Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников


24 июня 2019 года Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали, КоммерсантЪ


Запрет для авиакомпаний совершать полеты из России в Грузию и мораторий на продажу туров из-за проходящих в Тбилиси политических протестов вынудит более 150 тыс. россиян отказаться от поездки в эту страну. Перевозчикам придется вернуть пассажирам около 3 млрд руб. Для стимулирования турпотока местные отельеры готовы предоставлять значительные скидки, а добраться в Грузию можно с пересадкой. Но вряд ли это спасет ситуацию: за минувшие выходные интерес россиян к поездкам в страну уже резко сократился. Туристической отрасли Грузии нанесен серьезный удар, признаются участники рынка.

Из-за запрета на прямые авиаперевозки в Грузию выкупленными билетами российских перевозчиков не смогут воспользоваться 155 тыс. пассажиров, еще 25 тыс. должны вернуться до начала действия моратория 8 июля. Такие расчеты привел источник “Ъ” в туротрасли. При этом, продолжает он, существует альтернативная оценка в 220 тыс. человек. По словам собеседника “Ъ”, на возврат средств за билеты перевозчикам придется направить 2,3–3 млрд руб.
 
Волна протестов в Грузии началась 20 июня после того, как депутат Госдумы РФ Сергей Гаврилов на заседании Генассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия занял место спикера грузинского парламента.
 
Президент Владимир Путин подписал указ о запрете российским и грузинским авиакомпаниям выполнять рейсы из РФ в страну с 8 июля. Туроператорам рекомендовано воздерживаться от продаж путевок в Грузию. В Минтрансе запрет для грузинских авиакомпаний объяснили необходимостью обеспечения достаточного уровня авиационной безопасности и задолженностью страны перед РФ по аэронавигационному обслуживанию. Собеседник “Ъ” на туристическом рынке называет решение российских властей политическим, напоминая, что в своих официальных рекомендациях даже МИД РФ не назвал пребывание в стране опасным.
 
Потери перевозчиков
 
Официально в российских авиакомпаниях не стали комментировать возможные потери от запрета полетов в Грузию. Но собеседники “Ъ” в отрасли уверены, что они неизбежны. «Грузия — один из лимитированных рынков: для полета туда авиакомпания должна получить разрешение, это выводит ее в рентабельные направления»,— говорит один из них. Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний уверен, что потери будут достаточно серьезными.
 
«Решение о запрете принято за две недели до разгара летнего сезона, на перестройку маршрутной сети нет времени»,— говорит собеседник “Ъ”. По его словам, есть риск, что в ближайшие две недели по направлению в Грузию придется гонять пустые самолеты: часть людей откажется лететь из-за негативного информационного фона.
 
Рейсы в Грузию занимают некритичную долю авиаперевозок российских авиакомпаний. По словам одного из собеседников “Ъ”, «Аэрофлот» продал 25 тыс. билетов в Грузию, что составляет крайне незначительную долю его перевозок (3,6 млн человек только за июль 2018 года). Но для лоукостеров, в частности «Победы», это направление более существенно. Представитель вице-премьера Максима Акимова заявил по итогам совещания 22 июня, что «некоторые российские авиакомпании» будут готовы вывезти туристов после 8 июля из аэропортов Армении и Северной Осетии. В авиакомпаниях не уточняют, какое количество билетов у них продано на даты после 8 июля.
 
Падение турпотока
 
Потери туроператоров, которые в выходные полностью прекратили реализацию туров в Грузию, окажутся менее существенными. По данным Ростуризма, туры с вылетом после 8 июля в Грузию суммарно выкупили 3,5 тыс. человек. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин указывает, что средняя стоимость тура в Грузию — 30–35 тыс. руб. Исходя из этого, туркомпаниям придется выплатить 103–122,5 млн руб.
 
Господин Ромашкин указывает, что по закону туроператоры могут компенсировать туристам стоимость тура за вычетом фактически понесенных расходов, но участники рынка в основном предпочитают выплачивать полную цену путевки. Об этом же “Ъ” заявили в Tez Tour. По словам представителя компании, путешественникам предлагают компенсировать стоимость тура или выбрать в качестве альтернативы другие направления. Клиенты туроператора, чьи туры должны состояться до 8 июля, не заявляли о желании отменить поездку.
 
Турпоток в Грузию последние годы рос взрывными темпами. По данным Погранслужбы ФСБ, в 2018 году страну посетили 1,29 млн россиян — на 11,8% больше, чем в 2017 году. В первом квартале 2019 года поток вырос на 26%, до 219,6 тыс. человек. Собеседник “Ъ” на туррынке указывает, что направление традиционно пользуется большей популярностью у самостоятельных туристов, которые формируют 90% потока. По данным Ростуризма, сейчас в Грузии находятся только 1,5 тыс. «пакетных» путешественников из России. Сергей Ромашкин предполагает, что с учетом самостоятельных туристов речь идет о 10–15 тыс. человек.
 
После вступления в силу моратория на авиаперевозки основным способом посещения Грузии для российских туристов станут стыковочные рейсы.
 
Собеседник “Ъ” утверждает, что стоимость такого перелета будет выше в среднем на 3 тыс. руб. По данным Biletix, сейчас из Москвы доступны рейсы в Тбилиси с пересадками в Минске, Баку, Стамбуле и Анкаре. Их средняя стоимость составляет 19,4 тыс. руб. при среднем чеке на бронирование прямого перелета в 16,6 тыс. руб. В Biletix отмечают, что спад интереса туристов к Грузии уже заметен: по итогам минувших выходных объем продаж билетов сократился в 3,2 раза по сравнению с предыдущими. Господин Ромашкин вспоминает беспорядки в Армении в апреле 2018 года: «Тогда туристы отказывались от поездок, хотя никаких антироссийских лозунгов не выдвигалось».
 
Поиск альтернативы
 
По данным Национальной администрации туризма (НАТ) Грузии, в 2018 году страну посетили 4,8 млн иностранцев. На россиян и азербайджанцев пришлось по 1,4 млн человек. На третьем месте — граждане Армении (1,3 млн человек). Заместитель главы НАТ Русудан Мамацашвили заявила “Ъ”, что приостановка турпотока из РФ скажется на загрузке отелей и их доходах. Но НАТ начала искать альтернативу — в частности, активизирована работа на Украине и в Польше. Основная часть российских туристов, приезжающих в Грузию, отдыхает на черноморском побережье Аджарии. “Ъ” обзвонил несколько отелей в Батуми, Кобулети и Чакви, менеджеры которых сообщили, что на россиян приходится более 50% всех гостей мини-гостиниц. Сейчас, по словам менеджеров, туристы из РФ начали массово отменять бронирования на июнь и последующие месяцы.
 
Все опрошенные “Ъ” отельеры признают, что туристической отрасли Грузии нанесен мощнейший удар. По официальным данным, в 2018 году российские туристы оставили в Грузии €632 млн, из стран ЕС — €279 млн. То есть для возмещения ущерба от потери турпотока из РФ Грузия должна в ближайшее время увеличить турпоток из ЕС в 2,5 раза. Исполнительный директор Альянса туристических агентств Наталья Осипова предполагает, что стимулировать турпоток бизнес может попытаться через специальные предложения. По ее словам, на выходных турагенты получили предложение разместить туристов в Грузии по цене $40 за неделю. Она объясняет, что по закону российские агенты могут продавать туристам одну услугу — размещение и именно на это рассчитывают грузинские отельеры.
 
Винные перспективы
 
Обострение российско-грузинских отношений может затронуть не только туррынок. Прошлый конфликт между Москвой и Тбилиси в 2006 году привел к запрету импорта из Грузии вина и минеральной воды Borjomi. Тогда российские власти утверждали, что в винах из Грузии выявлены пестициды и тяжелые металлы, а минеральная вода не отвечала требованиям качества и безопасности. Оба запрета были сняты в 2013 году. По оценкам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, сегодня в России продается примерно 10–12 млн бутылок грузинского вина в год. Это около 1% от всего рынка тихих и игристых вин в натуральном выражении (около 1 млрд бутылок), подсчитал он. По мнению эксперта, в целом рынок не заметит исчезновения этого продукта.
 
IDS Borjomi (владеет девятью заводами в Грузии, России и на Украине) в 2013 году сменила владельцев. Контрольную долю в компании выкупили структуры «Альфа-групп» Михаила Фридмана и Германа Хана у Salford Capital Partners Inc., близкой к Борису Березовскому и наследникам его партнера Бадри Патаркацишвили. Президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков надеется, что до запрета марки Borjomi в России дело не дойдет. Но, отмечает он, у компании есть российские активы и локальные бренды («Святой источник»), при негативном сценарии компания может сосредоточиться на них. По данным Euromonitor International, IDS Borjomi в 2017 году лидировала по продажам в деньгах на российском рынке бутилированной воды с оборотом 182,91 млрд руб. Получить комментарий в компании в воскресенье не удалось.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer