Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников


24 июня 2019 года Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали, КоммерсантЪ


Запрет для авиакомпаний совершать полеты из России в Грузию и мораторий на продажу туров из-за проходящих в Тбилиси политических протестов вынудит более 150 тыс. россиян отказаться от поездки в эту страну. Перевозчикам придется вернуть пассажирам около 3 млрд руб. Для стимулирования турпотока местные отельеры готовы предоставлять значительные скидки, а добраться в Грузию можно с пересадкой. Но вряд ли это спасет ситуацию: за минувшие выходные интерес россиян к поездкам в страну уже резко сократился. Туристической отрасли Грузии нанесен серьезный удар, признаются участники рынка.

Из-за запрета на прямые авиаперевозки в Грузию выкупленными билетами российских перевозчиков не смогут воспользоваться 155 тыс. пассажиров, еще 25 тыс. должны вернуться до начала действия моратория 8 июля. Такие расчеты привел источник “Ъ” в туротрасли. При этом, продолжает он, существует альтернативная оценка в 220 тыс. человек. По словам собеседника “Ъ”, на возврат средств за билеты перевозчикам придется направить 2,3–3 млрд руб.
 
Волна протестов в Грузии началась 20 июня после того, как депутат Госдумы РФ Сергей Гаврилов на заседании Генассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия занял место спикера грузинского парламента.
 
Президент Владимир Путин подписал указ о запрете российским и грузинским авиакомпаниям выполнять рейсы из РФ в страну с 8 июля. Туроператорам рекомендовано воздерживаться от продаж путевок в Грузию. В Минтрансе запрет для грузинских авиакомпаний объяснили необходимостью обеспечения достаточного уровня авиационной безопасности и задолженностью страны перед РФ по аэронавигационному обслуживанию. Собеседник “Ъ” на туристическом рынке называет решение российских властей политическим, напоминая, что в своих официальных рекомендациях даже МИД РФ не назвал пребывание в стране опасным.
 
Потери перевозчиков
 
Официально в российских авиакомпаниях не стали комментировать возможные потери от запрета полетов в Грузию. Но собеседники “Ъ” в отрасли уверены, что они неизбежны. «Грузия — один из лимитированных рынков: для полета туда авиакомпания должна получить разрешение, это выводит ее в рентабельные направления»,— говорит один из них. Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний уверен, что потери будут достаточно серьезными.
 
«Решение о запрете принято за две недели до разгара летнего сезона, на перестройку маршрутной сети нет времени»,— говорит собеседник “Ъ”. По его словам, есть риск, что в ближайшие две недели по направлению в Грузию придется гонять пустые самолеты: часть людей откажется лететь из-за негативного информационного фона.
 
Рейсы в Грузию занимают некритичную долю авиаперевозок российских авиакомпаний. По словам одного из собеседников “Ъ”, «Аэрофлот» продал 25 тыс. билетов в Грузию, что составляет крайне незначительную долю его перевозок (3,6 млн человек только за июль 2018 года). Но для лоукостеров, в частности «Победы», это направление более существенно. Представитель вице-премьера Максима Акимова заявил по итогам совещания 22 июня, что «некоторые российские авиакомпании» будут готовы вывезти туристов после 8 июля из аэропортов Армении и Северной Осетии. В авиакомпаниях не уточняют, какое количество билетов у них продано на даты после 8 июля.
 
Падение турпотока
 
Потери туроператоров, которые в выходные полностью прекратили реализацию туров в Грузию, окажутся менее существенными. По данным Ростуризма, туры с вылетом после 8 июля в Грузию суммарно выкупили 3,5 тыс. человек. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин указывает, что средняя стоимость тура в Грузию — 30–35 тыс. руб. Исходя из этого, туркомпаниям придется выплатить 103–122,5 млн руб.
 
Господин Ромашкин указывает, что по закону туроператоры могут компенсировать туристам стоимость тура за вычетом фактически понесенных расходов, но участники рынка в основном предпочитают выплачивать полную цену путевки. Об этом же “Ъ” заявили в Tez Tour. По словам представителя компании, путешественникам предлагают компенсировать стоимость тура или выбрать в качестве альтернативы другие направления. Клиенты туроператора, чьи туры должны состояться до 8 июля, не заявляли о желании отменить поездку.
 
Турпоток в Грузию последние годы рос взрывными темпами. По данным Погранслужбы ФСБ, в 2018 году страну посетили 1,29 млн россиян — на 11,8% больше, чем в 2017 году. В первом квартале 2019 года поток вырос на 26%, до 219,6 тыс. человек. Собеседник “Ъ” на туррынке указывает, что направление традиционно пользуется большей популярностью у самостоятельных туристов, которые формируют 90% потока. По данным Ростуризма, сейчас в Грузии находятся только 1,5 тыс. «пакетных» путешественников из России. Сергей Ромашкин предполагает, что с учетом самостоятельных туристов речь идет о 10–15 тыс. человек.
 
После вступления в силу моратория на авиаперевозки основным способом посещения Грузии для российских туристов станут стыковочные рейсы.
 
Собеседник “Ъ” утверждает, что стоимость такого перелета будет выше в среднем на 3 тыс. руб. По данным Biletix, сейчас из Москвы доступны рейсы в Тбилиси с пересадками в Минске, Баку, Стамбуле и Анкаре. Их средняя стоимость составляет 19,4 тыс. руб. при среднем чеке на бронирование прямого перелета в 16,6 тыс. руб. В Biletix отмечают, что спад интереса туристов к Грузии уже заметен: по итогам минувших выходных объем продаж билетов сократился в 3,2 раза по сравнению с предыдущими. Господин Ромашкин вспоминает беспорядки в Армении в апреле 2018 года: «Тогда туристы отказывались от поездок, хотя никаких антироссийских лозунгов не выдвигалось».
 
Поиск альтернативы
 
По данным Национальной администрации туризма (НАТ) Грузии, в 2018 году страну посетили 4,8 млн иностранцев. На россиян и азербайджанцев пришлось по 1,4 млн человек. На третьем месте — граждане Армении (1,3 млн человек). Заместитель главы НАТ Русудан Мамацашвили заявила “Ъ”, что приостановка турпотока из РФ скажется на загрузке отелей и их доходах. Но НАТ начала искать альтернативу — в частности, активизирована работа на Украине и в Польше. Основная часть российских туристов, приезжающих в Грузию, отдыхает на черноморском побережье Аджарии. “Ъ” обзвонил несколько отелей в Батуми, Кобулети и Чакви, менеджеры которых сообщили, что на россиян приходится более 50% всех гостей мини-гостиниц. Сейчас, по словам менеджеров, туристы из РФ начали массово отменять бронирования на июнь и последующие месяцы.
 
Все опрошенные “Ъ” отельеры признают, что туристической отрасли Грузии нанесен мощнейший удар. По официальным данным, в 2018 году российские туристы оставили в Грузии €632 млн, из стран ЕС — €279 млн. То есть для возмещения ущерба от потери турпотока из РФ Грузия должна в ближайшее время увеличить турпоток из ЕС в 2,5 раза. Исполнительный директор Альянса туристических агентств Наталья Осипова предполагает, что стимулировать турпоток бизнес может попытаться через специальные предложения. По ее словам, на выходных турагенты получили предложение разместить туристов в Грузии по цене $40 за неделю. Она объясняет, что по закону российские агенты могут продавать туристам одну услугу — размещение и именно на это рассчитывают грузинские отельеры.
 
Винные перспективы
 
Обострение российско-грузинских отношений может затронуть не только туррынок. Прошлый конфликт между Москвой и Тбилиси в 2006 году привел к запрету импорта из Грузии вина и минеральной воды Borjomi. Тогда российские власти утверждали, что в винах из Грузии выявлены пестициды и тяжелые металлы, а минеральная вода не отвечала требованиям качества и безопасности. Оба запрета были сняты в 2013 году. По оценкам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, сегодня в России продается примерно 10–12 млн бутылок грузинского вина в год. Это около 1% от всего рынка тихих и игристых вин в натуральном выражении (около 1 млрд бутылок), подсчитал он. По мнению эксперта, в целом рынок не заметит исчезновения этого продукта.
 
IDS Borjomi (владеет девятью заводами в Грузии, России и на Украине) в 2013 году сменила владельцев. Контрольную долю в компании выкупили структуры «Альфа-групп» Михаила Фридмана и Германа Хана у Salford Capital Partners Inc., близкой к Борису Березовскому и наследникам его партнера Бадри Патаркацишвили. Президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков надеется, что до запрета марки Borjomi в России дело не дойдет. Но, отмечает он, у компании есть российские активы и локальные бренды («Святой источник»), при негативном сценарии компания может сосредоточиться на них. По данным Euromonitor International, IDS Borjomi в 2017 году лидировала по продажам в деньгах на российском рынке бутилированной воды с оборотом 182,91 млрд руб. Получить комментарий в компании в воскресенье не удалось.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Николай Протопопов
РИА Новости
"Пробиваемая" стена. Почему комплексы ПВО США не защитили Саудовскую Аравию
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Не стой под крылом
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Русский дебют в небе Стамбула. Чем может обернуться турецкий вояж для авиапрома России?
Владислав Скобелев
Деловой Петербург
Данные небесные. Каким будет интернет вещей в самолетах
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково дадут пятилетку свободы
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Интерес Турции к МС-21 связан с успехом сделок по АЭС "Аккую" и С-400
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
В российских «МиГах» не обошлось без украинского
Николай Протопопов
РИА Новости
Мертвый груз. Потянет ли Польша американские истребители F-35



Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Боевой самолет 6-го поколения будут строить несколько стран Европы
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Мал да удар: беспилотники вооружат крылатыми ракетами
Илья Крамник
Известия
Вторая жизнь "Залива": построят ли в Керчи вертолетоносцы
Екатерина Карпенко, Ксения Чемоданова
Газета.ru
Умри на месте: почему россиян оставят без санитарного борта
Илья Максимов
Российская газета
Три советских самолета вошли в пятерку лучших истребителей холодной войны
Кустов Максим
Военно-промышленный курьер
Пе-2 – «хорошо управляемый утюг»: «Пешка» глазами пилота
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на Коршунова
Роман Азанов
ТАСС
"Это не игра, тут все реально"
Джереми Богайски
Forbes
Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц
Николай Поросков
Независимое военное обозрение
Ставка на лидерство
Дарья Рыночнова, Михаил Мошкин
Взгляд
Эксперты оценили выбор замены самолету Ан-2
Ксения Потапова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
По пути цифровизации
Александр Карпов, Алёна Медведева, Юлия Гуреева
RT
«Бряцают оружием в информационном пространстве»: с чем связан дефицит лётчиков в ВВС Великобритании
Валерия Маслова, Анна Лушникова
RT
«Варшава пытается подыгрывать американцам»: США поставят в Польшу 32 истребителя F-35
Герман Костринский, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Монголия поменяет Ан-2 моторы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Абонентская расплата: армейские дроны найдут цель по сигналу сотового
Антон Валагин
Российская газета
Короли неба
Антон Лавров
Известия
Беспилотная лошадка
Александр Волобуев, Дмитрий Литовкин, Ирина Цырулева
Известия
Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
Александр Ермаков
Известия
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
Наталия Еремина, Ольга Шерункова
Газета.ru
Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
«Кинжал» по-китайски
Булат Баширов
КоммерсантЪ
Аэропорту устанавливают тендерное равенство
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий, Ирина Цырулева
Известия
Летали, знаем: рост цен на билеты повторил антирекорд 2008 года
Иван Апулеев
Газета.ru
Запрет снят? Украинцы пролетят над Россией
Дарья Рыночнова
Взгляд
Радикальная реформа ОАК уже началась
Ирина Огилько
Российская газета
"Скорая" на крыльях
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Спасти и уничтожить: ВМФ получит универсальный самолет-амфибию
Евгений Гайва
Российская газета
Туристы улетают налегке
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
МАКС пролетел, но обещал вернуться
Мария Томиленко
Красная звезда
Едины, как едино небо, сделавшее их лётчиками
Глеб Силко
КоммерсантЪ-FM
Авиакомпании компенсируют убытки билетами
Алексей Заквасин, Екатерина Комарова
RT
«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАКС-2019 состоялся и завершился как настоящий праздник
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром с проблемами
Ася Сафиуллина
ТАСС
Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?
Иван Сафронов
Ведомости
Минобороны может самостоятельно достроить космодром "Восточный"
Роман Азанов
ТАСС
"Снимать сложнее, чем управлять истребителем". Как делается воздушная съемка
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий
Известия
Берлинский акцент: российские нефтяники заправят немецкие самолеты
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты собирают под крыло
Юлия Грицай
КоммерсантЪ-FM
Такси осваивают воздушные маршруты
Влада Шипилова, Майя Иванова
КоммерсантЪ
Субсидии на подлете

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer