Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


На чем экономил Boeing? Фатальные последствия дешевого программного обеспечения


2 июля 2019 года Роман Барский, Наука и техника


Остается загадкой, что лежит в ​​основе кризиса Boeing Co и 737 Max и как именитая компания, допустила катастрофические ошибки в программном обеспечении. Поговаривают, что причина может быть в стремлении Boeing передать работу подрядчикам, с более дешевой стоимостью услуг. Об этом сообщает агентство Bloomberg.

Аутсорсинг давно стал больным вопросом для некоторых инженеров Boeing, которые, помимо боязни потери работы, говорят, что это привело к фатальным последствиям.  

Программное обеспечение Boeing 737 MAX,  было разработано в то время, когда корпорация увольняла опытных инженеров и вынуждала поставщиков сокращать расходы. В авиакомпанию приглашали инженеров с недостаточными знаниями для работы в аэрокосмической отрасли.

Отмечается, что программное обеспечение, послужившее причиной гибели двух самолетов, а также нескольким внештатным ситуациям крайне опасным для жизни всех пассажиров и экипажа, было отдано на аутсорсинг в Индию. Местные программисты работали за 9 долларов в час, что в среднем в 4 раза дешевле аналогичной работы в США.  

По словам Марка Рабина, бывшего инженера по разработке программного обеспечения Boeing, работавшего в группе летных испытаний, которая поддерживала MAX, софт писали недавние выпускники колледжа, нанятые индийским разработчиком программного обеспечения HCL Technologies Ltd.

Недавние испытания на симуляторе, проведенные Федеральным управлением гражданской авиации США, показали, что проблемы с программным обеспечением самой продаваемой модели Boeing оказались еще глубже, чем предполагалось. После того, как регулятор выявил еще одну проблему с компьютерным чипом, связанную с задержкой реагирования на чрезвычайные ситуации, акции корпорации упали еще на несколько пунктов..  

Как это было  

Известный американский авиастроитель и его субподрядчики полагались на временных работников зарабатывающих всего 9 долларов в час за разработку и тестирование программного обеспечения.  

По словам Марка Рабина, в офисах Boeing Field в Сиэтле недавние выпускники колледжа, нанятые индийским разработчиком программного обеспечения HCL Technologies Ltd., занимали несколько рядов рабочих мест.  

Кодеры из HCL обычно проектировали в соответствии со спецификациями, установленными Boeing. Тем не менее, «это было спорно, потому что это было гораздо менее эффективным, чем код написанный  Boeing-инженерами», - говорит Рабин. Он вспоминает, что «требовалось много обходных маневров и доработок, потому что этот код был не корректен». Многие правила просто игнорировались дешевыми и не очень опытными работниками.   

Привлечение к работе над самолетом индийских компаний давало Boeing и другие дивиденды, кроме прямой экономии на зарплатах.   

В последние годы Boeing получил несколько заказов на изготовление военных и коммерческих самолетов для Индии, например, на 22 миллиарда долларов в январе 2017 года на поставку SpiceJet Ltd. Этот заказ включал 100 самолетов 737 Max 8 и представлял самый большой заказ Boeing за всю историю индийской авиакомпании, в стране, где доминирует Airbus.

Основываясь на резюме, размещенном в социальных сетях, инженеры HCL помогли разработать и протестировать программное обеспечение 737 Max для отображения полетов, а сотрудники другой индийской компании Cyient Ltd. занимались программным обеспечением оборудования для летных испытаний.  

В одном посте сотрудник HCL подытожил свои обязанности со ссылкой на печально известную модель, которая начала летные испытания в январе 2016 года: «Обеспечил быстрый обходной путь для решения проблемы, из-за которой были отложены летные испытания 737 Max».  

Инженеры, которые работали на разработке 737 Max, который Boeing торопился выпустить, чтобы соответствовать конкурирующему самолету Airbus SE, жаловались на давление со стороны менеджеров, которые, при проектировании новой модели, ограничивали изменения, которые могли привести к дополнительным  затратам.    

«Boeing делал все возможное, все, что вы можете себе представить, чтобы снизить расходы, в том числе переезд из Puget Sound, потому что мы стали здесь очень дорогими», - сказал Рик Людтке, бывший инженер по управлению полетом Boeing, уволенный в 2017 году. «Все это понятно, если вы думаете только с точки зрения бизнеса».  

Рабин, бывший инженер-программист, вспоминал одного менеджера, который на общем собрании сказал, что Boeing не нужны ведущие инженеры. «Я был шокирован тем, что в комнате, где было несколько сотен, в основном, ведущих инженеров, нам говорили, что мы не нужны», - сказал Рабин, уволенный в 2015 году.  

Аутсорсинг и инжениринг  

Типичный лайнер имеет миллионы деталей - и миллионы строк кода - и Boeing уже давно передал большую часть работы поставщикам, которые следуют его детальным проектам.  

Начиная с модели 787 Dreamliner, выпущенной в 2004 году, Boeing стремилась увеличить прибыль, предлагая поставщикам самостоятельно разрабатывать больше деталей. Мысль заключалась в том, что «они эксперты, понимаете, и они позаботятся обо всем этом для нас», - сказал Фрэнк МакКормик, бывший инженер-программист Boeing, который позже работал консультантом для регуляторных органов и производителей. «Это была просто чепуха».  

В обмен на заказ компании Air India в 2005 году на 11 миллиардов долларов Boeing пообещал инвестировать 1,7 миллиарда долларов в индийские компании. Это было благом для HCL и других разработчиков программного обеспечения из Индии, таких как Cyient, чьи инженеры широко использовались в индустрии компьютерных услуг.  

Rockwell Collins, которая производит электронику кабины, была одной из первых аэрокосмических компаний, которая начала значительную работу в Индии в 2000 году, когда HCL начала тестировать там программное обеспечение для компании Cedar Rapids, расположенной в штате Айова. К 2010 году в HCL работало более 400 человек в центрах проектирования, разработки и проверки для Rockwell Collins.    

В том же году Boeing открыл «центр передового опыта» с HCL, заявив, что компании будут сотрудничать «в создании программного обеспечения, необходимого для летных испытаний». В 2011 году Boeing назвал Cyient, тогда известный как Infotech, в списке. своих «поставщиков года» для проектирования, анализа напряжений и разработки программного обеспечения на 787 и 747-8.  
«Инжиниринг начал становиться товаром», - сказал Вэнс Хильдерман, соучредитель компании TekSci, которая поставляла инженеров по аэрокосмическим контрактам и начала терять работу зарубежных конкурентов в начале 2000-х годов.  

Американские компании, занимающиеся авиационным радиоэлектронным оборудованием, особенно активно продвигались, перенося более 30% своих разработок программного обеспечения в оффшоры.  

Инженеры в Индии зарабатывали около 5 долларов в час; сейчас  - 9 или 10 долларов по сравнению с 35-40 долларами для тех, кто находится в США по визе H1B.  

«У нас были проблемы с командой Индии»  

HCL, когда-то известная как Hindustan Computers, была основана в 1976 году миллиардером Шивом Надаром и имеет годовой объем продаж более 8,6 миллиардов долларов. По словам Сукамала Банерджи (Sukamal Banerjee), вице-президента Sukamal Banerjee, имеющего 18 000 сотрудников в США и 15 000 в Европе, глобальная компания имеет большой опыт работы в области вычислительной техники.  

737 Max стал лидером продаж вскоре после того, как его презентовали в 2011 году. Но для амбициозных инженеров  его разработка напоминала «болото», сказал Питер Лемм, который разработал автоматизированное управление полетом 767 и теперь является консультантом. Max был обновлением 50-летней конструкции, и изменения должны были быть достаточно ограниченными, чтобы Boeing мог выпускать новые самолеты, такие как формочки для печенья, с небольшими изменениями для сборочной линии или авиакомпаний. «Для инженера это не самая лучшая работа», - говорит он.    

Контрактные инженеры из Cyient помогли протестировать оборудование для летных испытаний. Чарльз Лавджой, бывший инженер-конструктор контрольно-измерительных приборов в компании, сказал, что инженеры в США проверяли  чертежи, сделанные ночью в Индии каждое утро в 7:30. «У нас были проблемы с командой Индии», - говорит он. «Чертежи  соответствовали требованиям сами по себе, но мы могли бы сделать это лучше».  

Многочисленные расследования, в том числе расследование уголовного дела Министерством юстиции, пытаются выяснить, как и когда были приняты критические решения относительно программного обеспечения. По словам следователей, во время крушений самолетов Lion Air и Ethiopian Airlines, в результате которых погибли 346 человек, система MCAS подтолкнула самолеты к неконтролируемым погружениям из-за плохих данных с одного датчика.  

По словам Лемма, такая конструкция нарушала базовые принципы избыточности для нескольких поколений инженеров Boeing, и компания, по-видимому, никогда не проверяла, как реагирует программное обеспечение. «Это потрясающий провал», - сказал он.  

Boeing также сообщил, что вскоре после того, как в 2017 году начались поставки Max, он узнал, что сигнальная лампочка, которая могла предупредить экипажи о проблеме с датчиком, была неправильно установлена ​​в программном обеспечении для отображения полета. В заявлении Boeing в мае, объясняющем, почему компания не проинформировала регуляторов в то время, говорится, что инженеры решили, что это не проблема безопасности. «Старшее руководство компании, - говорится в заявлении, - не участвовало в проверке».

Есть мнение...  

Перед менеджментом  Boeing возникла дилемма: создать новый самолёт этого класса или же ещё раз обновить легендарный 737. Создание полностью новой машины — это сложно, дорого и рискованно в части сроков (особенно, когда проект конкурента уже вырвался вперёд). Но и поставить новые двигатели на 737-й тоже не так просто: они банально не помещаются под крылом, ведь, как мы помним, чем больше диаметр, тем большей степени двухконтурности можно добиться, а вместе с ней и большей экономичности, и меньшей шумности.    

В итоге, было принято решение не рисковать, а заказать версию двигателя с чуть уменьшенным диаметром, приподнять переднюю стойку шасси, а сам двигатель вынести немного вперёд. Но у такого решения обнаружились побочные эффекты. Важнейший из них — изменение аэродинамики самолёта. Компенсировать эти изменения было решено программным способом. Добавив ту самую систему MCAS.  

Система получает показания с единственного датчика и его поломка может привести к тому, что она будет отклонять самолёт даже в ситуациях, в которых это не нужно. Пилоты не были проинформированы о наличии MCAS и были уверены, что управляют всё тем же, хорошо известным 737-ым. Это привело к двум похожим катастрофам, которые начались с поломки датчика и активации MCAS.

Для многих, виноватыми в случившемся оказались программисты. Стали  постить ссылки на страницы вакансий программистов Boeing в Индии. Как, мол, доверили написание критически важного кода людям, которые верят в реинкарнацию?  

Но ПО во всех случаях работало в точности так, как было задумано конструктором. Готовящееся обновление не исправляет «ошибки программистов», а меняет параметры работы системы MCAS.   Урок этой трагедии в том, что никакие программные продукты не способны компенсировать отсутствие компетенций и системного мышления. Они могут лишь повысить эффективность, но не быть заменой. Неважно, о чём речь — управлении самолётом, сетью оператора связи или государством — всегда есть соблазн сказать «Во всём виноваты программисты».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun




РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer