Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету


28 июня 2019 года Александр Буланов, Известия


Повысить безопасность полетов можно за счет быстрой передачи большого объема информации о состоянии систем воздушного судна наземным службам. Качественная интернет-связь с землей поможет эффективнее обслуживать технику, позволит предупреждать пилотов об опасных ситуациях прямо во время полета и решит проблему потери черных ящиков в случае, если катастрофа всё же произошла. В настоящее время подобное решение уже реализовано на ряде «умных самолетов», но его полноценного внедрения можно ожидать примерно через десять лет.

В зоне доступа
 
Все органы управления в кабине самолета, будь то штурвал, кнопки или педали, имеют датчики, которые не только передают управляющие импульсы системам самолета, но и дублируют эту информацию для записи на бортовые самописцы. То же происходит и с технической информацией –– например, о режиме работы двигателей, которая также должна быть сохранена и точно синхронизирована со временем полета. Именно благодаря этому подходу после расшифровки самописцев можно с точности до секунды узнать, что происходило с самолетом во время рейса.
 
Однако в ряде случаев носители информации в черных ящиках серьезно повреждаются при аварии или их просто не удается найти.Например, до сих пор неизвестны подробности катастрофы в марте 2014 года малайзийского Boeing (рейс 370 Malaysia Airlines), обломки которого так и не нашли в Индийском океане. Более того, самописцы не дают возможности исправить ситуацию в реальном времени, служа лишь хранилищем информации.
 
Кардинально изменить ситуацию можно с помощью постоянной передачи информации наземным службам с помощью надежной интернет-связи. Современные технологии это уже позволяют.
 
— Подключение к интернету на борту самолета можно организовать как с помощью спутникового канала, так и используя технологию ATG (Air-to-Ground), для чего на земле развертывается сеть базовых станций, передатчики которых направлены в небо, — пояснил представитель компании СТЭК.КОМ Иван Ершов. — Правда, инфраструктура для последней сейчас имеется лишь на территории Северной Америки и Западной Европы и самолеты, которые покидают эту зону, вынуждены использовать спутниковую связь.
 
Воздушная Сеть
 
В качестве базовой техники для подключения к Сети в обоих случаях используют приемное оборудование (антенну и модем), а также точки доступа, через которые можно подключить к интернету пассажиров на борту.
 
— Однако это совсем другая техника, чем та, которая используется при подключении к интернету на земле, — предупредил эксперт. — Всё авиационное оборудование должно соответствовать требованиям безопасности, для чего его характеристики вначале оцениваются «на бумаге», а затем проходят проверку в воздухе. Причем испытания проводят отдельно для каждой модели самолетов, которыми во время тестирования должны управлять профессиональные летчики-испытатели.
 
С учетом всех издержек стоимость оснащения одного пассажирского самолета может составлять от $1 млн до $5 млн (для сравнения: каталожная стоимость нового среднемагистрального лайнера Airbus A320 в 2018 году составляла $101 млн. — «Известия»).
 
По словам экспертов, сложности с сертификацией оборудования и высокая стоимость его установки существенно ограничивают рост мирового рынка услуг авиационного интернета: сегодня на нем конкурируют всего десять компаний, пять из которых можно назвать технологически самостоятельными, то есть имеющими собственную инфраструктуру. И лишь одна из них работает в России.
 
«Умный самолет»
 
Идея использовать интернет с целью передачи на землю тех параметров воздушного судна, которые обычно записывают на бортовые самописцы, получила свое развитие в концепции «умного самолета». На сегодняшний день подобное решение уже реализовано на ряде воздушных судов, однако до ее повсеместного внедрения (в том числе в России, где «умные самолеты» пока не летают) пройдут годы.
 
— В настоящее время возможность подключения к интернету (в первую очередь для предоставления доступа к Wi-Fi в салоне) есть примерно у 10% пассажирских самолетов. Такая небольшая степень внедрения связана с относительно низкой пропускной способностью существующих сетей, которые не рассчитаны на постоянный прием нескольких тысяч параметров самолета, — рассказал главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. — Думаю, при увеличении технических возможностей ситуация может измениться, но для этого нужно будет подождать около десяти лет.
 
Пока же авиакомпании будут вынуждены довольствоваться использованием стандартных бортовых самописцев, а также системы авиационной связи ACARS, которую применяют для обмена малыми объемами информации. Кстати, ее применение пока так и не стало обязательной нормой, прописанной в документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), — возможно, в силу высокой стоимости подключения.
 
Разбор полетов
 
В настоящее время авиакомпании активно используют полетные данные для улучшения безопасности на транспорте. В частности, если по системе ACARS поступил сигнал о неисправности, то техники на земле уже начинают готовиться к ее устранению после посадки, поскольку время простоя самолетов обходится эксплуатантам достаточно дорого. Кроме того, уже после полета они анализируют данные с самописцев, которые позволяют взглянуть на ситуацию более детально.
 
Относится это и к российским компаниям. В частности, в пресс-службе «Аэрофлота» «Известиям» заявили, что авиаперевозчик использует информацию, полученную с воздушных судов, для мониторинга фактических характеристик двигателя, расхода топлива, а также проведения хронометража движения самолета от вылета до прилета, что помогает обеспечивать регулярность и пунктуальность рейсов.
 
— Мы считаем, что обработка полученной информации на земле повышает уровень безопасности полетов, — добавили в компании.
 
Таким образом, увеличение потока данных, поступающих с самолета в реальном времени, сможет еще больше усовершенствовать процесс технического обслуживания и тем самым понизить риски, связанные с использованием воздушного транспорта.
 
Интересно, что помимо технических данных авиакомпании учитывают и записи, которые позволяют оценить качество работы пилотов. Например, если один из летчиков сделал ошибку при пилотировании, ему могут сделать замечание во избежание ее повтора. Но происходит это уже после посадки, какой бы она ни была.



комментарии (0):







Материалы рубрики

Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Владимир Дергачев
РБК
Треть россиян после катастрофы SSJ захотели летать на западных самолетах
Владимир Тучков
Свободная пресса
Зачем Индия атаковала российский Су-57?
Александр Волобуев
Известия
Окно из Парижа: паспортный контроль для бизнес-класса могут ускорить
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Эльнар Байназаров, Екатерина Постникова
Известия
Мост на Босфор: поставка Турции основных элементов С-400 займет неделю
Илья Максимов
Российская газета
Грозный противник: ветераны ВВС США рассказали о встрече с МиГ-29
Марина Гусенко
Российская газета
Закурим перед стартом
Сергей Птичкин
Российская газета
Су-30 полетят в Ташкент
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Слышу цель: РЛС научат узнавать самолеты и корабли



Роман Крецул, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Блочный док: С-500 оснастят ремонтной машиной
Роман Маркелов
Российская газета
Керосин разогревается. Спрос на авиационное топливо в России и в мире будет только расти
Сабина Адлейба
Интерфакс
Полет временно недоступен
Игорь Кармазин
Известия
Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам
Александр Плеханов
Популярная механика
Самолет-беглец: самая нелепая катастрофа советского истребителя
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Памятник авиационному технику
Роман Азанов
ТАСС
Техника, способная удивлять. Летчик-испытатель о боевом потенциале вертолетов России
Сабина Адлейба
Интерфакс
Без НДС
Евгений Гайва
Российская газета
Пролет нормальный
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Тюменскую катастрофу рассудят во Франции
Герман Костринский, Наталья Скорлыгина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Размен крыла. Спор авиарегуляторов России и Чехии обернулся отменой рейсов
Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Летательный исход: лишатся ли россияне прямых рейсов в Чехию
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неделя на переговоры
Роман Барский
Наука и техника
На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения
Ольга Кантемирова, Яна Войцеховская, Константин Куркин
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Сиверский открыл счет инвесторам
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
Пулково перенасытился в мае
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Взвод на винтах: российские войска переходят на боевые мини-коптеры
Александр Ермаков
Известия
Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Система с технологиями
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В деле о хищениях злоупотребили с обвинением
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Бизнес-авиации согласовали взлет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Бей до дна: Арктику прикроют новейшие бомбардировщики
Елена Сидоренко, Александр Волобуев
Известия
Честь командира: капитан Ан-24 спас пассажиров ценой собственной жизни
Александр Буланов
Известия
Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету
Дмитрий Ладыгин, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Манипулирование от убытков
Наталья Пономарева
Интерфакс
Разбился на полпути
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минтранс просчитает грузинское небо
Наталья Пономарева
Интерфакс
Минимальное наказание
Александр Волобуев
Известия
Пересадка по требованию: кто заработает на запрете полетов в Грузию
Анна Старицкая
360
Самолеты в простое. Как катастрофы 737 MAX ударили по Boeing
Эльнар Байназаров, Дмитрий Лару, Ирэна Шекоян
Известия
Год горы не видать: полеты в Грузию не возобновят до конца 2019-го
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденные меры
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский, Георгий Двали
КоммерсантЪ
Завтрак без туриста. В этом сезоне Грузия недополучит 150 тыс. российских путешественников
Марат Кузаев
ТАСС
NASA испытает "зеленое" топливо для космических аппаратов. Дело не в заботе о природе
Алексей Леонков
Российская газета
Самолет непростой судьбы: первый полет Ту-22 состоялся 61 год назад
Илья Крамник
Известия
Выполнить форму: чем примечательна выставка "Ле-Бурже-2019"
Дмитрий Козлов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Дело пахнет президентом
Екатерина Постникова, Татьяна Байкова, Ирэна Шекоян, Роман Крецул
Известия
Голландский план: Амстердам нашел новых подозреваемых по делу MH-17
Андрей Калий
Красная звезда
Первый Герой советской морской авиации
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Заход на просадку
Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
Расследование гибели MH17 никак не долетит до конца
Виталий Чугин
ТАСС
Расследование крушения Boeing на Украине. Надежда остается лишь на суд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer