← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

«Не уверены в беспристрастности расследования». Почему перевозчики требуют проверить SSJ100


28 мая 2019 года Ксения Чемоданова, 360


Авиаперевозчики просят вновь проверить самолеты линейки Sukhoi Superjet 100. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обеспокоена недавней катастрофой с бортом и хочет, чтобы лайнер проверили с нуля. Какие именно неполадки в самолете настораживают авиакомпании — в материале «360».

В Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) входят 27 крупнейших авиакомпаний России, не считая «Аэрофлота». Все они обратились с письмом в Минтранс с просьбой тщательно проверить самолет Superjet 100.

Документ отправили министру транспорта Евгению Дитриху, сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на письмо. В нем члены указывают на неполную проверку системы защиты самолета от поражения статическим электричеством. Именно молния, попавшая в самолет, стала причиной отказа автоматики на рейсе Москва — Мурманск компании «Аэрофлот». В итоге борт был вынужден после взлета вернуться в Шереметьево, где после жесткой посадки загорелся. Позже Следственный комитет сообщил, что из 78 человек, находившихся в самолете, погиб 41 пассажир. Во время спасательной операции лайнер полностью выгорел.

По мнению представителей ассоциации, такие поломки не приводят к подобной нештатной ситуации на борту. Также АЭВТ беспокоят система управления полетом, силовая установка борта и защита салона от внешнего пожара. Плюс у перевозчиков остаются вопросы к прочностным характеристикам конструкции кессона крыла и шасси. По их оценкам, разрушение шасси не должно влиять на целостность топливных систем и вызывать пожар.

«АЭВТ обеспокоена авиационным происшествием с RRJ 95B RA-89098, произошедшим 5 мая в Шереметьево. Данное происшествие нанесло серьезный репутационный ущерб российской гражданской авиации и авиапрому», — отмечают в ассоциации.

При этом опрошенные «360» аналитики сходятся во мнении, что оснований для дополнительных проверок и отзыва лицензии у самолета нет. По словам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, нареканий на борт нет даже у Еврокомиссии, члены которой всегда внимательно следят за летной отраслью.

«Этот сертификат был выдан Superjet 100 после комплекса испытаний, и документ затем был подтвержден членами Европейского агентства авиационной безопасности ЕС (EASA). Поэтому очередные проверки мне представляются излишними и, даже если они будут инициированы, то вряд ли приведут к отзыву лицензии», — подчеркнул собеседник «360».

Напомним, что Минтранс и другие компетентные органы до сих пор занимаются изучением катастрофы с бортом «Аэрофлота». Предварительные итоги расследования будут обнародованы только в середине лета. Инцидент стал вторым за историю существования лайнера. Еще один самолет потерпел крушение в мае 2012 года в Индонезии. Тогда борт врезался в вертикальный склон горы, после чего рухнул на землю. В итоге погибли 45 человек, включая восемь россиян.

Опасная эксплуатация

Всего члены ассоциации используют 19 судов подобной модификации. Так, 15 самолетов эксплуатирует «Ямал», а еще четыре машины находятся в парке авиакомпании «Якутия». Официально запрета на полеты лайнеров так и не было объявлено. Сейчас «Якутия» летает на бортах Superjet 100. Например, последний рейс на таком самолете перевозчик произвел из Улан-Удэ в Якутск.

«Авиакомпании продолжают летать на этих самолетах, поэтому их обеспокоенность логична. Дело в том, что расследованием занимается в том числе и Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который участвовал в сертификации борта. Не исключаю, что перевозчики не уверены в беспристрастности расследования, поэтому они и перечислили проблемы, которые их больше всего интересуют, и надеются на то, что стороны расследования обратят на них внимание», — отметил в беседе с «360» председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. Эксперт также не исключил, что у самолета может быть отозвана сертификация, если проверка выявит недоработки в области технических характеристик машины.

Самолет SSJ100 считается ближнемагистральным и узкофюзеляжным. Один борт вмещает от 98 до 103 кресел, в зависимости от комплектации. Инженеры разработали лайнер еще в середине 2000-х, что позволило ему стать первым пассажирским лайнером, появившимся в новейшей истории России, отмечают опрошенные «360» эксперты. Самолет поставлялся как на внутренние, так и на внешние рынки. К примеру, его активно эксплуатируют авиаперевозчики в Мексике.

«Объективно Sukhoi Superjet 100 является лучшим самолетом, который смогли создать отечественные разработчики. Уже сейчас, по предварительным данным проверок, понятно, что причиной трагедии с „Аэрофлотом“ стало случайное стечение обстоятельств», — добавляет Роман Гусаров.

Тем не менее ряд компаний отказывается от бортов. В ноябре 2018 года Brussels Airlines прекратила эксплуатацию самолетов Sukhoi Superjet 100. Правда, на такой шаг перевозчик пошел из-за проблем с обслуживанием. Дело в том, что за рубежом нет сервисов по техническому обслуживанию, а методички по эксплуатации машины написаны только на русском языке. В итоге компании не могут оперативно починить борт. В феврале единственный европейский эксплуатант SSJ100 — ирландская CityJet — прекратил летать на российских машинах. Причина также заключалась в трудностях с ремонтом.

«360» не удалось получить оперативного комментария от АЭВТ и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2019/5/29/30387/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.