Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Плюшки и гаечный ключ: что дает участие в программе F-35


31 июля 2019 года Илья Крамник, Известия


Спустя почти 20 лет после формирования программы производства истребителя пятого поколения JSF (Joint Strike Fighter), плодом которой стало создание семейства F-35, к ней захотел присоединиться новый участник. Япония, до этого момента пребывавшая в статусе иностранного покупателя — foreign military sale (FMS) customer, выразила заинтересованность в повышении статуса. Вместе с тем, по мнению специалистов, Пентагон, скорее всего, отклонит эту заявку. «Известия» разобрались в истории программы F-35 и причинах японского интереса.

Поиски решения
 
Корни проекта единого многоцелевого истребителя уходят в 1980-е годы и заслуживают отдельного изучения, однако непосредственными родителями программы JSF стали два проекта: «Общедоступный легкий истребитель» (Common Affordable Light Fighter, CALF), запущенный в 1992 году как второй этап стартовавшего ранее проекта сверхзвукового истребителя вертикального взлета и посадки (Supersonic STOVL Fighter, SSF), и начатая в 1993-м межвидовая программа усовершенствования ударных возможностей авиации (Joint Advanced Strike Technology, JAST).
 
Вскоре оба проекта объединились: исследования по теме перспективного легкого истребителя продолжились в рамках программы JAST. На рубеже 1993–1994 годов была сформулирована основная цель — замена большей части многоцелевых истребителей американской и британской авиации единой машиной, точнее модификациями единой платформы, имеющими максимально унифицированный планер. На глубокой унификации планера настаивал тогдашний министр обороны США Лесли Эспин. Уже в феврале 1994-го он покинет свой пост под огнем критики за неудачную операцию в Сомали, однако только что стартовавшая программа разработки единой машины сохранит свою концепцию, хотя ее тоже будут жестко критиковать — в первую очередь за рост стоимости и сложность проекта.
 
В 1995 году Британия становится официальным партнером программы, внеся в кассу $200 млн — примерно 10% от общего объема финансирования JAST. Формирование партнерского пула будущего JSF началось.
 
Самая масштабная программа
 
Даже если бы программа JSF ограничилась только США и Британией, она бы уже могла претендовать на статус самой масштабной программы перевооружения авиации после холодной войны — просто потому, что ни у кого другого проектов подобного масштаба не было и близко: исходно только ВВС США предполагали закупку более 2 тыс. самолетов нового типа. Впрочем, по порядку. В начале 2000-х годов программа JSF прошла важный этап конкурса проектов, в ходе которого построенный компанией Lockheed Martin самолет Х-35 показал себя лучше, чем Х-32 от Boeing (при этом обе машины перекрыли требования заказчика).
 
В 2002 году Lockheed Martin получил контракт на разработку новой машины, а в рамках программы сформировался пул стран-партнеров. Помимо уже названных США и Великобритании ими стали Австралия, Бельгия, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция. Все эти страны вложились своими средствами в разработку машины, а их компании получили заказы на производство части комплектующих — при этом не только для самолетов, предназначенных данной конкретной стране-партнеру, а для всей программы F-35.
 
Так, от Австралии в кооперации участвуют более 50 предприятий, как собственно австралийских, так и «дочек» ряда глобальных корпораций, а их выручка должна превысить $1 млрд. Италия, как страна с более развитым авиастроением, получила даже собственную сборочную линию, на которой должна быть построена часть самолетов как для самой Италии, так и для других стран. Почти в $10 млрд оценивается участие Турции, на территории которой до недавнего времени предполагалось создание центра технического обслуживания и ремонта двигателей самолетов F-35 для всех европейских стран – членов НАТО, получивших этот самолет.
 
Для многих стран вхождение в программу было единственной возможностью сохранения некогда независимой авиапромышленности, с учетом огромной цены разработки современных боевых самолетов, непосильной для подавляющего большинства государств, когда-то имевших собственные конструкторские школы.
 
Вместе с тем такие близкие партнеры США, как Япония, Южная Корея и Израиль, не стали партнерами программы, оставшись в статусе покупателей. Отчасти все три ситуации объяснимы. Американцы не слишком горели желанием допускать к программе Израиль, учитывая опыт 1980-х годов, когда им пришлось приложить немалые усилия, чтобы убедить руководителей военного ведомства и авиационной промышленности Израиля отказаться от национального проекта истребителя Lavi, созданного на основе F-16. Производить Lavi в итоге Израиль не стал, но проект был продан в Китай, где с помощью российских специалистов и оборудования превращен в истребитель J-10. Впрочем, и без статуса партнера Израиль одним из первых начал получать новые машины и фактически имеет в программе статус наблюдателя с правом голоса.
 
Япония на заре 2000-х годов не слишком интересовалась F-35, надеясь на то, что США сделают для нее исключение в запрете на экспорт более мощного и дорогостоящего F-22. Кроме того, предоставление статуса партнера Японии автоматически вызвало бы соответствующие требования и со стороны Южной Кореи, а излишне множить число зарубежных поставщиков ни Lockheed Martin, ни Пентагон не хотели.
 
Вместо Турции
 
С момента замораживания состава участников программы прошло 17 лет, и мир за это время серьезно поменялся. Ключевым изменением стал вылет из программы Турции, после того как Анкара настояла на своем в принципиальном политическом споре, приобретя российские зенитные ракетные системы С-400. Вместе с тем замещение в программе Турции и ввод туда Японии — задачи принципиально разного масштаба. Если в первом случае вопрос заключается лишь в переносе центра техобслуживания и замене производителей ряда второстепенных комплектующих, то Япония с ее довольно развитой промышленностью потребовала бы более серьезного участия, с более масштабным вмешательством в техпроцесс.
 
Не следует забывать и о собственной японской программе истребителя пятого поколения. Сейчас в стране проходит испытания «демонстратор технологий» — самолет Х-2 Shinshin (心神), с учетом опыта создания которого предполагается разработка собственного истребителя F-3. Насколько его создание может быть ускорено, в случае если Япония станет производственным партнером программы F-35? Вряд ли это тот вопрос, на который в Вашингтоне хотят получить практический ответ.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?



Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer