Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад


21 июня 2019 года Алексей Леонков, Российская газета


В истории авиации часто встречаются самолеты с непростой судьбой. Одни так и не выходят из статуса прототипа, другие, будучи серийными, долго не могут показать полностью свои возможности.

В далекие 50-е годы две державы - США и СССР затеяли гонку вооружений, которая наиболее ярко проявилась в авиастроении. Как только у американцев появлялась новинка, советские авиаконструкторы быстро давали аналогичный ответ. Иногда появлялись такие самолеты, которые сначала встречали с негативом, а затем признавали не имеющими аналогов в мире.
 
Первоначально создававшийся на замену бомбардировщика Ту-16 самолет проекта "105" (Ту-22) должен был стать носителем ядерного оружия - атомных бомб, в последующем получил и другие предназначения: разведчика - Ту-22Р, ракетоносца - Ту-22К и постановщика помех - Ту-22П. Все эти модификации имели возможность дозаправки в воздухе, что, естественно, увеличивало их боевой радиус примерно в 2-3 раза.
 
Стоит отметить тот факт, что новинка в войсках приживалась не просто - кому-то самолет нравился, а кто-то считал его аварийноопасным. Например, прозвище "Людоед" самолет получил из-за своей высокой аварийности - из 311 серийных машин аварийными стали 70 самолетов, и в то же время прозвище "Шило" он получил за конструктивную особенность фюзеляжа и свои тактико-технические особенности.
 
Однако назвать этот самолет неудачным было бы в корне не верно. В умелых руках он становился грозным оружием. Так во время ирано-иракского конфликта (1980 г.) бомбардировщики Ту-22 иракских ВВС впервые применили тяжелые авиабомбы ФАБ-5000 и ФАБ-9000, в варианте постановщика помех самолет становился практически неуязвимым не только для ракет класса "воздух-воздух", но и для зенитных ракет такого комплекса как MIM-23 HAWK. За такую способность в кодификации НАТО он получил название Blinder - ослепляющий.
 
Тактика применения бомбардировочной авиации стремительно менялась в XX веке в ходе войн и конфликтов - дальние бомбардировщики все чаще стали использовать в качестве носителей высокоточного ракетного оружия. Помимо этого, совершенствовались и комплексы ПВО, которые могли эффективно сбивать дозвуковые бомбардировщики. Поэтому нужен был самолет, который не только мог совершать дальние перелеты с максимальной полезной нагрузкой, но и эффективно преодолевать противодействие противоздушной обороны противника.
 
Так появился самолет Ту-22М - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Буква "М" хоть и обозначала слово "модернизация", но на самом деле скрыла работы над новым самолетом. Во времена Хрущева, когда ракеты решали все, деньги на создание новых самолетов практически не выделялись, а вот на модернизацию их выбить было легче. Поэтому Ту-22М не похож на Ту-22 не только внешне, но и в деталях.
 
Конструкция и возможность дозаправки в воздухе Ту-22М в модификации М2 были настолько удачными, что самолет попал под ограничения договора ОСВ-2 - штангу дозаправки срезали и из-за этого его боевой радиус сократился до 2000 км. Последующая модернизация самолета - Ту22М3 уже выходила без штанги дозаправки.
 
Дальний бомбардировщик с урезанным боевым радиусом стал непонятным с точки зрения тактики и выглядел как "белая ворона". Мало того, в современной России некоторые "эксперты" начали говорить о необходимой замене Ту-22М3 на более перспективный истребитель-бомбардировщик Су-34. Все изменила Сирия.
 
Именно в Сирии Ту-22М3 показал себя с наилучшей стороны. На самолет установили прицельно-навигационный комплекс (ПНК) разработки и производства российской компании "Гефест и Т" - СВП-24-22, который "превращал" обычные авиационные бомбы в высокоточное оружие. Эффективность высокоточных бомбовых ударов стала дополнительным стимулом для продления жизни этому самолету.
 
Последняя модификация Ту-22М3М стала наиболее удачной в судьбе самолета. Помимо СВП-24-22 самолет получил новое бортовое радиоэлектронное оборудование и комплекс РЭБ. Управление всеми системами в самолете - цифровое, что положительно сказалось не только на управлении двигателями, но и на комплексе вооружения. Благодаря такой "цифровизации" самолет получит в свой арсенал не только новые противокорабельные ракеты Х-32 и гиперзвуковые "Кинжал", но и крылатые ракеты "Калибр" и Х-555. Такой арсенал, в сочетании с высокоточным бомбовым вооружением, позволит раскрыть все боевые возможности Ту-22М3М при тактической поддержке боевых операций как на суше, так и на море. "Изюминкой" последней модернизации стал возврат штанги дозаправки в воздухе, такой же, как у самолета Ту-160М.
 
Увеличение максимальной дальности полета и боевого радиуса станет для наших зарубежных "партнеров" неприятным сюрпризом. Ту-22М3М сможет выполнять не только оперативно-тактические задачи, но и частично стратегические. Не зря же в кодификации НАТО он имеет обозначение Backfire (Ответный огонь), но теперь этот "огонь" будет более дальним и точным.
 
На море Ту-22М3М с ракетами Х-32 или "Кинжал" расширят так называемую зону воспрещения доступа (A2/AD) до 3000 километров, что исключит возможность применять крылатые ракеты типа "Томагавк" с борта кораблей. На суше - вооруженные крылатыми ракетами Ту-22М3М смогут работать по глубоким тылам противника, нанося удары по важным объектам военной инфраструктуры (штабы, командные пункты, базы и пр.), а также осуществлять высокоточные удары стандартными авиабомбами.
 
Ту-22М3М - это самолет со сложной историей, в которой были взлеты и падения, была гордость конструкторов, страх со стороны противников и подлость со стороны чиновников. Самолет, переживший множество модификаций и конструкторских изменений, в итоге стал универсальным инструментом - незаменимым помощником армии и флота.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer