Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Первый Герой советской морской авиации


19 июня 2019 года Андрей Калий, Красная звезда


В Москве и Вологде отмечают 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза, командира полка, первым бомбившего Берлин в августе 1941 года, Евгения Николаевича Преображенского, генерал-полковника авиации.

Отрадно, что нынешнее поколение граждан России помнит и чтит имена героев, которые, не считаясь ни с чем, рискуя собственной жизнью, сражались с фашистской Германией. В плеяду победителей золотыми буквами вписано и имя Евгения Николаевича Преображенского. Под его командованием 8 августа 1941 года полк дальних бомбардировщиков морской авиации совершил первый налёт на Берлин.
 
К августу 1941 года обстановка на всех фронтах оставалась крайне сложной. Руководство страны и армии понимало: нужна операция, способная поднять боевой дух красноармейцев на фронтах. Было решено нанести удар в самое сердце агрессора – Берлин, по стратегическим объектам, расположенным в столице фашистской Германии. Однако при подготовке операции возникли немалые сложности. Во-первых, необходимо было определить аэродром, который располагался бы не далее, чем в 900 километрах от Берлина, во-вторых, тщательно подготовить самолёты к дальнему перелёту. По отзывам советских авиационных специалистов, бомбардировщик ДБ-3 был машиной надёжной. Советские лётчики до войны установили на нём много рекордов по дальности полётов. Но они летали в мирном небе, и самолёты были специально подготовлены к ним, а как поведут себя машины с полной бомбовой загрузкой, никто не знал. Также необходимо было сформировать экипажи из физически выносливых и опытных лётчиков, потому что лететь предстояло на высоте около 6000 метров. Сложность была и в том, что бомбардировщики нужно было вести в ночное время над морем вне видимости земли, то есть без всяких ориентиров. Но, как потом оказалось, все эти задачи не стали для экипажей неразрешимыми. В успехе предстоящей бомбардировки гитлеровского логова не сомневались и в Ставке ВГК.
 
7 августа 1941 года командиру 1-го минно-торпедного авиационного полка Балтийского флота полковнику Евгению Преображенскому поступил приказ о проведении задуманной операции. Выбор Ставки был не случайным. За первые недели войны полк проявил себя, успешно проведя бомбардировки вражеских группировок на северо-западе, а его командир полковник Евгений Преображенский зарекомендовал себя волевым командиром и опытным военным лётчиком.
 
Евгений Николаевич Преображенский родился 22 июня 1909 года в селе Волокославинское Новгородской губернии в семье сельских учителей. С детства он мечтал о полётах. Однажды о своих мечтаниях он рассказал отцу. Тот улыбнулся и решил, что это всего лишь детский романтизм. Ему больше хотелось, чтобы сын пошёл по его профессиональной стезе и стал учителем. Неоднократно Преображенский старший рассказывал сыну, что учить людей – самое благородное призвание, и в конечном итоге убедил Женю в этом: после окончания школы тот поступил в педагогический техникум. С третьего курса Череповецкого педагогического техникума Евгения призвали на флот, а через два года он окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА. Затем, в 1930 году, – Высшую школу красных морских лётчиков в Севастополе. С июля 1930 года он – младший лётчик 62-й отдельной авиационной эскадрильи, командир корабля. Ещё через три года военлёт успешно прошёл обучение на курсах усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского в Москве.
 
С апреля 1936 года Преображенский – командир 105-го авиа­ционного отряда, а с июня того же года – командир 25-й авиационной эскадрильи. Служба ладилась: ещё через два года Евгений помощник командира 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота, а в августе назначен командиром 4-й эскадрильи полка авиации Военно-морского флота.
 
Отважный командир не жалел себя и личным примером показывал подчинённым, как можно и надо бить врага. Не раз он выходил победителем из, казалось бы, непредсказуемых ситуаций, целым и невредимым возвращался на аэродром
 
В декабре 1939 года Евгению Николаевичу доверили командование 57-м бомбардировочным авиационным полком ВВС Краснознамённого Балтийского флота, во главе которого он участвовал в советско-финляндской войне. Указом от 7 февраля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество» Евгения Преображенского наградили орденом Ленина.
В начале Великой Отечественной войны лётчика-орденоносца назначили командиром 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады морской авиации Балтийского флота, которой суждено было первой нанести бомбовый удар по столице фашистской Германии.
 
Для предстоящей бомбардировки Берлина решили использовать аэродром на острове Эзель (Сарема), одном из крупнейших в Моондзунском архипелаге. Вот как о подготовке операции рассказал в своём очерке «Берлин гасил огни» журналист Вениамин Меркурьев: «Все эти дни командир полка работал с большим напряжением. Похудел, осунулся, но как всегда был энергичен, вникал во все стороны подготовительной работы, требовал оперативности и ритмичности от всех служб полка. Вместе с комиссаром полка Григорием Оганезовым Евгений Николаевич проводил беседы с личным составом».
 
В 22 часа 30 минут 8 августа над аэродромом взвилась красная ракета – это сигнал «запустить моторы». Заработал мотор флагманской машины, которую вёл полковник Преображенский. Вслед за ним выруливали самолёты капитана Плоткина, старшего лейтенанта Трычкова, лейтенанта Дашковского, и уже буквально через несколько минут все самолёты поднялись в небо и взяли курс на Берлин.
 
«Ревут моторы, самолёты круто набирают высоту. За бортом температура понижается до минус 45 градусов. Леденящий холод заползает под меховую одежду, обжигает тело. Преображенский замечает: светлые пятна на металлических частях кабины багровеют. Это первый признак нехватки кислорода. Руки сами тянутся к кислородному крану. Кислородное голодание чувствуют все члены флагманского экипажа. Приборы не могут возместить недостаток кислорода. Взахлёб дышит стрелок Рудаков, липкая кровь струится из ушей Преображенского и Хохлова. Вытирает рукавицей кровь под носом радист Кротенко…».
 
Через 3 часа полёта над морем группа подошла к границе Германии. Группу неоднократно обнаруживали посты наблюдения и оповещения германской ПВО, но всё время принимали самолёты за свои. Один раз даже подсветили сигнальными огнями посадочную полосу одного из аэродромов для облегчения посадки. Немцы даже не могли предположить, что Советский Союз способен провести столь дерзкую операцию. Вскоре флагманский самолёт Е.Н. Преображенского уже бомбил Штеттинский вокзал, где были сосредоточены военные поезда, отправляемые на Восточный фронт.
 
Группа бомбардировщиков Преображенского не только разбомбила стратегические объекты в Берлине, но также сбросила на улицу города несколько тысяч листовок. Бомбовой удар был настолько внезапным и стремительным, что немецкая зенитная оборона вначале не подавала признаков жизни. Только после того, как полковник сообщил на свою базу: «Моё место – Берлин, задание выполнил, иду обратным курсом», вразнобой заработали немецкие зенитки, засновали по небу прожекторы. К счастью, бомбардировщики не пострадали и все вернулись на базу.
 
По возвращении авиагруппы И.В. Сталин поздравил лётчиков с выполнением боевого задания. В тот же день, 8 августа, он подписал приказ № 0265 «О поощрении участников бомбардировки города Берлина». В нём говорилось: «В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. Пять самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте, по 2 тысячи рублей».
 
За этот подвиг полковнику Евгению Преображенскому 13 августа 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 530). Он стал первым Героем Советского Союза в частях морской авиации.
 
Всего начиная с 7 августа 1941 года авиационная группа полковника Е.Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз. Последний вылет состоялся 4 сентября 1941 года. Комполка лично принимал участие в полётах. За этот период боевых действий авиагруппа совершила 86 самолёто-вылетов, 33 самолёта дошли до цели и сбросили на Берлин свыше 36 тонн фугасных и зажигательных бомб и 34 бомбы с листовками.
 
После советских авианалётов домохозяйки Берлина писали своим мужьям на фронт о том, что ­война с Россией уже стоит Германии многих убитых. Вот выдержка из одного такого письма: «…Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор, как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?»
 
Немецкий писатель Олаф Греллер так написал об этих атаках советских лётчиков: «…То, что совершили лётчики Преображенского, до сих пор не удавалось и до 1945 года больше уже никому не удастся: они застали врасплох фашистскую противовоздушную оборону, самую сильную и оснащённую, какая только была в 1941 году».
 
тважный командир не жалел себя и личным примером показывал подчинённым, как можно и надо бить врага. Не раз он выходил победителем из, казалось бы, непредсказуемых ситуаций, целым и невредимым возвращался на аэродром. Но однажды военное счастье Евгению изменило. В одном из боевых вылетов самолёт командира полка попал в полосу снежных зарядов. Отказал один из моторов. Пришлось совершить вынужденную посадку на болоте вдали от своих войск. Рядом могли оказаться фашисты. Лётчики готовились к неравной схватке с врагом. Полковник подсчитал патроны, раздал их экипажу. По непролазному снегу, голодные, с тяжёлыми пулемётами на плечах четверо суток добирались советские лётчики в расположение своих войск. Воодушевлённые мужеством командира, члены экипажа и на этот раз с честью выдержали испытание.
 
Всего начиная с 7 августа 1941 года авиационная группа полковника Е.Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз
 
Весной 1943 года Е.Н. Преображенского перевели начальником штаба ВВС Северного флота. Авиация флота наносила удары по немецким конвоям, топила вражеские транспортные корабли и смело сражалась с истребителями люфтваффе в воздушных боях. В одном из таких боёв был сбит немецкий ас Рудольф Мюллер из авиаотряда немецких истребителей под названием «Гордость Германии». Той же весной подчинёнными генерала Преображенского был сбит ещё один ас – Фальдик. За шесть месяцев 1943 года в воздушных боях лётчики-североморцы сбили 111 фашистских самолётов.
 
В сентябре 1944 года Преображенского назначили командующим авиацией Северного флота. В конце месяца Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение: силами войск Карельского фронта и Северного флота освободить оккупированные врагом северо-западные территории Заполярья, в том числе и район Печенги. Лётчики-североморцы бомбили береговые базы, уничтожали технику и живую силу врага. Петсамо-Киркенесская операция закончилась разгромом группировки фашистских войск в Заполярье, освобождением печенгской земли, положила начало освобождению от фашистского ига Норвегии. В приказе Верховного Главнокомандующего от 1 ноября 1944 года отмечалось, что в боях за освобождение Печенгской области отличились войска генерал-лейтенанта Щербакова, генерал-майора Абсалямова, моряки контр-адмирала Михайлова, контр-адмирала Фокина, танкисты генерал-лейтенанта танковых войск Кононова, лётчики генерал-лейтенанта авиации Соколова, генерал-майора авиации Преображенского.
 
есной 1945 года Евгений Николаевич был переведён на Дальний Восток заместителем командующего авиацией Тихоокеанского флота, затем принял командование авиацией флота. С первых дней войны с Японией дальневосточные лётчики активно поддерживали боевые действия сухопутных войск, делали самостоятельные вылеты. Авиаторы-тихоокеанцы били японских самураев при отходе их из корейских портов Расин, Сейсин, высаживали воздушные десанты на территории врага. 25 августа 1945 года под командованием генерал-лейтенанта авиации Е.Н. Преображенского 59 летающих лодок приводнились в бухте Порт-Артура. Лётчики подняли над городом советский флаг.
 
После войны, в 1949 году, Е.Н. Преображенский принял пост командующего ВВС Военно-морского флота СССР. Десять лет он достойно служил на этой должности. Потом был назначен генеральным инспектором Министерства обороны СССР, однако тяжёлая болезнь не позволила продолжать службу. В октябре 1963 года Евгения Николаевича не стало. Ему было 53 года.
 
* * *
 
В Москве, на Новодевичьем кладбище, Герою Советского Союза Е.Н. Преображенскому установлен памятник. На барельефе изображены крутые морские волны и безбрежное небо — символ дружбы отважного человека с двумя стихиями. Имя Евгения Николаевича Преображенского носят теплоход Северного речного пароходства, средняя школа в селе Волокославенском Вологодской области, где родился и вырос Герой.
 
В этом году в Москве и на малой родине Героя пройдут тожественные мероприятия, посвящённые 110-летию Евгения Николаевича.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Роман Азанов
ТАСС
Как "учат воевать" морские вертолеты. Летчик-испытатель "Камова" о секретах мастерства
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Щит и винт: Калининград защитит новый вертолетный полк
Руслан Мельников
Российская газета
Российский МиГ-35 против F-35 США: СМИ сравнили два истребителя Цитировать в комментарии Сообщить об опечатке
Татьяна Дмитракова
Российская газета
Охота в Охотск
Александр Уткин
Военно-промышленный курьер
Су-15ТМ идет на таран
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Двигатель ПД-14 сделает гражданскую авиацию РФ недосягаемой для санкций США
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Владимир Дергачев
РБК
Треть россиян после катастрофы SSJ захотели летать на западных самолетах
Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?



Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли
Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной
Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков
Наталья Пономарева
Интерфакс
Разбился на полпути
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс просчитает грузинское небо
Наталья Пономарева
Интерфакс
Минимальное наказание
Александр Волобуев
Известия
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Анна Старицкая
360
Самолеты в простое. Как катастрофы 737 MAX ударили по Boeing
Эльнар Байназаров, Дмитрий Лару, Ирэна Шекоян
Известия
Год горы не видать: полеты в Грузию не возобновят до конца 2019-го
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденные меры
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer