Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Посекундно свысока: о проблемах на борту сообщат по интернету


28 июня 2019 года Александр Буланов, Известия


Повысить безопасность полетов можно за счет быстрой передачи большого объема информации о состоянии систем воздушного судна наземным службам. Качественная интернет-связь с землей поможет эффективнее обслуживать технику, позволит предупреждать пилотов об опасных ситуациях прямо во время полета и решит проблему потери черных ящиков в случае, если катастрофа всё же произошла. В настоящее время подобное решение уже реализовано на ряде «умных самолетов», но его полноценного внедрения можно ожидать примерно через десять лет.

В зоне доступа
 
Все органы управления в кабине самолета, будь то штурвал, кнопки или педали, имеют датчики, которые не только передают управляющие импульсы системам самолета, но и дублируют эту информацию для записи на бортовые самописцы. То же происходит и с технической информацией –– например, о режиме работы двигателей, которая также должна быть сохранена и точно синхронизирована со временем полета. Именно благодаря этому подходу после расшифровки самописцев можно с точности до секунды узнать, что происходило с самолетом во время рейса.
 
Однако в ряде случаев носители информации в черных ящиках серьезно повреждаются при аварии или их просто не удается найти.Например, до сих пор неизвестны подробности катастрофы в марте 2014 года малайзийского Boeing (рейс 370 Malaysia Airlines), обломки которого так и не нашли в Индийском океане. Более того, самописцы не дают возможности исправить ситуацию в реальном времени, служа лишь хранилищем информации.
 
Кардинально изменить ситуацию можно с помощью постоянной передачи информации наземным службам с помощью надежной интернет-связи. Современные технологии это уже позволяют.
 
— Подключение к интернету на борту самолета можно организовать как с помощью спутникового канала, так и используя технологию ATG (Air-to-Ground), для чего на земле развертывается сеть базовых станций, передатчики которых направлены в небо, — пояснил представитель компании СТЭК.КОМ Иван Ершов. — Правда, инфраструктура для последней сейчас имеется лишь на территории Северной Америки и Западной Европы и самолеты, которые покидают эту зону, вынуждены использовать спутниковую связь.
 
Воздушная Сеть
 
В качестве базовой техники для подключения к Сети в обоих случаях используют приемное оборудование (антенну и модем), а также точки доступа, через которые можно подключить к интернету пассажиров на борту.
 
— Однако это совсем другая техника, чем та, которая используется при подключении к интернету на земле, — предупредил эксперт. — Всё авиационное оборудование должно соответствовать требованиям безопасности, для чего его характеристики вначале оцениваются «на бумаге», а затем проходят проверку в воздухе. Причем испытания проводят отдельно для каждой модели самолетов, которыми во время тестирования должны управлять профессиональные летчики-испытатели.
 
С учетом всех издержек стоимость оснащения одного пассажирского самолета может составлять от $1 млн до $5 млн (для сравнения: каталожная стоимость нового среднемагистрального лайнера Airbus A320 в 2018 году составляла $101 млн. — «Известия»).
 
По словам экспертов, сложности с сертификацией оборудования и высокая стоимость его установки существенно ограничивают рост мирового рынка услуг авиационного интернета: сегодня на нем конкурируют всего десять компаний, пять из которых можно назвать технологически самостоятельными, то есть имеющими собственную инфраструктуру. И лишь одна из них работает в России.
 
«Умный самолет»
 
Идея использовать интернет с целью передачи на землю тех параметров воздушного судна, которые обычно записывают на бортовые самописцы, получила свое развитие в концепции «умного самолета». На сегодняшний день подобное решение уже реализовано на ряде воздушных судов, однако до ее повсеместного внедрения (в том числе в России, где «умные самолеты» пока не летают) пройдут годы.
 
— В настоящее время возможность подключения к интернету (в первую очередь для предоставления доступа к Wi-Fi в салоне) есть примерно у 10% пассажирских самолетов. Такая небольшая степень внедрения связана с относительно низкой пропускной способностью существующих сетей, которые не рассчитаны на постоянный прием нескольких тысяч параметров самолета, — рассказал главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. — Думаю, при увеличении технических возможностей ситуация может измениться, но для этого нужно будет подождать около десяти лет.
 
Пока же авиакомпании будут вынуждены довольствоваться использованием стандартных бортовых самописцев, а также системы авиационной связи ACARS, которую применяют для обмена малыми объемами информации. Кстати, ее применение пока так и не стало обязательной нормой, прописанной в документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), — возможно, в силу высокой стоимости подключения.
 
Разбор полетов
 
В настоящее время авиакомпании активно используют полетные данные для улучшения безопасности на транспорте. В частности, если по системе ACARS поступил сигнал о неисправности, то техники на земле уже начинают готовиться к ее устранению после посадки, поскольку время простоя самолетов обходится эксплуатантам достаточно дорого. Кроме того, уже после полета они анализируют данные с самописцев, которые позволяют взглянуть на ситуацию более детально.
 
Относится это и к российским компаниям. В частности, в пресс-службе «Аэрофлота» «Известиям» заявили, что авиаперевозчик использует информацию, полученную с воздушных судов, для мониторинга фактических характеристик двигателя, расхода топлива, а также проведения хронометража движения самолета от вылета до прилета, что помогает обеспечивать регулярность и пунктуальность рейсов.
 
— Мы считаем, что обработка полученной информации на земле повышает уровень безопасности полетов, — добавили в компании.
 
Таким образом, увеличение потока данных, поступающих с самолета в реальном времени, сможет еще больше усовершенствовать процесс технического обслуживания и тем самым понизить риски, связанные с использованием воздушного транспорта.
 
Интересно, что помимо технических данных авиакомпании учитывают и записи, которые позволяют оценить качество работы пилотов. Например, если один из летчиков сделал ошибку при пилотировании, ему могут сделать замечание во избежание ее повтора. Но происходит это уже после посадки, какой бы она ни была.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Николай Протопопов
РИА Новости
"Пробиваемая" стена. Почему комплексы ПВО США не защитили Саудовскую Аравию
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Не стой под крылом
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Русский дебют в небе Стамбула. Чем может обернуться турецкий вояж для авиапрома России?
Владислав Скобелев
Деловой Петербург
Данные небесные. Каким будет интернет вещей в самолетах
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково дадут пятилетку свободы
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Интерес Турции к МС-21 связан с успехом сделок по АЭС "Аккую" и С-400
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
В российских «МиГах» не обошлось без украинского
Николай Протопопов
РИА Новости
Мертвый груз. Потянет ли Польша американские истребители F-35



Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Боевой самолет 6-го поколения будут строить несколько стран Европы
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Мал да удар: беспилотники вооружат крылатыми ракетами
Илья Крамник
Известия
Вторая жизнь "Залива": построят ли в Керчи вертолетоносцы
Екатерина Карпенко, Ксения Чемоданова
Газета.ru
Умри на месте: почему россиян оставят без санитарного борта
Илья Максимов
Российская газета
Три советских самолета вошли в пятерку лучших истребителей холодной войны
Кустов Максим
Военно-промышленный курьер
Пе-2 – «хорошо управляемый утюг»: «Пешка» глазами пилота
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на Коршунова
Роман Азанов
ТАСС
"Это не игра, тут все реально"
Джереми Богайски
Forbes
Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц
Николай Поросков
Независимое военное обозрение
Ставка на лидерство
Дарья Рыночнова, Михаил Мошкин
Взгляд
Эксперты оценили выбор замены самолету Ан-2
Ксения Потапова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
По пути цифровизации
Александр Карпов, Алёна Медведева, Юлия Гуреева
RT
«Бряцают оружием в информационном пространстве»: с чем связан дефицит лётчиков в ВВС Великобритании
Валерия Маслова, Анна Лушникова
RT
«Варшава пытается подыгрывать американцам»: США поставят в Польшу 32 истребителя F-35
Герман Костринский, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Монголия поменяет Ан-2 моторы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Абонентская расплата: армейские дроны найдут цель по сигналу сотового
Антон Валагин
Российская газета
Короли неба
Антон Лавров
Известия
Беспилотная лошадка
Александр Волобуев, Дмитрий Литовкин, Ирина Цырулева
Известия
Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
Александр Ермаков
Известия
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
Наталия Еремина, Ольга Шерункова
Газета.ru
Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
«Кинжал» по-китайски
Булат Баширов
КоммерсантЪ
Аэропорту устанавливают тендерное равенство
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий, Ирина Цырулева
Известия
Летали, знаем: рост цен на билеты повторил антирекорд 2008 года
Иван Апулеев
Газета.ru
Запрет снят? Украинцы пролетят над Россией
Дарья Рыночнова
Взгляд
Радикальная реформа ОАК уже началась
Ирина Огилько
Российская газета
"Скорая" на крыльях
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Спасти и уничтожить: ВМФ получит универсальный самолет-амфибию
Евгений Гайва
Российская газета
Туристы улетают налегке
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
МАКС пролетел, но обещал вернуться
Мария Томиленко
Красная звезда
Едины, как едино небо, сделавшее их лётчиками
Глеб Силко
КоммерсантЪ-FM
Авиакомпании компенсируют убытки билетами
Алексей Заквасин, Екатерина Комарова
RT
«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАКС-2019 состоялся и завершился как настоящий праздник
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром с проблемами
Ася Сафиуллина
ТАСС
Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?
Иван Сафронов
Ведомости
Минобороны может самостоятельно достроить космодром "Восточный"
Роман Азанов
ТАСС
"Снимать сложнее, чем управлять истребителем". Как делается воздушная съемка
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий
Известия
Берлинский акцент: российские нефтяники заправят немецкие самолеты
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты собирают под крыло
Юлия Грицай
КоммерсантЪ-FM
Такси осваивают воздушные маршруты
Влада Шипилова, Майя Иванова
КоммерсантЪ
Субсидии на подлете

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer