Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


МиГ-35: Схватка с F-21 за господство в небе Индии все ближе


30 июля 2019 года Владимир Тучков, Свободная пресса


Долгоиграющий индийский тендер MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) на закупку для собственных ВВС 114-и средних истребителей движется вперед в рваном темпе. Сейчас наблюдается оживление, для которого характерна высокая лабильность. Претенденты на право получить 20 млрд. долларов, так оценивается сумма контракта, беспрерывно меняются. На прошлой неделе фаворитом был F-21 — переделанный компанией «Локхид-Мартин» истребитель-ветеран F-16 «специально для Индии».

И вдруг в минувшую пятницу вперед вырвался российский МиГ-35.

Однако данный рейтинг — это всего лишь рябь на поверхности воды, поскольку основывается на высказываниях в СМИ различных заинтересованных лиц. Пусть порой среди высказывающихся есть и очень крупные фигуры.

Победу F-21 прочит популярная деловая газета The Economic Times. При этом российский самолет она ставит не сразу же после американского, а в хвост очереди — после еще одного американского истребителя, французского, европейского и шведского.

Но в том, что победа будет засчитана именно МиГ-35, почти уверен главный маршал авиации Индии Бирендер Дханоа. Индийский военачальник побывал недавно в России и, что называется, потрогал истребитель своими руками. Разве что не полетал на нем, поскольку машина одноместная.

Маршал заявил, что у него нет ни малейших сомнений в том, что МиГ-35 относится к поколению 4++. А это означает, что все домыслы о том, что «русские не могут делать современную авионику», абсолютно беспочвенны. Одно из главнейших требований к самолетам данного поколения — именно современная и эффективная авионика. Казалось бы, аргументы маршала будут повесомее мнения газеты, которое основано на «диванной аналитике».

Но не все так просто. В экономике, а тендер в значительной степени экономическое мероприятие, размер погон и количество звезд на них играет не самую главную роль. Ну, а столь грандиозный тендер — это еще и политическое мероприятие. А газета The Economic Times это, смело сказать, рупор индийского правительства. Хоть официально таковой себя не позиционирует. Но всегда прекрасно знает, откуда ветер дует.

Так что это не слишком добрый знак для Российской самолетостроительной корпорации «МиГ». Именно индийское правительство в последнее время вставляет палки в колеса сделкам с Россией в авиационном сегменте. Именно оно отменило участие в совместном проекте по разработке индийской модификации истребителя пятого поколения Су-57 и разворачиванию его производства на своих заводах. Хоть в этом проекте были заинтересованы и Министерство обороны Индии, и самолетостроительная отрасль страны.

Однако никто не отменял и объективные критерии, которые выражаются в конкретных числовых величинах. Поэтому далеко не все решается в кабинетах на закрытых совещаниях.

Необходимо напомнить, что у истребителя РСК «МиГ» уже была попытка выиграть все еще продолжающийся тендер. На раннем его этапе. Причем тогда политическая ситуация была такова, что индийского правительство не стало бы чинить препятствия российскому самолету. МиГ-35 тогда «честно» проиграл.

Произошло это в 2011 году, спустя 4 года после начала грандиозного ристалища. К самолету были предъявлены две главные претензии. Во-первых, его двигатель по тяге не соответствовал заявленным техническим характеристикам. Во-вторых, РЛС во время тестовых полетов с участием всех участников тендера показала себя не с лучшей стороны. Дальность обнаружения самолетов «противника» была невысока. К тому же было невелико количество сопровождаемых и обстреливаемых целей.

И это было вполне закономерно, поскольку миговцы представили на тендер, по сути, полуфабрикат — истребитель МиГ-29 с «некоторыми улучшениями». Однако улучшения не пошли на пользу добротной и серийно выпускающейся машине. Кстати, машине, охотно закупаемой Индией для вооружения своих авианосцев. Корпорация «МиГ» в период подготовки к тендеру переживала далеко не самые лучшие времена. И это сказалось на качестве истребителя (прототипа), который получился «сырым».

Этот самолет не мог выиграть тендер еще и потому, что он не только не стоял на вооружении российских ВВС, но и не производился даже в объемах опытных серий. То есть это была абсолютно «темная лошадка», напичканная «детскими болезнями», с которыми неизбежно пришлось бы бороться за счет конструкторских доработок с самого начала эксплуатации.

Но в прошлом году МиГ-35 был представлен как абсолютно новый истребитель, в котором прекрасные летные данные планёра МиГ-29 были дополнены современным радиоэлектронным оборудованием.

Так, РЛС «Жук-А» имеет активную фазированную антенную решетку и в полной мере соответствует требованиям к бортовым радарам истребителей пятого поколения. Она позволяет обнаруживать истребитель на расстоянии до 200 км. Количество сопровождаемых целей — 30, обстреливаемых — 10. Разрешающая способность при картографировании местности — 1 м х 1 м. Радиотехнические характеристики РЛС не разглашаются. Но можно предположить, что в ней использован метод работы на разных частотах с пониженным выделением энергии с целью маскировки самолета. Кстати, в МиГ-35 частично, до ЭПР порядка 1 кв.м., снижена радиолокационная заметность. Также снижена и тепловая заметность.

Довели до ума и двигатель РД-33МК, который теперь удовлетворяет большинству требований, которые предъявляются к двигателям для самолетов пятого поколения. В нем используется плазменное зажигание, а также полностью цифровая система управления, которая оптимизирует все режимы работы и переходы между ними. В результате были повышены тяга (до 9400 кгс на форсаже) и ресурс, а также снижен расход топлива. Помимо этого существует модификация двигателя с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги, она может устанавливаться по желанию заказчика.

К завоеваниям миговских конструкторов в области бортового радиоэлектронного оборудования следует отнести использование не одной, а двух оптико-локационных станций с телевизионным и тепловизионным каналами. С помощью одной осуществляется обзор в передней полусфере. Вторая предназначена для нижнего обзора, что повышает эффективность борьбы истребителя с наземными целями.

Истребитель оснащен мощной системой обороны, которая включает в себя датчики облучения, комплекс радиоэлектронной борьбы, средства подавления тепловых ГСН ракет противника. Связная аппаратура позволяет использовать МиГ-35 в качестве командного самолета, осуществляя целеуказание для самолетов группы и иным образом помогая группе выполнять боевую задачу. БРЭО имеет открытую архитектуру, что максимально упрощает подключение нового оборудования, не прибегая к монтажу и отладке в заводских условиях.

И, наконец, достоинство, которого был лишен прототип, проигравший тендер в 2011 году. МиГ-35 успешно выдержал государственные испытания и был принят на вооружение ВВС России. Подписан контракт на постройку 6 самолетов. Объявлено также, что вскоре будут заказаны еще 24 машины.

Вот такой самолет сейчас конкурирует в Индии с американскими F-16 (названным по случаю тендера F-21) и F/A-18 Super Hornet, французским Rafale, евроистребителем Typhoon и шведским JAS 39 Gripen.

Список весьма странный. Поскольку условия тендера предполагают, что победитель продаст Индии 15 самолетов, а остальные 99 будут произведены в Индии по предоставленной компанией-разработчицей технологии. Такой принцип соответствует принятой Нью-Дели стратегии «Made in India». Но при таком подходе Rafale не должен быть вообще допущен к тендеру. Потому что в прошлом году, когда компания Dassult выиграла промежуточный этап тендера, подписав контракт на поставку 36 истребителей, фирмачи отказались предоставлять технологии. Они заявили, что существующий в Индии низкий технологический уровень в авиастроительной отрасли не позволяет построить качественные «Рафали».

Столь же странно выглядят в списке претендентов и два «американца» — F-16 («Локхид-Мартин») и F/A-18 Super Hornet («Боинг»). Американцы никогда и ни с кем не делятся своими технологиями. И хоть они сейчас заявляют о готовности это сделать, однако с той же легкостью могут взять свои слова обратно по причине «приоритетности национальных интересов».

Таким образом, если бы тендер проходил при неукоснительном следовании всем заложенным в него условиям, то МиГ-35 пришлось бы конкурировать только с двумя самолетами — Typhoon и JAS 39 Gripen. «Грипен», несомненно, имеет ряд достоинств по части радиоэлектронного оборудования. Но энергетические данные у него слабоваты. Он способен брать на борт ракетно-бомбовую нагрузку, вес которой не превышает 5 тонн. То есть об особой многофункциональности говорить не приходится — для нанесения ударов по земле это маловато. Невелик и боевой радиус — 800 км.

Что же касается «Тайфуна», производящегося евроконцерном Eurofighter, то при несомненных достоинствах по «силовой» части, он все-таки не так уж и молод. Эксплуатируется с 2001 года. Но при этом не претерпевал серьезных модернизаций по части бортового радиоэлектронного оборудования. Поэтому относится к четвертому поколению без плюсиков. МиГ-35 в этом отношении находится в более выгодном положении.

И еще одно достоинство российского истребителя — невысокая стоимость. Если «Тайфун» стоит 120 млн. долларов, то МиГ-35 меньше 50 млн.

Есть ли шансы на победу у российского истребителя? Разумеется, есть. Однако, как было выше сказано, победитель в этом конкурсе будет назван не только исходя из качества соперничающих самолетов.

Так что, сомневаться не приходится, когда до финала останется немного времени, в мировых СМИ появятся материалы, «разоблачающие» слабость МиГ-35 чуть ли не по всем его характеристикам. Американцы в этом деле асы.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" проявил волю к "Победе"
Владимир Кузьмин
Российская газета
Карта полетов
Антон Лавров Алексей Рамм
Известия
Сильное звено: новейшие вертолеты закрыли Черное море от кораблей НАТО

Известия
Авиаэксперт предсказал появление курилок не во всех аэропортах
Михаил Сафонов
BFM
Какой вердикт может вынести итальянский суд по делу Александра Коршунова?
Алексей Поплавский
Газета
Обмен ударами из-за С-400: Турция готова закрыть базу для США
Тимур Алимов
Российская газета
Забытая "Касатка": в этот день Ка-60 совершил первый полет Цитировать в комментарии Сообщить об опечатке
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Небо, вертолет, Арктика: в Заполярье появятся мобильные аэродромы



Марина Ковалева
КоммерсантЪ
«Гагарину» предлагают конкурента
Михаил Ходаренок
Газета.ru
«Собачья свалка»: Су-57 сравнили с F-22 Raptor

BFM
Во «Внуково» перестали принимать электронные посадочные талоны

Известия
СМИ рассказали альтернативную версию катастрофы SSJ-100 в Шереметьево
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Планы на ветер: авиабилеты продолжат дорожать
Леонид Хайремдинов
Красная звезда
Век на воздушно-космической службе
Логе Грозный
Красная звезда
В постоянной готовности к подвигу
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Региональному самолету ищут цену
Герман Костринский
КоммерсантЪ
«Новапорт» и Ташкент не сошлись в сроках

Интерфакс
Командир SSJ-100 стал единственным обвиняемым в деле о катастрофе в "Шереметьево"
Елена Иванова, Иван Корякин
КоммерсантЪ
Пассажиры разочаровались в "Аэроэкспрессе"
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
В деле «Трансаэро» не хватило раскаяния
Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
Минтранс определился со странами для «открытого неба» Пулково
Алексей Казаков
Военно-промышленный курьер
Дроны вышли из-под контроля и угрожают человеку
Герман Костринский, Дмитрий Козлов
КоммерсантЪ
Utair не дают продать активы
Юрий Сенаторов, Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
В крушении обвинили только пилота
Иван Апулеев
Газета.ru
Сплошное поле: новейшая система «Контейнер» защитит Россию
Светлана Белова
КоммерсантЪ FM
Орнитологическую безопасность хотят передать в частные руки
Игорь Каленич
ТАСС
Хлеб и самолеты. Как пекарь в Волгоградской области построил три мини-"птички"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" разрастается вширь
Виталий Воловатов
Известия
Где этот дрон: гражданские беспилотники остаются вне зоны контроля
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиацию привязывают к регионам
Александр Волобуев
Известия
Летать не вредно: РЖД начнет торговать билетами на самолеты
Александр Шарковский
Независимое военное обозрение
NATO создает уникальную систему разведки и наблюдения
Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Всевидящее око "Ориона"
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Небо закрывается раз

ТАСС
Стратегический бомбардировщик Ту-160. Конструкция, характеристики, модернизация
Николай Грищенко
Российская газета
Сбить любой ценой: как советский летчик на МиГ-21 протаранил "Фантом"
Дамир Серикпаев
Forbez Казахстан
Планы на 700 млн евро. Строительство нового терминала аэропорта Алматы начнётся в первой половине 2020
Павел Котляр, Дмитрий Окунев
Газета.ru
Катастрофа, изменившая авиацию: крушение DC-10 в Антарктиде
Сергей Сергеев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Пилот не поспел за самолетом
Дмитрий Окунев
Газета.ru
Метил в кандидата: как Эскобар взорвал самолет над Боготой
Ксения Логинова
Известия
Зато мы делаем ракеты: откажется ли Турция от российских С-400
Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
Кривой рейс: возобновление авиасообщения с Грузией отложили до 2020-го
Витольд Василец
Военно-промышленный курьер
Ядерный недолет
Александр Буланов
Известия
Кости из будущего: на МКС вырастили искусственный фрагмент скелета
Александр Буланов
Известия
Марсианское питание: созданы батареи для полетов на Красную планету
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Летать-стрелять: зенитные расчеты научат вести огонь на ходу
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
Ученье без света: вертолетчики пройдут углубленную ночную подготовку
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Новейший бомбардировщик США B-21 Raider умрёт, не родившись
Николай Новичков
Военно-промышленный курьер
ОАЭ выбирают между F-35 и Су-35
Егор Михайлов
Российская газета
Самолеты ищут таланты

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer