Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"


21 июня 2019 года Илья Крамник, Известия


В Париже близится к завершению 53-й авиасалон «Ле-Бурже», и события уже закончившихся бизнес-дней мероприятия позволяют говорить о наличии признаков серьезных предстоящих перемен в мировой авиационной промышленности, структура которой к 2030 году может оказаться совсем иной, чем мы наблюдаем сейчас, перед 2020-м. «Известия» провели свой сеанс гадания на летающих объектах.

Периферия с возможностями
 
Начать стоит с домашних перспектив. Вряд ли имеет смысл обольщаться радужными предчувствиями — во всяком случае, в предыдущие два десятка лет ни один из оптимистических прогнозов так и не сбылся, но свои надежные висты у российского авиапрома есть.
 
Во-первых, конечно, это рынок боевой авиации. Сохранение и развитие собственных ВВС, наличие большого пула традиционных клиентов и преимущества, позволяющие получать контракты как на конкурентных рынках типа индийского, так и в традиционно чужих вотчинах типа Малайзии, Индонезии, стран Латинской Америки и ряде других — всё это позволяет говорить о надежном шансе оставить за собой совокупное второе место после США в списке экспортеров военных самолетов и вертолетов и в ближайшие 10 лет.
 
Во-вторых, это политическая альтернатива. Закупки оружия у США и других стран – лидеров НАТО регулярно оказываются неприемлемыми для многих стран по политическим причинам — включая в первую очередь сомнения в возможности получения запчастей, боекомплекта и прочих необходимых комплектующих в случае, если очередной режим попадет в списки неугодных Западу. С этой точки зрения Россия, не несущая на себе ни бремени «мирового жандарма», ни лидера одного из двух лагерей глобального противостояния, имеет гораздо большую свободу рук в оружейном бизнесе за пределами границ бывшего СССР и активно этим пользуется.
 
В-третьих, постепенная деградация мировой торговли в целом дает большие шансы получить свое на локальных рынках с выстраиванием двусторонних связей при наличии спроса на продукцию партнеров с обеих сторон. Постепенно растущая номенклатура продукции российского авиапрома позволяет делать всё более разнообразные предложения, часть которых будет неизбежно находить своих клиентов.
 
Сюда же стоит отнести и случаи уникальных предложений, когда прямых конкурентов на рынке просто нет — например, гидросамолеты Бе-200, о продаже которых в США для борьбы с лесными пожарами было объявлено на «Ле-Бурже», или сверхтяжелые вертолеты Ми-26.
 
При этом напомним, что по парижскому авиасалону оценивать перспективы отечественного авиапрома некорректно: в силу сложившейся политической конфигурации это всё же «не наш» форум, хоть и не настолько чужой, как британский «Фарнборо».
 
Неопределенное будущее «Боинга»
 
Американский сверхгигант представляет сегодня одну из главных загадок мирового авиапрома. «Боинг» испытывает проблемы во всех категориях продукции. Производство лайнера B-737NG прекращено, перспективы возобновления поставок 737 MAX после двух катастроф, причиной которых стали конструктивные особенности машины, пока весьма туманны, одновременно с этим появляются сообщения о проблемах новейшего широкофюзеляжника B-777X. На традиционно «своем» военном рынке у американской корпорации тоже не всё ладится, учитывая, в частности, проблемы с поставками самолета-заправщика КС-46 для ВВС США, вокруг которого продолжаются скандалы, включая в том числе претензии к культуре производства: американские ВВС сообщают о низком качестве сборки, забытых внутри самолета инструментах, строительном мусоре и других претензиях.
 
Собственно, от того, насколько успешно эти проблемы будут решены, зависит будущее «Боинга» в принципе. Загнать их под ковер уже не получится: в надежде нарастить свою долю рынка этого не даст сделать ни Airbus, ни китайский COMAC, ни, следует полагать, российская Объединенная авиастроительная корпорация, которой в ближайшее время предстоит наращивать пакет заказов для проходящего испытания лайнера МС-21 — прямого конкурента B-737.
 
Трудности американского авиагиганта связаны с резким удорожанием процессов разработки и производства самолетов как таковых, что заставило принять в свое время «дешевые» решения. С B-737 это решение выразилось в интеграции современной электроники на платформу родом из 1960-х годов, в то время как основной конкурент А320, созданный двумя десятилетиями позже, уже является самолетом «цифровой эпохи», с соответствующей разницей для модернизационного потенциала. Проблемы с производственной культурой вызваны общим снижением уровня оплаты труда для сотрудников рабочих и младших инженерно-технических специальностей в последние десятилетия, что привело к соответствующему падению уровня профессиональной подготовки и ответственности специалистов на финальной сборке и испытательной станции. И если в случае с коммерческими поставками риск крупных скандалов и гигантских неустоек еще заставляет тщательно готовить технику перед ее отгрузкой заказчику, то поставки для своих военных такого стимула, очевидно, не имеют.
 
Вряд ли стоит говорить о «неизбежном крушении» «Боинга», однако вероятность применения к нему, уже не первый раз в истории американской промышленности, «антитрестовских» мер с разделом бизнеса и передачей части продукции или проектов иным операторам вполне присутствует. Как это скажется на разработках новой техники в условиях, когда осилить дорожающие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в состоянии только экономические сверхгиганты, сказать пока трудно.
 
На «Ле-Бурже» проблемы «Боинга» подтвердились наглядным образом: Airbus серьезно обошел американского производителя по объему новых контрактов. Европейские поставщики уже в первый день работы салона подписали соглашения о поставках 123 машин А220 (бывшие Bombardier), а также А321XLR и А321neo. «Боинг» отличился лишь соглашением о намерениях — правда, на целых 200 машин, но превратится ли оно в контракт и с какими параметрами, в том числе количественными, сказать трудно.
 
Истребитель новейший, макет, две штуки
 
У Европы на салоне была своя интрига в виде представленного проекта истребителя шестого поколения NGF/FCAS, разрабатываемого совместно Францией и Германией. Проект презентовали в виде макета, при этом было отмечено, что внешний облик машины еще может измениться. Сроки пока позволяют — запуск машины в серийное производство предполагается во второй половине 2030-х.
 
Помимо Франции и Германии в разработке проекта примет участие Испания. Новая машина должна будет заменить в строю истребители Rafale и Eurofighter.
 
Проектом FCAS выставка макетов не ограничилась. В турецкой экспозиции был представлен макет истребителя TF-X, который Турция планирует разработать самостоятельно с привлечением иностранных поставщиков оборудования. Предполагается, что новая машина также будет в основном оснащаться европейским оборудованием и вооружением.
 
Интрига турецкого проекта, впрочем, состоит в том, что продолжающееся ухудшение отношений Анкары и НАТО может повлечь за собой проблемы в получении необходимых технологий, особенно учитывая желание Турции производить на своей территории как можно большую часть комплектующих новой машины. Учитывая сказанное выше про перспективы российского авиапрома, это может оказаться серьезным шансом для отечественных производителей: возможность привязать к своей промышленности страну такого калибра, как Турция, — это приз, за который стоит побороться.
 
Во всяком случае изменить конфигурацию мирового авиапрома в его военной части это может в случае успеха не меньше, чем возможные проблемы «Боинга» — в гражданской.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?
Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли
Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной



Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков
Наталья Пономарева
Интерфакс
Разбился на полпути
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс просчитает грузинское небо
Наталья Пономарева
Интерфакс
Минимальное наказание
Александр Волобуев
Известия
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Анна Старицкая
360
Самолеты в простое. Как катастрофы 737 MAX ударили по Boeing
Эльнар Байназаров, Дмитрий Лару, Ирэна Шекоян
Известия
Год горы не видать: полеты в Грузию не возобновят до конца 2019-го
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденные меры
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"
Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом
Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца
Виталий Чугин
ТАСС
Расследование крушения Boeing на Украине. Надежда остается лишь на суд
Александр Тихонов
Красная звезда
Су-57 будет превосходить всех

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer