Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Прерванный полет: как Грузия ищет замену россиянам


08.07.19 15:15 Игорь Кармазин, Известия


«Что нельзя делать в Грузии? Есть хинкали ножом и вилкой», — в шутку предупреждали россиян туроператоры. В конце июня, однако, стало не до шуток. В Тбилиси произошли столкновения оппозиционеров со спецназом, Россия из соображений безопасности запретила авиасообщение с закавказской республикой. «Известия» разбирались, удастся ли Грузии найти замену российским туристам.

Кресло на миллионы

Баррикады, горящий российский флаг, сотни силовиков в шлемах и с дубинками, разгромленный центр Тбилиси. Такими были беспорядки в Грузии в конце июня. Поводом послужило то, что депутат Госдумы Сергей Гаврилов во время официального мероприятия занял место председателя парламента Грузии. Оппозиционеры назвали Россию оккупантом, а президент республики Саломе Зурабишвили участников антироссийских акций обвинила в работе на Кремль. «Россия — наш враг и оккупант», — вторила она своим оппонентам.

В ответ президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому российские авиакомпании должны прекратить полеты в республику с 8 июля 2019 года. С этого же дня вступает в силу временный запрет на полеты грузинских авиакомпаний в Россию. Туроператорам рекомендуется «воздержаться» от продажи туров.

В кресло грузинского парламента теперь никто не прилетит, но и эта ситуация Тбилиси не очень обрадовала. Оказалось, что россияне приносили значительный доход бюджету республики. В 2018 году Грузию посетили 1,4 млн туристов из РФ. Это принесло экономике около 2 млрд лари ($710 млн). Ожидалось, что в 2019 году страну посетят около 1,7 млн россиян, а вливания в экономику составят порядка 2,5 млрд лари (более $886 млн).

Теперь цифры приходится корректировать. Глава Национальной администрации туризма Грузии Мариам Квривишвили сообщила, что ожидаемый поток туристов из России сократится примерно на миллион человек, что нанесет ущерб экономике в $710 млн. Представители грузинских общественных организаций считают, что потери составят $250–300 млн.

Совладелица туристического агентства Марина Володко рассказала «Известиям», что примерно 20% клиентов отказались от уже забронированных туров. «Многие пишут, спрашивают об обстановке в стране. За меня лично друзья переживали, интересовались. Родители очень беспокоились. Да и что скрывать, я сама в шоке была от происходящих событий», — отмечает собеседница.

Под вопросом и российские инвестиции. В 2018 году бизнесмены из России вложили в грузинскую экономику около $60 млн, то есть 5% от общих иностранных вложений ($1,2 млрд). Деньги вроде бы не самые впечатляющие — доходы от российских туристов в 10–12 раз больше. Однако официальные отношения между государствами практически отсутствуют. В таких условиях показатель существенный.

Поиск новых друзей

После указа Владимира Путина в Грузии начали искать замену российским туристам. Привлекать новых возможных клиентов начали зарубежные посольства. На странице грузинской дипмиссии в Дании опубликовали ролик Национальной администрации туризма, в котором «датских друзей» пригласили «провести свои летние отпуска в великолепной Грузии». Интересно, что в коротком ролике показывают не только природные и архитектурные достопримечательности, но и казино, которые работают в стране легально. Посольство также сделало репост фотографии со страницы грузинского портала The Financial, который приглашает туристов.

Посольство Грузии в США также поделилось туристическим роликом о стране. Иностранные дипломаты, включая послов Литвы и Великобритании, опубликовали обращения с хештегом #SpendSummerInGeorgia («#ПроведилетовГрузии»).

Министр экономики и устойчивого развития Грузии Натия Турнава встретилась с представителями крупных американских туроператоров. Те пообещали помочь с привлечением «культурных отдыхающих». «Большая часть наших клиентов — пенсионеры, у которых достаточно времени и дохода, поскольку из Северной Америки до Грузии довольно далеко. Они ездили во многие страны», — сказал представитель одной из компаний.

Некоторые жители Грузии опубликовали приглашения на своих страницах в соцсетях. «Прошу вас, приезжайте в Грузию этим летом. Нашей стране нужна поддержка», — призвала оперная певица Анита Рачвелишвили. Футболист Гурам Кашия опубликовал приглашение в Instagram. «Голландские друзья, поезжайте в Грузию, чтобы наконец увидеть настоящие горы», — написал он.

Определенные надежды у Тбилиси связаны с активизацией внутреннего туризма. Грузинская православная церковь призвала своих прихожан провести летние отпуска на родине и попросила банки смягчить условия для заемщиков, чтобы оказать поддержку туристическому бизнесу страны, попавшему в тяжелое положение.

Трудности перевода

Эксперты, впрочем, считают, что быстро заменить российских туристов у руководства Грузии не получится. Россияне хорошо знают менталитет, кухню, культуру Грузии. Не вызывает удивления уровень сервиса в республике. Отсутствует языковой барьер — многие грузины владеют русским, в стране сформировалась довольно крупная диаспора русскоязычных граждан.

Всех этих преимуществ Тбилиси лишается при работе с отдыхающими из западных стран. Европейцев и американцев придется знакомить с Грузией буквально с нуля. Необходима масштабная маркетинговая кампания, которая стоит денег. Жители ЕС и США менее склонны к спонтанным путешествиям, а значит, это лето уже, скорее всего, распланировали. Западные туристы более требовательные. Они не поедут в незнакомую страну без заранее забронированного номера в гостинице, не станут снимать квартиру у местных жителей. Большинство же россиян предпочитают жить в Грузии «дикарем». По сведениям Национальной службы статистики Грузии, в отелях останавливаются только 40% прибывших.
 

Определенные надежды в Тбилиси связывают с путешественниками из Ирана и Китая. Но и граждан этих стран привлечь довольно сложно. Многие иранцы строго соблюдают мусульманские обычаи. Меню должно быть халяльным, на территории отеля должна быть молельная комната. Определенной спецификой обладают мусульманские санузлы. Тренажерные залы, пляжи, бассейны должны быть раздельными для мужчин и женщин или по крайней мере иметь раздельный график посещения. Такой инфраструктуры в Грузии пока нет, на ее подготовку потребуются значительные силы и средства.

Принимать китайских туристов тоже не так просто. «Нужны владеющие китайским языком гиды, так как английского языка подавляющее большинство не знает. Нужна китайская кухня, так как грузинские блюда они есть не будут. Китайцам нужны гарантии безопасности, ведь мировые СМИ активно распространяли информацию о событиях в Тбилиси», — рассказала «Известиям» профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь. По ее словам, Грузия вряд ли справится без российских туристов. «У нас перед глазами примеры Турции и Египта, которые так и не смогли найти альтернативу», — подчеркивает Дехтярь.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Николай Протопопов
РИА Новости
"Пробиваемая" стена. Почему комплексы ПВО США не защитили Саудовскую Аравию
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Не стой под крылом
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Русский дебют в небе Стамбула. Чем может обернуться турецкий вояж для авиапрома России?
Владислав Скобелев
Деловой Петербург
Данные небесные. Каким будет интернет вещей в самолетах
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково дадут пятилетку свободы
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Интерес Турции к МС-21 связан с успехом сделок по АЭС "Аккую" и С-400
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
В российских «МиГах» не обошлось без украинского
Николай Протопопов
РИА Новости
Мертвый груз. Потянет ли Польша американские истребители F-35



Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Боевой самолет 6-го поколения будут строить несколько стран Европы
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Мал да удар: беспилотники вооружат крылатыми ракетами
Илья Крамник
Известия
Вторая жизнь "Залива": построят ли в Керчи вертолетоносцы
Екатерина Карпенко, Ксения Чемоданова
Газета.ru
Умри на месте: почему россиян оставят без санитарного борта
Илья Максимов
Российская газета
Три советских самолета вошли в пятерку лучших истребителей холодной войны
Кустов Максим
Военно-промышленный курьер
Пе-2 – «хорошо управляемый утюг»: «Пешка» глазами пилота
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на Коршунова
Роман Азанов
ТАСС
"Это не игра, тут все реально"
Джереми Богайски
Forbes
Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц
Николай Поросков
Независимое военное обозрение
Ставка на лидерство
Дарья Рыночнова, Михаил Мошкин
Взгляд
Эксперты оценили выбор замены самолету Ан-2
Ксения Потапова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
По пути цифровизации
Александр Карпов, Алёна Медведева, Юлия Гуреева
RT
«Бряцают оружием в информационном пространстве»: с чем связан дефицит лётчиков в ВВС Великобритании
Валерия Маслова, Анна Лушникова
RT
«Варшава пытается подыгрывать американцам»: США поставят в Польшу 32 истребителя F-35
Герман Костринский, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Монголия поменяет Ан-2 моторы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Абонентская расплата: армейские дроны найдут цель по сигналу сотового
Антон Валагин
Российская газета
Короли неба
Антон Лавров
Известия
Беспилотная лошадка
Александр Волобуев, Дмитрий Литовкин, Ирина Цырулева
Известия
Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
Александр Ермаков
Известия
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
Наталия Еремина, Ольга Шерункова
Газета.ru
Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
«Кинжал» по-китайски
Булат Баширов
КоммерсантЪ
Аэропорту устанавливают тендерное равенство
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий, Ирина Цырулева
Известия
Летали, знаем: рост цен на билеты повторил антирекорд 2008 года
Иван Апулеев
Газета.ru
Запрет снят? Украинцы пролетят над Россией
Дарья Рыночнова
Взгляд
Радикальная реформа ОАК уже началась
Ирина Огилько
Российская газета
"Скорая" на крыльях
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Спасти и уничтожить: ВМФ получит универсальный самолет-амфибию
Евгений Гайва
Российская газета
Туристы улетают налегке
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
МАКС пролетел, но обещал вернуться
Мария Томиленко
Красная звезда
Едины, как едино небо, сделавшее их лётчиками
Глеб Силко
КоммерсантЪ-FM
Авиакомпании компенсируют убытки билетами
Алексей Заквасин, Екатерина Комарова
RT
«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАКС-2019 состоялся и завершился как настоящий праздник
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром с проблемами
Ася Сафиуллина
ТАСС
Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?
Иван Сафронов
Ведомости
Минобороны может самостоятельно достроить космодром "Восточный"
Роман Азанов
ТАСС
"Снимать сложнее, чем управлять истребителем". Как делается воздушная съемка
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий
Известия
Берлинский акцент: российские нефтяники заправят немецкие самолеты
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты собирают под крыло
Юлия Грицай
КоммерсантЪ-FM
Такси осваивают воздушные маршруты
Влада Шипилова, Майя Иванова
КоммерсантЪ
Субсидии на подлете

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer