Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не в Ту сторону: что означает провокация над Японским морем


24 июля 2019 года Алексей Козаченко, Богдан Степовой, Дмитрий Лару, Алексей Рамм, Известия


К провокации южнокорейских военных в небе над Японским морем следует относиться как к недоразумению. Об этом «Известиям» заявили в Госдуме. По словам замглавы комитета по международным делам Алексея Чепы, к инциденту с обвинениями российских летчиков в незаконном пересечении границы «надо подойти с холодной головой и тщательно разобраться в произошедшем». Командующий дальней авиацией ВКС России генерал-лейтенант Сергей Кобылаш назвал произошедшее воздушным хулиганством. Собеседники «Известий» в Минобороны заявили, что пилоты F-16, совершавшие маневры в опасной близости от российских бомбардировщиков, повели себя «максимально неадекватно». Военному атташе Южной Кореи в РФ уже вручена нота из-за инцидента в небе над Японским морем. Примечательно, что ЧП случилось в районе островов Токто (Такэсима), являющихся предметом территориальных споров между Сеулом и Токио.

Первое совместное патрулирование российских ВКС и ВВС КНР в Азиатско-Тихокеанском регионе прошло на фоне нездорового интереса со стороны Сеула. Южнокорейские истребители несколько раз пересекли курс бомбардировщиков Ту-95МС, а затем отстрелили тепловые ловушки (системы, предназначенные для противодействия ракетам с инфракрасной головкой самонаведения). После инцидента Республика Корея поспешила обвинить российских пилотов в нарушении государственной границы. Однако ВКС РФ провели объективный анализ, который показал: самолеты шли в строгом соответствии с международными нормами, не заходя в чужое воздушное пространство. В итоге Сеул, а позже и следившие за инцидентом японские военные признали, что нарушения границы не было.

Воздушное недопонимание

Обвинения южнокорейской стороны в адрес российских пилотов прозвучали ранним утром утром во вторник 23 июля. Комитет начальников штабов вооруженных сил Республики Корея заявил, что в опозновательную зону ПВО Южной Кореии вошли три российских военных самолета и два самолета ВВС Китая. При этом российский самолет якобы дважды нарушил воздушное пространство республики. В южнокорейских СМИ появились сообщения о том, что в воздух были подняты самолеты ВВС страны, которые произвели «предупредительные выстрелы». Глава Управления нацбезопасности при президенте Республики Корея Чон Ый Ён выразил протест секретарю Совбеза России Николаю Патрушеву. Представитель Южной Кореи заявил, что Сеул предпримет «более серьезные меры», если ситуация повторится.

Однако в Минобороны России возразили, что российские Ту-95МС выполняли плановый полет над нейтральными водами. Их маршрут проходил без отклонений от плана в соответствии с международными правилами на удалении более 25 км от островов Токто (Такэсима). Воздушного пространства Южной Кореи российские самолеты не пересекали, подчеркнули в ведомстве. Действия пилотов F-16 Fighting Falcon («Боевой ястреб») в Минобороны назвали непрофессиональными маневрами. Сообщения о предупредительных выстрелах в российском военном ведомстве опровергли — южнокорейские истребители, не выходя на связь, отстрелили тепловые ловушки, после чего удалились. Собеседники «Известий» в Минобороны РФ, комментируя действия пилотов «ястребов», заявили, что они повели себя максимально неадекватно.

Спустя несколько часов официальный отчет выпустило и оборонное ведомство Японии. По данным Токио, в патрулировании кроме российских Ту-95МС приняли участие китайские реактивные бомбардировщики Xian Н-6. Полет проходил под контролем самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50. На представленных японскими военными схемах отчетливо видно: российские самолеты не пересекали воздушных границ других государств, полет проходил в международном воздушном пространстве.

Сами себе пограничники

Помешать полету российских самолетов южнокорейские военные пытались, ссылаясь на то, что они зашли в некую установленную Сеулом «опознавательную зону ПВО» (Air Defense Identification Zone, ADIZ). «Подобные «зоны» не предусмотрены международными правилами и не признаются Российской Федерацией, о чем неоднократно доводилось до южнокорейской стороны по различным каналам», — отметили в Минобороны РФ.

«Опознавательные зоны ПВО» самостоятельно объявляются государствами, но они не являются воздушным пространством той или иной страны. Их создание не регулируется международным законодательством, пояснил «Известия» военный эксперт Антон Лавров.

— Зона ADIZ Южной Кореи, где произошел инцидент, пересекается с аналогичными японской и китайской, — рассказал он. — Страны, объявляя зону ADIZ, дают понять, что они будут проявлять особый интерес к воздушным судам, вошедшим туда. Но, согласно существующим законам, это нейтральное воздушное пространство, где самолеты всех стран могут свободно совершать полеты. И ограничить их в этом праве нельзя.

Фактически Сеул выразил протест в связи с нарушением так называемой идентификационной зоны ПВО, а не воздушного пространства страны, отметил в беседе с «Известиями» ведущий научный сотрудник Корейского центра ИДВ РАН Константин Асмолов. Эта зона была создана в 1951 году и распространяется она далеко за пределы воздушного пространства Южной Кореи.

— Сеул периодически предъявляет подобные претензии китайцам и японцам. Южная Корея пытается приравнять идентификационную зону ПВО к своему воздушному пространству. Но формально это вообще не нарушение границ, — подчеркнул эксперт.

Последнее предупреждение

Южнокорейские пилоты совершили очевидное воздушное хулиганство, считает заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов.

— По негласной договоренности из соображений гуманности последние 30 лет перехваты не проводились, даже если самолеты подходили к границе сопредельного государства, — рассказал он «Известиям». — Истребители в таком случае поднимаются, но только с целью обнаружить и идентифицировать эти воздушные суда. Самолеты приближаются с соблюдением мер предосторожности на допустимое расстояние, чтобы обеспечить безопасность полетов. Если есть возможность, выходят на международный канал связи и на английском языке отдают сигналы, а приблизившись, привлекают внимание, покачивая крыльями. Но если нарушитель идет напролом, совершаются различные маневры, отстреливаются тепловые или сигнальные ракеты. Это — последнее предупреждение. Дальше начинается перехват.

Между российскими пилотами и летчиками США, а также стран НАТО при перехвате и сопровождении самолетов еще со времен холодной войны сложились неофициальные правила воздушного взаимодействия, рассказали «Известиям» несколько источников в Минобороны.

Маневры по сближению самолетов требуют особого мастерства, и назвать их абсолютно безопасными нельзя — ошибка может стоить человеческих жизней, поэтому стороны стараются действовать максимально осторожно.

Пилоты НАТО знают, что стратегический бомбардировщик Ту-95 — тяжелая машина, которую трудно назвать маневренной, поэтому при встречах с ними их берут на сопровождение, то есть летят рядом. В случае если самолеты приближаются к военно-морской базе или к группировке кораблей, которые находятся в нейтральных водах, пилоты НАТО могут начать «маневр по выдавливанию». Истребители начинают сближаться с бомбардировщиком, пытаясь заставить его изменить курс и уклониться от цели. Начинается игра нервов: пилоты выясняют, кто первым не выдержит и отвернет в сторону. Американские или английские пилоты могут обогнать самолет и «встать» перед ним, показывая, что надо отвернуть в сторону. При этом все стараются держать маневры под контролем, действуя «с запасом» — цена ошибки велика, и пилоты прекрасно это знают. Наши самолеты-перехватчики в подобных ситуациях по отношению к самолетам стран НАТО ведут себя аналогично, отметили источники «Известий» в Минобороны.

Сложности региона

Инцидент над Японским морем вряд ли сможет осложнить отношения между Россией и Южной Кореей, считает зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа.

— Сеул — важный экономический и политический партнер для Москвы, и Россия не заинтересована в нагнетании обстановки в регионе. Данный инцидент — скорее недоразумение, к которому надо подойти с холодной головой и тщательно разобраться в произошедшем. Но факт заключается в том, что Россия не нарушала границ Южной Кореи, — заявил «Известиям» депутат.

Ситуацию осложняет тот факт, что инцидент произошел в районе островов Токто (Такэсима), являющихся предметом споров между Южной Кореей и Японией. В этот же день Сеул вызвал в МИД страны временного поверенного в делах РФ в Республике Корея Максима Волкова. По сообщению южнокорейского внешнеполитического ведомства, дипломату заявили о «подрыве доверительных отношений», а также потребовали «объяснений и извинений» от Москвы. Ситуацию также прокомментировали в МИД Китая. Пекин напомнил, что зона идентификации воздушного пространства Южной Кореи не считается ее территорией, а значит, все страны имеют право свободно здесь передвигаться. Видимо, из-за этого в МИД Южной Кореи вскоре вызвали и китайского посла.

Оперативно отреагировала на случившееся и Япония. Токио одновременно выразил протест и Москве, и Сеулу из-за инцидента в районе спорных островов.

— Россия принципиально не влезает в двусторонние территориальные споры. Поэтому Москва не поддерживает Японию или Корею. РФ считает острова спорными, и да, они контролируются корейцами, — отметил Константин Асмолов из Корейского центра ИДВ РАН.

Инцидент с российскими стратегическими бомбардировщиками, совершающими плановые полеты в Дальневосточном регионе, — не первый за последнее время. 20 июня японское оборонное ведомство заявило, что российские Ту-95МС пересекли воздушное пространство государства. В Минобороны России эту информацию опровергли, сообщив, что бомбардировщики выполняли плановый полет над Японским, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями, не нарушая государственные границы.

В июле прошлого года Корея и Япония также поднимали истребители на перехват Ту-95МС, выполнявших полет над Японским и Желтым морями. В Сеуле заявляли, что российские бомбардировщики вторглись «в опознавательную зону ПВО», и призвали Москву не допускать подобного в дальнейшем.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer