Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Черная полоса: появилась новая версия катастрофы в Шереметьево


7 мая 2019 года А. Рамм, Р. Крецул, А. Волобуев, И. Цырулева, Известия


Причинами крушения самолета Sukhoi Superjet-100 авиакомпании «Аэрофлот» в Шереметьево могли стать недостаточная квалификация пилотов и специалистов, проводивших техосмотр судна, а также неисправность самого лайнера и неблагоприятные метеоусловия, заявили в Следственном комитете России. Но по словам источников «Известий» в авиастроительной отрасли, одной из причин катастрофы стал сбой в работе интерцепторов и воздушных тормозов во время снижения. Эти элементы конструкции крыла лайнера необходимы для гашения скорости. Однако 5 мая, когда пилоты решили экстренно посадить самолет, они не сработали в полную силу.

Смертельная вертикаль

Следователи СКР отрабатывают несколько версий авиакатастрофы пассажирского самолета Sukhoi Superjet-100 авиакомпании «Аэрофлот», произошедшей в аэропорту Шереметьево вечером 5 мая. Среди них –– недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна, а также неблагоприятные метеоусловия. По словам источников «Известий» в авиастроительной отрасли, еще одной причиной катастрофы стало недостаточное использование интерцепторов (механизмов, предназначенных для управляемого уменьшения подъемной силы на крыле) и воздушных тормозов во время снижения. В результате непосредственно над посадочной полосой у самолета оказалась слишком высокая вертикальная скорость, что и привело к разрушительному удару о ВПП.

— Предстоит определить, что стало причиной недостаточного использования интерцепторов и воздушных тормозов при снижении самолета, — рассказал один из собеседников «Известий». — Это мог быть технический сбой систем самолета. В таком случае они не позволили штатно применять интерцепторы и воздушные тормоза.

Также одной из причин крушения могла стать и ошибка пилотов. Самолет заходил на посадку практически с полными топливными баками. Непосредственно на глиссаде (траектория полета летательного аппарата, по которой он снижается непосредственно перед посадкой. — «Известия».) экипажу нужна была большая горизонтальная скорость, чтобы самолет не вошел в сваливание. Поэтому при ее выстраивании пилоты минимально использовали интерцепторы, чтобы не потерять горизонтальную скорость, предположил источник.

Интерцепторы представляют собой щитки, расположенные на верхней поверхности крыла. При необходимости снизить скорость их поднимают, тем самым понижая подъемную силу. Кроме того, при использовании интерцепторов улучшается поперечная управляемость самолета.

Воздушные тормоза находятся рядом с интерцепторами ближе к фюзеляжу и конструктивно выглядят так же. В отличие от интерцепторов, они не используются для поперечного управления, но их синхронный выпуск дает возможность энергичнее затормозить воздушное судно. Это используется при гашении скорости как в воздухе, так и на земле.

Интерцепторы и воздушные тормоза используются в воздухе до того, как самолет заходит на глиссаду, пояснил «Известиям» Герой России, летчик-испытатель Роман Таскаев. Если этого не сделать вовремя, судно идет на посадку на большой скорости, и возможностей снизить ее на заключительном этапе остается немного.

По словам источника «Известий» в отрасли, экипаж, скорее всего, принял решение об отказе использования интерцепторов из опасений, что самолет после снижения скорости потеряет подъемную силу. Судя по всему, лайнер коснулся взлетно-посадочной полосы с большой вертикальной скоростью, что и привело к крушению.

— Чем больше вертикальная скорость при касании полосы, тем выше вероятность разрушения конструкции, — рассказал «Известиям» Роман Таскаев. — А скорость полета в воздухе на этапе предпосадочного планирования зависит от веса самолета. Чем больше вес, тем выше должна быть скорость, чтобы не падать. Самолет шел с большой посадочной массой, наполненный топливом. Если у судна большой вес и летчик вынужден держать высокую скорость, тогда возникает необходимость применять воздушный тормоз на пробеге.

Отказ от закупок

Как сообщили «Известиям» представители компании-производителе лайнера –– «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС, входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию»), с 2011 года было собрано 164 лайнера Sukhoi Superjet-100, но в настоящее время эксплуатируются 139. Еще 100 самолетов должны быть поставлены «Аэрофлоту» в 2019–2026 годах. По словам представителя ГСС, условия этого контракта не пересматривались.

«Аэрофлот», согласно данным реестра Росавиации, является самым крупным заказчиком и эксплуатантом самолета — в парке авиакомпании сегодня 50 воздушных судов. Еще 15 машин у авиакомпании «Ямал», у «Газпром авиа» и «Азимута» — по девять самолетов, у «ИрАэро» — семь лайнеров, у «Якутии» — четыре, у «Северстали» — три самолета. Также SSJ-100 есть в парке МЧС, Специального летного отряда «Россия» и компании «Русджет».

Крупнейший зарубежный заказчик лайнера — мексиканская InterJet, подписавшая в 2011 году контракт на 30 машин. Впрочем, в начале 2019-го стало известно, что договор будет выполнен лишь частично — компания отказалась от закупки восьми воздушных судов. Еще один зарубежный заказчик — ирландская CityJet — также решила прекратить эксплуатацию SSJ-100.

— Мировая практика такова, что если есть сомнения в технической надежности самолета — в данном случае это отказ электроники и связи, проблемы со стойками шасси — то его эксплуатация приостанавливается до выяснения причин ЧП. Это было бы разумно, если исходить из интересов пассажиров, — пояснил «Известиям» аналитик «Финама» Алексей Калачев.

В качестве примера эксперт привел ситуацию с Boeing 737 MAX, полеты на котором остановили до официального объявления причин катастроф в Индонезии и Эфиопии. Он добавил, что у самолета SSJ-100 невысокий налет часов по сравнению с иностранными конкурентами, авиакомпании «неохотно приобретают его».

Финансовые потери

В понедельник министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что его ведомство пока не видит оснований для приостановки полетов самолетов Sukhoi Superjet-100. Если же в ходе расследования авиакатастрофы появятся весомые причины для запрета полетов SSJ-100, то это может обернуться серьезными проблемами для авиакомпаний.

Для авиакомпаний в сезон отпусков приостановка полетов SSJ-100 грозит большими финансовыми потерями, считает Алексей Калачев. Каждый отмененный рейс, по его оценкам, сократит выручку авиакомпании на 1,5–2,5 млн рублей в зависимости от загрузки борта. Но в целом негативный эффект для отрасли не будет большим: в критической ситуации окажутся «Азимут» (весь флот состоит из Superjet), «Ямал» (15 самолетов из 22) и «ИрАэро» (половина бортов — SSJ 100).

По словам старшего партнера адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрея Кузьмина, поставщик SSJ-100 должен обеспечить надлежащее качество самолета и отсутствие скрытых недостатков.

— Если выясняется, что SSJ был произведен с недостатками либо имеет какой-то системный дефект, то производитель должен либо за свой счет устранить недостатки самолета, либо вернуть деньги. По общему правилу производителем должны быть возмещены все убытки, причиненные ненадлежащим качеством, а это значит, все потери авиакомпаний, — сказал он.

В прошлом году стало известно и о проблемах с двигателями SSJ-100, рассказал «Известиям» источник в авиаотрасли, знакомый с самолетом. Лайнер комплектуется двумя двигателями SaM146, они производятся совместным предприятием российской «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) и французской Safran — Powerjet. По словам источника, проблемы с двигателем возникали в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо. В специальных камерах двигателя уже после 2–4 тыс. часов полета могли появляться трещины.

В ГСС отказались комментировать условия компенсации авиакомпаниям до объявления итогов расследования катастрофы в Шереметьево.

Пока следствие не называет какой-либо основной версии случившегося. Найденные на месте катастрофы «черные ящики» отправлены на расшифровку в МАК.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Галина Пономарева
Военно-промышленный курьер
Разбор пилотов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Рейс МН-17: вещдоки против разведданных
Михаил Стрелец
Военно-промышленный курьер
Генерал, вышедший из авиашколы с квалификацией победителя
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Ускоренный взлет: будущих летчиков посадят за штурвал на год раньше
Сергей Карпачев
Военно-промышленный курьер
"Ильюшин" слетел с катушек
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
ВЭБ попросил 70 млрд руб. из бюджета на поставку Superjet для "Аэрофлота"
Светлана Гомзикова
Свободная пресса
Продажа "Мотор Сич": Украина пытается хитрить и с Китаем, и с Америкой
Елена Мотренко
Известия
Ан, нет: почему мы до сих пор летаем на "кукурузниках"



Олег Корякин
Российская газета
Су-35 против F-15EX: российский истребитель сравнили с американским
Роман Азанов
ТАСС
"Помню запах, взлет и цвета…" Астронавт NASA Анна Фишер — почему женщины летают к звездам
Александр Буланов
Известия
Просто в космос: в России создадут ракету для бюджетных запусков
Владимир Добрынин
Известия
Пальцем в небо: почему военный Airbus "теряет высоту"
Мария Кокорева
РБК
Utair рассчитывает подняться на Boeing MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Для местных авиалиний
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
В связи с открывшейся госизменой
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Без авианосцев, но с пилотами.
Татьяна Байкова, Эльнар Байназаров
Известия
Плати, но не сейчас: Тегеран не компенсировал Киеву сбитый Boeing
Антон Лавров
Известия
Воздушный гамбит: США жертвуют самолетами, чтобы получить преимущество
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge продлевает карантин
Владислав Скобелев, Александра Посыпкина
РБК
Бывшая «дочка» «Ростеха» протестирует почтовые беспилотники на Урале
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
Шереметьево смотрит в частную сторону

Вести.ru
Отлетались: 12 авиакомпаний, которые прекратили работу за последний год
Оксана Сотник
РБК
"Ростех" прокомментировал иск из-за разработанных в Казани самолетов
Наталья Пономарева
Интерфакс
"Дочка" у "дочки"
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Одним Махом: Россия разрабатывает оружие против гиперзвуковых ракет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Звания — сила: летчикам-испытателям добавят звезд на погонах
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
В тундру со своим аэродромом
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-5Е побеждал МиГ-23 в мелочах
Владлена Клюшина
Красная звезда
Породнённый с небом
Роман Азанов
ТАСС
Какую российскую авиатехнику покупают страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Борьба за дрон
Павел Брунтальский
Военно-промышленный курьер
Геройские Илы Керченского пролива
Мария Кокорева
РБК
Власти предложили выплатить компаниям 1,6 млрд рублей за отмену полетов в Китай
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" повез против рынка. Пассажиропоток крупнейшей компании упал на фоне общего роста
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Россия подтянула контейнеры
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Пятое поколение выбивают: вертолеты Ми-28НМ превратят в истребители
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Помеха сверху: в армии созданы отряды по борьбе с дронами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Инновации для авиации
Роман Азанов, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Что оружейная выставка Defexpo India 2020 принесла России
Ярослава Костенко
Известия
Приняли внутрь: отдых в России дорожает перед праздниками
Инна Сидоркова
РБК
Прокуратура уличила куратора приемки элементов С-400 в поездке в Париж
Мария Старикова, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Пассажиры наши меньшие
Иван Якунин
КоммерсантЪ-FM
Мошенники обосновались между терминалами аэропорта
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Сборы не утихнут: ФАС хочет снять регулирование тарифов в аэропортах
Юрий Авдеев
Красная звезда
Создаётся новое поколение тренажёров
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
"Кузнецову" многая лета
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Электронная коммерция раздувает Жуковский

ТАСС
Крупнейшая оборонная выставка Индии DefExpo 2020 открывается в штате Уттар-Прадеш
Наталья Башлыкова, Александр Волобуев
Известия
Взлетно-полосатые: котам предлагают покупать места в самолетах
Булат Баширов
КоммерсантЪ-Уфа
Высокая культура убытка. "Аэрофлот" предъявил аэропорту Уфы претензии за инцидент 2017 года

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer