Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"


21 июня 2019 года Илья Крамник, Известия


В Париже близится к завершению 53-й авиасалон «Ле-Бурже», и события уже закончившихся бизнес-дней мероприятия позволяют говорить о наличии признаков серьезных предстоящих перемен в мировой авиационной промышленности, структура которой к 2030 году может оказаться совсем иной, чем мы наблюдаем сейчас, перед 2020-м. «Известия» провели свой сеанс гадания на летающих объектах.

Периферия с возможностями
 
Начать стоит с домашних перспектив. Вряд ли имеет смысл обольщаться радужными предчувствиями — во всяком случае, в предыдущие два десятка лет ни один из оптимистических прогнозов так и не сбылся, но свои надежные висты у российского авиапрома есть.
 
Во-первых, конечно, это рынок боевой авиации. Сохранение и развитие собственных ВВС, наличие большого пула традиционных клиентов и преимущества, позволяющие получать контракты как на конкурентных рынках типа индийского, так и в традиционно чужих вотчинах типа Малайзии, Индонезии, стран Латинской Америки и ряде других — всё это позволяет говорить о надежном шансе оставить за собой совокупное второе место после США в списке экспортеров военных самолетов и вертолетов и в ближайшие 10 лет.
 
Во-вторых, это политическая альтернатива. Закупки оружия у США и других стран – лидеров НАТО регулярно оказываются неприемлемыми для многих стран по политическим причинам — включая в первую очередь сомнения в возможности получения запчастей, боекомплекта и прочих необходимых комплектующих в случае, если очередной режим попадет в списки неугодных Западу. С этой точки зрения Россия, не несущая на себе ни бремени «мирового жандарма», ни лидера одного из двух лагерей глобального противостояния, имеет гораздо большую свободу рук в оружейном бизнесе за пределами границ бывшего СССР и активно этим пользуется.
 
В-третьих, постепенная деградация мировой торговли в целом дает большие шансы получить свое на локальных рынках с выстраиванием двусторонних связей при наличии спроса на продукцию партнеров с обеих сторон. Постепенно растущая номенклатура продукции российского авиапрома позволяет делать всё более разнообразные предложения, часть которых будет неизбежно находить своих клиентов.
 
Сюда же стоит отнести и случаи уникальных предложений, когда прямых конкурентов на рынке просто нет — например, гидросамолеты Бе-200, о продаже которых в США для борьбы с лесными пожарами было объявлено на «Ле-Бурже», или сверхтяжелые вертолеты Ми-26.
 
При этом напомним, что по парижскому авиасалону оценивать перспективы отечественного авиапрома некорректно: в силу сложившейся политической конфигурации это всё же «не наш» форум, хоть и не настолько чужой, как британский «Фарнборо».
 
Неопределенное будущее «Боинга»
 
Американский сверхгигант представляет сегодня одну из главных загадок мирового авиапрома. «Боинг» испытывает проблемы во всех категориях продукции. Производство лайнера B-737NG прекращено, перспективы возобновления поставок 737 MAX после двух катастроф, причиной которых стали конструктивные особенности машины, пока весьма туманны, одновременно с этим появляются сообщения о проблемах новейшего широкофюзеляжника B-777X. На традиционно «своем» военном рынке у американской корпорации тоже не всё ладится, учитывая, в частности, проблемы с поставками самолета-заправщика КС-46 для ВВС США, вокруг которого продолжаются скандалы, включая в том числе претензии к культуре производства: американские ВВС сообщают о низком качестве сборки, забытых внутри самолета инструментах, строительном мусоре и других претензиях.
 
Собственно, от того, насколько успешно эти проблемы будут решены, зависит будущее «Боинга» в принципе. Загнать их под ковер уже не получится: в надежде нарастить свою долю рынка этого не даст сделать ни Airbus, ни китайский COMAC, ни, следует полагать, российская Объединенная авиастроительная корпорация, которой в ближайшее время предстоит наращивать пакет заказов для проходящего испытания лайнера МС-21 — прямого конкурента B-737.
 
Трудности американского авиагиганта связаны с резким удорожанием процессов разработки и производства самолетов как таковых, что заставило принять в свое время «дешевые» решения. С B-737 это решение выразилось в интеграции современной электроники на платформу родом из 1960-х годов, в то время как основной конкурент А320, созданный двумя десятилетиями позже, уже является самолетом «цифровой эпохи», с соответствующей разницей для модернизационного потенциала. Проблемы с производственной культурой вызваны общим снижением уровня оплаты труда для сотрудников рабочих и младших инженерно-технических специальностей в последние десятилетия, что привело к соответствующему падению уровня профессиональной подготовки и ответственности специалистов на финальной сборке и испытательной станции. И если в случае с коммерческими поставками риск крупных скандалов и гигантских неустоек еще заставляет тщательно готовить технику перед ее отгрузкой заказчику, то поставки для своих военных такого стимула, очевидно, не имеют.
 
Вряд ли стоит говорить о «неизбежном крушении» «Боинга», однако вероятность применения к нему, уже не первый раз в истории американской промышленности, «антитрестовских» мер с разделом бизнеса и передачей части продукции или проектов иным операторам вполне присутствует. Как это скажется на разработках новой техники в условиях, когда осилить дорожающие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в состоянии только экономические сверхгиганты, сказать пока трудно.
 
На «Ле-Бурже» проблемы «Боинга» подтвердились наглядным образом: Airbus серьезно обошел американского производителя по объему новых контрактов. Европейские поставщики уже в первый день работы салона подписали соглашения о поставках 123 машин А220 (бывшие Bombardier), а также А321XLR и А321neo. «Боинг» отличился лишь соглашением о намерениях — правда, на целых 200 машин, но превратится ли оно в контракт и с какими параметрами, в том числе количественными, сказать трудно.
 
Истребитель новейший, макет, две штуки
 
У Европы на салоне была своя интрига в виде представленного проекта истребителя шестого поколения NGF/FCAS, разрабатываемого совместно Францией и Германией. Проект презентовали в виде макета, при этом было отмечено, что внешний облик машины еще может измениться. Сроки пока позволяют — запуск машины в серийное производство предполагается во второй половине 2030-х.
 
Помимо Франции и Германии в разработке проекта примет участие Испания. Новая машина должна будет заменить в строю истребители Rafale и Eurofighter.
 
Проектом FCAS выставка макетов не ограничилась. В турецкой экспозиции был представлен макет истребителя TF-X, который Турция планирует разработать самостоятельно с привлечением иностранных поставщиков оборудования. Предполагается, что новая машина также будет в основном оснащаться европейским оборудованием и вооружением.
 
Интрига турецкого проекта, впрочем, состоит в том, что продолжающееся ухудшение отношений Анкары и НАТО может повлечь за собой проблемы в получении необходимых технологий, особенно учитывая желание Турции производить на своей территории как можно большую часть комплектующих новой машины. Учитывая сказанное выше про перспективы российского авиапрома, это может оказаться серьезным шансом для отечественных производителей: возможность привязать к своей промышленности страну такого калибра, как Турция, — это приз, за который стоит побороться.
 
Во всяком случае изменить конфигурацию мирового авиапрома в его военной части это может в случае успеха не меньше, чем возможные проблемы «Боинга» — в гражданской.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Николай Протопопов
РИА Новости
"Пробиваемая" стена. Почему комплексы ПВО США не защитили Саудовскую Аравию
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Не стой под крылом
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Русский дебют в небе Стамбула. Чем может обернуться турецкий вояж для авиапрома России?
Владислав Скобелев
Деловой Петербург
Данные небесные. Каким будет интернет вещей в самолетах
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково дадут пятилетку свободы
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Интерес Турции к МС-21 связан с успехом сделок по АЭС "Аккую" и С-400
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
В российских «МиГах» не обошлось без украинского
Николай Протопопов
РИА Новости
Мертвый груз. Потянет ли Польша американские истребители F-35



Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Боевой самолет 6-го поколения будут строить несколько стран Европы
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Мал да удар: беспилотники вооружат крылатыми ракетами
Илья Крамник
Известия
Вторая жизнь "Залива": построят ли в Керчи вертолетоносцы
Екатерина Карпенко, Ксения Чемоданова
Газета.ru
Умри на месте: почему россиян оставят без санитарного борта
Илья Максимов
Российская газета
Три советских самолета вошли в пятерку лучших истребителей холодной войны
Кустов Максим
Военно-промышленный курьер
Пе-2 – «хорошо управляемый утюг»: «Пешка» глазами пилота
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на Коршунова
Роман Азанов
ТАСС
"Это не игра, тут все реально"
Джереми Богайски
Forbes
Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц
Николай Поросков
Независимое военное обозрение
Ставка на лидерство
Дарья Рыночнова, Михаил Мошкин
Взгляд
Эксперты оценили выбор замены самолету Ан-2
Ксения Потапова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
По пути цифровизации
Александр Карпов, Алёна Медведева, Юлия Гуреева
RT
«Бряцают оружием в информационном пространстве»: с чем связан дефицит лётчиков в ВВС Великобритании
Валерия Маслова, Анна Лушникова
RT
«Варшава пытается подыгрывать американцам»: США поставят в Польшу 32 истребителя F-35
Герман Костринский, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Монголия поменяет Ан-2 моторы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Абонентская расплата: армейские дроны найдут цель по сигналу сотового
Антон Валагин
Российская газета
Короли неба
Антон Лавров
Известия
Беспилотная лошадка
Александр Волобуев, Дмитрий Литовкин, Ирина Цырулева
Известия
Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
Александр Ермаков
Известия
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
Наталия Еремина, Ольга Шерункова
Газета.ru
Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
«Кинжал» по-китайски
Булат Баширов
КоммерсантЪ
Аэропорту устанавливают тендерное равенство
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий, Ирина Цырулева
Известия
Летали, знаем: рост цен на билеты повторил антирекорд 2008 года
Иван Апулеев
Газета.ru
Запрет снят? Украинцы пролетят над Россией
Дарья Рыночнова
Взгляд
Радикальная реформа ОАК уже началась
Ирина Огилько
Российская газета
"Скорая" на крыльях
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Спасти и уничтожить: ВМФ получит универсальный самолет-амфибию
Евгений Гайва
Российская газета
Туристы улетают налегке
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
МАКС пролетел, но обещал вернуться
Мария Томиленко
Красная звезда
Едины, как едино небо, сделавшее их лётчиками
Глеб Силко
КоммерсантЪ-FM
Авиакомпании компенсируют убытки билетами
Алексей Заквасин, Екатерина Комарова
RT
«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАКС-2019 состоялся и завершился как настоящий праздник
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром с проблемами
Ася Сафиуллина
ТАСС
Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?
Иван Сафронов
Ведомости
Минобороны может самостоятельно достроить космодром "Восточный"
Роман Азанов
ТАСС
"Снимать сложнее, чем управлять истребителем". Как делается воздушная съемка
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий
Известия
Берлинский акцент: российские нефтяники заправят немецкие самолеты
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты собирают под крыло
Юлия Грицай
КоммерсантЪ-FM
Такси осваивают воздушные маршруты
Влада Шипилова, Майя Иванова
КоммерсантЪ
Субсидии на подлете

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer