← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Готовность к серийному выпуску


5 июня 2019 года Юрий Авдеев, Красная звезда


Минобороны готовится к заключению ряда долгосрочных контрактов. Посещение заместителем министра обороны Алексеем Криворучко сборочного цеха. Заместитель министра обороны Алексей Криворучко в конце мая совершил трёхдневную рабочую поездку, в ходе которой посетил ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса. Во время визитов на заводы под председательством замминистра прошли рабочие совещания, на которых обсуждались различные вопросы, в том числе связанные с реализацией Государственной программы вооружения.

Вертолётный сегмент оборонки
В рамках запланированной поездки заместитель министра посетил ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина» и ознакомился с ходом выполнения гособоронзаказа 2019 года, реализации плана, осуществляемого в рамках Федеральной целевой программы «Техническое перевооружение (реконструкция) производства ААК «Прогресс».
В цехе окончательной сборки на стапелях находились серийные вертолёты Ка-52. Там же проводились работы с третьим лётным образцом Ка-62. Его четвёртый собрат находился на лётно-испытательной станции (ЛИС) предприятия.
В ходе состоявшегося с руководством ААК «Прогресс» совещания обсуждались вопросы по выполнению модернизации Ка-52 и его серийному выпуску.
– Сейчас заводом выполняется длительный госконтракт на поставку разведывательно-ударных вертолётов Ка-52. До 2022 года ожидаем получить ещё 30 машин, в том числе восемь вертолётов до конца текущего года, – сообщил Алексей Криворучко.
Помимо этого, у Минобороны имеются планы на более отдалённый период.
– В настоящее время ведётся опытно-конструкторская работа, которая направлена на существенное повышение характеристик вертолёта, в том числе с учётом опыта боевого применения. Работа идёт в плановом режиме, замечаний к разработчику-производителю нет, – заявил заместитель министра обороны. – Надеюсь, что в следующем году заключим контракт на 114 машин в модификации Ка-52М.
Создание новой модификации боевого вертолёта стало возможным благодаря большому модернизационному потенциалу в базовой модели машины и новым отечественным научным, конструкторским разработкам.
Необходимо отметить, что ранее по поручению министра обороны была проведена работа по так называемой малой модернизации оптико-электронных систем, которые в ходе апробации в боевых условиях на территории Сирийской Арабской Республики доказали свою эффективность. Теперь надо двигаться дальше.
В работах по созданию новой модификации участвует практически вся кооперация. В ходе реализации программы по созданию Ка-52М уже проведена работа по дальнейшей модернизации оптико-электронных систем. В машине обновляется система электроснабжения. Ведутся работы, связанные с ещё большим увеличением дальности обнаружения и опознавания целей, а соответственно, увеличением возможностей применения вооружения по наземным и воздушным целям.
В вопросе повышения возможностей применяемого вооружения на первом плане стоит увеличение дальности применения средств поражения, используемых на вертолёте. Вторая задача – это унификация авиационных средств поражения с другими вертолётами семейства «Ми».

Су-57 – первый в отечественной авиации самолёт, имеющий в комплекте около сотни деталей из композиционных материалов

На сегодняшний день определены несколько путей развития по данной тематике, в том числе и по расширению номенклатуры используемых управляемых ракет. Все они направлены на существенное повышение как дальности боевого применения, так и на повышение огневого могущества боевых вертолётов.
Генеральный директор АО «Вертолёты России» Андрей Богинский, говоря о перспективах развития ААК «Прогресс», отметил, что здесь доминирует тема Ка-52. При этом в ней имеются различные так называемые перспективные направления продвижения с новыми конструктивными разработками как на внутреннем, так и на мировом рынке. Этому будут способствовать новые разработки, в том числе в рамках ОКР, начатые по техническому заданию Минобороны в апреле 2019 года, которые планируется завершить в 2022 году.
– Мы сегодня на совещании обсуждали вопросы, связанные с возможностью завершения ОКРов чуть раньше, для того чтобы заключить серийный контракт на следующую часть ГПВ 2018–2027, – отметил глава холдинга.
Другое направление работ связано с Ка-62. Задачи, стоящие перед головным предприятием-исполнителем, довольно сложные, и холдинг старается не давать пустых обещаний, а выполнять взятые на себя обязательства.
В производственной программе текущего года заложены четыре машины с реализацией в следующем году. Сейчас ведётся активная работа с российскими эксплуатантами, чтобы в 2020 году, после сертификации Ка-62, передать им машины в опытную эксплуатацию. На 2021 год ожидается выпуск десяти вертолётов.
Итогом работ в этом направлении станет диверсификация производства, при которой загрузка мощностей предприятия не будет всецело зависеть от объёма гособоронзаказа.
Идеальное положение дел с объёмами выпуска – это одна треть по ГОЗ, другая на экспорт, а третья часть – гражданская продукция на внутренний рынок. Авиастроители считают, что в любом случае к 2025 году решат поставленную президентом задачу об увеличении выпуска гражданской продукции до 50 процентов в общем объёме.
Не секрет, что у Ка-62 есть ахиллесова пята в виде французского двигателя Ardiden 3G. Как показали события недавних лет, иностранные партнёры российских фирм весьма зависимы от политической конъюнктуры. Поэтому при таких условиях на рынке продаж перспективы машины сомнительны.

Недавно подписаны необходимые документы, и АО «ОДК-Климов» получило техническое задание на создание двигателя мощностью 1500 л.с. для вертолёта Ка-62. Временные рамки установлены довольно жёсткие. К середине следующего десятилетия машина должна быть оснащена новыми отечественными двигателями. Насколько успешно к намеченному сроку выполнят поставленную задачу двигателестроители, покажет время.
В настоящее время на «Прогрессе» идёт освоение новых технологий, связанных с использованием композитных деталей в конструкции Ка-62. В частности, для их изготовления предприятие оснастили тремя автоклавами, производственные мощности которых соответствуют запланированному объёму выпуска продукции на ААК «Прогресс». Кроме того, ведутся работы по аддитивным технологиям, бионическому дизайну, улучшению весового совершенства машин.

На следующих модификациях Су-35С будут применяться все типы авиационных ракет классов «воздух – воздух» и «воздух – поверхность»

Комсомольский успех
Визит делегации Минобороны в Комсомольск-на-Амуре на авиационный завод (КнААЗ) начался с посещения цехов предприятия. Заместителю министра обороны показали практически всю имеющуюся производственную цепочку по изготовлению летательных аппаратов. В ряде случаев Алексей Криворучко проявлял инициативу в плане более подробного знакомства с технологиями, используемыми на тех или иных производственных участках.
Итогом этой части визита стал осмотр находящегося в открытом доступе на стапеле в цехе окончательной сборки первого Су-57 установочной партии. Заместителю главы военного ведомства рассказали о ходе выполнения работ, а также о некоторых особенностях завершающего этапа производственного цикла по изготовлению самолёта пятого поколения.
На КнААЗ Алексей Криворучко провёл совещание, одним из ключевых вопросов стала подготовка к контрактации серии.
– Первый самолёт мы получим к концу этого года. Речь идёт уже о серийной машине. Сегодня мы посмотрели готовность самолёта и вообще готовность предприятия к серийному производству Су-57. Мы полностью удовлетворены увиденным и надеемся, что все планы будут выполнены, – заявил замминистра обороны, подводя итоги визита. – По Су-35 предприятие выполняет все свои обязательства в срок, в этом году мы получим несколько машин даже раньше срока.
Алексей Криворучко пояснил, что в соответствии с условиями действующего контракта в 2019–2020 годах Минобороны ожидает поставки ещё 20 истребителей Су-35С. Он отметил, что КнААЗ постоянно работает над модернизацией данного истребителя, в том числе с учётом сирийского опыта. В частности, на следующих модификациях Су-35С будут применяться все типы авиационных ракет классов «воздух–воздух» и «воздух–поверхность».

Инновационный контроль
При создании инновационной техники внедряется определённое количество новых решений, связанных с применением новых материалов, покрытий, технологий. Всё это требует разностороннего обеспечения, в том числе и в части контроля.
Как рассказал Степан Хижняк, начальник отдела по неразрушающим методам контроля ОКБ Сухого, при разработке авиационной техники значительный объём затрат отводится на неразрушающий контроль. Все детали самолёта подвергаются многоступенчатому контролю качества как на этапе проектирования, так и в процессе производства и эксплуатации.
В цех окончательной сборки поступает планер, и начинается его оснащение. Одни рабочие монтируют электропроводку и жгуты, другие прокладывают трубопроводы, а третьи устанавливают блоки, системы. Перед выходом из цеха самолёт проходит проверку, в том числе со стороны представителя заказчика. Затем машина передаётся в цех лётных испытаний, в котором вновь проводятся всесторонние проверки на работоспособность различных комплексов, систем, агрегатов.
Как рассказал старший контрольный мастер цеха окончательной сборки – заместитель начальника приёмки Сергей Денисенко, на каждый Су-35С заполняется десять томов документации с указанием, в какой смене, кто, когда и какую технологическую операцию выполнил, проконтролировал. Каждый документ подписывает рабочий, мастер, контролёр. При этом в дело самолёта подшиваются различные протоколы контроля.
Сейчас специалистам КнААЗ предстоит сделать новый шаг в области российского авиастроения. Су-57 – первый самолёт в оте­чественной авиации с таким количеством применения композиционных материалов. Из них изготавливается около сотни деталей в комплекте. Они в отлаженной системе неразрушающего контроля требуют особого внимания. В настоящее время в основном используется ультразвуковой контроль для выявления мест непроклея и расслоений. Но этого уже недостаточно.
Специалисты отмечают, что если какой-либо инструмент уронить на металлический элемент или деталь самолёта, то им не будут нанесены фатальные повреждения. С композитами всё обстоит сложнее. Механическое воздействие может привести к разрушению структурных связей в композиционном материале, которые визуально не выявить, а деталь может потерять конструктивную прочность.
– Су-57 требует более значительных, на порядок больших затрат по контролю композиционных деталей в процессе производства и эксплуатации, – заявил Степан Хижняк. – Трудоёмкость выходного контроля одного изделия перед началом лётных испытаний составляет порядка тысяч часов. На сегодняшний день нами совместно с ВИАМ разработана и совершенствуется новая технология контроля деталей из композиционных материалов при серийном выпуске самолёта. Завершить её разработку планируется к концу текущего года.
Кроме того, требуется автоматизировать процесс контроля композитов, и при этом технические средства должны быть мобильными. Это даст прежде всего выигрыш во времени и существенно повысит качество выполняемых работ. В противном случае в вой­сках при выполнении периодических работ на ручной контроль будет тратиться значительное время, что негативно скажется на общей готовности техники выполнять поставленные задачи.
Поэтому решением данной задачи, помимо разработчиков и производителей, занимаются и военные представительства Мин­обороны. Требуется кардинально скорректировать не только методики и процедуры неразрушающего контроля, но и общие подходы к контролю качества.
Ведь одним из подводных рифов в данной ситуации служит то, что автоматизированные средства неразрушающего контроля в России относятся к станочной базе предприятия, по причине чего при их эксплуатации на первом плане стоит требование о загруженности. За рубежом автоматизированное оборудование для контроля расценивается как один из элементов системы качества. У них главенствует требование, чтобы контроль проходил в автоматическом режиме. Таким образом, не только повышается качество контроля, но и снижается влияние на него человеческого фактора.

Заводской финиш
На КнААЗ журналисты получили уникальную возможность побывать на лётно-испытательной станции и пообщаться с теми, кто обладает правом первыми поднимать в небо боевые крылатые машины, построенные на предприятии.
Руководит этой производственной структурой предприятия Михаил Чипизубов. Он радушно встретил гостей, пообщался с ними, пока на исполнительный старт выруливал Су-30, пилотируемый Сергеем Китаевым. Затем лётчик выполнил в полном объёме полётное задание, которое, конечно же, отличалось от демонстрационных полётов на выставках, но и в этом случае была в полной мере видна авиационная грация машины, её высокие скоростные и манёвренные характеристики.
Закончен полёт, самолёт на стоянке. Лётчик-испытатель спокойно и обстоятельно отвечает на вопросы, которые слышит впервые, о сверхманёвренности, перспективах новой техники и личной её оценке. С особой теплотой он отозвался о Су-57.
– Это большой шаг вперёд для ОКБ и завода. Он вобрал в себя всё лучшее из предыдущих опытов, подтвердил все заложенные в него характеристики. Я думаю, что лётный состав в частях воспримет его на ура, – сказал Сергей Китаев. – Машина действительно хороша, не сложнее, чем Су-35, а он, как мы знаем, хорошо воспринят в войсках, и полученный опыт доказал его высокую надёжность, боеспособность.

Ударная мощь
При посещении Уральского проектно-конструкторского бюро (УПКБ) «Деталь» замминистра ознакомился с производственными мощностями предприятия, выполнением планов по его модернизации в рамках Федеральной целевой программы.
В продуктовой линейке УПКБ «Деталь», которая входит в АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение» (КТРВ), лидирующую позицию занимает тема изготовления активных головок самонаведения (АГСН) для противокорабельных ракет и ракет класса «воздух – воздух».
Здесь стоит отметить, что конструкторский коллектив УПКБ разработал АГСН для новейшей противокорабельной ракеты Х-35У, которой оснащаются в том числе береговые комплексы «Бал». Новинка уральских мастеров по ряду основных параметров превзошла требования Минобороны и имеющиеся аналоги.
Кроме того, на предприятии за годы его существования разработано более 100 типов аппаратуры – радиовысотомеров и радиовысотомерных систем, измеряющих высоту полёта, составляющие скорости летательных аппаратов, параметры земной и водной поверхности; бортовой радиолокационной аппаратуры для систем дистанционного зондирования земной поверхности; комплексов для корреляционно-экстремальных систем навигации; радиолокационных станций бокового обзора с синтезированной апертурой.
– Сегодня предприятие в интересах Минобороны занимается разработкой активной головки самонаведения для перспективной противокорабельной ракеты, которая в том числе планируется для использования на самолёте Су-57, – рассказал замминистра обороны.
Криворучко пояснил, что в ходе прошедшего совещания по поручению министра обороны обсуждался вопрос заключения в ближайшее время крупного контракта с КТРВ на закупку всей номенклатуры авиационных средств поражения для Су-57.

Нижегородская связь
По итогам посещения АО «Научно-производственное предприятие «Полёт» замминистра обороны Алексей Криворучко рассказал, что завершена опытно-конструкторская работа по модернизации воздушных командных пунктов на базе Ил-80 и Ил-82, началась работа по модернизации имеющихся самолётов.
Замглавы военного ведомства отметил, что сегодня научно-производственное предприятие досрочно сдаёт Минобороны различные комплексы радиосвязи, а также ведёт глубокую модернизацию бортовой аппаратуры самолётов-ретрансляторов Ил-22М11 и Ту-142МР.
Алексей Криворучко выразил надежду, что имеющийся у НПП «Полёт» научно-технический задел позволит создать новейшие системы управления и радиосвязи для истребителя Су-57 и других перспективных машин. В качестве примера на ближайшую перспективу был назван новый воздушный пункт управления.
– Планируем в текущем году открыть с «Полётом» новую работу по созданию воздушного пункта управления на базе вертолёта Ми-38, – сказал он.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2019/6/5/30406/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.