Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Первый Герой советской морской авиации


19 июня 2019 года Андрей Калий, Красная звезда


В Москве и Вологде отмечают 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза, командира полка, первым бомбившего Берлин в августе 1941 года, Евгения Николаевича Преображенского, генерал-полковника авиации.

Отрадно, что нынешнее поколение граждан России помнит и чтит имена героев, которые, не считаясь ни с чем, рискуя собственной жизнью, сражались с фашистской Германией. В плеяду победителей золотыми буквами вписано и имя Евгения Николаевича Преображенского. Под его командованием 8 августа 1941 года полк дальних бомбардировщиков морской авиации совершил первый налёт на Берлин.
 
К августу 1941 года обстановка на всех фронтах оставалась крайне сложной. Руководство страны и армии понимало: нужна операция, способная поднять боевой дух красноармейцев на фронтах. Было решено нанести удар в самое сердце агрессора – Берлин, по стратегическим объектам, расположенным в столице фашистской Германии. Однако при подготовке операции возникли немалые сложности. Во-первых, необходимо было определить аэродром, который располагался бы не далее, чем в 900 километрах от Берлина, во-вторых, тщательно подготовить самолёты к дальнему перелёту. По отзывам советских авиационных специалистов, бомбардировщик ДБ-3 был машиной надёжной. Советские лётчики до войны установили на нём много рекордов по дальности полётов. Но они летали в мирном небе, и самолёты были специально подготовлены к ним, а как поведут себя машины с полной бомбовой загрузкой, никто не знал. Также необходимо было сформировать экипажи из физически выносливых и опытных лётчиков, потому что лететь предстояло на высоте около 6000 метров. Сложность была и в том, что бомбардировщики нужно было вести в ночное время над морем вне видимости земли, то есть без всяких ориентиров. Но, как потом оказалось, все эти задачи не стали для экипажей неразрешимыми. В успехе предстоящей бомбардировки гитлеровского логова не сомневались и в Ставке ВГК.
 
7 августа 1941 года командиру 1-го минно-торпедного авиационного полка Балтийского флота полковнику Евгению Преображенскому поступил приказ о проведении задуманной операции. Выбор Ставки был не случайным. За первые недели войны полк проявил себя, успешно проведя бомбардировки вражеских группировок на северо-западе, а его командир полковник Евгений Преображенский зарекомендовал себя волевым командиром и опытным военным лётчиком.
 
Евгений Николаевич Преображенский родился 22 июня 1909 года в селе Волокославинское Новгородской губернии в семье сельских учителей. С детства он мечтал о полётах. Однажды о своих мечтаниях он рассказал отцу. Тот улыбнулся и решил, что это всего лишь детский романтизм. Ему больше хотелось, чтобы сын пошёл по его профессиональной стезе и стал учителем. Неоднократно Преображенский старший рассказывал сыну, что учить людей – самое благородное призвание, и в конечном итоге убедил Женю в этом: после окончания школы тот поступил в педагогический техникум. С третьего курса Череповецкого педагогического техникума Евгения призвали на флот, а через два года он окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА. Затем, в 1930 году, – Высшую школу красных морских лётчиков в Севастополе. С июля 1930 года он – младший лётчик 62-й отдельной авиационной эскадрильи, командир корабля. Ещё через три года военлёт успешно прошёл обучение на курсах усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского в Москве.
 
С апреля 1936 года Преображенский – командир 105-го авиа­ционного отряда, а с июня того же года – командир 25-й авиационной эскадрильи. Служба ладилась: ещё через два года Евгений помощник командира 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота, а в августе назначен командиром 4-й эскадрильи полка авиации Военно-морского флота.
 
Отважный командир не жалел себя и личным примером показывал подчинённым, как можно и надо бить врага. Не раз он выходил победителем из, казалось бы, непредсказуемых ситуаций, целым и невредимым возвращался на аэродром
 
В декабре 1939 года Евгению Николаевичу доверили командование 57-м бомбардировочным авиационным полком ВВС Краснознамённого Балтийского флота, во главе которого он участвовал в советско-финляндской войне. Указом от 7 февраля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество» Евгения Преображенского наградили орденом Ленина.
В начале Великой Отечественной войны лётчика-орденоносца назначили командиром 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады морской авиации Балтийского флота, которой суждено было первой нанести бомбовый удар по столице фашистской Германии.
 
Для предстоящей бомбардировки Берлина решили использовать аэродром на острове Эзель (Сарема), одном из крупнейших в Моондзунском архипелаге. Вот как о подготовке операции рассказал в своём очерке «Берлин гасил огни» журналист Вениамин Меркурьев: «Все эти дни командир полка работал с большим напряжением. Похудел, осунулся, но как всегда был энергичен, вникал во все стороны подготовительной работы, требовал оперативности и ритмичности от всех служб полка. Вместе с комиссаром полка Григорием Оганезовым Евгений Николаевич проводил беседы с личным составом».
 
В 22 часа 30 минут 8 августа над аэродромом взвилась красная ракета – это сигнал «запустить моторы». Заработал мотор флагманской машины, которую вёл полковник Преображенский. Вслед за ним выруливали самолёты капитана Плоткина, старшего лейтенанта Трычкова, лейтенанта Дашковского, и уже буквально через несколько минут все самолёты поднялись в небо и взяли курс на Берлин.
 
«Ревут моторы, самолёты круто набирают высоту. За бортом температура понижается до минус 45 градусов. Леденящий холод заползает под меховую одежду, обжигает тело. Преображенский замечает: светлые пятна на металлических частях кабины багровеют. Это первый признак нехватки кислорода. Руки сами тянутся к кислородному крану. Кислородное голодание чувствуют все члены флагманского экипажа. Приборы не могут возместить недостаток кислорода. Взахлёб дышит стрелок Рудаков, липкая кровь струится из ушей Преображенского и Хохлова. Вытирает рукавицей кровь под носом радист Кротенко…».
 
Через 3 часа полёта над морем группа подошла к границе Германии. Группу неоднократно обнаруживали посты наблюдения и оповещения германской ПВО, но всё время принимали самолёты за свои. Один раз даже подсветили сигнальными огнями посадочную полосу одного из аэродромов для облегчения посадки. Немцы даже не могли предположить, что Советский Союз способен провести столь дерзкую операцию. Вскоре флагманский самолёт Е.Н. Преображенского уже бомбил Штеттинский вокзал, где были сосредоточены военные поезда, отправляемые на Восточный фронт.
 
Группа бомбардировщиков Преображенского не только разбомбила стратегические объекты в Берлине, но также сбросила на улицу города несколько тысяч листовок. Бомбовой удар был настолько внезапным и стремительным, что немецкая зенитная оборона вначале не подавала признаков жизни. Только после того, как полковник сообщил на свою базу: «Моё место – Берлин, задание выполнил, иду обратным курсом», вразнобой заработали немецкие зенитки, засновали по небу прожекторы. К счастью, бомбардировщики не пострадали и все вернулись на базу.
 
По возвращении авиагруппы И.В. Сталин поздравил лётчиков с выполнением боевого задания. В тот же день, 8 августа, он подписал приказ № 0265 «О поощрении участников бомбардировки города Берлина». В нём говорилось: «В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. Пять самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте, по 2 тысячи рублей».
 
За этот подвиг полковнику Евгению Преображенскому 13 августа 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 530). Он стал первым Героем Советского Союза в частях морской авиации.
 
Всего начиная с 7 августа 1941 года авиационная группа полковника Е.Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз. Последний вылет состоялся 4 сентября 1941 года. Комполка лично принимал участие в полётах. За этот период боевых действий авиагруппа совершила 86 самолёто-вылетов, 33 самолёта дошли до цели и сбросили на Берлин свыше 36 тонн фугасных и зажигательных бомб и 34 бомбы с листовками.
 
После советских авианалётов домохозяйки Берлина писали своим мужьям на фронт о том, что ­война с Россией уже стоит Германии многих убитых. Вот выдержка из одного такого письма: «…Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор, как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?»
 
Немецкий писатель Олаф Греллер так написал об этих атаках советских лётчиков: «…То, что совершили лётчики Преображенского, до сих пор не удавалось и до 1945 года больше уже никому не удастся: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону, самую сильную и оснащённую, какая только была в 1941 году».
 
тважный командир не жалел себя и личным примером показывал подчинённым, как можно и надо бить врага. Не раз он выходил победителем из, казалось бы, непредсказуемых ситуаций, целым и невредимым возвращался на аэродром. Но однажды военное счастье Евгению изменило. В одном из боевых вылетов самолёт командира полка попал в полосу снежных зарядов. Отказал один из моторов. Пришлось совершить вынужденную посадку на болоте вдали от своих войск. Рядом могли оказаться фашисты. Лётчики готовились к неравной схватке с врагом. Полковник подсчитал патроны, раздал их экипажу. По непролазному снегу, голодные, с тяжёлыми пулемётами на плечах четверо суток добирались советские лётчики в расположение своих войск. Воодушевлённые мужеством командира, члены экипажа и на этот раз с честью выдержали испытание.
 
Всего начиная с 7 августа 1941 года авиационная группа полковника Е.Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз
 
Весной 1943 года Е.Н. Преображенского перевели начальником штаба ВВС Северного флота. Авиация флота наносила удары по немецким конвоям, топила вражеские транспортные корабли и смело сражалась с истребителями люфтваффе в воздушных боях. В одном из таких боёв был сбит немецкий ас Рудольф Мюллер из авиаотряда немецких истребителей под названием «Гордость Германии». Той же весной подчинёнными генерала Преображенского был сбит ещё один ас – Фальдик. За шесть месяцев 1943 года в воздушных боях лётчики-североморцы сбили 111 фашистских самолётов.
 
В сентябре 1944 года Преображенского назначили командующим авиацией Северного флота. В конце месяца Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение: силами войск Карельского фронта и Северного флота освободить оккупированные врагом северо-западные территории Заполярья, в том числе и район Печенги. Лётчики-североморцы бомбили береговые базы, уничтожали технику и живую силу врага. Петсамо-Киркенесская операция закончилась разгромом группировки фашистских войск в Заполярье, освобождением печенгской земли, положила начало освобождению от фашистского ига Норвегии. В приказе Верховного Главнокомандующего от 1 ноября 1944 года отмечалось, что в боях за освобождение Печенгской области отличились войска генерал-лейтенанта Щербакова, генерал-майора Абсалямова, моряки контр-адмирала Михайлова, контр-адмирала Фокина, танкисты генерал-лейтенанта танковых войск Кононова, лётчики генерал-лейтенанта авиации Соколова, генерал-майора авиации Преображенского.
 
есной 1945 года Евгений Николаевич был переведён на Дальний Восток заместителем командующего авиацией Тихоокеанского флота, затем принял командование авиацией флота. С первых дней войны с Японией дальневосточные лётчики активно поддерживали боевые действия сухопутных войск, делали самостоятельные вылеты. Авиаторы-тихоокеанцы били японских самураев при отходе их из корейских портов Расин, Сейсин, высаживали воздушные десанты на территории врага. 25 августа 1945 года под командованием генерал-лейтенанта авиации Е.Н. Преображенского 59 летающих лодок приводнились в бухте Порт-Артура. Лётчики подняли над городом советский флаг.
 
После войны, в 1949 году, Е.Н. Преображенский принял пост командующего ВВС Военно-морского флота СССР. Десять лет он достойно служил на этой должности. Потом был назначен генеральным инспектором Министерства обороны СССР, однако тяжёлая болезнь не позволила продолжать службу. В октябре 1963 года Евгения Николаевича не стало. Ему было 53 года.
 
* * *
 
В Москве, на Новодевичьем кладбище, Герою Советского Союза Е.Н. Преображенскому установлен памятник. На барельефе изображены крутые морские волны и безбрежное небо — символ дружбы отважного человека с двумя стихиями. Имя Евгения Николаевича Преображенского носят теплоход Северного речного пароходства, средняя школа в селе Волокославенском Вологодской области, где родился и вырос Герой.
 
В этом году в Москве и на малой родине Героя пройдут тожественные мероприятия, посвящённые 110-летию Евгения Николаевича.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Николай Проценко
EADaily
Лети, но не сейчас: авиапассажирам предлагают сыграть в ваучерную пирамиду
Светлана Баева
РИА Новости
Срочно бронировать? Как меняются цены на авиабилеты по России
Антон Лавров Роман Крецул
Известия
Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков
Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Инна Сидоркова
РБК
Пандемия подтолкнула "Почту России" к идее об увеличении парка самолетов
Светлана Ментюкова, Екатерина Петрова
Российская газета
Выходной билет
А.Рамм, Р. Крецул, А. Лавров, Б. Степовой
Известия
Экипажи по-флотски: для российских вертолётоносцев подбирают команды
Виктор Османов
БИЗНЕС Online
"Жесткая посадка – 2019": продажи вертолетов КВЗ рухнули вдвое до антирекордных 27 единиц
Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титанический сдвиг



Рузана Ахмеджанова, Мария Абакумова
Forbes
Бизнес-джеты "типа маршрутки": как богатые россияне добираются до зарубежных вилл в пандемию
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Налогоплательщикам США хотят "впарить" 240 бомбардировщиков B-21 Raider
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Полярным ветром: в Арктику летят "морские охотники"
Елена Ганжур
Forbes
На отдых со скидкой до 50%: в России резко упали цены на авиабилеты
Мария Амирджанян
ТАСС
Без антисептика не летают. Как пандемия изменила мировые правила пассажирских перевозок
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Выйдет "Супер-Сухим": истребитель Су-57 ожидает модернизация
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Под крышей дыма своего: вертолёты спецназа получат надежную защиту
Герман Костринский
КоммерсантЪ
В заграницах разумного. Возобновление международных полетов предложено начать с СНГ
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Холодная игра: стратегическая авиация США активизировалась в Арктике
Ольга Самофалова
Взгляд
Когда россияне смогут отдыхать за границей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиакомпании срывают джет-пот
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"
Мария Игнатова, Екатеринбург; Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титан готовят к остановке. "ВСМПО-Ависма" может прекратить выпуск осенью
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" может стать более государственным
Александр Воробьев
Ведомости
"Дочка" ОАК подала иск к своему бывшему гендиректору
Мария Кокорева
РБК
Мировые авиаперевозки восстановились до 65% от докризисного уровня
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Англичане молчали": как Ту-104 удивил Запад
Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Дроны замерли над ресторанами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Тяжелые беспилотники нацелили на рынок
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
От винта до дрона: российские вертолеты будут управлять беспилотниками
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Самолет на прокачку: Минобороны намерено модернизировать свои Су-34
Александр Ермаков
Фонтанка
На одном крыле. Почему "Почта России" опустила железный занавес для международных посылок
Дмитрий Рoгозин
Forbes
"Это их война, а не наша": Дмитрий Рогозин ответил на запуск Crew Dragon Илона Маска
Александр Волобуев
Известия
Перелетные петиции: к делу о сгоревшем SSJ предложили привлечь присяжных
Стражи неба и моря
Красная звезда
Стражи неба и моря
Александр Емельяненков
Российская газета
"Жеребец" Ла-7 и три звезды: летчик Иван Кожедуб родился 100 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
"Без боя не уйду". Как летчик-ас Кожедуб сбивал вражеские самолеты
Геннадий Мельник
Парламентская газета
Пассажиры просят не вводить ваучеры вместо авиабилетов
Артур Карлов
Forbes
Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Команда — огонь: военная авиация поможет тушить лесные пожары
Яна Шамаева
Российская газета
Воздушный силач: как вертолет Ми-6 стал легендой
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Истребители в помощь подводным лодкам
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
"Охотник" на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

Вести.ru
В туалет только с бортпроводником: эксперт рассказал о новых правилах полетов
Арсений Замостьянов
Известия
Стартовые условия: легенды и правда о Байконуре
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" ушел в коронаминус
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Отлетная статистика
Роман Азанов
ТАСС
Байконур: история первого космодрома планеты
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Захват дрона: военных летчиков обучат уничтожать беспилотники
Михаил Котов
Известия
Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon
Владимир Карнозов
ТРК "Звезда"
"Закрытое небо" - самолёты, которых боится Трамп

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer