Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Зачем Индия атаковала российский Су-57?


15 июля 2019 года Владимир Тучков, Свободная пресса


Германский журнал «Штерн» решил разобраться: что же происходит с завершившим цикл испытаний и готовым к передаче в войска российским истребителем пятого поколения Су-57? Почему его судьба столь разительно отличается от судьбы другого «пятерочника» — американского истребителя-бомбардировщика F-35, который американцы стремительно делают самым массовым среди самолетов нового поколения?

По числу изготовленных боевых машин этого типа, Су-57 в настоящий момент занимает предпоследнее место в мире, закономерно опережая лишь китайский J-31, который сегодня на стадии испытаний. И, похоже, вскоре наш самолет сместится на последнее место, оказавшись позади двух американских машин (F-22 и F-35) и двух китайских (J-20 и J-31). Однако «Штерн» предвидит хитрый ход Кремля, который способен вывести Су-57 на вполне достойный уровень серийного производства.

При этом автор публикации несколько сгущает краски относительно «мучительности процесса разработки» Су-57. Особой мучительности не просматривается ни по срокам, ни по денежным бзатратам. Ну, разве что начальный период разработки частично совпал с периодом российского безденежья и производственной разрухи. Однако и этот момент удалось максимально смягчить благодаря недюжинной менеджерской энергии тогдашнего генерального директора ОКБ Сухого Михаила Погосяна.

За восемь лет начатый с нуля проект довели до первого полета прототипа, который состоялся в 2010 году. К настоящему моменту несколько истребителей уже прошли испытания в Сирии. И совсем скоро машины начнут поступать в строевые части. Однако это не те истребители, которых заждались в ВВС, хоть и тоже достаточно эффективные. На них установлены двигатели первой очереди. «Настоящим» Су-57 станет с двигателями второй очереди, которые обладают большей тягой и позволяют развивать большие скорости как в обычном, так и в форсажном режиме, а также поднимать в воздух более значительную ракетно-бомбовую нагрузку. Однако особой трагедии в этом нет. НПО «Сатурн» двигатель уже сделало, идет его окончательная доводка. Два прототипа истребителя уже летают с ним с конца 2017 года. Так что «настоящие» Су-57 будут приняты на вооружение в самом начале следующего десятилетия.

Так вот: период от начала разработки до принятия на вооружение у российского самолета практически такой же, как и у F-35. Однако финансирование этих двух машин различается существенно. Компания «Локхид-Мартин» создала мощную кооперацию, в которую внесли значительные инвестиции несколько стран — потенциальных эксплуатантов разрабатываемых самолетов. Тем самым эти страны были привязаны к закупке F-35. Затем и производство было развернуто не только в США, но и в Великобритании, Италии, Нидерландах, Южной Кореи, Турции.

Создание Су-57 финансируется исключительно из госбюджета России. Была попытка создать кооперацию с Индией. Даже было создано совместное предприятие по разработке «индийской версии» самолета. Расписали и утвердили — какая сторона какими комплексами занимается. Впоследствии предстояло наладить производство, часть продукции которого должна была поступать в ВВС Индии, часть — в Россию для продажи на внешнем рынке.

Но спустя почти 10 лет после подписания договора Нью-Дели отказались вносить в фонд разработки свою часть суммы — 3 млрд. долларов. При этом было заявлено, что сумма абсолютно грабительская. Да и самолет якобы никудышный: русские, мол, создали лишь «видимость невидимости» истребителя. РЛС — неэффективная, прочая авионика также является вчерашним днем авиации. Двигатель первой очереди откровенно слабый, а второй будет ненамного лучше.

Сей демарш имеет две подоплеки. Главные конкуренты на внешнем рынке авиационной техники (естественно — США) давно начали распространять информацию о том, насколько плоха перспективная русская машина. Тогда индийцы, воспользовавшись, данной информационной атакой, решили сбить цену. Как это принято на любом восточном базаре. Однако Россия на уступки не пошла. При этом Нью-Дели «оставили за собой право» покупать у России истребители после окончательной их доводки.

История неприятная. Потому что индийский вклад в разработку и производство первых серийных машин оказался бы весьма полезным.

«Штерн», в отличие от индийских хитрецов, не берется судить, насколько соответствует стелс-технологиям российский истребитель. Допуская, что по ЭПР (эффективная площадь рассеяния) Су-57 если и уступает F-22 и F-35, то не сильно. И задается вопросом: зачем, вообще-то, нужна борьба конструкторов за малозаметность? Ведь именно русские постоянно говорят, что стелс-технологии не сильно усложняют новейшим зенитно-ракетным системам задачу перехвата таких машин. Потому что ЭПР технически возможно сделать рекордно низкой лишь в узком диапазоне частот РЛС — на сантиметровых волнах.

Также следует учитывать, что ЭПР минимальна при фронтальном облучении самолета радаром. Сбоку, снизу, сверху — совсем другая картина. В этих проекциях самолет обнаруживается с большего расстояния.

Но и это довольно выигрышная ситуация для «невидимки». То есть: когда происходит столкновение один на один. Так в жизни не бывает. Как правило, современная истребительная авиация выполняет групповые полеты. Более того, ей помогают самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Так же снизу за небом наблюдают радары комплексов ПВО.

При этом следует учитывать, что борьба за снижение радиолокационной заметности неизбежно ухудшает летные характеристики самолета.

Однако выводы из этого «Штерн» делает неверные: «Поэтому еще в 2018 году Министерство обороны России заявило, что Су-57 не будет производиться серийно». Нет, причина иная — корректировка оборонного бюджета. В нашей стране просто стало меньше денег. При этом тратить их придется не только на производство новых истребителей, но и на создание под них аэродромной инфраструктуры, и на обучение летного и технического состава. Было решено пока ограничиться поступлением в ВВС очень крепкого истребителя поколения 4++ Су-35С. Который способен не только соперничать в воздухе с лучшими американскими и европейскими истребителями, но и наносить мощные удары по наземным и морским целям.

Но на последнем форуме «Армия», который проходил в подмосковной Кубинке, произошел резкий поворот. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров объявил о подписании контракта на поставку 76 истребителей Су-57 и вооружении ими трех полков.

Автора публикации, да и всякого трезвомыслящего человека поражает не столько сам факт резкой смены настроений относительно этого истребителя, сколько его стоимость, прописанная в контракте. Постройка 76 машин будет стоить в пересчете на евро 2,38 млрд. Один истребитель — 31 млн евро. Цена для такого рода изделий абсолютно «бросовая». Столько на мировом рынке сегодня стоят истребители четвертого поколения.

«Штерн» приходит к выводу, что, установив абсолютно демпинговую цену на Су-57, Кремль пытается если не обрушить рынок, то отхватить кусок куда больший, чем позволяет качество российских самолетов. Ну, это лишь часть истины. Да и то высказанная со значительной натяжкой: самолеты-то хорошие, однако Вашингтон зорко следит за тем, чтобы их не закупали сателлиты США.

Но полная истина заключается в том, что эта достаточно массовая закупка истребителей для родных ВВС понадобилась для того, чтобы повысить авторитет Су-57. Потому что иностранный заказчик вряд ли рискнет брать самолет, который не эксплуатируется даже в армии страны, его производящей. А российские пилоты и на Су-35С полетают.

Однако потенциальным заказчикам придется распрощаться с иллюзией относительно выплаты 31 млн евро за один самолет. При такой цене авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, производящий Су-57, несомненно, разорится.

И в первую очередь это необходимо понять правительству Индии. Потому что Пакистан уже заинтересовался новым российским истребителем. А Нью-Дели получить истребитель пятого поколения больше негде, кроме как в России. Скупой, как известно, платит дважды.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Ольга Коленцова
Известия
Подлетный лов: Разработан новый способ стыковки орбитальных аппаратов
Дмитрий Болтенков
Известия
Морские звезды: авиация ВМФ завершает первый этап реформирования
Галина Пономарева
Военно-промышленный курьер
Разбор пилотов
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Рейс МН-17: вещдоки против разведданных
Михаил Стрелец
Военно-промышленный курьер
Генерал, вышедший из авиашколы с квалификацией победителя
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Ускоренный взлет: будущих летчиков посадят за штурвал на год раньше
Сергей Карпачев
Военно-промышленный курьер
"Ильюшин" слетел с катушек
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
ВЭБ попросил 70 млрд руб. из бюджета на поставку Superjet для "Аэрофлота"



Светлана Гомзикова
Свободная пресса
Продажа "Мотор Сич": Украина пытается хитрить и с Китаем, и с Америкой
Елена Мотренко
Известия
Ан, нет: почему мы до сих пор летаем на "кукурузниках"
Олег Корякин
Российская газета
Су-35 против F-15EX: российский истребитель сравнили с американским
Роман Азанов
ТАСС
"Помню запах, взлет и цвета…" Астронавт NASA Анна Фишер — почему женщины летают к звездам
Александр Буланов
Известия
Просто в космос: в России создадут ракету для бюджетных запусков
Владимир Добрынин
Известия
Пальцем в небо: почему военный Airbus "теряет высоту"
Мария Кокорева
РБК
Utair рассчитывает подняться на Boeing MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Для местных авиалиний
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
В связи с открывшейся госизменой
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Без авианосцев, но с пилотами.
Татьяна Байкова, Эльнар Байназаров
Известия
Плати, но не сейчас: Тегеран не компенсировал Киеву сбитый Boeing
Антон Лавров
Известия
Воздушный гамбит: США жертвуют самолетами, чтобы получить преимущество
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge продлевает карантин
Владислав Скобелев, Александра Посыпкина
РБК
Бывшая «дочка» «Ростеха» протестирует почтовые беспилотники на Урале
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
Шереметьево смотрит в частную сторону

Вести.ru
Отлетались: 12 авиакомпаний, которые прекратили работу за последний год
Оксана Сотник
РБК
"Ростех" прокомментировал иск из-за разработанных в Казани самолетов
Наталья Пономарева
Интерфакс
"Дочка" у "дочки"
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Одним Махом: Россия разрабатывает оружие против гиперзвуковых ракет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Звания — сила: летчикам-испытателям добавят звезд на погонах
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
В тундру со своим аэродромом
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-5Е побеждал МиГ-23 в мелочах
Владлена Клюшина
Красная звезда
Породнённый с небом
Роман Азанов
ТАСС
Какую российскую авиатехнику покупают страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Борьба за дрон
Павел Брунтальский
Военно-промышленный курьер
Геройские Илы Керченского пролива
Мария Кокорева
РБК
Власти предложили выплатить компаниям 1,6 млрд рублей за отмену полетов в Китай
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" повез против рынка. Пассажиропоток крупнейшей компании упал на фоне общего роста
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Россия подтянула контейнеры
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Пятое поколение выбивают: вертолеты Ми-28НМ превратят в истребители
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Помеха сверху: в армии созданы отряды по борьбе с дронами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Инновации для авиации
Роман Азанов, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Что оружейная выставка Defexpo India 2020 принесла России
Ярослава Костенко
Известия
Приняли внутрь: отдых в России дорожает перед праздниками
Инна Сидоркова
РБК
Прокуратура уличила куратора приемки элементов С-400 в поездке в Париж
Мария Старикова, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Пассажиры наши меньшие
Иван Якунин
КоммерсантЪ-FM
Мошенники обосновались между терминалами аэропорта
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Сборы не утихнут: ФАС хочет снять регулирование тарифов в аэропортах
Юрий Авдеев
Красная звезда
Создаётся новое поколение тренажёров
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
"Кузнецову" многая лета
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Электронная коммерция раздувает Жуковский

ТАСС
Крупнейшая оборонная выставка Индии DefExpo 2020 открывается в штате Уттар-Прадеш

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer