Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Жесткая посадка: пожар в российском авиапроме


7 мая 2019 года Газета.ru


Катастрофа самолета SSJ-100, летевшего по маршруту Москва-Мурманск 5 мая 2019 года и практически мгновенно сгоревшего прямо за взлетно-посадочной полосой аэропорта Шереметьево после жесткой посадки, — это прежде всего показатель состояния российского гражданского авиапрома. 41 человек заплатил жизнями за то, что в России, похоже, утрачены навыки советского самолетостроения и не создано собственной качественной технологической и конструкторской базы. Мало того, Минтранс даже не стал приостанавливать полеты SSJ-100, что, очевидно, свидетельствует о том, что жизни людей в нашей стране ни во что не ставят.

Видео горящего самолета из Москвы моментально стало хайлайтом мировых новостей вечером 5 мая. Особый трагизм ситуации в том, что, судя по той информации, которая известна на данный момент, трудно предъявить претензии к экипажу или наземным службам. С большой долей вероятности, главная проблема — в самом самолете.

Авиакомпания «Аэрофлот» и компания «Гражданские самолеты Сухого», производитель лайнера SSJ 100, подтвердили попадание молнии в корпус самолета, а также отказ основной и аварийной связи на борту. Точно известно также то, что экипаж спустя 28 минут после взлета экстренно сажал самолет. Первый раз не получилось, а на второй посадка вышла жесткой и детали разрушившего шасси попали в двигатель, что взывало мощный пожар.

Следственный комитет сообщил, что эвакуация пассажиров была произведена за 55 секунд вместо полагающихся по регламенту полутора минут. При этом на видео трагедии отчетливо можно разглядеть, как люди скатываются по трапу из передней части самолета, но хвостовая часть полностью объята огнем и клубами думы. Спастись оттуда, видимо, было нереально.

И появившиеся сообщения о том, что некоторые пассажиры якобы затрудняли эвакуацию, пытаясь забрать с собой ручную кладь и загораживая проходы, вряд ли существенно меняют картину - люди погибли, задохнувшись угарным газом. У пассажиров, сидевших в хвостовой части салона, по всей видимости, не было возможности выбраться живыми в любом случае. В первых интервью люди, которым удалось спасти, выражали благодарность бортпроводникам.

Следственный комитет пока назвал самые общие основные версии катастрофы - недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров, а также проводивших техосмотр, неисправность воздушного судна и метеоусловия. «Аэрофлот» утверждает, что экипаж опытный. Но любому самому опытному экипажу крайне сложно посадить самолет, если в кабине задымление и ничего не видно.

Дальше начинаются вопросы. И касаются они именно самого самолета.

Во-первых, непросто будет отыскать в последние годы историю, когда причиной проблем на борту какого бы то ни было лайнера в мире стало попадание молнии. Собственно, гроза иногда бывает причиной того, что лайнер не заходит на посадку, но рейсы из-за гроз обычно не отменяют. Современные пассажирские самолеты должны быть устойчивы к попаданию молний.

Во-вторых, на печальный лад настраивает сама история SSJ-100. Это первый и пока единственный пассажирский лайнер, разработанный в России в постсоветское время. А с момента распада СССР прошло уже больше четверти века. Сам этот ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет начали разрабатывать еще в начале века, показали в 2008 году, коммерческая эксплуатация началась в 2011 году.

Тот же «Аэрофлот» отказывался покупать этот лайнер, предпочитая «боинги» и «эйрбасы» как более надежные. Тем не менее, государство фактически прогнуло главного авиаперевозчика России на покупку этих самолетов. Хотело поддержать «отечественного производителя». Хотя гражданская авиация точно не та отрасль, когда поддерживать надо «любой ценой» — слишком высока цена каждого крупного авиапроисшествия.

Boeing сейчас обвиняют в том, что свой новых лайнер «Boeing-737 МАХ» он делал слишком быстро и дешево, из-за чего и возникли некоторые конструктивные дефекты, приведшие к двум авиакатастрофам этих самолетов. Но SSJ-100 точно делали не быстро и не дешево. Разработка SSJ-100, по официальным данным, обошлась корпорации «Гражданские самолеты Сухого» в 2 млрд долларов. По крайней мере, такую сумму называл глава Минпромторга Денис Мантуров. Не менее 5 миллиардов долларов затем было вложено собственно в производство. До момента катастрофы 5 мая 2019 года эксплуатировалось 139 таких самолетов, из них 106 — в России.

За 8 лет коммерческой эксплуатации самолета (по меркам авиации, это достаточно маленький срок) с ним случилось достаточно много неприятных происшествий и катастроф, чтобы говорить о конструктивных проблемах лайнера.

Нынешняя катастрофа с 41 погибшим — даже не крупнейшая в короткой истории Sukhoi Superjet 100.

9 мая 2012 года близ столицы Индонезии Джакарты прямо в ходе демонстрационного полета потерпел крушение предсерийный экземпляр российского пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 с регистрационным номером RA-97004. Тогда погибли все 45 человек, находившиеся на борту. В официальном отчете трагедию индонезийские власти списали на ошибки пилотирования, незнание пилотами рельефа местности(лайнер врезался в гору) и невнимательность индонезийских диспетчеров. Но жалобы на проблемы самолета были и до этой, пока крупнейшей в истории Sukhoi Superjet 100, катастрофы.

21 июля 2013 года в исландском аэропорту Кефлавик в ходе сертификационных испытаний предсерийный экземпляр Sukhoi Superjet 100 приземлился с убранными шасси. На борту находились пять человек, один человек получил незначительные травмы. У самолета был поврежден правый двигатель. После ремонта самолет продолжил полеты.

10 октября 2018 года пассажирский самолет Superjet 100 авиакомпании «Якутия», следовавший регулярным рейсом из Улан-Удэ в Якутск, при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 92 человека - 87 пассажиров и пять членов экипажа. Жертв не было, но четверо пассажиров обратились за медпомощью. При этом сам самолет пришлось списать: он получил значительные повреждения фюзеляжа, стоек шасси и двигателей.

Сразу после вчерашней катастрофы полеты SSJ 100 в России приостановлены не были. Верно то, что для некоторых российских региональных авиакомпаний их приостановка была бы критической — эти лайнеры составляют основу их парка. Но разве безопасность людей не важнее любого бизнеса? Что подобное решение Минтранса говорит о цене человеческой жизни в нашей стране?

Отдельного внимания заслуживает то, как подавались официальными лицами новости о происшествии. А именно: акцент делался на выживших. Количество жертв прессе и гражданам, очевидно, предлагалось высчитывать самим. Как будто, это второстепенный в таких случаях показатель.

Сомнения в надежности единственного гражданского самолета, построенного и разработанного в постсоветской России, возникали и раньше.

Достаточно сказать, что проданные или отправленные в другие страны в аренду 33 таких лайнера- очень маленькая цифра, свидетельствующая об отсутствии у иностранных покупателей интереса к этому самолету. Для сравнения, Boeing только в 2017 году продал за рубеж 763 своих самолета и получил заказы еще на 912. Сейчас портфель заказов Boeing до 2036 года составляет около 6 тысяч бортов. На этом фоне Россия вообще практически незаметна как страна, способная производить гражданские самолеты.

Не секрет, что СССР был ведущей авиакосмической державой мира. Но после распада Союза и кооперационных связей в отрасли с бывшими советскими республиками, Россия стремительно утрачивает свои позиции. Постоянные аварии и истории с хищениями денег в «Роскосмосе»стали едва ли не главными новостями российской космической отрасли в последние годы. Но с гражданским авиастроением дело обстоит как минимум не лучше. Выпускать гражданские самолеты просто из престижа, не надеясь получать прибыль, конечно, можно. Но история единственного российского пассажирского самолета показывает, что гигантские вложения не гарантируют надежность и безопасность воздушного судна.

Понятно, что любая авикатастрофа — всегда стечение роковых обстоятельств. Только этот горящий самолет на взлетно-посадочной полосе одного из главных аэропортов России, гибель 41 человека, из которых 40- пассажиры, прямо на земле(с большой долей вероятности, никто из людей не погиб непосредственно во время полета) становится горькой метафорой того, что происходит в нашей стране с гражданской авиацией. Мы производим крайне мало своих самолетов, не видим новых разработок, а то, что делаем, оказывается не слишком надежным. В авиации такие ошибки всегда имеют роковые последствия.




комментарии (0):







Материалы рубрики

Иван Апулеев
Газета.ru
Российско-корейская стычка в воздухе: Япония осудила всех
Евгений Гайва
Российская газета
В Счетной палате заявили об угрозе перебоев в работе аэродрома "Домодедово"
Владимир Прохоров
Военно-промышленный курьер
Как советский офицер сохранил жизни афганцев в небе над Душанбе
Сергей Изотов, Александр Волобуев, Богдан Степовой
Известия
Аэро-план: на развитие ОАК потребуется 300 млрд рублей
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Минога" мороженая: Ка-65 модернизируют для работы в Арктике
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Винтокрылые «лошадки»: вертолеты Ка-29 возвращаются в строй
Анатолий Вовнянко
Наука и Техника
Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Из воспоминаний авиаконструктора АНТК им. Антонова
Роман Азанов
ТАСС
Точка опоры в океане. Почему у России нет авианосца



Алина Фадеева, Сергей Соболев, Светлана Бурмистрова
РБК
Минэнерго проверит случаи заправки самолетов грязным авиатопливом
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Петербургу и неба мало
Роман Азанов
ТАСС
Как "учат воевать" морские вертолеты. Летчик-испытатель "Камова" о секретах мастерства
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Щит и винт: Калининград защитит новый вертолетный полк
Руслан Мельников
Российская газета
Российский МиГ-35 против F-35 США: СМИ сравнили два истребителя Цитировать в комментарии Сообщить об опечатке
Татьяна Дмитракова
Российская газета
Охота в Охотск
Александр Уткин
Военно-промышленный курьер
Су-15ТМ идет на таран
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Двигатель ПД-14 сделает гражданскую авиацию РФ недосягаемой для санкций США
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Владимир Дергачев
РБК
Треть россиян после катастрофы SSJ захотели летать на западных самолетах
Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?
Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли
Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной
Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков
Наталья Пономарева
Интерфакс
Разбился на полпути

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer