Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Черные ящики рейса SU1492


7 мая 2019 года Е. Гайва, Н. Козлова, И. Невинная, Н. Ячменникова, Российская газета


Расшифровка "черных ящиков" с борта Sukhoi Superjet-100 может занять от двух недель до месяца, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете. В понедельник они были обнаружены и с ними уже начали работать специалисты, которые оценили состояние самописцев "как приемлемое".

На борту самолета SSJ-100, авиакатастрофа с которым унесла жизни 41 человека, установлены твердотельные аварийные регистраторы: параметрический и речевой. Это электронные блоки регистрации, помещенные в корпусы из нержавеющей стали и титана (кстати, не черного, а оранжевого цвета). Информация записывается на цифровые носители. Герметичный корпус может выдержать 60 минут пожара до 1100 градусов по Цельсию. Речевой "самописец" записывает все переговоры экипажа за последние два часа полета. Параметрический может работать не менее 25 часов и фиксирует сотни самых разных данных о полете и работе систем самолета.

Когда они "заговорят" в руках опытных специалистов, будет понятнее, что стало причиной трагедии в аэропорту Шереметьево 5 мая.

Сегодня же следствием рассматриваются разные версии трагедии. Среди них недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и тех, кто проводил технический осмотр борта. Озвучены версия неисправности воздушного судна и версия о неблагоприятных метеоусловиях.

"Российской газете" стало известно из своих источников, что основной версией на этот момент следствие считает удар молнии в самолет, после чего у авиалайнера отказала автоматика. При посадке самолет дважды ударился о взлетную полосу. Попадание молнии следователям уже подтвердил один из членов экипажа. Тем не менее "однозначные выводы о причинах и обстоятельствах авиапроисшествия будут сделаны после всестороннего изучения полученных следствием данных", - подчеркнули в Следственном комитете РФ.

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин провел оперативное совещание прямо в столичном аэропорту Шереметьево со следователями Главного управления по расследованию особо важных дел СК России. Группа, которая будет заниматься этим делом, имеет опыт расследования подобных происшествий.

Вот что рассказала корреспонденту "Российской газеты" официальный представитель СК Светлана Петренко: "Глава ведомства лично осмотрел место происшествия и дал ряд конкретных поручений по расследованию. Бастрыкин заслушал доклады руководителя Криминалистического центра и руководителя следственной группы. Председатель СКР поручил незамедлительно организовать проведение всех необходимых экспертных исследований и в кратчайшие сроки окончить осмотр места происшествия, зафиксировав все доказательства, связанные с трагедией". Уже отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой, записи с камер видеонаблюдения. В ближайшее время будут назначены генетические и судебно-медицинские экспертизы.

По данным следствия, на момент возгорания на борту самолета находилось 78 человек, среди которых трое несовершеннолетних и 5 членов экипажа. Непосредственно после посадки эвакуировано 33 пассажира и 4 члена экипажа. Продолжаются поиски других пассажиров этого рейса. На момент подписания этого номера оперативные службы извлекли из фюзеляжа самолета тела всех погибших - 41 человека. Большинство из них доставлены в морг судебной экспертизы в Москве для опознания и проведения экспертиз. В понедельник же утром в столицу из Мурманска для опознания прилетели около 50 родственников погибших.

Число пострадавших, которым нужна медпомощь, возросло до девяти. Срочно доставлены в больницу члены экипажа

Следствие уже признало потерпевшими 22 человека. В понедельник весь день допрашивали очевидцев, сотрудников аэропорта. Для установления личностей погибших следствие планирует обратиться к родственникам пассажиров самолета.

В Шереметьево кроме сотрудников Следственного комитета работает государственная комиссия по расследованию чрезвычайной ситуации, которую возглавил министр транспорта России Евгений Дитрих. Разбираются и сотрудники прокуратуры.

Как заявил Евгений Дитрих, для приостановки эксплуатации российских самолетов Sukhoi Superjet 100 нет оснований. В Росавиации отметили, что до завершения работы правительственной комиссии преждевременно делать какие-либо серьезные выводы.

Внеплановые проверки компании "Аэрофлот", аэропорта Шереметьево и Госкорпорации по организации воздушного движения начал Ространснадзор. Представители ведомства должны выяснить, соблюдались ли нормы воздушного законодательства в области обеспечения безопасности полетов.

Во время проведения следственных действий одна из двух взлетно-посадочных полос аэропорта Шереметьево была закрыта, потому воздушная гавань 6 мая работала с ограничениями. В расписание рейсов были внесены изменения.

Девять человек - в больницах

Министр здравоохранения Вероника Скворцова навестила пострадавших в авиакатастрофе, которые проходят лечение в НМИЦ хирургии имени Вишневского.

В эту клинику доставили четверых пострадавших. "Трое из них в состоянии средней степени тяжести, четвертая пациентка в тяжелом состоянии, она на искусственной вентиляции легких. Еще четверо пациентов, в том числе три члена экипажа самолета, госпитализированы в НИИ Склифосовского, из них один в тяжелом, трое - в состоянии средней тяжести. Еще один пассажир направлен в медцентр ФМБА - его состояние также не внушает опасений.

"Медики сработали молниеносно, - отметила Вероника Скворцова. - На месте катастрофы работали 24 бригады "скорой помощи", кроме того, подключили два борта санавиации - два вертолета, которые доставили больных из Химкинской больницы, куда их привезли бригады "скорой помощи", в столичные клиники. И сейчас вся необходимая медицинская помощь пациентам оказывается в полном объеме".

Самые серьезные травмы у всех пострадавших - это термальные поражения: ожоги кожи и дыхательных путей. Кроме того, люди получили травмы различных частей тела при экстренной эвакуации из горящего самолета. Наконец, те, кто оставался в самолете дольше других, отравились продуктами горения.

Министр подчеркнула, что вместе с хирургами с пациентами работают офтальмологи, неврологи, кроме того, для оказания психологической поддержки подключены специалисты НМИЦ психиатрии им. Сербского.

"Не исключено, что количество пострадавших, обратившихся за медицинской помощью, может увеличиться", - отметила министр. Она пояснила, что люди могли в состоянии шока отказаться от госпитализации, но позже им может понадобиться помощь врачей.

Людей спасли быстрые и умелые действия бортпроводников, один из которых пожертвовал жизнью, вытаскивая пассажиров из салона

О состоянии самой тяжелой пациентки рассказал директор НМИЦ хирургии имени Вишневского Амиран Ревишвили.

"Я пообщался с ней, она в тяжелом состоянии, но в сознании, кроме термотравмы дыхательных путей, у нее также обожжено 15-20 процентов поверхности тела. Эта пациентка нуждается в интенсивной терапии", - пояснил Амиран Ревишвили.

Готовятся выплаты

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министру транспорта Евгению Дитриху и первому вице-премьеру - министру финансов Антону Силуанову совместно с правительствами Мурманской и Московской областей к 8 мая оказать финансовую помощь пострадавшим и семьям погибших в катастрофе.

Веронике Скворцовой также поручено к тому же сроку и при участии региональных властей принять необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших.

Все пострадавшие в авиакатастрофе в аэропорту Шереметьево, а также родственники погибших получат выплаты из трех источников, пояснил министр транспорта Евгений Дитрих.

Во-первых, финансовую помощь окажут региональные бюджеты. Правительство Подмосковья объявило о том, что выплатит компенсации семьям всех погибших и пострадавшим при аварии, независимо от того, в каком регионе жили или живут эти люди. Семьи погибших жителей области получат по 2 миллиона рублей, семьи из других регионов - по 1 миллиону. Всем пострадавшим выплатят компенсации в размере до 500 тысяч рублей. По словам Дитриха, в ближайшее время будет принято решение по выплатам в Мурманской области, есть решение Москвы.

Столичные власти сообщили, что родственники погибших при пожаре на борту самолета в Шереметьево жителей Москвы получат по 1 миллиону рублей, пострадавшие - по 500 тысяч рублей. Компенсация в размере 250 тысяч будет выплачена пассажирам SSJ-100, которым медицинская помощь была оказана в амбулаторных условиях и без дальнейшей госпитализации в медицинские учреждения.

В Мурманской области объявлен трехдневный траур, отменены все праздничные мероприятия, концерты и спектакли до 9 мая

Средства на компенсации также выделит авиаперевозчик - компания "Аэрофлот". Вопрос о размере выплат должен быть рассмотрен на заседании совета директоров авиакомпании. "Предварительно, есть предложение установить сумму в пять миллионов рублей", - уточнил Евгений Дитрих.

Третий источник выплат - страховые компании. В понедельник они уже начали прием документов для выплат пострадавшим и родственникам погибших. Для этого в терминале В аэропорта Шереметьево был развернут специальный штаб.

По предварительной оценке, которую озвучил президент Всероссийского союза страховщиков и Национального союза страховщиков ответственности Игорь Юргенс, объем выплат страховых компаний по аварии самолета SSJ-100 в Шереметьево может достигнуть 100 миллионов рублей.

Также стало известно, что министр труда Максим Топилин дал поручение Пенсионному фонду России установить членам семей погибших граждан пенсии по случаю потери кормильца.

Помощь жертвам аварии решил оказать и Сбербанк. Кредитная организация сообщила о принятом решении урегулировать задолженности по кредитам пострадавших при крушении авиалайнера.

Сергей Мельниченко, генеральный директор МКАА "Безопасность полетов":

- Исследователи установили, что при возникновении пожара на самолете у авиапассажиров есть лишь около 90 секунд, чтобы спастись. Не все пассажиры об этом знают. У многих из них в ручной клади на полках находятся важные документы, паспорта, деньги, кредитные карты, телефоны, жизненно необходимые лекарства. И в критической ситуации они, пытаясь спасти все это, упускают драгоценные секунды и погибают. Более того, зачастую блокируются аварийные выходы, и создается угроза жизни другим пассажирам. Этого бы не происходило, если бы у каждого был надеваемый на шею герметичный пластиковый пакет, куда можно поместить самое необходимое. Такие приспособления, которые не горят и не пропускают воду, существуют. К сожалению, лишь небольшое число авиакомпаний в предполетной информации сообщает о том, что в аварийной ситуации по надувным трапам самолет следует покидать без багажа и ручной клади. В некоторых государствах установлены даже штрафы нарушителей таких правил, а кое-где - вплоть до уголовной ответственности. Эксперты давно говорят о том, что авиакомпаниям необходимо раздавать герметичные пакеты для документов при посадке в самолет и собирать их после прибытия. Не говоря уже о том, что пакеты должны продаваться в магазинах беспошлинной торговли. Но главное надо понять, что 90 секунд - это минимально реальное время для спасения.

Чувствовала, что не улечу

Утро 6 мая выдалось не по-северному солнечным. Но хорошая погода не радует. В горле стоит ком, в голове пульсирует страшное число "41".

Столько людей погибло воскресным вечером 5 мая в "Суперджете", сгоревшем в аэропорту Шереметьево. Из них 26 человек - жители Мурманской области. Им уже никогда не увидеть неброской заполярной весны. Их осталось только вспоминать, и для этого к стихийному мемориалу в центре Мурманска, которым стал памятник жертвам военной интервенции 1918-1920 годов, идут и идут их земляки.

- Все утро плачу, - говорит пожилая мурманчанка, положив к памятнику несколько гвоздик. - Я видела войну, поэтому мне все это так близко и больно. И мои родные летели в тот же день из Иркутска в Москву. Они рассказывали, что никогда еще самолет так не качало при посадке. Очень страшно за них. Они летают часто. Облетели, наверное, уже 30 стран.

Молодой парень, стоя в компании троих друзей, то и дело утирает набегающие слезы бумажным платком. Еще один мужчина принес небольшую табличку с надписью "SU N1492 Москва - Мурманск. Скорбим. 05.05.2019" и попросил его не фотографировать.

Уже к обеду возле памятника побывали не менее 50-60 человек, а к вечеру счет пошел уже на сотни. Цветов, свечей, мягких игрушек, конфет у цепной ограды памятника становится все больше.

К счастью, погибли не все. Выжили 37 человек - 33 пассажира и четыре члена экипажа из пяти. Среди выживших - глава Североморска Владимир Евменьков.

- Я физически цел, - говорит он мне в трубку поздним вечером 5 мая. - Мы все сейчас в аэропорту, здесь проводятся опросы и другие необходимые действия. Я находился ближе к голове самолета - поэтому, видимо, и уцелел. Простите, у меня телефон разрывается...

Кого-то спасли быстрые и умелые действия бортпроводников, один из которых пожертвовал жизнью, вытаскивая пассажиров из салона. А кому-то выпала счастливая случайность - такая, какую теперь долго будет помнить мурманчанка Алена Медведева. Майские праздники она провела в Белгороде у своих родителей. Вернуться в Мурманск она намеревалась вечером 5 мая. Но, к счастью, ее руководитель предоставил ей дополнительное время отдыха. Она поменяла билет и уже от родственников узнала, что самолет, которым она предполагала лететь первоначально, сгорел в Шереметьево.

- У меня было предчувствие, что 5 мая я не улечу, - поделилась Алена. - Я попросила моего руководителя дать мне еще три дня отдыха, и он разрешил. Благодаря его лояльности получила возможность остаться здесь подольше. И когда я брала билет на 5 мая, я была уверена, что не полечу этим рейсом. Не знаю, откуда взялось это ощущение. Но это стечение обстоятельств стало для меня спасительным.

А капитан мурманской команды "Норманны", известный игрок в "Что? Где? Когда?" Михаил Савченко рассказал в своем Facebook, что отныне будет отмечать второй день рождения.

- Экстренная посадка, горящая турбина... - пишет он. - Второй день рождения буду праздновать. Со мной все о кей, пара ушибов. Огромное спасибо экипажу, который сделал все оперативно и четко. Если бы не они, жертв было бы гораздо больше. Стюардессам, которые держались, как могли, зная, насколько все серьезно. Спасибо наземным службам, пожарным, врачам, девушкам из МЧС, следователям, психологам.

Несколько выживших, в том числе одна из бортпроводниц, рассказали, что эвакуации мешали люди, которые принялись вытаскивать с багажных полок свои чемоданы и загораживали проход остальным. Против них мгновенно развернулась целая информационная кампания. Кто прав и кто виноват в этой ужасной трагедии, разбирается Следственный комитет.

- Я не знаю, что сказать о людях, которые выбегали с сумками, - добавляет Михаил. - Бог им судья. Но очень хочу попросить не травить их. Уверен, им и так очень тяжело сейчас. Я не думаю, что хоть один человек в этом горящем аду хладнокровно и обдуманно тащил чемоданы. Возможно, многих просто переклинило.

В Мурманской области по распоряжению врио губернатора Андрея Чибиса объявлен трехдневный траур, отменены все праздничные мероприятия, концерты и спектакли до 9 мая. Из областного бюджета семьям погибших выплатят по 1 миллиону рублей, семьям пострадавших - по 500 тысяч.

- Двое пострадавших находятся в больницах, - рассказал Андрей Чибис. - Мы помогаем родственникам добраться из Мурманска в Москву, там их размещают, с ними работают психологи. Все организационные вопросы, связанные с трагедией, власти берут на себя. Меня очень тронуло, что наши люди вчера ночью сами предлагали помочь родственникам погибших и пострадавших - отвезти в аэропорт, встретить, просто поговорить и побыть рядом.

А число мемориалов растет, как и число тех, кто к ним приходит. Места, где возлагаются цветы и горят свечи, появились в каждом городе Заполярья.

Из истории "черных ящиков"

"Черные ящики" изобрел австралийский инженер Дэвид Уоррен. Человек, которого еще при жизни назвали "гением".

Идея создания бортового самописца, регистрирующего переговоры пилотов, пришла Уоррену в 1953 году, когда он входил в состав группы расследователей катастрофы первого коммерческого пассажирского реактивного самолета Comet. Тогда никто не уцелел, не было свидетелей, и причину крушения установить не удалось.

Первый прототип "черного ящика" Уоррен представил в 1956 году. Технически устройство было несложным: система состояла из нескольких блоков, на которые записывались параметры полета и переговоры экипажа. Сначала это изобретение не заинтересовало авиакомпании, однако уже в 1960 году правительство Австралии издало распоряжение об обязательной установке "черных ящиков" на все пассажирские самолеты. Вскоре примеру Австралии последовали и другие страны.

Принципиальных изменений в изобретенной Уорреном системе не произошло и по сей день: бортовой самописец - это диктофон, помещенный в ударопрочный, жаростойкий и водонепроницаемый корпус. Различаются самописцы лишь типами накопителей информации о полете. Это может быть магнитная лента, стальная магнитная проволока, последнее время получили распространение флеш-накопители.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Павел Котляр
Газета.ru
«Чертова система»: как Boeing обманул пилотов
Никита Щуренков
КоммерсантЪ
Бургеры duty free
Сергей Титов
КоммерсантЪ
«ЮТэйр» улетела к лету на север
Валентина Гаврикова
РБК
Китайские авиакомпании подадут в суд на Boeing. Чем это грозит
Наталья Пономарева
Интерфакс
Цена драки
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Ошибки экипажа
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Президент подал военным "Сухого"
Илья Крамник
Известия
Бульдозером по авиапрому: что будет делать Анатолий Сердюков



Герман Костринский
КоммерсантЪ
SSJ 100 отказали в репутации
Ангелина Мильченко
Газета.ru
Президентский кортеж: Су-57 сопроводили Путина
Анастасия Николаева
Интерфакс
Контракт в силе
Иван Сафронов
КоммерсантЪ
Аудит довел до эмиграции
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
SSJ торопился к земле
Наталья Козлова
Российская газета
Цена смерти в полете
Иван Сафронов, Александра Джорджевич
КоммерсантЪ
Выбор настоящих "стратегов"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Из-под Utair выбивают землю. Компания может выйти из UTG и аэропорта Сургута
Михаил Барабанов
Взгляд
Главный урок катастрофы "Суперджета"
Анастасия Николаева
Интерфакс
За безопасность полетов
Николай Протопопов
РИА Новости
Дело в трубе. Как самолеты и ракеты обретают форму
Т. Латыпов, А. Кузнецов, А. Лучников, А. Андреев
Бизнес
«Они постоят у ворот и уедут»: Александр Гомзин «заперся» в обнимку с «Альтаиром»
А. Волобуев, Р. Крецул, А. Рамм, И. Цырулева
Известия
Неверный код: почему пилот Superjet не подал сигнал бедствия
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Катастрофа в штатном режиме
Игорь Надеждин
Lenta.ru
Огненный след

ТАСС
Компания ILS выходит на рынок космического туризма в США
А. Рамм, Р. Крецул, А. Волобуев, И. Цырулева
Известия
Черная полоса: появилась новая версия катастрофы в Шереметьево
А. Галанина, М. Недюк, П. Панов, А. Григорьев
Известия
Экстренный выход: Минтрансу предложили изменить правила эвакуации
Е. Гайва, Н. Козлова, И. Невинная, Н. Ячменникова
Российская газета
Черные ящики рейса SU1492
Валерия Мишина, Александр Черных, Анастасия Курилова
КоммерсантЪ
Тень траура
Дмитрий Серков, Тимофей Дзядко
РБК
Следствие сочло ошибкой экипажа SSJ включенные двигатели и открытое окно

Газета.ru
Жесткая посадка: пожар в российском авиапроме
С. Машкин, Н. Сергеев, А. Соковнин, О.Рубникович, И. Сафронов
КоммерсантЪ
Разбор посадки
Александр Плеханов
Популярная механика
Детеныш «кукурузника»: почему провалился Ан-3
Александр Александров
КоммерсантЪ
Имущество «дочки» МиГа оценят в апелляционном порядке
Кристина Бочарникова
Интерфакс
Причины трагедии
Дмитрий Федюшко, Роман Азанов
ТАСС
"Ил" расправляет крылья. Каковы его перспективы на мировом рынке авиатехники
Иван Сафронов, Герман Костринский, Алексей Соковнин
КоммерсантЪ
Superjet сгорел при посадке
Сергей Фадеичев
Взгляд
Главные проблемы «Суперджета» вовсе не в качестве
Андрей Меньшенин
Фонтанка
Молниеносный пожар. Как за полчаса полет Суперджета «Аэрофлота» превратился в катастрофу
Мария Кокорева
РБК
Минфин предложил просившим денег на топливо авиакомпаниям урезать флот
Антон Благовещенский, Юлия Кривошапко, Екатерина Ясакова
Российская газета
Шеф, взлетай!
Георгий Мосалов, Анна Лушникова
RT
«Компания получает стабильную прибыль»: глава «ЮТэйр» опроверг данные о рисках прекращения полётов из-за долгов
Александр Ермаков
Известия
Открывая американское небо: что может новый российский авиаразведчик
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
«Прометей» готов к огню: Ключевые элементы С-500 прошли финальные испытания
Анастасия Николаева
Интерфакс
Долги полетам не помеха
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Технологии оборонки – в гражданское авиастроение

РИА Новости
Эксперт оценил реакцию авиарынка на возможное прекращение полетов Utair
Роман Барский
Наука и техника
F-35: «управление программой неадекватно». Отчет аудиторов и брань главы Пентагона
Роман Барский
Наука и техника
Полный цикл производства самолетов семейства Ан-148/Ан-158. ГП «Антонов» выкупает оснастку
Илья Крамник
Известия
Повелители морей: чем опасны современные авианосцы
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Госавиацию просят заплатить за взлет

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer