Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полоса спасения: кто и как сотворил московское "чудо на Гудзоне"


16 августа 2019 года Елена Сидоренко, Анна Урманцева, Алексей Рамм, Виталий Воловатов, Валерия Нодельман, Известия


Жесткая посадка пассажирского самолета возле Жуковского, едва не обернувшаяся очередной катастрофой, вскрыла серьезные пробелы в обеспечении безопасности полетов. Как выяснили «Известия», отраслевую группу орнитологии, комплексно отвечающую за чистоту неба в районе всех аэродромов, сократили шесть лет назад. И хотя воздушная гавань, откуда вылетал Airbus «Уральских авиалиний», сертифицирована по всем стандартам, включая орнитологическое обеспечение, причиной ЧП стало именно столкновение со стаей птиц. Произошедшее рано утром 15 августа сразу окрестили московским «чудом на Гудзоне». Не на воду, а на кукурузное поле пилоты смогли филигранно посадить лайнер с неработающими двигателями и полными баками топлива. При этом никто из 226 пассажиров серьезно не пострадал. Командира воздушного судна Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина представят к государственным наградам. Но несмотря на то что трагедии удалось избежать, в обстоятельствах происшествия еще предстоит разобраться следователям.

«Спасибо родителям за таких ребят»
 
Самолет Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии» 15 августа должен был лететь из аэропорта Жуковский в Симферополь. В 06:10 лайнер с 226 пассажирами на борту поднялся в воздух и почти сразу, еще на взлете, столкнулся со стаей птиц.
 
В результате у самолета по очереди отказали два двигателя. Не имея возможности маневрировать, командир экипажа Дамир Юсупов принял решение произвести жесткую посадку на кукурузном поле — не выпуская шасси. Несмотря на то что самолет садился с полными баками и из них вылилось около тонны топлива, пожара удалось избежать. Все пассажиры были эвакуированы по надувным трапам — никто не погиб. На момент подписания номера сообщалось о 76 пострадавших, среди которых 19 детей. Однако госпитализация потребовалась только одной пассажирке — 69-летней женщине, состояние которой оценивается как удовлетворительное.
 
— Красиво приземлились, благодаря командиру, — вспоминает пассажир Степан Акопян. — Паники в поле не было. Народ вел себя хорошо.
 
В ожидании экстренных служб люди со слезами благодарили членов экипажа, фотографировались с ними, друг с другом, обнимались и целовались от радости.
 
— Я благодарен пилотам пожизненно, — сказал «Известиям» пассажир Борис Швайгер. — Настоящие мужчины! Желаю им крепкого здравия и благополучия. Спасибо их родителям за таких ребят! И всему экипажу тоже огромная благодарность за оперативность и адекватность.
 
По тонкой ниточке
 
Командир экипажа Дамир Юсупов рассказал журналистам, что сначала, когда отказал левый двигатель, он хотел вернуть самолет в аэропорт и приземлиться на правом. Но начались сбои в работе второго двигателя, и стало ясно, что этот маневр не удастся.
 
— Я принял решение не выпускать шасси, потому что это было безопаснее для посадки, — подчеркнул Дамир Юсупов.
 
Второй пилот Георгий Мурзин предположил, что птицы попали в оба двигателя.
 
Неустойчивая работа двигателя после попадания птиц — помпаж — приводит к потере тяги, которую уже не восстановить, рассказал «Известиям» Герой России летчик-испытатель Роман Таскаев. По его оценке, в сложившейся ситуации была продемонстрирована филигранная работа пилотов — провести самолет «по тонкой ниточке», не превысив вертикальную скорость, чтобы воздушное судно не разрушилось, и не потеряв горизонтальную, чтобы оно не перешло в сваливание. При большой вертикальной скорости самолет разрушится прямо на месте или может потечь и воспламениться керосин.
 
— В этом они проявили свое мастерство, — рассказал Роман Таскаев. — А мужество — в том, что не потеряли самообладание. Садиться в таких условиях — на малой высоте — очень страшно, при этом нельзя терять ни секунды. Чтобы переводить самолет на посадку на брюхо, надо иметь крепкие нервы.
 
Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства заявил, что действия членов экипажа заслуживают самой высокой оценки, и распорядился подготовить документы о том, чтобы представить их к государственным наградам.
 
Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что все формальности, предшествующие награждению, будут проведены в кратчайшие сроки.
 
Пернатая угроза
 
В Росавиации заявили, что черные ящики Airbus A321 не пострадали. Межгосударственный авиационный комитет уже сформировал комиссию для расследования причин ЧП, а Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности полетов.
 
Основная версия — попадание в двигатели птиц. Скорее всего, лайнер столкнулся с озерными или сизыми чайками. Последние достигают величины в 43 см, размах крыльев — около 120 см. Вес таких чаек составляет от 300 до 550 г. Август — как раз то время, когда молодые чайки становятся на крыло и вместе с родителями летают в поисках корма, рассказал «Известиям» орнитолог, научный сотрудник биологического факультета МГУ им. Ломоносова Павел Квартальнов.
 
— Стаи увеличиваются, могут насчитывать несколько сотен особей. Такой толпе трудно прокормиться, поэтому они летают далеко от колонии. Ищут свалки, рыборазводные пруды, фильтрационные поля. Летят они не всегда прямо, часто их просто ветер сдувает, поэтому, скорее всего, они и оказались на территории аэропорта, — отметил эксперт.
 
Сразу после ЧП общественность заговорила о том, что стаи птиц прилетают в Жуковский с несанкционированной свалки. Однако министр экологии Подмосковья Дмитрий Куракин заявил в четверг, что ближе всего к аэродрому находится только мусорный полигон «Сафоново», но он не используется с 2012 года, укрыт грунтами и не привлекателен для птиц. Пресс-секретарь администрации Жуковского Юлия Сошкина и депутат горсовета Светлана Безлепкина заверили «Известия», что несанкционированных свалок близ аэропорта нет.
 
Эту информацию опровергают СМИ и местные жители. Они сообщают о горе мусора всего в 2 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта — возле озера Глушица. Там постоянно видят стаи птиц.
 
Наличие несанкционированной свалки в границах водоохранной зоны Москвы-реки вблизи СНТ «Глушица» подтвердил Росприроднадзор. В Минприроды заявили о необходимости проведения проверки.
 
Гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев рассказал «Известиям», что работа по отпугиванию птиц в каждом аэропорте ведется по-своему.
 
— Например, в питерском Пулково уже привыкли к тому, что городская свалка находится прямо за аэропортом. Чайки там в пять часов утра с Финского залива перелетают на помойку, а около восьми вечера возвращаются домой. Поэтому в это время самолеты взлетают и садятся редко, — сказал он.
 
По всем стандартам
 
В настоящее время аэропортом Жуковский руководят две организации — дочернее предприятие «Ростеха» «Рампорт Аэро» и Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. Громова, входящий в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Первая занимается наземным обслуживанием рейсов гражданской авиации: инфраструктурой терминала, регистрацией пассажиров, обработкой багажа, а также пограничным таможенным контролем. А вторая отвечает за управление воздушным движением и поддержание работы аэродрома.
 
В ЛИИ им. Громова «Известиям» заявили, что аэродром Раменское (аэропорта Жуковский) сертифицирован Росавиацией по всем стандартам, включая орнитологическое обеспечение полетов.
 
— Все необходимые технические средства работали в штатном режиме. Перед вылетом были проведены все предусмотренные правилами процедуры, включая осмотр взлетно-посадочной полосы на предмет отсутствия миграции птиц, — сообщили в институте.
 
На аэродроме работает комплекс профессионального биоакустического оборудования. Он включает приборы, имитирующие звуки пернатых, предупреждающие об опасности, и крики хищных птиц, шумовые установки, отпугивающие птиц имитацией звуков выстрелов, и другие приборы.
 
В «Ростехе» «Известиям» сказали, что намерены разобраться в ситуации после того, как ОАК в 2020 году юридически войдет в состав госкорпорации.
 
— Безусловно, важно проанализировать и качество аэродромной инфраструктуры, и наличие свалок прежде всего. Необходимо юридически принять ЛИИ им. Громова, в числе других предприятий ОАК, в состав «Ростеха» — этот процесс идет. И будем разбираться с участием всех заинтересованных сторон, — заверили в «Ростехе».
 
Кто крышует это небо
 
По подсчетам Отраслевой группы авиационной орнитологии, в России происходит около 1 тыс. в год столкновений самолетов с птицами. Обычно это случается именно в летнее время, когда повышается количество популяций всех видов. 35% всех столкновений приходится именно на чаек.
 
Начиная с 2015 года цифры выросли в 20 раз: до этого фиксировалось по 30–50 случаев. Как рассказал «Известиям» руководитель Отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов, ранее регистрировались только те ЧП, которые приводили к повреждению воздушного судна.
 
— С 2015-го мы наконец добились того, чтобы Федеральное агентство воздушного транспорта стало регистрировать все случаи столкновения с птицами. Мы добивались этого 20 лет. Теперь стало понятно, что проблема довольно масштабная, с ней нужно работать системно, — подчеркнул эксперт.
 
Первые научные разработки, связанные с этой проблемой, были начаты еще в СССР в 1967 году. Но финансирование исследований было прекращено в 90-е годы. В 2003 году Отраслевая группа авиационной орнитологии была выведена из состава ГНИИ гражданской авиации. А в 2013-м ее сократили и в Госцентре безопасности полетов.
 
— Сейчас наша группа существует в структуре микроскопического частного предприятия, имея в своем составе четыре специалиста, — говорит Сергей Рыжов. — Сейчас мы работаем только по прямым заказам. Я считаю, что было бы правильно восстановить эту группу в рамках государственной структуры, чтобы она работала постоянно и систематически.
 
Отраслевая группа авиационной орнитологии подготовила единственное пособие по данной проблеме — «Базовый комплекс мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов в аэропорту». В нем около 100 разных процедур, которые должны быть проведены для того, чтобы снизить количество столкновений в небе.
 
Специалисты обращают внимание на то, что, просто купив устройство для акустического отпугивания птиц, проблему решить невозможно. Также не решается она и с помощью только лишь ловчих птиц. По сути, должен быть составлен индивидуальный паспорт для каждого аэропорта. В нем необходимо учесть наличие рядом крупных и мелких рек, морских побережий, характер растительности, урожайность семян, качественный и количественный состав самих птиц. Помимо биологических и природных факторов в паспорт нужно внести и антропогенные. Это интенсивность взлетов-посадок, наличие рядом несанкционированных свалок, полигонов коммунальных отходов и проч.
 
Далее для каждого аэропорта должна быть выработана индивидуальная программа обеспечения орнитологической безопасности. И даже в этом случае полностью гарантировать отсутствие столкновений с птицами будет невозможно. Но их количество можно свести к минимуму, полагает Сергей Рыжов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer