Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тепловой удар: Ил-76 получат новые противоракетные системы


11 августа 2019 года Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой, Известия


«Воздушные грузовики» получили ультрафиолетовую защиту. Военно-транспортные самолеты Ил-76 начали оснащать новейшими бортовыми системами, которые обнаруживают приближающиеся ракеты по излучению их двигателей. После этого бортовая система поставит помехи или отстрелит специальные ловушки. Новинка повысит живучесть отечественных транспортных самолетов в прифронтовой зоне или в районах локальных конфликтов.

Спасут от ударов
 
Системы защиты от ракет получат все тяжелые транспортные самолеты Ил-76, находящиеся на вооружении Воздушно-космических сил (ВКС). Переоборудование «воздушных грузовиков» началось весной этого года. Решение было принято после изучения опыта использования транспортной авиации в Сирии, рассказали «Известиям» источники в Минобороны. Ранее подобные системы уже получили новейшие Ил-76МД-90А и Ил-76МДМ.
 
Самолеты Ил-76 — основные тяжелые транспортники российских ВКС, которые отвечают не только за перевозку грузов, но и выброску десанта, рассказал «Известиям» военный эксперт Антон Лавров.
 
— Без системы защиты от атак в воздухе большие транспортные самолеты крайне уязвимы, — рассказал он «Известиям». — При этом транспортникам часто приходится летать в прифронтовые или в зоны локальных конфликтов даже в мирное время. Сейчас, например, Ил-76 разных модификаций часто возят грузы в Сирию, где существует опасность атак с земли. Такие машины особенно уязвимы при взлете или посадке, где их легко достать даже с помощью ручных переносных ракетных зенитных комплексов (ПЗРК). Первое время, когда сирийская авиабаза Хмеймим была особенно близка к линии фронта, при взлете и посадке транспортников в воздух поднимали боевые вертолеты, которые прикрывали легко уязвимые самолет.
 
Ловушка для ракеты
 
Новая бортовая система состоит из устройства управления, датчиков и станции-улавливателя ультрафиолетового излучения и предупреждения о ракетной атаке, а также из устройств постановки помех и выброса авиационных пиротехнических зарядов (тепловых ловушек), которые сбивают с траектории ракеты, наводящиеся на тепло двигателей. Датчики системы позволяют не только обнаружить, но и определить по ультрафиолетовому следу тип реактивного боеприпаса, приближающегося к самолету.
 
— В остальных странах мира используются инфракрасные датчики для обнаружения ракет. Ультрафиолетовые — это российское но-хау, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Проблема инфракрасных датчиков в том, что они весьма чувствительны к различным природным помехам. К примеру, нагретый воздух легко приводит к их ложному срабатыванию. Естественного ультрафиолетового излучения в природе нет. Оно может быть только рукотворным. Поэтому ультрафиолетовые датчики с высокой точностью не только обнаруживают приближающиеся ракеты, но и определяют их тип.
 
В зависимости от ситуации, электроника подберет не только необходимое количество зарядов-ловушек, но и алгоритм их отстреливания. Таким образом новая система способна отвести от самолета не только ракеты с тепловыми, но и радиолокационными головками самонаведения.
 
Причем новая система поможет Ил-76 уйти не только от атаки ПЗРК, но и более тяжелых зенитных или ракет «воздух-воздух», которые устанавливаются на боевых самолетах. Наличие противоракетного вооружения придаст уверенности пилотам.
 
Военный опыт
 
Советские ВВС впервые остро столкнулись с проблемой защиты транспортных самолетов от зенитного ракетного оружия во время войны в Афганистане. В 1979-1989 годах там было сбито около десяти советских транспортников разных типов. Большинство — американскими переносными ракетных комплексами «Стингер».
 
Там же были потеряны и два Ил-76 — в 1984 и 1990 годах. Обе машины были сбиты моджахедами из ПЗРК рядом с аэродромом Кабула. Первый самолет разбился вместе с экипажем. Во втором случае машину удалось посадить на брюхо с двумя отказавшими двигателями, что спасло жизнь экипажу и военнослужащим, сопровождающим груз.
 
В Афганистане тепловые ловушки показали себя действенным средством защиты самолётов. А новые системы, разработанные с учётом современных технологий, должны серьезно повысить безопасность полетов, уверен бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко.
 
— Первые ловушки появились в Афганистане после применения американских «Стингеров», — рассказал «Известиям» эксперт. — Сначала эти системы были установлены на бомбардировщики Су-17 и штурмовики Су-25, а позже — на транспортные самолеты Ан-12. Они отстреливались при заходе на посадку, когда самолет входил в зону досягаемости ПЗРК. Тогда же вырабатывалась тактика их эффективного применения. Использование ловушек синхронизировалось с противозенитными маневрами: транспортники заходили на посадку с большой высоты и вертикальной скоростью, одновременно отстреливая тепловые заряды.
 
ВКС сейчас получают новую технику. Военное ведомство уже заказало у производителей первую партию модернизированных многофункциональных истребителей Су-30СМ1. Эта машина доработана с учетом первых лет эксплуатации и опыта, полученного в ходе операции в Сирии. Она получит новые двигатели и радары — это сделает самолет более маневренным и эффективным в бою. Первые машины ВКС получат до конца следующего года, а уже в 2021-м начнутся массовые поставки в ВКС. Со временем до стандарта СМ1 будут доведены все самолеты серии Су-30СМ.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Геннадий Мельник
Парламентская газета
Пассажиры просят не вводить ваучеры вместо авиабилетов
Артур Карлов
Forbes
Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Команда — огонь: военная авиация поможет тушить лесные пожары
Яна Шамаева
Российская газета
Воздушный силач: как вертолет Ми-6 стал легендой
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Истребители в помощь подводным лодкам
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
"Охотник" на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

Вести.ru
В туалет только с бортпроводником: эксперт рассказал о новых правилах полетов



Арсений Замостьянов
Известия
Стартовые условия: легенды и правда о Байконуре
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" ушел в коронаминус
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Отлетная статистика
Роман Азанов
ТАСС
Байконур: история первого космодрома планеты
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Захват дрона: военных летчиков обучат уничтожать беспилотники
Михаил Котов
Известия
Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon
Владимир Карнозов
ТРК "Звезда"
"Закрытое небо" - самолёты, которых боится Трамп
Мария Кокорева, Елена Сухорукова, Тимофей Дзядко
РБК
ФАС предложила разрешить властям выкупать ваучеры у авиапассажиров
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Сбыча мест
Роман Азанов
ТАСС
Конструктор Шенгардт поднял "Ту" на новый уровень. Как создавались известные авиалайнеры
Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Туризм. Перезагрузка
Владимир Карнозов
Независимое военное обозрение
Як-130 усилит подготовку пилотов
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Сухой" воздух: Минобороны закупит Су-34 усовершенствованной версии
Эльнар Байназаров
Известия
Запрос с пристрастием: Израиль ждет возобновления рейсов из РФ к осени
Денис Лебедев
Фонтанка
"Газпром" окрыляет. В Левашово полным ходом идет подготовка строительства второго аэропорта для Петербурга
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минобороны переоценило транспортные самолеты
Владимир Веретенников
Lenta.ru
Полет "Пингвина"
Алексей Блинов
РБК
Побочный эффект: не все зарубежные авиакомпании возобновят рейсы в Казань
Сергей Осипов
Аргументы и факты
Над нами мессеры кружили. Самый известный немецкий самолет глазами русских
Мария Недюк, Ольга Коленцова
Известия
Важней всего: как погода помешала амбициозным планам Илона Маска
Наталья Граф
Российская газета
Отпуск будет!
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Эмбарго на ветер: Турция организовала "воздушный мост" в Ливию
Игорь Кармазин
Известия
Битва за туриста: Грузия открывает границы для иностранцев

BFM
Стоит ли начинать планировать летний отдых?

АТОР
Какими будут цены на авиабилеты по России этим летом
Сергей Рыжков
Красная звезда
Кому мешает открытое небо

Новые Известия
Цены на авиабилеты скачут потому, что перевозчики "нащупывают рынок"
Лилия Галявиева
КоммерсантЪ - FM
В самолетах и аэропортах смягчат карантин
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Шапка-всевидимка: для управления дронами используют VR-технологии
Михаил Котов
Известия
Последний рывок: Китай обгоняет США в "лунной гонке"
Екатерина Постникова
Известия
Война разочарований: ОБСЕ надеется на пересмотр решения США об "Открытом небе"

ТАСС
Эксперты: создаваемый на смену Ан-2 самолет "Байкал" позволит обновить авиапарк в ДФО
Юрий Гаврилов
Российская газета
Почему США не желают сотрудничать с Россией по открытому небу
Александра Мерцалова, Халиль Аминов
КоммерсантЪ
Туристы отложат путешествия
Виктор Литовкин
ТАСС
Охотник на "невидимок". К 85-летию конструктора С-400 Александра Леманского
Мария Михайловская
Парламентская газета
Самолёты полупустыми не полетят
Андрей Коц
РИА Новости
"Это шаг в пропасть": зачем США разорвали соглашение по открытому небу
Александр Волобуев
Известия
Неверная рассадка: власти отказались от идеи полупустых самолетов
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Враг по залету
Эльнар Байназаров
Известия
Полная бездатность: Россия не решилась на возобновление полетов в Турцию
Екатерина Постникова, Эльнар Байназаров, Татьяна Байкова
Известия
Небо в отказах: к чему приведет выход Вашингтона из очередного соглашения
Андрей Самохин
Взгляд
Должны ли летчики уводить падающий самолет от домов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer