Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Громыхнуло в небесах: зачем России нужна "летающая канонерка"


2 июля 2019 года Александр Ермаков, Известия


Одной из наиболее интересных новостей прошедшего военно-технического форума «Армия-2019» стало сообщение о ведущихся работах по созданию российского ганшипа — самолета непосредственной поддержки войск с пушечным вооружением на базе транспортника. «Известия» разбирались в подробностях.

Агентство ТАСС со ссылкой на «источник в оборонно-промышленном комплексе» сообщило о начале опытно-конструкторских работ по разработке «летающей батареи», аналога легендарных американских ганшипов семейства AC-130. По сведениям источника, на первом этапе планируется использование в качестве летающей лаборатории переоборудованного Ан-12 с вооружением из двух автоматических 57-мм пушек (очевидно, 2А91), а также «орудий меньшего калибра и автоматических гранатометов». Ранее концерн «Уралвагонзавод» уже озвучивал планы продвигать свое оружие на флот и в авиацию, но конкретики не сообщалось, и эта информация не вызвала большого обсуждения.
 
Обычный штурмовик новой постройки, тем более «вокруг» орудия, как в свое время делали американский A-10 «Тандерболт II», сейчас крайне маловероятен, а подвесной контейнер для имеющихся имел бы неадекватную массу. И это в очередной раз поднимает вопрос о нужности для отечественных ВВС одного из самых по-хорошему безумных и удивительно удачных вариантов ударного самолета.
 
Путь от тропы Хо Ши Мина
 
В истории можно найти много необычных примеров артиллерийского вооружения ударной авиации — чего стоят хотя бы 75-мм танковые пушки, которые ставились на немецкие штурмовики Hs 129 и американские бомбардировщики B-25, или батарея из 88 пистолетов-пулеметов ППШ, установленная в бомбоотсеке советского бомбардировщика Ту-2. В большинстве случае порыв инженерной выдумки и гладкость проекта на бумаге разбивались об овраги реальной эксплуатации, однако в начале 1960-х годов в США небольшой группе энтузиастов, преимущественно из летчиков ВВС, удалось создать удивительно простой, но оказавшийся удачным концепт — батарею из пулеметов, закрепленную в дверном проеме и бортовых люках транспортного самолета, которой предполагалось обстреливать наземные цели, летя вокруг них по кругу. Причем на первых моделях батарея была жестко закрепленной и прицеливание осуществлял летчик — прицел устанавливался по его левую руку. Оттуда же пошла традиция устанавливать орудия по левому борту — командир экипажа просто не смог бы целится, глядя через кабину.
 
В век реактивной сверхзвуковой авиации и ядерного оружия оснащенные кустарными «лафетами» с пулеметами «Дугласы» времен Второй мировой (на большее командование первое время не расщедрилось, если не считать новый, но также поршневой транспортник C-131 Samaritan, ставший первым прототипом) смотрелись, мягко говоря, ретроградно, но на дворе был 1964 год, и Пентагон очень интересовался свежими идеями по самолетам противопартизанской борьбы. Через несколько лет команда предпринимателей-энтузиастов почти продаст американским военным для этих целей обновленный «Мустанг» — тот самый легендарный истребитель времен войны.
 
В декабре 1964 — январе 1965 года успешно прошли войсковые испытания во Вьетнаме, и было получено добро на переоборудование 20 «Дугласов» с «авиационного кладбища». С конца 1965 года боевые вылеты начали условно «серийные» AC-47D Spooky. ВВС США применяли их в боевых условиях четыре года, в дальнейшем передали местным союзникам. Хотя было сбито 12 американских Spooky, эффективность их в качестве средства непосредственной поддержки войск в ночных боях оказалась велика — «Дуглас» мог часами кружить над подвергшимся нападению партизан опорным пунктом и поливать всё шевелящееся вокруг тысячами пуль. Вскоре на основе полученного опыта были созданы новые, еще более тяжело вооруженные машины. Американцы выбрали в качестве платформы для воздушной батареи четырехмоторный турбовинтовой С-130 Hercules, ставший с тех пор основной базой для ганшипов. Первые AC-130A, получившие имя Spectre, начали применяться во Вьетнаме с осени 1967 года.
 
С тех пор концепция развивалась скорее экстенсивным образом. Наиболее заметным было количество и калибр стволов — начали с двух-трех шестиствольных «Миниганов» калибра 7,62 мм, но быстро обзавелись 20-мм шестиствольными пушками M61 Vulcan, а затем и 40-мм «Бофорсами». Под занавес войны во Вьетнаме, в 1972 году, в бою была опробована ставшая наиболее известным оружием ганшипов 105-мм гаубица. Оружие теперь могло наводиться на цель кабинным экипажем и действовать с куда большей дистанции. Для применения в ночных условиях самолеты оснащались радарами и системами инфракрасного видения. Несмотря на ночной образ жизни, активные и пассивные средства постановки помех и высокую живучесть, «Спектры» сбивали — шесть во Вьетнаме, в том числе четыре за последний год войны, но по эффективности с ними мало что могло сравниться.
 
После Вьетнама развитие ганшипов не закончилось. Они применялись в Южной Америке, Ираке и на Балканах. Нужда в них при отражении неожиданного иракского наступления в конце января 1991 года под Хафджи была столь велика, что их выпускали над полем боя и днем, из-за чего был сбит («большим» ЗРК) единственный с конца Вьетнама и по сегодняшний день AC-130. Война с террором, объявленная после 11 сентября 2001 года, стала идеальной средой обитания для ганшипов и послужила их дальнейшему распространению — к состоящим на вооружении Командования сил специальных операций ВВС AC-130H/U добавились переделанные более кустарно и оснащенные ракетами транспорты-танкеры KC-130J морской пехоты. На замену стареющим AC-130H серийно производятся AC-130J Ghostrider с классическим артиллерийским комплексом вооружения, обновленным БРЭО, и большим использованием ракет и управляемых бомб, в ближайшей перспективе планируется оснастить их лазерным оружием.
 
Упрощенными комплектами вооружения оснащаются предназначенные для поддержки сил специальных операций MC-130. Многими авиапроизводителями на выставках предлагаются свои варианты, например французский вариант оснащения C-130 ракетно-бомбовым вооружением или итальянский C-27J Spartan, который с вооружением из 30-мм автоматической пушки «Бушмастер» закупили ВВС Италии. Кустарные же азиатские или южноамериканские машины (в том числе и на базе тех же «Дугласов») и вовсе не поддаются подсчету.
 
Требования к сегодняшним ганшипам те же, что и в 1960-х: высокая длительность полета, позволяющая долгое время оставаться в патрулируемом районе или «прикрывать» дружественные силы, мощное и точное вооружение, возможность разместить все необходимые средства поиска целей и радиоэлектронной борьбы и достаточный для работы с ними экипаж. Современные бортовые средства обороны, живучесть многомоторного транспортника и особенности боевого применения (в ночное время суток, на безопасном для огня малокалиберной зенитной артиллерии противника расстоянии и имея возможность держать под огневым воздействием цель непрерывно). Утверждения об их высокой уязвимости крайне сомнительны — за почти полвека с вьетнамской войны сбит был только один ганшип, днем и в условиях высокоинтенсивного боя. За это время «обычные» реактивные штурмовики и бомбардировщики сбивались зенитной артиллерией и из ПЗРК десятки раз.
 
Нужда, выдаваемая за излишество
 
По очевидным причинам СССР долгое время не испытывал нужды в разработке противопартизанского самолета, и даже когда такая возникла, долгое время она оставалась неприемлемой по политическим соображениям и ввиду узкой ориентации военного строительства исключительно на подготовку к крупной войне с технически развитым противником. Подобные установки сохранились в виде пренебрежительной реакции к любому «оружию, годящемуся только против тапочников» до сих пор.
 
При этом нельзя сказать, чтобы тематика вооруженных транспортных самолетов полностью обходилась стороной отечественными конструкторами и военными. Серийно была выпущена вооруженная патрульная модификация транспортного Ан-72. Ан-72П, конечно, не был вооружен стреляющей вбок батареей — артиллерийское вооружение ограничивалось устанавливаемым под фюзеляжем пушечным контейнером с двуствольной 23-мм пушкой, но зато они не только выпускались серийно, но и активно применялись. Так, в 2001 году такой самолет погранслужбы потопил судно-нарушитель. Были и более амбициозные проекты, оставшиеся на бумаге. Наиболее известным из них можно считать Ил-114ТОП — созданный на излете СССР проект вооружения новейшего тогда среднего транспортника с двумя орудиями в установленных под фюзеляжем башнях: 120-мм пушкой 2А51 от САУ «Нона» и 30-мм автоматической 2А42, широко используемой на легкой бронетехнике и боевых вертолетах.
 
Трудно сказать, какая судьба будет у нового проекта. Комплекс вооружения выглядит здраво и схож с современными «облегченными» ганшипами, причем возможности 57-мм пушки позволяют уверенно поражать в верхнюю проекцию любую бронетехнику. Вопросы вызывает разве что автоматический гранатомет/гранатометы: если речь о семействе АГС-17(АП-30)/АГС-30, то сомнительна сама возможность попасть во что-либо с самолета со сколько-нибудь значительной дистанции. С другой стороны, они могут заменять крупнокалиберную пушку в деле подавления пехоты противника на открытой местности, так же как 57-мм орудие заменит ее в поражении бронированных целей. Интересным было бы оснащение управляемым ракетным вооружением, благо противотанковые ракеты есть у армии России в большом ассортименте. В нашем случае они пригодились бы не только для поражения целей на большей, чем артиллерия, дальности, но и закрыли бы вопрос с разрушением фортификационных сооружений.
 
Наиболее важным видится отработка на летающей лаборатории современного прицельного комплекса, обеспечивающего уверенное поражение целей с дистанции несколько километров в любое время суток. К счастью, сейчас для этого можно использовать готовые наработки в виде БРЛС с хорошей разрешающей способностью и оптико-электронные системы, серийно устанавливаемые на последние модификации отечественных боевых вертолетов. С последних же стоит позаимствовать и компоненты бортового комплекса обороны, в первую очередь в виде лазерных систем самообороны от ПЗРК.
 
В итоге разработки и испытаний (в том числе, возможно, и сопряженных с боевым применением) должен получиться готовый к поставке «под ключ» комплект модернизации транспортного самолета в ганшип. Остается вопрос с платформой — Ан-12 советского производства в ближайшее время уйдут на покой, создававшийся для его замены и ставший после 1991 года украинским Ан-70 в ВКС России по понятным причинам больше не планируется к приобретению. Из производимых — Ил-76МД-90А слишком велик, не оптимален (реактивный, выше скорость, но меньше длительность полета), а Ил-112, наоборот, слишком мал, и комплекс вооружения на него придется устанавливать в сильно урезанном варианте (скорее всего, по образцу AC-27J в виде одной пушки и узлов подвески ракет). Хоть закупай китайские Y-8 — предприимчивые жители Поднебесной свои копии Ан-12 продолжают выпускать в обновленном облике, как и американцы C-130J.
 
Впрочем, главным препятствием для отечественного ганшипа вполне может стать «идеологический» вопрос. Очень уж принято презрительно, через губу, говорить у нас о технике для асимметричных войн, мол, «годится только крестьян с автоматами гонять, а нам надо готовиться к войне с агрессивным блоком». Примечательно, что этому совершенно не мешает реальность, в которой главные эксплуатанты ганшипов хотя бы время от времени воюют с противником, обладающим зенитно-ракетными комплексами, а советские и российские ВВС за всё свое послевоенное существование с «взрослой» ПВО встречались только несколько дней в августе 2008 года, а всё остальное время, десятилетия, воевали и продолжают воевать именно с партизанскими формированиями, у которых даже ПЗРК появлялись по большим праздникам. Нет причин считать, что в будущем ситуация изменится.
 
Так может быть, стоит, не отказываясь, разумеется, от любимого дела подготовки к «войне Конца Света» с «коалицией западных держав», уделить немного средств более актуальным задачам?



комментарии (0):









Материалы рубрики


Вести.ru
В туалет только с бортпроводником: эксперт рассказал о новых правилах полетов
Арсений Замостьянов
Известия
Стартовые условия: легенды и правда о Байконуре
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" ушел в коронаминус
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Отлетная статистика
Роман Азанов
ТАСС
Байконур: история первого космодрома планеты
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Захват дрона: военных летчиков обучат уничтожать беспилотники
Михаил Котов
Известия
Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon
Владимир Карнозов
ТРК "Звезда"
"Закрытое небо" - самолёты, которых боится Трамп



Мария Кокорева, Елена Сухорукова, Тимофей Дзядко
РБК
ФАС предложила разрешить властям выкупать ваучеры у авиапассажиров
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Сбыча мест
Роман Азанов
ТАСС
Конструктор Шенгардт поднял "Ту" на новый уровень. Как создавались известные авиалайнеры
Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Туризм. Перезагрузка
Владимир Карнозов
Независимое военное обозрение
Як-130 усилит подготовку пилотов
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Сухой" воздух: Минобороны закупит Су-34 усовершенствованной версии
Эльнар Байназаров
Известия
Запрос с пристрастием: Израиль ждет возобновления рейсов из РФ к осени
Денис Лебедев
Фонтанка
"Газпром" окрыляет. В Левашово полным ходом идет подготовка строительства второго аэропорта для Петербурга
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минобороны переоценило транспортные самолеты
Владимир Веретенников
Lenta.ru
Полет "Пингвина"
Алексей Блинов
РБК
Побочный эффект: не все зарубежные авиакомпании возобновят рейсы в Казань
Сергей Осипов
Аргументы и факты
Над нами мессеры кружили. Самый известный немецкий самолет глазами русских
Мария Недюк, Ольга Коленцова
Известия
Важней всего: как погода помешала амбициозным планам Илона Маска
Наталья Граф
Российская газета
Отпуск будет!
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Эмбарго на ветер: Турция организовала "воздушный мост" в Ливию
Игорь Кармазин
Известия
Битва за туриста: Грузия открывает границы для иностранцев

BFM
Стоит ли начинать планировать летний отдых?

АТОР
Какими будут цены на авиабилеты по России этим летом
Сергей Рыжков
Красная звезда
Кому мешает открытое небо

Новые Известия
Цены на авиабилеты скачут потому, что перевозчики "нащупывают рынок"
Лилия Галявиева
КоммерсантЪ - FM
В самолетах и аэропортах смягчат карантин
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Шапка-всевидимка: для управления дронами используют VR-технологии
Михаил Котов
Известия
Последний рывок: Китай обгоняет США в "лунной гонке"
Екатерина Постникова
Известия
Война разочарований: ОБСЕ надеется на пересмотр решения США об "Открытом небе"

ТАСС
Эксперты: создаваемый на смену Ан-2 самолет "Байкал" позволит обновить авиапарк в ДФО
Юрий Гаврилов
Российская газета
Почему США не желают сотрудничать с Россией по открытому небу
Александра Мерцалова, Халиль Аминов
КоммерсантЪ
Туристы отложат путешествия
Виктор Литовкин
ТАСС
Охотник на "невидимок". К 85-летию конструктора С-400 Александра Леманского
Мария Михайловская
Парламентская газета
Самолёты полупустыми не полетят
Андрей Коц
РИА Новости
"Это шаг в пропасть": зачем США разорвали соглашение по открытому небу
Александр Волобуев
Известия
Неверная рассадка: власти отказались от идеи полупустых самолетов
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Враг по залету
Эльнар Байназаров
Известия
Полная бездатность: Россия не решилась на возобновление полетов в Турцию
Екатерина Постникова, Эльнар Байназаров, Татьяна Байкова
Известия
Небо в отказах: к чему приведет выход Вашингтона из очередного соглашения
Андрей Самохин
Взгляд
Должны ли летчики уводить падающий самолет от домов
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт назвал бессмысленными рекомендации о "антикоронавирусной" полузагрузке самолетов

Актуальные комментарии
Цены на авиабилеты могут вырасти в два раза
Александр Волобуев
Известия
Лётный сезон: авиаперевозки в России начали медленно оживать
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Самолеты заходят на рассадку
Баранов Дмитрий
Finam
Только в полёте живут лоукостеры
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропортам заплатят за потерянных пассажиров
Денис Пискарев
Национальная служба новостей (НСН)
Господдержка авиакомпаний оказалась в 7 раз меньше прошлогодних трат

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer