Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад


21 июня 2019 года Алексей Леонков, Российская газета


В истории авиации часто встречаются самолеты с непростой судьбой. Одни так и не выходят из статуса прототипа, другие, будучи серийными, долго не могут показать полностью свои возможности.

В далекие 50-е годы две державы - США и СССР затеяли гонку вооружений, которая наиболее ярко проявилась в авиастроении. Как только у американцев появлялась новинка, советские авиаконструкторы быстро давали аналогичный ответ. Иногда появлялись такие самолеты, которые сначала встречали с негативом, а затем признавали не имеющими аналогов в мире.
 
Первоначально создававшийся на замену бомбардировщика Ту-16 самолет проекта "105" (Ту-22) должен был стать носителем ядерного оружия - атомных бомб, в последующем получил и другие предназначения: разведчика - Ту-22Р, ракетоносца - Ту-22К и постановщика помех - Ту-22П. Все эти модификации имели возможность дозаправки в воздухе, что, естественно, увеличивало их боевой радиус примерно в 2-3 раза.
 
Стоит отметить тот факт, что новинка в войсках приживалась не просто - кому-то самолет нравился, а кто-то считал его аварийноопасным. Например, прозвище "Людоед" самолет получил из-за своей высокой аварийности - из 311 серийных машин аварийными стали 70 самолетов, и в то же время прозвище "Шило" он получил за конструктивную особенность фюзеляжа и свои тактико-технические особенности.
 
Однако назвать этот самолет неудачным было бы в корне не верно. В умелых руках он становился грозным оружием. Так во время ирано-иракского конфликта (1980 г.) бомбардировщики Ту-22 иракских ВВС впервые применили тяжелые авиабомбы ФАБ-5000 и ФАБ-9000, в варианте постановщика помех самолет становился практически неуязвимым не только для ракет класса "воздух-воздух", но и для зенитных ракет такого комплекса как MIM-23 HAWK. За такую способность в кодификации НАТО он получил название Blinder - ослепляющий.
 
Тактика применения бомбардировочной авиации стремительно менялась в XX веке в ходе войн и конфликтов - дальние бомбардировщики все чаще стали использовать в качестве носителей высокоточного ракетного оружия. Помимо этого, совершенствовались и комплексы ПВО, которые могли эффективно сбивать дозвуковые бомбардировщики. Поэтому нужен был самолет, который не только мог совершать дальние перелеты с максимальной полезной нагрузкой, но и эффективно преодолевать противодействие противоздушной обороны противника.
 
Так появился самолет Ту-22М - дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Буква "М" хоть и обозначала слово "модернизация", но на самом деле скрыла работы над новым самолетом. Во времена Хрущева, когда ракеты решали все, деньги на создание новых самолетов практически не выделялись, а вот на модернизацию их выбить было легче. Поэтому Ту-22М не похож на Ту-22 не только внешне, но и в деталях.
 
Конструкция и возможность дозаправки в воздухе Ту-22М в модификации М2 были настолько удачными, что самолет попал под ограничения договора ОСВ-2 - штангу дозаправки срезали и из-за этого его боевой радиус сократился до 2000 км. Последующая модернизация самолета - Ту22М3 уже выходила без штанги дозаправки.
 
Дальний бомбардировщик с урезанным боевым радиусом стал непонятным с точки зрения тактики и выглядел как "белая ворона". Мало того, в современной России некоторые "эксперты" начали говорить о необходимой замене Ту-22М3 на более перспективный истребитель-бомбардировщик Су-34. Все изменила Сирия.
 
Именно в Сирии Ту-22М3 показал себя с наилучшей стороны. На самолет установили прицельно-навигационный комплекс (ПНК) разработки и производства российской компании "Гефест и Т" - СВП-24-22, который "превращал" обычные авиационные бомбы в высокоточное оружие. Эффективность высокоточных бомбовых ударов стала дополнительным стимулом для продления жизни этому самолету.
 
Последняя модификация Ту-22М3М стала наиболее удачной в судьбе самолета. Помимо СВП-24-22 самолет получил новое бортовое радиоэлектронное оборудование и комплекс РЭБ. Управление всеми системами в самолете - цифровое, что положительно сказалось не только на управлении двигателями, но и на комплексе вооружения. Благодаря такой "цифровизации" самолет получит в свой арсенал не только новые противокорабельные ракеты Х-32 и гиперзвуковые "Кинжал", но и крылатые ракеты "Калибр" и Х-555. Такой арсенал, в сочетании с высокоточным бомбовым вооружением, позволит раскрыть все боевые возможности Ту-22М3М при тактической поддержке боевых операций как на суше, так и на море. "Изюминкой" последней модернизации стал возврат штанги дозаправки в воздухе, такой же, как у самолета Ту-160М.
 
Увеличение максимальной дальности полета и боевого радиуса станет для наших зарубежных "партнеров" неприятным сюрпризом. Ту-22М3М сможет выполнять не только оперативно-тактические задачи, но и частично стратегические. Не зря же в кодификации НАТО он имеет обозначение Backfire (Ответный огонь), но теперь этот "огонь" будет более дальним и точным.
 
На море Ту-22М3М с ракетами Х-32 или "Кинжал" расширят так называемую зону воспрещения доступа (A2/AD) до 3000 километров, что исключит возможность применять крылатые ракеты типа "Томагавк" с борта кораблей. На суше - вооруженные крылатыми ракетами Ту-22М3М смогут работать по глубоким тылам противника, нанося удары по важным объектам военной инфраструктуры (штабы, командные пункты, базы и пр.), а также осуществлять высокоточные удары стандартными авиабомбами.
 
Ту-22М3М - это самолет со сложной историей, в которой были взлеты и падения, была гордость конструкторов, страх со стороны противников и подлость со стороны чиновников. Самолет, переживший множество модификаций и конструкторских изменений, в итоге стал универсальным инструментом - незаменимым помощником армии и флота.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Николай Протопопов
РИА Новости
"Пробиваемая" стена. Почему комплексы ПВО США не защитили Саудовскую Аравию
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Не стой под крылом
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Русский дебют в небе Стамбула. Чем может обернуться турецкий вояж для авиапрома России?
Владислав Скобелев
Деловой Петербург
Данные небесные. Каким будет интернет вещей в самолетах
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково дадут пятилетку свободы
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Интерес Турции к МС-21 связан с успехом сделок по АЭС "Аккую" и С-400
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
В российских «МиГах» не обошлось без украинского
Николай Протопопов
РИА Новости
Мертвый груз. Потянет ли Польша американские истребители F-35



Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Боевой самолет 6-го поколения будут строить несколько стран Европы
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Мал да удар: беспилотники вооружат крылатыми ракетами
Илья Крамник
Известия
Вторая жизнь "Залива": построят ли в Керчи вертолетоносцы
Екатерина Карпенко, Ксения Чемоданова
Газета.ru
Умри на месте: почему россиян оставят без санитарного борта
Илья Максимов
Российская газета
Три советских самолета вошли в пятерку лучших истребителей холодной войны
Кустов Максим
Военно-промышленный курьер
Пе-2 – «хорошо управляемый утюг»: «Пешка» глазами пилота
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на Коршунова
Роман Азанов
ТАСС
"Это не игра, тут все реально"
Джереми Богайски
Forbes
Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц
Николай Поросков
Независимое военное обозрение
Ставка на лидерство
Дарья Рыночнова, Михаил Мошкин
Взгляд
Эксперты оценили выбор замены самолету Ан-2
Ксения Потапова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
По пути цифровизации
Александр Карпов, Алёна Медведева, Юлия Гуреева
RT
«Бряцают оружием в информационном пространстве»: с чем связан дефицит лётчиков в ВВС Великобритании
Валерия Маслова, Анна Лушникова
RT
«Варшава пытается подыгрывать американцам»: США поставят в Польшу 32 истребителя F-35
Герман Костринский, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Монголия поменяет Ан-2 моторы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Абонентская расплата: армейские дроны найдут цель по сигналу сотового
Антон Валагин
Российская газета
Короли неба
Антон Лавров
Известия
Беспилотная лошадка
Александр Волобуев, Дмитрий Литовкин, Ирина Цырулева
Известия
Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
Александр Ермаков
Известия
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
Наталия Еремина, Ольга Шерункова
Газета.ru
Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
«Кинжал» по-китайски
Булат Баширов
КоммерсантЪ
Аэропорту устанавливают тендерное равенство
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий, Ирина Цырулева
Известия
Летали, знаем: рост цен на билеты повторил антирекорд 2008 года
Иван Апулеев
Газета.ru
Запрет снят? Украинцы пролетят над Россией
Дарья Рыночнова
Взгляд
Радикальная реформа ОАК уже началась
Ирина Огилько
Российская газета
"Скорая" на крыльях
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Спасти и уничтожить: ВМФ получит универсальный самолет-амфибию
Евгений Гайва
Российская газета
Туристы улетают налегке
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
МАКС пролетел, но обещал вернуться
Мария Томиленко
Красная звезда
Едины, как едино небо, сделавшее их лётчиками
Глеб Силко
КоммерсантЪ-FM
Авиакомпании компенсируют убытки билетами
Алексей Заквасин, Екатерина Комарова
RT
«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАКС-2019 состоялся и завершился как настоящий праздник
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром с проблемами
Ася Сафиуллина
ТАСС
Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?
Иван Сафронов
Ведомости
Минобороны может самостоятельно достроить космодром "Восточный"
Роман Азанов
ТАСС
"Снимать сложнее, чем управлять истребителем". Как делается воздушная съемка
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий
Известия
Берлинский акцент: российские нефтяники заправят немецкие самолеты
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты собирают под крыло
Юлия Грицай
КоммерсантЪ-FM
Такси осваивают воздушные маршруты
Влада Шипилова, Майя Иванова
КоммерсантЪ
Субсидии на подлете

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer