Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Немая сцена на взлетной полосе


7 июня 2019 года Анатолий Журин, Газета "Труд"


Межгосударственный авиационный комитет представил правительственной комиссии доклад о майском крушении самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Шереметьево. После чего общественности сообщили, что отчет будет опубликован «после окончательной корректорской выверки». Осталось выяснить, кого из знатоков великого и могучего в авиационном ведомстве назначили старшим корректором... А вообще-то происходящее напоминает финальную сцену из гоголевского «Ревизора»: персонажи узнали страшную правду и потеряли дар речи.

Доклад представителя МАК слушали члены правительственной комиссии во главе с министром транспорта Евгением Дитрихом, руководителями надзорных органов, представителями ОАК и авиаперевозчика. Вряд ли эти люди узнали для себя что-то новое, поскольку им давно известны проблемы нашей гражданской авиации. Просто никто не хочет выносить сор из избы. После «корректорской выверки» общественность традиционно информируют о состоянии воздушного судна, действиях экипажа, диспетчеров и аварийно-спасательных служб. Находят и примерно наказывают стрелочников. После чего на свет появляется очередной перечень предписаний по ужесточению требований к безопасности полетов.

Но вопрос в том, кто и как выполняет рекомендации МАК по итогам расследования катастроф? Автор видел составленные как под копирку ответы из Минтранса с обтекаемыми формулировками: «предложения представляют интерес, но требуется дополнительная проработка». Когда и какая именно — покрыто многолетним туманом.


После майской катастрофы были сообщения о том, что пассажиры отказывались лететь суперджетами. Разобраться с техническими проблемами самолета потребовал совладелец группы S7 Владислав Филев. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), куда входят более 20 авиакомпаний и авиапредприятий, призвала Минтранс проверить системы самого самолета на соответствие сертификационным требованиям. Как заметил наш эксперт, «у специалистов появились новые вопросы при отсутствии ответов на старые».

Между тем последние события свидетельствуют о том, что вопрос безопасности полетов не следует сводить к проблемам конкретного самолета. Вот далеко не полный перечень недавних воздушных происшествий. 4 июня боинг авиакомпании «ЮТэйр» вылетел в Берлин, но вынужден был развернуться и запросить экстренную посадку из-за разгерметизации. А 3 июня боинг той же компании, выполнявший рейс Уфа — Сургут, прервал взлет: сработала индикация неисправности механизации крыла. А 30 мая эрбас «Аэрофлота» вылетел в Грозный, но вернулся из-за срабатывания датчика пожаротушения. 22 мая боинг компании «ЮТэйр» совершил вынужденную посадку в аэропорту Сыктывкара — отказ генератора. А 11 мая боинг компании Azur air, вылетевший из Нячанга в Новокузнецк, запросил экстренную посадку из-за срабатывания индикатора масляного фильтра...

Во всех случаях экипажи действовали грамотно и по инструкции, перед посадкой избавлялись от топлива. Но эксперты обращают внимание на то, что в основном это мелкие технические неполадки, которые в других обстоятельствах не помешали бы продолжить полет.

Нельзя сказать, что в Росавиации не видят происходящего. Еще в марте ведомство сообщало, что за прошлый год количество происшествий в коммерческой авиации увеличилось на 27%. Случилось 19 авиапроисшествий, в том числе девять катастроф с гибелью 104 человек. Инциденты становились следствием потери контроля над управлением в полете, выкатывания самолета за пределы полосы при посадке, столкновения с землей или препятствиями. По этому поводу Росавиация разработала свыше 250 рекомендаций, но...

На днях генпрокурор Юрий Чайка заявил депутатам Госдумы, что у нас «до настоящего времени не определены целевой и приемлемый уровень безопасности полетов и лицо, ответственное за реализацию программы, которая не актуализировалась с 2008 года». А в Минтрансе не разработаны нормативы сертификации авиатехники, ее производителей и подготовки персонала, не утверждены правила наземного и технического обслуживания самолетов, требования к их летной годности и стандарты профессиональных программ подготовки авиаспециалистов.

А наши эксперты добавляют к этому, что при попустительстве авиационных властей перевозчики вместо заботы о безопасности используют методы сокрытия форс-мажорных обстоятельств. И что болезнь приняла хронический характер. Метания в рамках «самолет — человеческий фактор» ни к чему не приведут, пока в отрасли не выстроена государственная техническая политика. И пока вопросами безопасности полетов в отрасли не займутся настоящие профессионалы, а не назначенцы из «эффективных менеджеров».

P.S. Так что же делать нам, пассажирам, — бояться или летать? В советские времена министр гражданской авиации Борис Бугаев призывал заменить слова «безопасность полетов» на «качество полетов», чтобы не нагонять страха на пассажира. Такая вот корректура... Остается только утешаться мыслью, что авиаперевозки были и остаются самым безопасными видом транспорта. На российских дорогах каждый год гибнут 30-35 тысяч человек, еще столько столько же становятся инвалидами. Но никому в голову не приходит отказаться от авто.

Ну а для того, чтобы спокойно садиться в кресло пассажира и лететь в свое удовольствие, нам не помешает узнать, какие меры будут приняты после выступления генпрокурора и обнародования доклада МАК. Скоро пора отпусков, так что будем надеяться, что ждать осталось недолго.

Кстати

Авиационный психолог Надежда Якимович говорит, что человеческий фактор остается главной причиной ЧП в воздухе и на земле. Они связаны с психическими нагрузками, стрессами, переутомлением и депрессией. После громкой катастрофы 24 марта 2015 года, когда немецкий пилот Андреас Лубиц закрылся в кабине и направил лайнер в склон горы, авиационные власти ЕС взяли на вооружение опыт допинг-офицеров ВАДА. Сегодня в авиакомпаниях Евросоюза действует система выборочных проверок психического состояния пилотов до и после полета.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Александр Волобуев
Известия
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Анна Старицкая
360
Самолеты в простое. Как катастрофы 737 MAX ударили по Boeing
Эльнар Байназаров, Дмитрий Лару, Ирэна Шекоян
Известия
Год горы не видать: полеты в Грузию не возобновят до конца 2019-го
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденные меры
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"



Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом
Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца
Виталий Чугин
ТАСС
Расследование крушения Boeing на Украине. Надежда остается лишь на суд
Александр Тихонов
Красная звезда
Су-57 будет превосходить всех
Алексей Рамм Богдан Степовой
Известия
"Сухие" крымские: полуостров защитят новейшие истребители
Арина Раксина
ТАСС
Boeing нашел покупателя для 737 MAX. Первого после двух авиакатастроф
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково поставят на рельсы
Иван Якунин
КоммерсантЪ
Трагичный полет SSJ 100 воспроизведут в небе и на тренажере
Ксения Чемоданова
360
Скорая помощь в полете и дозаправка в воздухе. На что способна отечественная авиация
Мария Кокорева
РБК
Российские авиакомпании получили рекордный убыток
Ольга Шерункова
Газета.ru
Наши в Ле Бурже: русская амфибия долетела до Парижа
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
Шагающие авианосцы
Андрей Синицын
Военно-промышленный курьер
Як-141, сбитый перестройкой
Виктор Друшляков
Военно-промышленный курьер
Будущая "вертикалка" уже летает
Тимур Латыпов, Елена Колебакина-Усманова, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
Не прошло и 22 лет: "Ансат" возвращается в Ле-Бурже
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Охотник на аллигаторе: в России унифицируют боевые вертолеты
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Первых в истории Сахалинской области юных пилотов выпустила самолетная секция ЦТВС
Андрей Станавов
РИА Новости
Ход “Жнецом”: чем угрожает России переброска ударных дронов США в Польшу
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
К делу «Трансаэро» приобщили бухгалтера
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Налет на добавленную стоимость
Николай Проценко
ИА EADaily
Мирзиёев на взлетной полосе: узбекская авиация освоит российский опыт
Анастасия Николаева
Интерфакс
Завершенное дело

Русская служба BBC
Росавиация может "приземлить" самолеты российских авиакомпаний. Что случилось?
Мария Трубина
Взгляд
Украина не сможет запретить России летать на «Русланах»
Дмитрий Шестоперов
КоммерсантЪ
AliExpress загрузит самолеты
Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Морской часовой: «Камовы» возьмут под охрану атомные подлодки
Иван Апулеев
Газета.ru
Белая пуля: в Калифорнии заметили секретный самолет
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Взлетная полоса длиною в суд
Анастасия Николаева
Интерфакс
В соответствии со стандартами

Lenta.ru
Синдром истребителя
Денис Федутинов
Независимое военное обозрение
Боевые дроны в Минске
Андрей Калий
Красная звезда
Полётные задания выполнены достойно
Анатолий Журин
Газета "Труд"
Немая сцена на взлетной полосе
Николай Сергеев, Юлия Гарипова, Сергей Петунин
КоммерсантЪ
У пилотов катастрофа с дипломами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Готовность к серийному выпуску

Русская служба BBC
25 млн чемоданов ежегодно: почему авиакомпании по-прежнему теряют наш багаж?
Денис Соловых
ТАСС
За двумя зайцами. Придется ли Турции выбирать между С-400 и F-35?
Яков Лысенко
Газета.ru
Ждать еще долго: что не так с выдачей багажа в «Шереметьеве»
Сергей Гуцалюк
Журнал "АвиаСоюз"
Дальневосточный «Авиалифт»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer