходе экскурсии. Не будем забывать, что здесь обеспечивается безопасность страны, следовательно многое надёжно скрыто от посторонних глаз. Но и то, что довелось увидеть и услышать, впечатляет. Современный пункт пропуска – сложный механизм, насыщенный новейшим оборудованием. Но самый важный секрет, который всё же удалось узнать, – здесь служат преданные делу люди, для которых главная цель – обеспечение безопасности государства на самом его переднем крае, проходящем в сердце России.




комментарии (0):







Материалы рубрики

Александр Тихонов
Красная звезда
Су-57 будет превосходить всех
Алексей Рамм Богдан Степовой
Известия
"Сухие" крымские: полуостров защитят новейшие истребители
Арина Раксина
ТАСС
Boeing нашел покупателя для 737 MAX. Первого после двух авиакатастроф
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково поставят на рельсы
Иван Якунин
КоммерсантЪ
Трагичный полет SSJ 100 воспроизведут в небе и на тренажере
Ксения Чемоданова
360
Скорая помощь в полете и дозаправка в воздухе. На что способна отечественная авиация
Мария Кокорева
РБК
Российские авиакомпании получили рекордный убыток
Ольга Шерункова
Газета.ru
Наши в Ле Бурже: русская амфибия долетела до Парижа



Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
Шагающие авианосцы
Андрей Синицын
Военно-промышленный курьер
Як-141, сбитый перестройкой
Виктор Друшляков
Военно-промышленный курьер
Будущая "вертикалка" уже летает
Тимур Латыпов, Елена Колебакина-Усманова, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
Не прошло и 22 лет: "Ансат" возвращается в Ле-Бурже
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Охотник на аллигаторе: в России унифицируют боевые вертолеты
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Первых в истории Сахалинской области юных пилотов выпустила самолетная секция ЦТВС
Андрей Станавов
РИА Новости
Ход “Жнецом”: чем угрожает России переброска ударных дронов США в Польшу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
К делу «Трансаэро» приобщили бухгалтера
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Налет на добавленную стоимость
Николай Проценко
ИА EADaily
Мирзиёев на взлетной полосе: узбекская авиация освоит российский опыт
Анастасия Николаева
Интерфакс
Завершенное дело

Русская служба BBC
Росавиация может "приземлить" самолеты российских авиакомпаний. Что случилось?
Мария Трубина
Взгляд
Украина не сможет запретить России летать на «Русланах»
Дмитрий Шестоперов
КоммерсантЪ
AliExpress загрузит самолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Морской часовой: «Камовы» возьмут под охрану атомные подлодки
Иван Апулеев
Газета.ru
Белая пуля: в Калифорнии заметили секретный самолет
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Взлетная полоса длиною в суд
Анастасия Николаева
Интерфакс
В соответствии со стандартами

Lenta.ru
Синдром истребителя
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Боевые дроны в Минске
Андрей Калий
Красная звезда
Полётные задания выполнены достойно
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Немая сцена на взлетной полосе
Николай Сергеев, Юлия Гарипова, Сергей Петунин
КоммерсантЪ
У пилотов катастрофа с дипломами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Готовность к серийному выпуску

Русская служба BBC
25 млн чемоданов ежегодно: почему авиакомпании по-прежнему теряют наш багаж?
Денис Соловых
ТАСС
За двумя зайцами. Придется ли Турции выбирать между С-400 и F-35?
Яков Лысенко
Газета.ru
Ждать еще долго: что не так с выдачей багажа в «Шереметьеве»
Сергей Гуцалюк
Журнал "АвиаСоюз"
Дальневосточный «Авиалифт»

Газета.ru
Последний гвоздь в крышку гроба? В Boeing 737 нашли брак
Александр Пинчук
Красная звезда
Небо раскрасил «Авиамикс»
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Льготы не столь отдаленные
Иван Апулеев
Газета.ru
«Лишь бы обвинить русских»: в Малайзии требуют правды о MH-17
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing нашел дефектные детали в самолетах 737 NG и 737 MAX
Сергей Птичкин
Российская газета
Турецкий развод

BFM
Эксперт МАК: авиакатастрофа с Superjet в «Шереметьево» произошла из-за «грубых приземлений»
Вадим Белозерцев
ТАСС
Дроны и самолеты делят небо. Как проходит конкурс беспилотников в Томске
Александр Волобуев
Известия
Из пробки вылетишь: «Яндекс.Такси» подключат к вертолетам
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Бомба не сработала в личных целях
Павел Панов
Известия
Соль на дроны: осенью начнется обязательная регистрация беспилотников
Ксения Чемоданова
360
«Не уверены в беспристрастности расследования». Почему перевозчики требуют проверить SSJ100

BFM
Авиакомпании требуют проверить надежность Superjet 100
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
В бой идут «старики»: истребители вооружат ракетами для дуэлей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer