Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шагающие авианосцы


18 июня 2019 года Александр Шитов, Военно-промышленный курьер


Тяжелый авианосец под шифром «Проект 003» с ядерной силовой установкой Китай строит, накопив опыт работ над кораблями этого класса по скопированным советским технологиям. ЯСУ и электронная система управления движением позволят на высокой скорости преодолевать огромные расстояния. Кроме того, на авианосце будут установлены электромагнитные стартовые катапульты, обеспечивающие взлет истребителей нового поколения, модернизированы другие системы вооружений и собственно полетная палуба.

Авианосный флот – одна из частей «китайской мечты», концепции развития современного Китая, о которой впервые заявил в ноябре 2012 года генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин. В стратегии великого возрождения нации два ключевых рубежа: полное построение общества достатка к столетию КПК в 2021 году и создание могучего, демократичного, просвещенного, гармоничного современного социалистического государства к столетию КНР в 2049-м.
 
В период «столетия позора» – со времен поражения Китая в «опиумных войнах» в середине ХIX века до образования КНР в 1949-м – угроза безопасности стране неизменно исходила с океанских направлений, подчеркивается в статье от 27 апреля 2017 года на сайте «Цю Ши» («Поиск истины»), посвященной состоявшейся накануне церемонии спуска на воду на судоверфи Даляня второго для ВМС НОАК и первого целиком своего авианосца проекта 001А. Державе с материковой береговой линией более 18 тысяч километров и акваторией три миллиона квадратных километров жизненно необходим могучий океанский флот, способный защитить национальные интересы и стратегические морские коммуникации.
 
От мечты к проекту
 
Отцом современного ВМФ и авианосного флота в Поднебесной называют бывшего командующего ВМС НОАК (август 1982-го – 1988-й), бывшего зампредседателя Центрального военного совета КПК (ноябрь1989-го – сентябрь 1997-го), бывшего зампредседателя ЦВС Военного совета КНР (март 1990-го – март 1998-го), в прошлом одного из пяти членов высшего руководства КПК и КНР – Постоянного комитета политбюро ЦК КПК (октябрь 1992-го – сентябрь 1997-го) адмирала ВМС НОАК Лю Хуацина (1916–2011). На посвященной ему странице крупнейшей глобальной сетевой энциклопедии на китайском языке «Бай Ду Бай Кэ» («Сто знаний, сто наук») сообщается: в начале 80-х стало понятно, что для парирования угроз имеющихся у КНР на тот момент средних и малых боевых кораблей и авиации берегового базирования явно недостаточно – для проведения операций в удаленных районах Мирового океана ВМС НОАК должны обладать не только атомными субмаринами с баллистическими ракетами, но и палубной авиацией. Обсуждение идей Лю Хуацина о создании авианосного флота началось в КНР в годы седьмой пятилетки (1986–1990), в восьмой (1991–1995) сделаны конкретные научно-технические разработки по теме, а к 2000 году появился первый проект. Выступая за необходимость оснащения ВМС НОАК авианесущими кораблями, Лю Хуацин не ставил целью конкурировать с США и СССР. С его точки зрения, главными задачами должны были стать возвращение Тайваня под юрисдикцию КНР, решение спора из-за островов Наньша (Спратли) в пользу Китая, повышение его военно-политического авторитета и влияния.
 
До цели – четыре шага
 
14 октября 2018 года в посвященном военным вопросам разделе сайта «Синь Лан» («Новая волна»), ориентированного на общение китайских диаспор всего мира, появилась статья «Коротко о стратегии четырех шагов: конечная цель – создание авианосца с ядерной силовой установкой и электромагнитными стартовыми катапультами». Первым шагом, по мнению автора, стала глубокая модернизация приобретенного в 1998 году на Украине и прибывшего на буксире в Китай 3 марта 2002 года недостроенного советского авианосца «Варяг» водоизмещением 60 тысяч тонн с неядерной силовой установкой. В 2005-м его поставили к стенке верфи в Даляне, примерно семь лет доделывали и в итоге приняли на вооружение ВМС НОАК как авианосец «Ляонин». Затем, взяв за основу советскую технологию, в ноябре 2013-го там же начали строительство собственного корабля с неядерной силовой установкой. Менее чем за четыре года проект 001А был реализован.
 
Автор сообщает, что хотя корпус и водоизмещение мало отличаются от характеристик «Ляонина», при разработке применялись более совершенные технологические решения. Например, паротурбинная силовая установка «тип 453», созданная китайскими специалистами. Третий шаг – на опыте строительства двух авианосцев по скопированным советским технологиям на верфях Шанхая заложен проект 002 с неядерной силовой установкой. Он будет более габаритным, водоизмещением порядка 70 тысяч тонн, для палубных истребителей предполагаются стартовые катапульты (на обоих предшественниках взлет происходит с трамплина). По мнению автора, с учетом специфики развития вооружений в Китае по принципу «все для надежности» и «маленькими шажками быстрее идешь» никто не станет торопить события. Скорее всего на полетной палубе третьего авианосца будут установлены простые в производстве традиционные паровые стартовые катапульты.
 
Но 2 декабря 2018 года на сайте «Экспресс-новости» опубликована статья «Третий авианосец Китая: при строительстве возникли проблемы», в которой говорится, что ввод в строй проекта 002 к 70-й годовщине образования КНР 1 октября 2019 года может и не состояться. Помехой стали финансово-экономические ограничения, обоснованные торговой войной между США и КНР, и ряд технических проблем, связанных с коротким сроком службы авиадвигателей китайских палубных истребителей «Цзянь-15». Самолет, как считают большинство специалистов, был разработан на основе советского опытного Т-10К-7 (прототипа Су-33), купленного китайцами на Украине в 2001 году. Однако другие эксперты полагают, что «Цзянь-15» – скопированный с советского Су-27 «Цзянь-11В» в усовершенствованном варианте. Здесь же утверждается, что на авианосце под шифром «Проект 002» будут установлены не паровые катапульты, а электромагнитные системы запуска EMALS.
 
8 января 2019 года в военном разделе сайта «Синь Лан» размещена статья «Направление развития китайского авианосного флота: испытание двух новых самолетов палубной авиации». Как предполагает автор, если в ближайшее время корабль официально войдет в строй, вполне возможно, на нем начнут тестировать палубные истребители нового поколения «Цзянь-31» и самолет ДРЛОиУ «Кунцзин-600», работа над которыми в завершающей стадии.
 
Асы на перспективу
 
13 февраля 2019 года на сайте «Соу Ху» («Охота на лис») опубликована статья «Почему в Китае один за другим построили два авианосца? Потому что меньшее количество недостаточно для прикрытия стратегических атомных подводных лодок». Полемизируя с американскими экспертами, считающими, что китайские ПЛАРБ проектов 093 и 094 не смогут скрытно выйти в районы нанесения удара, автор отмечает: одна из основных задач авианосного флота КНР – выход в Тихий океан, чтобы прикрыть позиционные районы, откуда стратегические АПЛ способны отстреляться ракетами. И добавляет, что «Ляонин» может не только бороться с кораблями и субмаринами противника, но и нести миссию боевого управления и разведки с использованием, в частности, палубных истребителей «Цзянь-15» и противолодочных вертолетов «Чжи-8». Сильной стороной ВМС НОАК названо значительное число подготовленных пилотов палубной авиации. Поэтому флот располагает хорошей кадровой базой на перспективу. Хотя летчиков палубной авиации необходимо готовить больше, поскольку на «Ляонине» может базироваться как минимум 24 палубника «Цзянь-15», а на втором предполагается до 30 единиц и в дальнейшем вероятно базирование истребителей «Цзянь-31».
 
Автор считает, что в настоящее время состава палубной противолодочной авиации недостаточно для полного подавления американских атомных субмарин. Но когда в ВМС НОАК создадут две авианосные ударные группы (АУГ), на одном флагмане разместят главным образом палубные «Цзянь-15» для противодействия американским патрульным противолодочным «Боингам» Р-8 «Посейдон», на другом сконцентрируют авиацию для уничтожения ПЛАРБ.
 
В настоящее время задачи борьбы с АПЛ выполняют большие ракетные эсминцы ВМС НОАК «тип 055», проходит испытания противолодочная модификация палубного вертолета «Чжи-20». Боевой радиус «Цзянь-15» таков, что он способен прикрыть 500-километровую зону вокруг авианосца, защиту в 300-километровом радиусе обеспечивают противолодочные вертолеты. Таким образом, «Ляонин» и проходящий ходовые испытания второй авианосец способны решать разнообразные задачи на большом удалении от берегов материкового Китая. Содержание стратегии развития авианосного флота Китая свидетельствует, что главным направлением военно-политического внимания КНР остается Азиатско-Тихоокеанский регион и это, вероятно, надолго.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer