Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Жесткая посадка: пожар в российском авиапроме


7 мая 2019 года Газета.ru


Катастрофа самолета SSJ-100, летевшего по маршруту Москва-Мурманск 5 мая 2019 года и практически мгновенно сгоревшего прямо за взлетно-посадочной полосой аэропорта Шереметьево после жесткой посадки, — это прежде всего показатель состояния российского гражданского авиапрома. 41 человек заплатил жизнями за то, что в России, похоже, утрачены навыки советского самолетостроения и не создано собственной качественной технологической и конструкторской базы. Мало того, Минтранс даже не стал приостанавливать полеты SSJ-100, что, очевидно, свидетельствует о том, что жизни людей в нашей стране ни во что не ставят.

Видео горящего самолета из Москвы моментально стало хайлайтом мировых новостей вечером 5 мая. Особый трагизм ситуации в том, что, судя по той информации, которая известна на данный момент, трудно предъявить претензии к экипажу или наземным службам. С большой долей вероятности, главная проблема — в самом самолете.

Авиакомпания «Аэрофлот» и компания «Гражданские самолеты Сухого», производитель лайнера SSJ 100, подтвердили попадание молнии в корпус самолета, а также отказ основной и аварийной связи на борту. Точно известно также то, что экипаж спустя 28 минут после взлета экстренно сажал самолет. Первый раз не получилось, а на второй посадка вышла жесткой и детали разрушившего шасси попали в двигатель, что взывало мощный пожар.

Следственный комитет сообщил, что эвакуация пассажиров была произведена за 55 секунд вместо полагающихся по регламенту полутора минут. При этом на видео трагедии отчетливо можно разглядеть, как люди скатываются по трапу из передней части самолета, но хвостовая часть полностью объята огнем и клубами думы. Спастись оттуда, видимо, было нереально.

И появившиеся сообщения о том, что некоторые пассажиры якобы затрудняли эвакуацию, пытаясь забрать с собой ручную кладь и загораживая проходы, вряд ли существенно меняют картину - люди погибли, задохнувшись угарным газом. У пассажиров, сидевших в хвостовой части салона, по всей видимости, не было возможности выбраться живыми в любом случае. В первых интервью люди, которым удалось спасти, выражали благодарность бортпроводникам.

Следственный комитет пока назвал самые общие основные версии катастрофы - недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров, а также проводивших техосмотр, неисправность воздушного судна и метеоусловия. «Аэрофлот» утверждает, что экипаж опытный. Но любому самому опытному экипажу крайне сложно посадить самолет, если в кабине задымление и ничего не видно.

Дальше начинаются вопросы. И касаются они именно самого самолета.

Во-первых, непросто будет отыскать в последние годы историю, когда причиной проблем на борту какого бы то ни было лайнера в мире стало попадание молнии. Собственно, гроза иногда бывает причиной того, что лайнер не заходит на посадку, но рейсы из-за гроз обычно не отменяют. Современные пассажирские самолеты должны быть устойчивы к попаданию молний.

Во-вторых, на печальный лад настраивает сама история SSJ-100. Это первый и пока единственный пассажирский лайнер, разработанный в России в постсоветское время. А с момента распада СССР прошло уже больше четверти века. Сам этот ближнемагистральный узкофюзеляжный самолет начали разрабатывать еще в начале века, показали в 2008 году, коммерческая эксплуатация началась в 2011 году.

Тот же «Аэрофлот» отказывался покупать этот лайнер, предпочитая «боинги» и «эйрбасы» как более надежные. Тем не менее, государство фактически прогнуло главного авиаперевозчика России на покупку этих самолетов. Хотело поддержать «отечественного производителя». Хотя гражданская авиация точно не та отрасль, когда поддерживать надо «любой ценой» — слишком высока цена каждого крупного авиапроисшествия.

Boeing сейчас обвиняют в том, что свой новых лайнер «Boeing-737 МАХ» он делал слишком быстро и дешево, из-за чего и возникли некоторые конструктивные дефекты, приведшие к двум авиакатастрофам этих самолетов. Но SSJ-100 точно делали не быстро и не дешево. Разработка SSJ-100, по официальным данным, обошлась корпорации «Гражданские самолеты Сухого» в 2 млрд долларов. По крайней мере, такую сумму называл глава Минпромторга Денис Мантуров. Не менее 5 миллиардов долларов затем было вложено собственно в производство. До момента катастрофы 5 мая 2019 года эксплуатировалось 139 таких самолетов, из них 106 — в России.

За 8 лет коммерческой эксплуатации самолета (по меркам авиации, это достаточно маленький срок) с ним случилось достаточно много неприятных происшествий и катастроф, чтобы говорить о конструктивных проблемах лайнера.

Нынешняя катастрофа с 41 погибшим — даже не крупнейшая в короткой истории Sukhoi Superjet 100.

9 мая 2012 года близ столицы Индонезии Джакарты прямо в ходе демонстрационного полета потерпел крушение предсерийный экземпляр российского пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 с регистрационным номером RA-97004. Тогда погибли все 45 человек, находившиеся на борту. В официальном отчете трагедию индонезийские власти списали на ошибки пилотирования, незнание пилотами рельефа местности(лайнер врезался в гору) и невнимательность индонезийских диспетчеров. Но жалобы на проблемы самолета были и до этой, пока крупнейшей в истории Sukhoi Superjet 100, катастрофы.

21 июля 2013 года в исландском аэропорту Кефлавик в ходе сертификационных испытаний предсерийный экземпляр Sukhoi Superjet 100 приземлился с убранными шасси. На борту находились пять человек, один человек получил незначительные травмы. У самолета был поврежден правый двигатель. После ремонта самолет продолжил полеты.

10 октября 2018 года пассажирский самолет Superjet 100 авиакомпании «Якутия», следовавший регулярным рейсом из Улан-Удэ в Якутск, при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 92 человека - 87 пассажиров и пять членов экипажа. Жертв не было, но четверо пассажиров обратились за медпомощью. При этом сам самолет пришлось списать: он получил значительные повреждения фюзеляжа, стоек шасси и двигателей.

Сразу после вчерашней катастрофы полеты SSJ 100 в России приостановлены не были. Верно то, что для некоторых российских региональных авиакомпаний их приостановка была бы критической — эти лайнеры составляют основу их парка. Но разве безопасность людей не важнее любого бизнеса? Что подобное решение Минтранса говорит о цене человеческой жизни в нашей стране?

Отдельного внимания заслуживает то, как подавались официальными лицами новости о происшествии. А именно: акцент делался на выживших. Количество жертв прессе и гражданам, очевидно, предлагалось высчитывать самим. Как будто, это второстепенный в таких случаях показатель.

Сомнения в надежности единственного гражданского самолета, построенного и разработанного в постсоветской России, возникали и раньше.

Достаточно сказать, что проданные или отправленные в другие страны в аренду 33 таких лайнера- очень маленькая цифра, свидетельствующая об отсутствии у иностранных покупателей интереса к этому самолету. Для сравнения, Boeing только в 2017 году продал за рубеж 763 своих самолета и получил заказы еще на 912. Сейчас портфель заказов Boeing до 2036 года составляет около 6 тысяч бортов. На этом фоне Россия вообще практически незаметна как страна, способная производить гражданские самолеты.

Не секрет, что СССР был ведущей авиакосмической державой мира. Но после распада Союза и кооперационных связей в отрасли с бывшими советскими республиками, Россия стремительно утрачивает свои позиции. Постоянные аварии и истории с хищениями денег в «Роскосмосе»стали едва ли не главными новостями российской космической отрасли в последние годы. Но с гражданским авиастроением дело обстоит как минимум не лучше. Выпускать гражданские самолеты просто из престижа, не надеясь получать прибыль, конечно, можно. Но история единственного российского пассажирского самолета показывает, что гигантские вложения не гарантируют надежность и безопасность воздушного судна.

Понятно, что любая авикатастрофа — всегда стечение роковых обстоятельств. Только этот горящий самолет на взлетно-посадочной полосе одного из главных аэропортов России, гибель 41 человека, из которых 40- пассажиры, прямо на земле(с большой долей вероятности, никто из людей не погиб непосредственно во время полета) становится горькой метафорой того, что происходит в нашей стране с гражданской авиацией. Мы производим крайне мало своих самолетов, не видим новых разработок, а то, что делаем, оказывается не слишком надежным. В авиации такие ошибки всегда имеют роковые последствия.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer