Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


У пилотов катастрофа с дипломами


7 июня 2019 года Николай Сергеев, Юлия Гарипова, Сергей Петунин, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, прошлогодняя катастрофа самолета Ан-148 в Подмосковье привела не только к гибели 71 человека, разорила компанию АО «Саратовские авиалинии», которой принадлежало воздушное судно, но и оставила без работы десятки пилотов по всей стране. В ходе прокурорской проверки выяснилось, что все они, как и погибший в авиакатастрофе второй пилот разбившегося самолета Сергей Гамбарян, получили свидетельства, окончив Южно-Уральский государственный университет, который не имел сертификата авиационного учебного центра, а также утвержденной Росавиацией программы подготовки. Обжалуя решения Росавиации, пилоты обратились в суды, но их иски были отклонены.

Выступая недавно в Госдуме на «правительственном часе», генпрокурор Юрий Чайка заявил, что в ходе надзорных проверок были выявлены факты неполного прохождения летным персоналом программ подготовки, отсутствия в образовательных организациях необходимого кадрового и материального обеспечения и другие. В связи с этим, по его словам, с 2017 года по результатам принятых прокурорами мер от выполнения полетов были отстранены 550 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, а также аннулировано 160 летных свидетельств.

По данным “Ъ”, речь в основном шла о выпускниках Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), где будущие пилоты осваивали теоретическую часть, практикуясь в учебно-тренировочном центре «ЧелАвиа», а затем созданном на его базе частном профессиональном образовательном учреждении «Челябинское летное училище гражданской авиации» (ЧЛУГА). Челябинские выпускники и раньше вызывали вопросы у надзорных органов, но вплотную они ими занялись после крушения в феврале прошлого года Ан-148 «Саратовских авиалиний», следовавшего из Москвы в Орск. Межгосударственный авиакомитет установил, что пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, обледенение которых произошло в ходе набора высоты. Командир экипажа, получив неверные данные о падении скорости, решил разогнать воздушное судно, переведя его в пикирование, во время которого и произошло столкновение с землей. Погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа.

Проводя проверку в связи с катастрофой, Генпрокуратура выяснила, что второму пилоту разбившегося самолета Сергею Гамбаряну 21 июня 2017 года территориальным управлением Росавиации было выдано свидетельство коммерческого пилота на основании обучения, которое он прошел в ЮУрГУ. При этом было установлено, что сам университет не имел сертификата (свидетельства) авиационного учебного центра, а также утвержденной Росавиацией программы подготовки. Прокурорами были установлены еще 64 пилота, окончивших ЮУрГУ. Материалы в их отношении надзорный орган направил в Росавиацию, которая по результатам своей проверки стала выносить приказы об аннулировании свидетельств коммерческих и линейных пилотов.

Летчики, обжалуя действия Росавиации, обратились в суды по всей стране. В исках они, как правило, указывали, что не предоставляли недостоверные сведения для получения свидетельств пилотов: учились в ЮУрГУ, о чем свидетельствуют дипломы вуза, а летали, заключив соответствующие договоры, на тренажерах и воздушных судах «ЧелАвиа» и ЧЛУГА.

Однако суды иски отклонили, ссылаясь на то, что у всех трех структур отсутствовали действующие сертификаты и лицензии на право осуществления образовательной деятельности в области авиации. К тому же для многих пилотов обучение оформлялось как профессиональная переподготовка и стажировка, однако в ходе проверок выяснялось, что свидетельств авиационного персонала они не имели, то есть не были пилотами гражданской авиации, следовательно, не могли переучиваться на новый тип воздушных судов в рамках дополнительного образования.

Следует отметить, что обучение по специальности «пилот» проводилось на аэрокосмическом факультете ЮУрГУ с тренировками в ЧЛУГА с 2011 года. Однако еще в 2017 году Росавиация начала отзывать свидетельства пилотов на том основании, что с августа 2016 года у училища нет сертификата авиационного учебного центра (АУЦ), выданного Росавиацией. В сентябре 2017 года Копейский городской суд по иску челябинского транспортного прокурора и на том же основании признал деятельность ЧЛУГА по обучению пилотов незаконной. В 2018 году Челябинский областной суд, рассмотрев дело в апелляционном порядке, подтвердил решение суда первой инстанции. При этом руководство училища настаивает на том, что сертификат АУЦ необходим лишь для переподготовки специалистов (этим училище не занималось с момента завершения срока действия сертификата), а те, кто не имеют летной подготовки, обучаются по образовательным программам по лицензии Минобразования, все правоотношения регулируются федеральным законом об образовании. При этом многочисленные попытки получить новый сертификат в Росавиации остаются безуспешными.

Сейчас Центральный районный суд Челябинска рассматривает два иска челябинского транспортного прокурора к ЮУрГУ. Надзорное ведомство требует признать незаконной деятельность вуза по обучению специалистов авиационного персонала с присвоением квалификации «пилот», а также признать недействительными дипломы о среднем профобразовании по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» с присвоением квалификации «пилот». По этим искам дипломов могут лишиться 103 выпускника ЮУрГУ. С 2017 года ЧЛУГА и, соответственно, ЮУрГУ не занимаются обучением пилотов. 32 выпускника 2017 года так и не получили дипломы.

«Такую базу загубили! Она была лучшей в Европе. Три ангара забиты самолетами, тренажеры. Теперь они стоят, не эксплуатируются, здание рушится»,— сообщил “Ъ” директор ЧЛУГА Александр Матусевич. По его словам, за все годы существования совместной программы с ЮУрГУ обучение прошли около 300 человек. Сколько из них лишились свидетельств пилотов, он уточнить не смог. По его словам, часть выпускников, лишенных свидетельств Росавиацией, получили пилотские лицензии за границей и сейчас летают, а те, кто остался в России, «мучаются и судятся».

В пресс-службе ЮУрГУ заявили, что не комментируют ситуацию с обучением пилотов, предложив написать письменный запрос, на который пока не ответили.

При этом следует отметить, что в апреле этого года ситуацией с челябинскими пилотами озаботилась вице-премьер Татьяна Голикова, предложившая Минтрансу и Росавиации принять меры к их трудоустройству. В Росавиации на запрос “Ъ” оперативно не ответили, а источник в Минтрансе сообщил, что вернуть свидетельства пилотам или выдать новые в данной ситуации закон не позволяет. «Сейчас обсуждается предложение о том, чтобы дать им возможность экстерном сдавать экзамены в сертифицированных вузах, однако при этом все равно придется "перелетывать", проходя соответствующую практику»,— отметил собеседник “Ъ”.

«Саратовские авиалинии» не выдержали катастрофы

Для АО «Саратовские авиалинии» авиакатастрофа завершилась отзывом сертификата эксплуатанта (летного сертификата). Сразу после крушения Ан-148 Росавиация начала проверку авиакомпании и, выявив ряд нарушений, ограничила действия летного сертификата до 27 апреля 2018 года. В марте того же года компания направила заявку на продление лицензии, но, как выяснилось, в перечень заявленного эксплуатантом авиационного персонала, составленный 14 марта, включены члены экипажа, погибшие 11 февраля 2018 года в авиационной катастрофе, а также воздушное судно Ан-148–100В, регистрационный номер RA-61704, утраченное в катастрофе. Глава Росавиации Александр Нерадько рекомендовал руководству «Саратовских авиалиний», «учитывая беспрецедентное, безответственное отношение к вопросам обеспечения безопасности полетов», самостоятельно отказаться от сертификата эксплуатанта и сосредоточиться на аэропортовой деятельности.

В авиакомпании заверили, что исправят нарушения. Ограничение сертификата продлили до 30 мая. В мае в «Саратовских авиалиниях» провели выборочную проверку летных заданий, летных книжек, табелей учета рабочего времени и других документов членов летных экипажей, регулятор выявил ряд системных нарушений. В частности, выяснилось, что компания планирует работу членов летного состава без учета нормирования рабочего времени и времени отдыха; экипажи «преднамеренно» не соблюдают режим в отсутствие должного контроля со стороны руководства; практикуются недостоверный учет рабочего времени и превышение максимальной продолжительности полетной смены в течение суток; отсутствует повторный медосмотр пилотов. В Росавиации посчитали, что «усталость уменьшает бдительность пилота, может стать причиной ненадлежащего наблюдения за ориентировкой и положением воздушного судна в пространстве, неправильной оценки ситуации, ошибочного понимания работы систем управления и как итог — принятия неправильного решения». В конце мая руководство «Саратовских авиалиний» направило новую заявку на продление сертификата эксплуатанта, но не получив ответа от Росавиации, отменило все рейсы.

После этого АО «Саратовские авиалинии» работало исключительно как оператор аэропорта Саратов-Центральный. По итогам 2018 года компания получила убыток в размере 707,6 млн руб. 29 мая этого года компания уведомила министерство занятости, труда и миграции Саратовской области о намерении сократить 394 из 493 сотрудников. Источники “Ъ” в «Саратовских авиалиниях» говорят, что, очевидно, после открытия саратовского аэропорта Гагарин (запланировано на август этого года) предприятие прекратит существование.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Виктор Друшляков
Военно-промышленный курьер
России по силам создать самолет не хуже американского F-35B
Владимир Волгин
Военно-промышленный курьер
Крушение мрии
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Катастрофа 737 MAX: сколько требуют с Boeing
Валентина Брыкалина
ТАСС
Терминал большого города. В Саратове открылся новый аэропорт Гагарин
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
По следу дрона: "Искандеры" получат "глаза и уши"
Мария Кокорева
РБК
ФАС обнаружила рост цен на авиабилеты на рейсах с Superjet
Денис Федутинов, Мария Дранишникова
Ведомости
В булочную на самолете
Анастасия Николаева
Интерфакс
Первый рейс



Анастасия Дагаева
Московский Центр Карнеги
Птица vs самолет. Как ужиться вместе в небе
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Приказ отдан: в "Ильюшине" готовятся массовые сокращения
Анастасия Голубкова
Газета.ru
Потери от простоя: когда полетит Boeing 737 MAX
Александра Рыжкова
ТАСС
Комиссия проверила потенциально опасные объекты около аэропорта Жуковский
Анастасия Николаева
Интерфакс
Орнитологическая небезопасность
Елена Сидоренко, Анна Урманцева, Алексей Рамм, Виталий Воловатов, Валерия Нодельман
Известия
Полоса спасения: кто и как сотворил московское "чудо на Гудзоне"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденное приземление
Кристина Уколова
Красная звезда
«Есть одна у лётчика мечта – высота…»
Александр Зюзин
ТАСС
Только пассажиры и персонал. В аэропорту Гонконга ввели ограничения на вход в терминал

ТАСС
Лучшие в небе над Рязанью. Российские летчики лидируют на конкурсе "Авиадартс"
Алексей Козаченко, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Присмотрят свысока: Крым укрепят эскадрильей БПЛА «Форпост»
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Развернулись над Тверской: западное направление усилят Су-35
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Авианесущий остров: Балтфлот испытал мобильные аэродромы
Илья Крамник
Известия
Конкурс проектов: чей стратегический бомбардировщик будет лучше
Мария Кокорева
РБК
Глава ФАС предложил приватизировать авиакомпанию "Победа"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Удар по бюджету
Виктор Друшляков, Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Что считать главным в истребителе пятого поколения
Андрей Коц
РИА Новости
Вместо F-35. Что даст Турции покупка российских истребителей Су-35
Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
Нелетное бремя: авиасообщение с Грузией не восстановят в течение года
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Тепловой удар: Ил-76 получат новые противоракетные системы

Газета.ru
Столкновение двух Ту-134: как погибли советские футболисты
Андрей Коц
РИА Новости
Крылатые монстры. Нереализованные авиационные проекты советской оборонки
Олег Грозный
Красная звезда
Воздушные асы сильны не только в небе
Виктор Худолеев
Красная звезда
Укрощая огонь и воду
Александр Шарковский
Независимое военное обозрение
Военная авиация России переживает эпоху возрождения
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Винтокрылая "Скопа" на службе Пентагона
Виктор Литовкин
Независимое военное обозрение
Су-57: количество и качество
Юрий Потапов
Независимое военное обозрение
Неизменный горизонт полета
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Вертолетные двигатели прошли завершающий этап испытаний на обледенение
Наталья Пономарева
Интерфакс
Сервис от производителя
Александр Волобуев
Известия
Месяц, вай: перелеты в Грузию подорожали почти в полтора раза
Олег Грозный
Красная звезда
Небо выявит сильнейших

Красная звезда
Крылья над Матыбулаком
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Совет по авиастроению: работа на перспективу
Наталия Михальченко
Известия
Гари не знает: российский водородный самолет представят на МАКС-2019
Александра Баландина
Газета.ru
"Пламя пожирало самолет": хроника крушения Boeing-747 на Гуаме
Дмитрий Литовкин
Известия
Заправка в космос: в России создают проект подзарядки спутников на орбите
Наталья Катрич
Военно-промышленный курьер
Как советские летчики спасли иностранных дипломатов
Михаил Куприков
Военно-промышленный курьер
Кто бросит вызов "Боингу" с "Эрбасом"
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Поведение с мотором: "Супер Сухие" смогут летать, как вертолеты
Роман Маркелов
Российская газета
Бензин, керосин, билет
Николай Протопопов
РИА Новости
Смертельное пике. Зачем военные летчики жертвовали собой

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer